Что символизирует кутья и блины на поминки

Этот ритуал берет начало со времен Византии, и до наших дней он дошел практически без изменений. Поминки совершаются первый раз сразу после погребения и затем еще трижды: на 9 день после смерти, на сороковой день и на годовщину. Прийти на поминальную трапезу могут все, кто хочет отдать дань уважения усопшему. Далее поминки проходят ежегодно в день смерти человека в семейном кругу после посещения могилы.

Содержание
  1. Зачем умерших людей поминают едой
  2. Откуда у ритуала ноги растут
  3. Почему нужно есть кутью, блины и кисель
  4. Зачем раздавать сладости
  5. Поминальный обед: с какими блюдами на столах славяне прощались с умершими
  6. С чего начинался поминальный обед
  7. Что пили во время поминальной трапезы
  8. Основные блюда поминального меню
  9. Поминальная еда: почему блины являются обрядовым блюдом? (2 фото)
  10. Блины как элемент свадебного обряда
  11. История и символизм кутьи
  12. История кутьи
  13. Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
  14. Символизм кутьи
  15. Поверья связанные с кутьей
  16. Канунная (праздничная) кутья
  17. Кутья рождественская
  18. Новогодняя кутья
  19. Кутья крещенская
  20. Православная кутья
  21. Поминальная трапеза
  22. Почему для трапезы на поминках используют только ложки: история традиции
  23. Традиция использования ложек на поминках
  24. Мнение священника о том почему нельзя кушать вилками
  25. Особенности сервировки стола на поминках
  26. Можно ли использовать одноразовую посуду

Зачем умерших людей поминают едой

Похороны в православии сопровождаются специальными обрядами, одним из которых являются поминки. Их ключевой момент – коллективная трапеза, которую родственники умершего устраивают на кладбище или в доме покойного.

Откуда у ритуала ноги растут

Этот ритуал берет начало со времен Византии, и до наших дней он дошел практически без изменений. Поминки совершаются первый раз сразу после погребения и затем еще трижды: на 9 день после смерти, на сороковой день и на годовщину. Прийти на поминальную трапезу могут все, кто хочет отдать дань уважения усопшему. Далее поминки проходят ежегодно в день смерти человека в семейном кругу после посещения могилы.

Почему нужно есть кутью, блины и кисель

Далеко не в каждой культуре поминальный обряд связан с едой, но в православии принято именно так. Не стоит думать, что поминки – обычная трапеза. Ее цель – отдать дань уважения умершему, вспомнить все хорошее, что было с ним связано и помолиться об упокоении его души. Меню поминальной трапезы достаточно специфичное: кутья, блины с медом и кисель. Кутья – это каша из риса или цельных зерен пшеницы, заправленная изюмом и медом. Поскольку традиция восходит к раннему христианству, то зерна символизируют Воскресение, а мед и изюм – радостную жизнь праведников на небесах. Именно поэтому кутью обязан попробовать каждый, присутствующий на поминках. Также зернами питаются птицы, и у древних славян считалось, что душа умершего сможет вернуться на землю в птичьем образе. Кисель, который также должен выпить каждый, подается в завершении поминок перед уходом. Остальная еда должна быть простой, не праздничной. По церковным правилам нельзя поминать усопшего водкой и крепкими алкогольными напитками, но в современной практике этого мало кто придерживается. Оставшуюся от поминок еду дают с собой уходящим, с просьбой помянуть усопшего еще раз дома или относят в церковь с той же целью.

Зачем раздавать сладости

Иногда родственники раздают на кладбище различные сладости. Этот ритуал также пришел из глубины веков, когда сладкое было редкостью и ценилось высоко. Таким образом люди просили окружающих помолиться за помин души умершего. Очередные поминки совершаются на 9 день в честь 9 ангельских чинов, которые ходатайствуют о помиловании умершего перед Господом. В этот день на поминальную трапезу приглашаются только близкие умершего. Очень важны поминки на 40 день. Они призваны «загладить» грехи усопшего, поэтому на них приглашают всех, кто готов за трапезой помолиться о его душе.

После кутьи в поминальном меню значились блины, символизирующие солнце. Но, если круглые блины ассоциировали с огнём небесным, то сложенные вчетверо блины были символом зашедшего солнца и скорби. Часто блины поливали маковым молоком или мёдом, желая, чтобы у усопшего была сладкая загробная жизнь. Часто вместе с блинами подавали булочки из дрожжевого теста с символикой погребального костра.

Поминальный обед: с какими блюдами на столах славяне прощались с умершими

Бывшие язычниками, славяне поклонялись огню, земле, воде и Роду. Еда, подаваемая на поминках, символизировала каждую из этих стихий.

Фактрум перенёсся на тысячелетие назад и узнал, какие блюда и напитки были на поминальных столах у наших предков.

С чего начинался поминальный обед

В культуре славян считалось, что умерший человек должен перейти из мира живых в мир мёртвых посредством некоторых обрядов. Так, поминальная трапеза, следующая сразу за погребением, была направлена на подготовку к переходу. Традиционно первым блюдом на поминках являлось коливо, или кутья — рисовая или пшеничная каша с добавлением изюма. Это блюдо было связано с культом земли. Считалось, что оно символизирует землю, в которую был погребён покойный.

После кутьи в поминальном меню значились блины, символизирующие солнце. Но, если круглые блины ассоциировали с огнём небесным, то сложенные вчетверо блины были символом зашедшего солнца и скорби. Часто блины поливали маковым молоком или мёдом, желая, чтобы у усопшего была сладкая загробная жизнь. Часто вместе с блинами подавали булочки из дрожжевого теста с символикой погребального костра.

Что пили во время поминальной трапезы

Алкоголь (брага или пиво) у славян символизировал огненную реку, которую покойный должен пересечь, чтобы оказаться в лучшем мире. Поэтому спиртное было неотъемлемой частью поминального обеда. Ещё до его начала во время похорон рядом с могилой умершего оставляли чарку водки, накрытую краюхой чёрного хлеба. Такой ритуал назывался «кормлением» покойника, сразу после погребения он считался ещё не совсем умершим. Кстати, хлеб тоже играл немаловажную роль, символизируя землю и земную пищу. Восточные славяне оставляли хлеб прямо на могиле, а северные клали кусок хлеба вместе с солью в могилу.

Алкоголь присутствовал на поминальном столе с самого начала обеда. А в его конце обязательно подавали кисель. То, из чего его изготавливали, зависело от региона. Чаще всего кисель был кислым и варили его из яблок, крыжовника, смородины, клюквы или брусники. В некоторых славянских племенах варили только молочный кисель. Он был отражением молочной реки с кисельными берегами, проплыв по которой, покойник попадал в мир иной. Наливали в конце обеда и пиво, подслащённое мёдом, или сладкую брагу.

Основные блюда поминального меню

В качестве горячего на стол славяне подавали щи, сваренные из капусты. Это блюдо было общедоступным и простым в приготовлении, поэтому приготовить их на поминки могли даже в крайне бедной семье. Вместе с капустными щами подавали пироги, объединяющие в себе символы огня, жизни, смерти и плодородия.

Пироги присутствовали на поминальном столе в обязательном порядке. В качестве начинки использовали грибы, мясо, капусту с луком или рыбу. Большое значение имел вид пирога, он обязательно должен был быть закрытым. Открытые пироги со сладкой начинкой обычно подавали на свадьбу, поэтому на поминках им не было места.

Поминальные обеды обычно проводили в доме усопшего. К столу приглашали всех друзей и родных, соседей и знакомых, знавших покойного. Но так было по большей части у северных славянских племен. Восточные славяне же на поминки не приглашали, сесть за стол мог абсолютно любой человек. Единственными, кого не допускали к поминальной трапезе, были неженатые юноши и девицы. Поминки проводили не только в день похорон, но и на второй, тогда исполняли ритуал «бужения» покойника. После поминальные трапезы проходили на девятый и сороковой день, а также в годовщину смерти.

Обязательными элементами поминального стола также являются кутья (коливо, канун) и кисель. Раньше кутью готовили из ячменя или пшеницы. Сейчас ее варят из риса, добавляя мед и изюм. Зерна символизируют собой воскрешение и вечную жизнь: попадая в землю, они дают всходы и новые растения. Так и душа умершего после захоронения тела снова возрождается к вечной жизни. Сладкая составляющая – мед, изюм выражает собой сладость духовную, которая ожидает в Царствии небесном.

Поминальная еда: почему блины являются обрядовым блюдом? (2 фото)

О том, почему блины на поминках подают в обязательном порядке, задумывались многие, кому пришлось побывать на этом печальном мероприятии.

У славян поминки покойного представляли собой своего рода милостыню для души. Тризны на могилах почивших близких устраивались с глубокой древности, еще до прихода христианства.

Обязательными элементами поминального стола также являются кутья (коливо, канун) и кисель. Раньше кутью готовили из ячменя или пшеницы. Сейчас ее варят из риса, добавляя мед и изюм. Зерна символизируют собой воскрешение и вечную жизнь: попадая в землю, они дают всходы и новые растения. Так и душа умершего после захоронения тела снова возрождается к вечной жизни. Сладкая составляющая – мед, изюм выражает собой сладость духовную, которая ожидает в Царствии небесном.

Наши предки отдавали первые блины на помин души нищим, странникам, то есть пришедшим извне. Такие люди считались посредниками, проводниками между реальным и загробным миром. Блин помимо прочего считается символом смерти и загробного мира, пищей, которой можно символически накормить души усопших.

Что касается киселя, то он у славян отличался от привычного нам напитка. Он был сытным, и именно пищей, а не питьем, как сейчас. Основой киселя была специальная закваска на муке. Если вспомнить народные сказки, то их герои нередко упоминают удивительные земли (тот свет), где среди кисельных берегов текут молочные реки.

Блины как элемент свадебного обряда

О том, что блины являются главным символом Масленицы, знают все. Но эта выпечка использовалась славянами не только как элемент поминок, но и свадебных обрядов. Но их отсылка опять-таки поминальная, поскольку невеста «умирала» для своей семьи, как девушка, а потом «воскресала» уже в новой, возрождалась в ином качестве – жены и матери в последующем.

Новобрачных было принято кормить блинами после первой брачной ночи. Еще старинной традицией было угощение блинами новоиспеченного зятя тещей. А молодая жена в шутку должна была пытаться отобрать первый блин, чтобы стать главой семьи. В некоторых местностях невеста сама пекла блины и угощала ими гостей.

И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.

История и символизм кутьи

Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.

Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т. д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.

История кутьи

Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.

В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.

Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.

Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «Родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.

Символизм кутьи

Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.

Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.

Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.

В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.

Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.

Поверья связанные с кутьей

А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «Богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.

Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.

Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.

Канунная (праздничная) кутья

Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.

Кутья рождественская

Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.

Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.

А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.

Новогодняя кутья

Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.

В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.

Кутья крещенская

И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.

Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.

Православная кутья

При этом также традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста. Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.

И это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.

Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода. А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.

Если в ходе поминок что-то упало со стола, то это не поднимают.

Поминальная трапеза

Традиция поминовения усопших идет еще с древних славян, когда согласно языческим традициям организовывались тризны в память об умерших. Тогда считалось, что пышные и богатые проводы покойного обеспечат ему соответствующее существование в загробном мире. Кроме того, ради собственного тщеславия родственники умершего старались показать свое приличное материальное положение. К сожалению, эти мотивы продолжают существовать и сегодня.

А вот православные традиции говорят о том, что поминальные обеды — это, прежде всего, молитвенное поминовение. Поминки же устраивали не для себя и провожающих, а для нищих и юродивых. Всегда на Руси считалось, что такие люди ближе к Богу, что именно их молитвами буде защищен покойный в ином мире.

Относительно меню поминального стола считалось, что показная роскошь в этом случае совсем неуместна, что кулинарные излишества и изысканные яства не помогут усопшему обрести успокоение на том свете.

Поминки должны начинаться с кутьи — сладкого блюда из риса. Сладость символизирует благодать вечной жизни, а рис — будущее возрождение. Вторым обязательным блюдом на Руси были поминальные блины, которые сейчас уже редко встретишь на поминках. Состав остальных блюд не имеет значения, главное, чтобы не было особых излишеств. В периоды поста на поминках должны быть только постные блюда.

В настоящее время на поминках не обходятся без алкоголя, а вот, православные заповеди не разрешают выпивать на похоронах. Считается, что это вредно для успокоения души покойного, так как не способствует созданию духовного настроя, приличествующего скорбному событию, не говоря уже о ссорах и драках, которые позволяют себе пьяные люди на поминках.

Надо понимать, что поминки должны дать помощь покойному в его пути в небесное царство, а не удовлетворять чье-то тщеславие или амбиции. Дело даже не в православии, а в соответствующем человеческом отношении к такому горестному событию, как смерть человека.

Почему для трапезы на поминках используют только ложки: история традиции

На поминках едят ложками вследствие староверов, которые считали вилку чертовым хвостом и что она способна сгубить душу усопшего. Чтобы не создать покойному сложностей в загробном мире, родственники не пользовались бесовскими столовыми приборами.

Традиция использования ложек на поминках

Традиция поминальной трапезы идет из прошлого. В разных народах и религиях существуют подобные обычаи, причиной их появления является вера в бессмертие души. Предки использовали в быту ложки по причинам:

    в древности посуда была из дерева, о вилках не знали; по острию вилки и ножа, утекает энергетика человека; староверы ассоциируют их с трезубцем дьявола или его рогами; гостям предлагается съесть 3 ложки кутьи в память об усопшем; другая еда (хлеб и блины), входящая в обязательное меню, не предназначается к использованию вилок.

Кутья (коливо) — ритуальная каша, состоящая из цельных зерен пшеничной или рисовой крупы, с медом и цукатами. Зерна — символ воскрешения души, мед — райское чудо и умиротворение. Коливо ассоциируется с Царствием Небесным, куда попадает душа после смерти. Считается, что, ткнув в кутью острым столовым предметом, потревожишь покой усопшего. Основываясь на одной из версий, люди на поминках не едят вилками, а ложками.

Мнение священника о том почему нельзя кушать вилками

Поминки в православии подразумевают поход в церковь близких родственников погибшего на 3, 9 и 40 день. В храме родные ставят свечи, читают молитвы, организуют панихиду.

В церковных канонах про столовые приборы не говорится. Священнослужители призывают решить самому, чем кушать, думать не о вилках или ложках на трапезе, а о душе покойного. Вспоминать его добрым словом, молиться за упокой. Проведенный обед для галочки, без молитв, не принесет пользы душе.

Иеромонах Дорофей (Баранов) считает, что если сбивают домыслами по поводу запрета вилок на поминках, можно потребовать объяснения. Изначальная культура трапез есть только ложками, являвшаяся продолжением заупокойного церковного богослужения, канула в небытие.

Приложите усилия, чтобы благотворительные поминки проходили в атмосфере обожествления и тишины.

Иеромонах Викторин (Асеев) подтверждает отсутствие в православной церкви правила есть на поминках ложками и называет его суеверием. Священники используют за приемом пищи на поминках вилки, потому что это удобно. Не стоит надумывать лишние вещи, осложняя себе и окружающим жизнь.

Особенности сервировки стола на поминках

Накрыть стол нужно со всеми почестями ритуала, поставить тарелки, в расчете на каждого пришедшего гостя. На них кладется свернутые пополам салфетки. Справа кладут ложку, обязательно тыльной стороной вверх (наоборот). Нельзя ставить на стол хрусталь и фарфор. Не принято использовать праздничную посуду, лучше подойдет домашняя, повседневная. Стелют однотонную, неяркого цвета скатерть.

Для украшения стола на поминках берут еловые ветки. Обязательно оставляют пустым отдельное место во главе стола для усопшего. Выделяют стул, спинка на нем украшена черной траурной лентой или веткой ели. Никому нельзя его занимать. На стол ставят портрет с фотографией, обрамленный в рамку с черной лентой в углу. Зажигают свечу, кладут тарелку, на нее ложку. Иногда добавляют ко всему рюмку воды и кусок хлеба поверх нее. Рюмку с хлебом не убирают после окончания поминок, все остается до сорокового дня. От алкоголя воздержаться, даже от вина.

Вино — символ земной радости, а поминальная трапеза — время чтения молитв и скорби.

Православная вера считает распитие алкоголя грехом. Употребив его, посмертная участь души и скитания в загробном мире ухудшаться. Подавать ли на стол спиртные напитки, решают хозяева родственники усопшего.

Арендуют кафе или ресторан для проведения поминального обеда. Всю организацию: приготовление блюд, расстановку столов и стульев, сервировку приборов (ложек, тарелок и стаканов), уборку, администрация берет на себя.

Уделить внимание рассадке людей. Существует последовательность: ближайшие родственники (отец и мать, муж или жена, братья и сестры) располагаются рядом с местом усопшего. Гостей сажают по мере родства или по старшинству. Мужчин и женщин на поминках рассаживают поочередно друг с другом, также сидят люди в браке. Дети садятся в конце стола, они также должны есть только ложками.

Неуместна на поминках яркая одежда, открытые участки тела (декольте, руки, живот, ноги). Веселое поведение, споры и ссоры запрещены. Считается, если много плакать, то на том свете душа будет тонуть и страдать. Перед обедом помещение окуривают ладаном.

Сервировка стола на поминки сопровождается выбором нескольких блюд. Нужно учитывать, что трапезничают только ложками:

Кутья, блины и кисель (основа меню). Горячее (лапша, суп, борщ). Мясо или рыба с гарниром (котлеты, гуляш с картофельным пюре, гречневая каша). Холодные закуски (салаты из овощей). Сладости, выпечка, фрукты (конфеты, печенья, пироги). Напитки (компот, сок).

При каждой смене блюд принято читать молитву и брать чистую ложку. Первый блин и половник киселя отдают покойному.

Если в ходе поминок что-то упало со стола, то это не поднимают.

По завершении поминок вся еда раздается гостям, бедным людям или заносится на кладбище, но не выкидывается. Можно отдать ее животным. Поминки непродолжительные, прощаться на них не принято.

Можно ли использовать одноразовую посуду

Однозначного ответа нет. Использование одноразовой посуды, ложек на церемонии поминания усопшего зависит от организации и благосостояния семьи, где случилось горе.

Одни считают уместным и удобным. Не нужно думать, как все убрать и перемыть после поминок. Снять хлопоты при организации поможет доставка поминальной трапезы. Все блюда приготовлены так, что их можно есть ложками, упакованы. Сервисы, предлагающие такие услуги, предоставляют одноразовую посуду и мусорные пакеты, что избавляет скорбящих по усопшему от забот по уборке после завершения трапезы.

Другие, утверждают, что использование одноразовой посуды неуместно, выражается неуважение к покойнику. Пожилым людям трудно брать пластиковые стаканчики, ложки, сминающиеся в руках.

На Руси, до ее крещения, предки проводили поминальные обряды после похорон. Ритуалы перетерпели изменение временем, но сохранились до сих пор правило есть ложками. В православном христианстве определены дни поминания людей — 3, 9 и 40 день после смерти. На 9 или 40 дней, выпавшие на будний день в период Великого поста, переносятся на ближайшие субботу или воскресенье. Поминают в день рождения и в день смерти ежегодно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В настоящее время на поминках не обходятся без алкоголя, а вот, православные заповеди не разрешают выпивать на похоронах. Считается, что это вредно для успокоения души покойного, так как не способствует созданию духовного настроя, приличествующего скорбному событию, не говоря уже о ссорах и драках, которые позволяют себе пьяные люди на поминках. Однозначного ответа нет. Использование одноразовой посуды, ложек на церемонии поминания усопшего зависит от организации и благосостояния семьи, где случилось горе..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector