Рождественский сочельник – последний день Рождественского поста. В эту дату православные христиане готовятся к одному из своих главных праздников. Утром в сочельник после Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.
- Приметы, гадания, обычаи: что делать в сочельник
- История Сочельника и православные традиции
- Языческие обычаи
- Что можно делать в Рождественский сочельник
- Чего нельзя делать в сочельник
- Приметы на сочельник
- Бонус: рецепт сочива
- Приметы на Сочельник перед Рождеством Христовым в 2022 году 6 января
- Содержание статьи:
- Погодные приметы в Сочельник на Рождество
- Бытовые приметы Рождественского сочельника
- Что нельзя делать перед Рождеством: 25 примет и суровых запретов в Сочельник
- Приметы на 6 января: традиции и обряды
- Приметы на 6 января в Сочельник
- Что нужно сделать в Сочельник 6 января
- Что нельзя делать 6 января
- Приметы на 6 января о погоде
- Сочельник: про молитву, про Библию, про еду
- Как правильно провести Рождественский сочельник: что можно, а что нельзя
- Рождественский сочельник: что можно и что нельзя делать 6 января
- Традиции и обряды на Сочельник
- Что нельзя делать накануне Рождества
Приметы, гадания, обычаи: что делать в сочельник
Рождественский сочельник – 6 января – в 2022 году выпадает на четверг. «Рамблер» рассказал, что можно и что нельзя делать в сочельник, а также как канун Рождества обыгрывается в традициях и приметах.
История Сочельника и православные традиции
Как рассказывает портал «Православие и мир», свое название день накануне Рождества получил от слова «сочиво». Сочиво представляет собой вареные зерна риса или пшеницы, это основное блюдо сочельника наряду с кутьей.
Рождественский сочельник – последний день Рождественского поста. В эту дату православные христиане готовятся к одному из своих главных праздников. Утром в сочельник после Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.
Вкушать сочиво положено в канун праздника только после Литургии. Таким образом, часть сочельника проходит в «полном неядении».
Какая именно часть? Многие говорят о традиции поститься «до первой звезды». Ее связывают с упоминанием в Евангелии от Матфея звезды, которая появилась на Востоке и возвестила о рождении Христа.
«Православие и мир» отмечает, что уставом эта традиция не предписана, поэтому верующие постятся до того момента, когда в центр храма выносится свеча и поется тропарь Рождеству (примерно после трех часов дня).
В сочельник, как и в Рождество, желательно подготовиться к причащению Святых Христовых Таин, заранее исповедаться и причаститься.
Языческие обычаи
На Руси долгое время сохранялись языческие традиции, которые коснулись многих религиозных праздников. Так, в сочельник парни и девушки ходили по домам с песнями о Рождестве и колядовали – просили у хозяев угощения. Эта древняя народная традиция органично влилась в религиозный праздник.
Портал rt82.ru рассказал, что по приметам Рождественской ночи определяли будущий урожай, гадали о благополучии и будущем. Перед трапезой хозяин дома распахивал дверь и приглашал на кутью мороз, чтобы тот не губил посевы.
Считалось, что тому, кто в ночь перед Рождеством уйдет из дому, потом придется искать свой скот по лесам и болотам. Ткать в этот день значило угождать несчастью. В каждом дворе горел навоз – чтобы на том свете родители согревались.
Вечером в Рождественский сочельник выходили во двор, чтобы найти на небе первую звезду и загадать желание.
Что можно делать в Рождественский сочельник
«Комсомольская правда» составила список рекомендаций, которые подскажут, чем заняться в канун Рождества:
Собраться всей семьей на праздничный ужин, подготовив 12 блюд, – по количеству апостолов (сочиво – обязательный пункт в меню).
Высматривать первую звезду. Хотя церковный устав и не предписывает эту традицию, поиски первой звезды могут стать красивым преддверием ужина.
Украсить верхушку елки звездой, которая символизирует Вифлеемскую.
Посетить церковь. После трапезы верующие могут отправиться на праздничную службу, чтобы встретить Рождество в храме.
Колядовать. Колядки пришли из дохристианских времен, но церковь их не возбраняет.
Чего нельзя делать в сочельник
Объедаться. Если вы верующий человек, церковный устав советует как минимум быть умеренным в еде, а если здоровье позволяет – держать пост.
Гадать, если вы верующий человек. Бытует поверье, что в ночь перед Рождеством и вплоть до праздника Крещения гадание подскажет все тайны будущего. Обычай этот уходит корнями в язычество. Для церкви гадание – грех, связанный с гордыней и проистекающим из нее любопытством.
Ругаться и ссориться. Канун Рождества меньше всего подходит для выяснения отношений
Носить темную одежду. Раньше считалось, что встречать Рождество в черном – дурная примета, а облачаться лучше всего в светлую, новую и чистую одежду. Примета не имеет ничего общего с религиозным уставом, но сохранилась в народном сознании.
Отказывать в гостеприимстве. В сочельник принято привечать всех, даже незваных гостей.
Приметы на сочельник
По погоде сочельника предки пытались определить, какими будут грядущие весна и лето.
Приметы гласят – если в этот день тепло, весна будет холодная. Если в сочельник небо звездное, то будет богатый приплод скота и много ягод, а если хорошо заметен Млечный Путь – лето будет теплым.
Метель в сочельник давала надежду, что меда в новом году будет много, а оттепель 6 января считалась плохим знаком – летом не будет урожая огурцов и проса.
Бонус: рецепт сочива
Православный журнал «Фома» предложил классический способ приготовления главного блюда сочельника. Для этого понадобятся:
Пшеницу необходимо хорошо промыть, залить горячей водой и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (вместо варки можно отправить в духовку в глиняном горшке). В готовящуюся пшеницу необходимо периодически доливать горячую воду.
Мак промыть, запарить горячей водой на два-три часа, слить воду, растереть, добавить по вкусу сахар, мед или любое варенье, покрошенные орехи, изюм, фрукты или ягоды (по вкусу). Затем необходимо добавить 1/2 стакана кипяченой воды и соединить все это с вареной пшеницей. Подают сочиво в охлажденном состоянии.
Любой православный человек считает канун Рождества особым волшебным временем. В 2022 году, как и полагается, он наступит 6 января – это один из самых важных дней для верующих. Его называют рождественским сочельником либо просто сочельником.
Приметы на Сочельник перед Рождеством Христовым в 2022 году 6 января
Любой православный человек считает канун Рождества особым волшебным временем. В 2022 году, как и полагается, он наступит 6 января – это один из самых важных дней для верующих. Его называют рождественским сочельником либо просто сочельником.
Название знаменательного дня связано со словом «сочиво». Так именовали пшеничные зерна, размоченные водой и превратившиеся в постную кашу. Церковь велела в сочельник питаться именно этим нехитрым блюдом.
Многочисленные приметы на сочельник тщательно передавались последующим поколениям, благодаря чему и мы можем прикоснуться к этому щедрому проявлению народной мудрости.
Содержание статьи:
Погодные приметы в Сочельник на Рождество
Многие приметы в рождественский сочельник связаны с какими-либо природными явлениями. Это и немудрено, ведь наблюдение за погодой – один из самых доступных способов предсказать какие-либо события.
Если 6 января лежит большое количество снега, земля промерзла до глубины и все вокруг покрыто инеем – можно рассчитывать на щедрый урожай хлебных культур. Когда на небе в этот день мало звезд – летом не удастся собрать много ягод. Если в сочельник тропинки едва прикрыты снегом – можно будет порадоваться хорошему урожаю гречихи. Солнце в этот день особенно ярко светит – будет много зелени в наступившем году. Если иней появился перед сочельником, зерновые культуры лучше сеять до Петрова дня (12 июля), а если после – можно сеять и тогда, когда Петров день пройдет. Тусклый млечный путь предвещает ненастье, а светлый, с хорошо видимыми звездами – ясную погоду. Если в сочельник тепло, следует готовиться к холодной весне. Ясное небо 6 января говорит о богатом летнем урожае. Снежная погода сулит хорошие известия. Если бушует метель – пасечнику не собрать много меда. Увидеть падающую звезду – очень хорошая примета. Загадав в этот момент желание, можете быть уверены в том, что оно сбудется.
Бытовые приметы Рождественского сочельника
С бытом также связано большое количество примет, поэтому как следует подготовьтесь к кануну рождества и будьте начеку.
Каждый член семьи должен был попробовать все блюда. По поверьям, если нарушить запрет, то весь год голодным будешь.
Что нельзя делать перед Рождеством: 25 примет и суровых запретов в Сочельник
Рождественский Сочельник отмечается 6 января. На Руси это был семейный праздник. Проводили его шумно, весело. Каждый обязательно загадывал желание. По поверьям, оно обязательно исполнится.
Приметы на 6 января: традиции и обряды
Утром в Сочельник наши предки наводили порядок в домах и готовили 12 блюд к праздничному столу, в том числе постную кашу с медом, которую называли сочиво. Отсюда и пошло название праздника – Сочельник.
Вечером люди надевали новые белые одежды и после появления на небе первой звезды приступали к трапезе. За столом собиралась вся семья. Причем, сидеть за ним должно было четное количество человек. Если так не получалось, то подавали один лишний прибор.
Каждый член семьи должен был попробовать все блюда. По поверьям, если нарушить запрет, то весь год голодным будешь.
Пищу предлагали также путникам, странникам и нищим. Считалось, что, если в Сочельник сделать добро, то оно вернется сторицей.
В конце ужина обязательно раздавали сто монеток. Их называли деньгами счастья. Монеты символизировали богатство и долголетие.
Затем молодежь ходила по домам, распевала колядки и желала всем счастья и радости. Парней, девушек и детей в ответ обязательно угощали сладостями.
Приметы на 6 января в Сочельник
Существовали пять особых примет, которые, по поверьям, действовали только в Сочельник.
Кто первый съест вареник или блин, тот год будет самым счастливым. Если парень и девушка в любви признаются, никогда не расстанутся. Нашел деньги – богатым будешь. Собака залаяла – к серьезной ссоре. Сорока трещит – жди хорошие новости, воробьи шумят – плохие.
Что нужно сделать в Сочельник 6 января
В Сочельник было принято расставлять по всему дому зажженные свечи. Считалось, что тогда в нем поселятся мир и богатство.
Если кто-то был в ссоре, то они обязательно в этот день мирились.
Наши предки 6 января также проводили ритуалы на удачу, благополучие, здоровье, делали любовные заговоры.
Люди верили, что в этот день ангелы летают по свету и исполняют желания. Перед сном свое желание нужно прошептать, написать на бумаге и положить записку на подоконник у зажженной свечи. Считалось, что ангел увидит свет в темноте и найдет по нему дорогу.
Утром лист бумаги рвали и вместе с остатками свечи бросали в воду, тогда никто не сможет помешать задуманному.
Чтобы привлечь деньги в дом, насыпали в горшок землю, рядом зажигали три свечи. Водили ими по часовой стрелке и приговаривали: «Как стрелка идет по часам, так и деньги сыплются мне в карман». Горшок оставляли у окна до Крещения.
Чтобы ребенок выздоровел, мать в Сочельник переводила его трижды через порог дома и просила высшие силы забрать все недуги.
Чтобы привлечь в жизнь любовь, девушка вечером открывала дверь в доме и трижды говорила:
«Суженый, приди и меня к себе призови. Будем вместе навсегда, наша любовь для нас одна».
Что нельзя делать 6 января
Рождественский Сочельник был важным праздником, поэтому существовало немало примет, которые запрещали делать те или иные вещи.
Не разрешалось выполнять тяжелую работу, потому что тогда весь год проведешь, не разгибая спины. Запрещалось подметать пол – можно вымести счастье и удачу. Нельзя ткать и шить, потому что сам накликаешь на себя несчастья. Не стоит ругаться – нечистая сила пристанет и будет мешать жить целый год. Девушке запрещено сидеть в углу стола, потому что может навсегда остаться в девках. Нельзя общаться с обиженными и должниками, чтобы потом не остаться без денег и счастья. Запрещалось уходить далеко от дома, потому что год скитаться будешь. Не ходили в Сочельник на кладбища, так как умершие могут скоро могут позвать к себе. Нельзя выгонять из дома тех, кто пришел с колядками. Если их не угостить, то год будут проблемы с деньгами и здоровьем.
Приметы на 6 января о погоде
По приметам в Сочельник предсказывали погоду. Обычно в это время наступали морозы. Старики поговаривали: «Зима резвится не в лесу, а у нас на носу».
Так евангельские сюжеты поворачиваются в сторону молитвы, показывают, что все это – не только исторические события. Все описанное в Евангелии таинственным образом происходит действительно здесь и сейчас.
Сочельник: про молитву, про Библию, про еду
В массовой культуре, той, которая родом из Голливуда, Сочельник – уютный семейный праздник. К Сочельнику или прямо в этот день наряжают рождественскую елку, покупают подарки, накрывают особенный стол. Индейка, гусь, пряная рождественская выпечка, Christmas carols… День мира, любви, семьи (традиционной семьи, стоит подчеркнуть), день чуда. И в наши непростые времена эти западные Сочельники – знак надежды. Традиции не забыты, и эти традиции смотрят в сторону христианской культуры, хотя бы издалека напоминают о вере.
О том, что Сочельник – день особенный, напоминают и наш фольклор, и наш русский гений, воспевший нетихую украинскую «Ночь перед Рождеством».
Но ведь мы хотим встретить не просто «традиционный семейный праздник», а Рождение Спасителя мира. И не просто «отметить» – а провести этот день с Церковью. Но при этом все же предложить детям действительно яркий праздник, который запомнится на всю жизнь, который будет напоминать нашим детям о подлинной радости детства, о радости жизни в Церкви, где бы они ни оказались в своей взрослой жизни.
Вообще я уже писала о Сочельнике, о подготовке к Рождеству. А здесь попробую отдельно и подробно рассмотреть, как в этот день можно сделать две важные вещи – принять пищу духовную и пищу обыкновенную.
Богослужение Рождественского Сочельника
Сочельник – это, конечно же, елка, шары и гирлянды, пряничный домик на окошке, подготовка подарков… – и все это счастливое, детское, то, что делает праздник – Праздником. Но в первую очередь это завершение нашего пути к Рождеству Христову, того пути, который продолжался весь Рождественский пост. И чтобы не превратить елку и подарки в главный или вообще единственный смысл этого праздника, чтобы нам самим не забыть в уборке, готовке и праздничной суете, ради чего, собственно, мы так стараемся, – хорошо бы вспомнить о богослужении этого дня.
Навечерие Рождества начинается не с подготовки подарков и не с приготовления салатов, а с чтения Великих, или Царских, часов
А богослужение сегодня особенное. Навечерие Рождества в нашей Церкви начинается не с подготовки подарков и даже не с приготовления салатов, а с чтения Великих, или Царских, часов, а также с вечерни – тоже Великой, и потом – Литургии Василия Великого. Эти богослужения образно, ярко показывают смысл и значение Рождества Христова, готовят всех нас ко встрече с Новорожденным Спасителем.
Служба Царских часов совершается еще дважды в год: накануне Богоявления и утром в Страстную пятницу – особенные, священные, великие «времена и сроки» и Священной истории, и нашей жизни.
Царскими эти часы называются потому, что в Византии на этом богослужении присутствовал император:
«Перед особым кивотом со святой иконой Рождества Христова… ставится аналой, на котором полагается Святое Евангелие. Духовенство в священных облачениях, причт и чины Двора располагаются здесь же в ожидании царя. Появление его приветствуется многолетием. Царь целует святые иконы и становится подле трона. После этого начинается пение часов… Прочитавши тропарь, канонарх произносит: “Многолетно сотворит Бог богонареченное, боговенчанное и богособлюдаемое, державное и святое царство твое (или – ваше) на многа лета”» [1] .
Сейчас во многих храмах на аналое устанавливают вертеп из еловых веток и цветов, который, как стены пещеры, осеняет икону Рождества Христова. Перед этим вертепом священники в белых одеждах, со свечами – почти как ангелы со звездами! – читают пророчества о Рождении Спасителя и снова и снова напоминают нам:
Ныне – прямо сейчас, на этом зимнем рассвете Рождественского Сочельника.
И мы вместе с детьми можем прийти в это утро в храм и увидеть, как идет в Вифлеем
После часов служится Великая вечерня: поются рождественские стихиры, читаются восемь паремий – ветхозаветных пророчеств.
Это все невероятно важные, потрясающие слова, глубокие образы. Все это настоящая подготовка к Рождеству Христову, именно это, а не приготовление рождественского гуся или поросенка. Все это само по себе – образование и для детей, и для родителей. Такое участие в богослужении вообще и есть пресловутое «религиозное образование».
Но ведь часто бывает, что мы, может быть, и придем на службу, и настроение будет молитвенное, и впечатление грядущего праздника будет – но содержания этих текстов мы просто не услышим. Например, хор будет петь красиво, но неразборчиво, чтец будет читать слишком тихо, а священник – непонятно. К сожалению, такое случается. Приходится по обрывкам фраз угадывать содержание этого чтения… Что уж говорить о детях!
В общем, чтобы полно приобщиться к богослужению, хорошо вместе с детьми пойти в такой храм, где читают четко.
Еще вариант, в любом случае важный и работающий: давать читающим детям и самим брать книжки с текстами. Особенно хорошо, если в книге будет не только текст, но и объяснение, переводы. Такие книжки сейчас издаются и продаются [3] .
Но бывает так, что прийти в храм на эту службу никак не получается. Малыши 2–3–5 лет могут просто не дать родителям помолиться. Да и не всегда полезно детей 7–10 лет приводить в храм на всю службу: вместо того, чтобы сосредоточиться на богослужении, такие дети будут в церковной лавке рисовать или читать книжки, пока родители будут… трясти на улице плачущего младенца. Впрочем, даже в таком режиме бывает все равно полезно прийти в храм, хоть как-то приобщиться общей молитве. Но тут надо иметь в виду: у нас еще впереди всенощная, ночная или утренняя Литургия самого праздника Рождества Христова. И когда в семье есть младенцы и младшие школьники, бывает неоправданной нагрузкой и для детей, и для родителей приходить в храм на все эти службы. И как обычно, как всегда – приходится выбирать что-то одно. И учитывать, что всем нам – и малышам, и подросткам, и папе, и беременно-кормящей маме – обязательно нужно выспаться накануне Рождественской Литургии.
Домашнее богослужение утром Сочельника
Если не получается прийти вместе с детьми в храм на часы, вечерню и Литургию, то все равно можно и хорошо этот день встретить молитвой. Особенной молитвой, которой наша Церковь предложила нам встречать Рождественский Сочельник. И чтением Священного Писания, которое также именно сегодня нам предложили святые отцы.
О том, как и зачем можно дома, вместе с детьми читать церковную службу, я уже писала. Здесь попробую рассказать о том, какие могут быть варианты – всего лишь варианты! – домашнего богослужения в Рождественский Сочельник.
Привлекать детей можно, мне кажется, тогда, когда старшему лет 8–9. И пока младшему участнику меньше 10, молиться немного, недолго.
Потом, со временем, когда дети подрастут, мы все, уже хорошо представляющие себе эту службу, уже привыкшие именно так встречать Сочельник, сможем активно и осознанно участвовать в церковном богослужении этого дня. Собственно, ради чего все и затевается.
Чтобы все это устроить, нужно не так много: зажечь свечку или лампадку перед иконами, может быть, и ладан. Приготовить текст службы – купить заранее или скачать в интернете по запросу «Текст службы навечерия Рождества Христова».
И потом читаем что-то из часов. Например, вместе с детьми призовем: «Вифлеем, приготовься, ясли, украшайтесь!»
Вифлееме, уготовися,
Благоукраситеся, ясли,
Вертепе, приими: Истина прииде.
Сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися,
Вообразився якоже мы и обожив плоть.
Тем Адам обновляется, со Евою зовуще:
На земли благоволение явися спасти род наш.
Все понятно, кроме «сень мимотече» – что-то вроде «тьма прошла». Старшие дети могут, чередуясь с родителями, сами читать вслух эти песнопения на нашей общей молитве.
Если мы собираемся читать недолго, можно сразу прочитать Евангелие третьего часа – Лк. 2: 1–20. Знакомое даже малышам – как Богородица спеленала и положила в ясли Новорожденного Сына, как ангел явился пастухам. Можно читать сразу на славянском, а можно в синодальном переводе – зависит от возраста детей. Можно заранее подготовить книжки с картинками о Рождестве, может быть – детскую Библию. И пока старшие дети слушают Евангелие, младшие могут разглядывать рисунки с этим же сюжетом. И это чтение Евангелия – уникальная возможность подготовить детей к празднику… на молитве.
Чтение из Евангелия о Рождестве Спасителя – уникальная возможность подготовить детей к празднику… на молитве
Так евангельские сюжеты поворачиваются в сторону молитвы, показывают, что все это – не только исторические события. Все описанное в Евангелии таинственным образом происходит действительно здесь и сейчас.
Этот момент можно подчеркнуть, сказать детям: днесь, то есть буквально сегодня, Дева идет к вертепу, чтобы там родить Отроча Младо, Превечного Бога:
Дева днесь Превечное Слово
В вертепе грядет родити неизреченно:
Ликуй, вселенная, услышавши,
Прослави со Ангелы и пастырьми
Хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.
Мне кажется, еще очень хорошо спеть или прочитать удивительную стихиру девятого часа, которая и по форме, и по содержанию напоминает антифон службы Великой пятницы:
Днесь раждается от Девы
Рукою всю содержай тварь,
Пеленами, якоже земен, повивается,
Иже существом неприкосновенен Бог.
В яслех возлежит
Утвердивый Небеса словом в началех,
От сосцев млеком питается,
Иже в пустыни манну одождивый людем,
Волхвы призывает Жених церковный,
Дары сих приемлет Сын Девы.
Покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
Покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
Покланяемся Рождеству Твоему, Христе:
Покажи нам и Божественная Твоя Богоявления.
В конце этого песнопения, когда говорим «поклоняемся», делаем все вместе поклоны.
И теперь снова можно почитать Евангелие: соединяем чтение шестого и девятого часа – Мф. 2: 1–12 и Мф. 2: 13–23. Про волхвов, звезду и царя Ирода. Это скорее всего снова очень знакомый детям сюжет, так что он будет понятен даже на славянском. Впрочем, если дети мало знакомы с церковной культурой, хорошо, мне кажется, сначала почитать все-таки в синодальном переводе, это уж точно лучше, чем ограничиваться пересказами из детских книжек.
На этом можно и закончить такую короткую, но все же – службу.
А можно почитать еще что-то из службы Великой вечерни. Или, наоборот: ничего из часов не читать, а только из вечерни. Или так: после часов отправить малышей играть, а если они в состоянии сами сидеть за столом – завтракать, а родители вместе со старшими детьми – с теми, кто активно хочет, – почитают еще что-то из Великой вечерни:
Это правда радость, а не скучная нагрузка – молиться, слышать о Рождестве, открывать для себя все новые и новые стороны этого самого лучшего праздника детства.
Вот, например, вполне детский вопрос: что земля приносит в подарок Новорожденному? И об этом есть в песнопениях вечерни, и это все вполне и хорошо поймут и дети, и подростки:
Что Тебе принесем, Христе,
Яко явился eси на земли
Яко Человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит:
Ангели – пение; небеса – звезду;
Волсви – дары; пастырие – чудо;
Земля – вертеп; пустыня – ясли;
Мы же – Матерь Деву.
Иже прежде век, Боже, помилуй нас.
Если молимся с малышами, можно прямо на молитве вместо каяждо произнести как каждая. А так все вполне понятно и на славянском, если читать четко.
Об Адаме и Еве, обо всей мировой истории и даже о монархии – все в этой службе:
Августу eдиноначальствующу на земли,
Многоначалие человеков преста;
И Тебе вочеловечшуся от Чистыя,
Многобожие идолов упразднися,
Под eдинем царством мирским гради быша,
И во Eдино Владычество Божества языцы вероваша.
Написашася людие повелением кесаревым,
Написахомся, вернии, Именем Божества,
Тебе, вочеловечшагося Бога нашего.
Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.
Август – первый римский император, который сосредоточил всю власть в одних – в своих – руках. И в его правление в мир пришел единственный истинный Владыка, истинный Царь. Все это можно объяснить детям до молитвы, прямо во время ее или… не объяснять совсем. Слова скажут сами за себя, лишь бы дети и мы сами услышали их. Чтобы были способны услышать – снова и снова скажу: читаем внятно, и читаем недолго, чтобы внимание не ослабевало. И читаем по очереди: один текст – папа, другой – мама, третий – ребенок 15 лет, четвертый – ребенок 13 лет, пятый – ребенок 10 лет…
Можно из службы вечерни прочитать всего одну стихиру, потом сесть на диван, на стулья, на кровати и почитать с детьми паремии на русском языке – просто как обычное чтение Писания, просто как мы вообще читаем, например, на ночь. Это не трудно. Это правда интересно. Что не понятно – объяснять, и когда дети явно устали, уже невнимательны – тут же закончить все это чтение.
Ветхозаветные чтения Великой вечерни Рождественского Сочельника таковы.
1) Первые строки Книги Бытия, рассказ о сотворении мира – Быт. 1: 1–13.
Христианский писатель митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, почему именно о сотворении мира мы читаем в Сочельник:
«И все это творит Слово, Которое ныне воплощается, умаляется. Лежит в вертепе… Холодная ночь… Солома яслей… Может быть, маленький жалкий светильничек. И это ТВОРЕЦ ВСЕЛЕННОЙ! Пришел возсоздавать все…» [4] .
Можно снова дать детям в руки Библию с картинками, и пусть даже малыши слушают и смотрят иллюстрации. Если мы когда-нибудь с детьми занимались чтением Священного Писания, то такое чтение – повторение, закрепление пройденного и главное – «оживление» этого «пройденного».
2) Пророчество Валаама о звезде от Иакова – Чис. 24: 2; 5–9; 17–18.
3) Пророчество Михея о рождении князя Израильского в Вифлееме – Мих. 4: 6–7; 5: 2–4.
4) Пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева – Ис. 11: 1.
Об этом будет в ирмосах Рождеству: « Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе…» . Иессей – отец царя Давида, праотец Иисуса Христа. Иессей был родом из Вифлеема, и именно поэтому – можно сказать детям – Иосиф с Марией пошли в Вифлеем, ведь они были из рода Давидова.
Недетское, но… очень детское чтение: «будет волк жить вместе с ягненком, леопард ляжет рядом с козленком, теленок и лев станут вместе кормиться, и маленький мальчик их будет пасти».
5) Пророчество Варуха о Мессии – Вар. 3: 36–38; 4: 1–4.
6) Толкование видения Навуходоносора о колоссе на глиняных ногах – Дан. 2: 31–36; 44–45.
Тоже детское, потому что символическое, зашифрованное, загадочное. Если совсем по-хорошему, то можно заранее, используя новогодние каникулы, почитать с детьми эти сюжеты, предложить 5–7–10-летним детям нарисовать этого колосса. И теперь, на домашнем богослужении, дети встретят библейский рассказ узнаванием, радостью.
7) Пророчество Исаии о рождении Младенца, чье имя – Бог Крепкий – Ис. 9: 6–7.
8) Пророчество Исаии о рождении Сына от Девы – Ис. 7: 10–16; 8: 1–4; 8–10.
То самое место, которое когда-то читал один из семидесяти толковников-переводчиков, Симеон. Именно здесь он хотел заменить слово «дева» на «молодая женщина». Это эпичное:
Се Дева во чреве приимет и родит Сына,
И нарекут имя Его Еммануил;
Масло и мед имать снести.
«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся… яко с нами Бог!»
Мне кажется, когда в таком домашнем богослужении участвуют маленькие дети, лучше прочитать только одну из этих паремий, можно выбрать две-три (по опыту, для детей хорошо первое чтение, четвертое и шестое). Все читаем сидя, на русском языке, только действительно знакомое – на славянском; малыши смотрят картинки в детской Библии. Для старших детей и для самих себя после каждого чтения смотрим тут же толкования. Например, отца Олега Стеняева [5] .
Все это интересно, понятно, все это – даже в таком небывало сокращенном виде – приобщение к церковному богослужению дня, подлинное изучение Закона Божия, буквально погружение в него.
Это богослужение – в радость, ведь «ликуют ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь»
Это правда не трудно – если не делать из молитвы тяжкую повинность. Это в радость – ведь ликуют ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь. Если сокращаем, читаем буквально два тропаря из часов, Евангелие, две стихиры и три паремии, заканчиваем торжественным пением тропаря, кондака и величания Рождеству Христову – все это займет минут 40, не больше.
И эти полчаса, пусть час – уникальная возможность настроиться самим, настроить детей на рождественское ликование, увидеть всю красоту и глубину церковного богослужения. Это возможность узнать службу и всем сердцем полюбить ее. Нельзя полюбить то, с чем мы совсем не знакомы!
Хотя бы прочитать Евангелие о Рождестве Христовом и сразу спеть тропарь – это займет вообще минут десять, но это уже какое-никакое, а домашнее богослужение, служение Богу. И это самое логичное начало Рождественского Сочельника.
Вначале – пища духовная: молитва и Священное Писание. Но во вторую очередь в этот день важна и пища обыкновенная.
Еда в Сочельник – это тема интересная. И большая, но мы попробуем коротко.
«Трапеза в Сочельник разрешается без рыбы, но с растительным маслом и вином (либо, “в неимущих странах”, пивом), однако строгость поста должна заключаться в позднем начале этой трапезы: вечером, по окончании службы, то есть примерно в 15–16 часов по современному счету времени. До этого времени положено не есть вообще ничего» [6] .
Во-первых, потому что мы верим Церкви. И как ни крути, как ни оговаривай: мол, не для мирян и не с древнейших времен эти посты установлены, есть болящие и т. п. – а все же пост установлен. Может, и не настолько строгий, не для всех настолько строгий, но все же пост и все же установлен.
Строгий пост накануне праздника ощутимо, наглядно, съедобно подчеркивает величие самого праздника
Во-вторых, строгий пост накануне праздника ощутимо, наглядно, съедобно подчеркивает величие этого самого праздника. Сам факт поста не только на уровне духа, но и на уровне души, чувств, на уровне физическом ставит праздник Рождества Христова на высоту подлинного События в жизни каждого из нас.
В-третьих, это как раз удобно. Ведь пост в этом случае – либо полное отсутствие еды в первой половине дня, либо, для тех, кто поститься не так строго или вообще не строго, это все же еда очень простая, которая не потребует сил и времени на приготовление. Например, сварить кастрюлю полезной овсянки, гречки – и все. Не «что-то вкусное, как я люблю», а просто еда, просто польза организму. Так серьезно сокращается время и готовки, и связанной с ней уборки. И это как раз позволяет нам утром помолиться дома или сходить в храм. И выспаться тоже. И приготовить гуся на завтра… Или утку.
В Сочельник, конечно, уже есть наступление, предвкушение Праздника: украшают дом, наряжают елку, устанавливают вертеп. Но есть еще и особенные традиции, которые ярко и съедобно выделяют этот день среди прочих дней года. И это снова про еду.
Строго мы постились сегодня или не очень строго – но как стемнеет, можно накрыть стол белой скатертью. На стол выложить сено в память о том, что Божия Матерь положила Спасителя в кормушку для скота. Зажечь свечи – на столе, на окнах, перед вертепом, в фонариках, даже в пряничных домиках. Это выглядит фантастически красиво! К столу подать кутью или сочиво – то самое блюдо, в честь которого Сочельник называется Сочельником: пшеница с медом, которую хорошо бы приготовить накануне. И пряники, и имбирное печенье, и сбитень, и глинтвейн, и просто чай с медом и с имбирем. Это сказка, это чудо, голливудские фильмы отдыхают, серьезно! И это все – вкусная, особенная ассоциация, которую мы неразрывно связываем в детском мировосприятии… с утренним богослужением, с Евангельским чтением, с Ветхозаветными сюжетами.
Теперь оказывается, что все это вместе и есть Сочельник. И тогда утреннее богослужение Сочельника каждый следующий год оказывается Праздником. И чтения стихир, паремий навсегда окажутся частью этого Праздника.
Так у наших детей, у всех нас появляется шанс и узнать, и полюбить Священное Писание, церковную службу. Так мы встречаем Рождество как самый яркий, самый елочно-подарочный, самый детский праздник нашей цивилизации. Но еще – и как живое событие Священной Истории. Как праздник нашей Святой, Соборной И Апостольской Церкви.
[1] Диаковский Е. П. Царские часы Рождества Христова и Богоявления. Киев, 1908. С. 11–12.
[2] Здесь и ниже тексты из службы Царских часов и Великой вечерни.
[4] Вениамин (Федченков), митрополит. Размышления о двунадесятых праздниках. Раздел «Предпраздненство Рождества Христова».
С питанием разобрались, переходим к пище духовной. Как правильно провести 6 января, Рождественский сочельник?
Как правильно провести Рождественский сочельник: что можно, а что нельзя
В России есть два дня, содержащих в своем названии красивое слово “сочельник”: 6 января – Рождественский сочельник и 18 января – сочельник Крещенский. И если с Крещенским сочельником все более или менее ясно, и даже атеисты помнят, что в этот день в “церквях дают святую воду”, то Рождественскому сочельнику повезло меньше: тут и у верующих масса вопросов. С одной стороны, всем известно, что в сочельник готовят праздничную Рождественскую трапезу – обильную, щедрую. С другой, сочельник – последний и самый строгий день Рождественского поста, день, когда от еды максимально воздерживаются. Так как же правильно провести день накануне Рождества? Или, как безапелляционно формулируют некоторые СМИ, “что обязательно надо сделать в Рождественский сочельник, а что делать категорически нельзя?”
Начнем с того, когда разрешается приступать к еде 6 января? К сожалению, вопрос о еде в пост – неважно, Рождественский ли это пост, или Великий – часто затмевает и тему молитвы, и сам смысл поста, но раз уж это так всех волнует, давайте раз и навсегда проясним вопрос с питанием в день накануне Рождества. Тем более, что само слово “сочельник” произошло от названия блюда из отваренных зерен пшеницы или риса с медом – “сочива”. Иван Шмелёв, называя “сочиво” кутьёй, добавляет к главному (и единственному!) блюду Рождественского сочельника и специальный напиток – “взвар” (крепкий отвар) – из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики). Здесь же, в романе классика “Лето Господне”, читаем: “В Сочельник, под Рождество, – бывало, до звезды не ели…” Но до какой звезды? Почему до звезды? Давайте разбираться.
“Сочельник”, (1904 – 1905 гг.). Карл Улоф Ларссон (1853 – 1919 гг.).
Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только “после первой звезды”, соблюдалась верующими не одно столетие – в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе. В Церкви “первая звезда” символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь – это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть – но только сочива: строгий пост. Получается, у верующих в сочельник испытание их выдержки: праздничную Рождественскую трапезу готовим, но к ней до поры до времени не притрагиваемся. А когда будет можно?
Давайте вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера 6 января мы уже ничего не едим. Вот временные границы постного питания в последний день Рождественского поста.
Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии. Вот тут-то и начинается праздничное застолье. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста – слово “разговение”, не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией – Всенощного бдения. Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. И еще важно помнить, что подобная строгость не касается больных или ослабленных после болезни. Или тех, кто много и самоотверженно работает – врачей, например.
С питанием разобрались, переходим к пище духовной. Как правильно провести 6 января, Рождественский сочельник?
Когда-то ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома ставилась елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп – игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, больным, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что “не оскудевает рука дающего”. Все это и было даром человека Христу, вот это и есть главные подарки, которые следует дарить в сочельник.
Но не ели до звезды. её в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция соблюдалась верующими не одно столетие – в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Не ту, что на небе. В Церкви «первая звезда» символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову. Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть – но только сочива: строгий пост. Получается, у верующих в сочельник испытание их выдержки: праздничную Рождественскую трапезу готовим, но к ней до поры до времени не притрагиваемся. А когда будет можно? Если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера 6 января мы уже ничего не едим. Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии.
Рождественский сочельник: что можно и что нельзя делать 6 января
6 января каждого года православные и греко-католики празднуют Сочельник — день, накануне Рождества Христова, которое отмечают на следующий день — 7 января. Традиции и обряды дня в материале Ntr. city.
Рождественский сочельник завершает 40-дневный Рождественский (Филиппов) пост. В Сочельник принято накрывать столы и собираться всей семьей в родительском доме.
Рождество Христово — второй по значимости праздник (после Пасхи) в православной церкви, который установлен в память о рождении Иисуса Христа Девой Марией. 6 января на стол подают 12 блюд, символизирующих число апостолов Иисуса Христа. Также в этот вечер начинают колядовать.
Само слово «сочельник» произошло от названия блюда из отваренных зерен пшеницы или риса с медом – “сочива”. Иван Шмелёв, называя «сочиво» кутьёй, добавляет к главному блюду Рождественского сочельника и специальный напиток – «взвар» (крепкий отвар) – из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики).
Но не ели до звезды. её в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция соблюдалась верующими не одно столетие – в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Не ту, что на небе. В Церкви «первая звезда» символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову. Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть – но только сочива: строгий пост. Получается, у верующих в сочельник испытание их выдержки: праздничную Рождественскую трапезу готовим, но к ней до поры до времени не притрагиваемся. А когда будет можно? Если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18-00 вечера 6 января мы уже ничего не едим. Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии.
Традиции и обряды на Сочельник
· 6 января вся семья должна собраться за праздничным ужином. На столе, покрытом красивой новой скатертью, должно стоять 12 блюд.
· Одежда за праздничным столом должна быть только светлых тонов (темная предвещает траур в семье в следующем году) и новая (старая притягивает в дом бедность и нищету);
· Важно успеть увидеть своими глазами первую звезду, зажегшуюся на небе. Считается, что именно эта звезда — отблеск Вифлеемской звезды и вестник скорого рождения Спасителя. Смотря на эту звезду, можно просить Бога о самом сокровенном;
· В доме к этому дню все еще должно стоять хвойное дерево;
· Также вечером перед Рождеством, по сохранившейся традиции, ходят колядовать. Дети и взрослые ходили по домам, распевая песни-коляды и прося у хозяев деньги, и угощение.
Что нельзя делать накануне Рождества
· В этот праздник нельзя ссориться и выяснять отношения.
· Нельзя заниматься рукоделием, иначе могут возникнуть проблемы со зрением.
· Не разрешается кушать до появления на небе первой звезды.
· В Рождественский Сочельник нельзя отдавать кому-либо огонь из дома, а также все, что с ним связано: спички, зажигалки, свечи, дрова.
· Накануне Рождества нельзя отказывать в гостеприимстве. Если пришли гости, то следует радушно и щедро их принять.
Но основные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать.
Стоит отметить, что по Указу губернатора Оренбуржья при проведении праздничных богослужений, посвященных Рождеству Христову, рекомендуется обеспечить соблюдение их участниками требований санитарно-эпидемиологического законодательства, включая обязательное использование масок и установку в общедоступных местах антисептиков для рук.
В России есть два дня, содержащих в своем названии красивое слово “сочельник”: 6 января – Рождественский сочельник и 18 января – сочельник Крещенский. И если с Крещенским сочельником все более или менее ясно, и даже атеисты помнят, что в этот день в “церквях дают святую воду”, то Рождественскому сочельнику повезло меньше: тут и у верующих масса вопросов. С одной стороны, всем известно, что в сочельник готовят праздничную Рождественскую трапезу – обильную, щедрую. С другой, сочельник – последний и самый строгий день Рождественского поста, день, когда от еды максимально воздерживаются. Так как же правильно провести день накануне Рождества? Или, как безапелляционно формулируют некоторые СМИ, “что обязательно надо сделать в Рождественский сочельник, а что делать категорически нельзя?” Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии. Вот тут-то и начинается праздничное застолье. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной, то есть непостной пищи по окончанию поста – слово “разговение”, не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией – Всенощного бдения. Понятно, что такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. И еще важно помнить, что подобная строгость не касается больных или ослабленных после болезни. Или тех, кто много и самоотверженно работает – врачей, например..