Что такое кутья поминальная в православии

Этот ритуал берет начало со времен Византии, и до наших дней он дошел практически без изменений. Поминки совершаются первый раз сразу после погребения и затем еще трижды: на 9 день после смерти, на сороковой день и на годовщину. Прийти на поминальную трапезу могут все, кто хочет отдать дань уважения усопшему. Далее поминки проходят ежегодно в день смерти человека в семейном кругу после посещения могилы.

Содержание
  1. Зачем умерших людей поминают едой
  2. Откуда у ритуала ноги растут
  3. Почему нужно есть кутью, блины и кисель
  4. Зачем раздавать сладости
  5. Что такое кутья поминальная в православии
  6. Ингредиенты для «Кутья поминальная»:
  7. Пищевая и энергетическая ценность:
  8. Рецепт «Кутья поминальная»:
  9. История и символизм кутьи
  10. История кутьи
  11. Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
  12. Символизм кутьи
  13. Поверья связанные с кутьей
  14. Канунная (праздничная) кутья
  15. Кутья рождественская
  16. Новогодняя кутья
  17. Кутья крещенская
  18. Православная кутья
  19. Коливо (кутья) в православии — значение блюда и его рецепт
  20. Название
  21. Древние традиции и обычаи Рождества
  22. Когда и откуда появилась в России кутья
  23. Очень интересное чудо
  24. Символизм кутьи
  25. Рецепт кутьи и колива довольно прост
  26. Разновидности колива
  27. И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.
  28. Коливо приносят в церковь в воспоминание о чуде мученика Феодора Тирона
  29. Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.
  30. Освящение кутья и колива в домашних условиях невозможно
  31. Очень тяжело расставаться
  32. Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.
  33. Литература
  34. Помочь людям понять главное
  35. Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?
  36. Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда
  37. Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.
  38. Традиция возмутительно редкого причащения
  39. А придумывать причины не нужно
  40. Всему свое время и место
  41. Поминальная кутья — значение, полезность и рецепт приготовления
  42. Традиционная поминальная трапеза
  43. С какими начинками делают блины на поминки?
  44. Блины постные с грибами
  45. Блины постные с грибной икрой
  46. Блины постные с грибами и гречневой кашей
  47. Блины постные с капустой
  48. Постные блины с картофелем
  49. С яблоками
  50. Как рассчитать количество блинов на поминки, и сколько подавать?
  51. Что символизируют блины на поминках?
  52. Символы кутьи
  53. Кутья из риса с изюмом, простой рецепт
  54. История рецепта и символики кутьи
  55. Что пили во время поминальной трапезы
  56. Рецепт поминальной кутьи
  57. Кутия «традиционная» на рисовой крупе
  58. Рецепты

Зачем умерших людей поминают едой

Похороны в православии сопровождаются специальными обрядами, одним из которых являются поминки. Их ключевой момент – коллективная трапеза, которую родственники умершего устраивают на кладбище или в доме покойного.

Откуда у ритуала ноги растут

Этот ритуал берет начало со времен Византии, и до наших дней он дошел практически без изменений. Поминки совершаются первый раз сразу после погребения и затем еще трижды: на 9 день после смерти, на сороковой день и на годовщину. Прийти на поминальную трапезу могут все, кто хочет отдать дань уважения усопшему. Далее поминки проходят ежегодно в день смерти человека в семейном кругу после посещения могилы.

Почему нужно есть кутью, блины и кисель

Далеко не в каждой культуре поминальный обряд связан с едой, но в православии принято именно так. Не стоит думать, что поминки – обычная трапеза. Ее цель – отдать дань уважения умершему, вспомнить все хорошее, что было с ним связано и помолиться об упокоении его души. Меню поминальной трапезы достаточно специфичное: кутья, блины с медом и кисель. Кутья – это каша из риса или цельных зерен пшеницы, заправленная изюмом и медом. Поскольку традиция восходит к раннему христианству, то зерна символизируют Воскресение, а мед и изюм – радостную жизнь праведников на небесах. Именно поэтому кутью обязан попробовать каждый, присутствующий на поминках. Также зернами питаются птицы, и у древних славян считалось, что душа умершего сможет вернуться на землю в птичьем образе. Кисель, который также должен выпить каждый, подается в завершении поминок перед уходом. Остальная еда должна быть простой, не праздничной. По церковным правилам нельзя поминать усопшего водкой и крепкими алкогольными напитками, но в современной практике этого мало кто придерживается. Оставшуюся от поминок еду дают с собой уходящим, с просьбой помянуть усопшего еще раз дома или относят в церковь с той же целью.

Зачем раздавать сладости

Иногда родственники раздают на кладбище различные сладости. Этот ритуал также пришел из глубины веков, когда сладкое было редкостью и ценилось высоко. Таким образом люди просили окружающих помолиться за помин души умершего. Очередные поминки совершаются на 9 день в честь 9 ангельских чинов, которые ходатайствуют о помиловании умершего перед Господом. В этот день на поминальную трапезу приглашаются только близкие умершего. Очень важны поминки на 40 день. Они призваны «загладить» грехи усопшего, поэтому на них приглашают всех, кто готов за трапезой помолиться о его душе.

Рис можно замочить на 1-2 часа и всыпаем в кипящую подсоленную воду.

Что такое кутья поминальная в православии

Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша), которую подают в общей посуде и едят руками или ложками. Кутья получается сладкая с добавлением меда, изюма и мака. В современных условиях кутью можно готовить не только в качестве ритуального блюда, но и как вкусное полезное блюдо из риса для обычного ежедневного стола.

Ингредиенты для «Кутья поминальная»:

Пищевая и энергетическая ценность:

Готового блюда
Ккал
1378 ккал
Белки
16.4 г
Жиры
46.5 г
Углеводы
227.7 г
100 г блюда
Ккал
153.1 ккал
Белки
1.8 г
Жиры
5.2 г
Углеводы
25.3 г

Рецепт «Кутья поминальная»:

Рис можно замочить на 1-2 часа и всыпаем в кипящую подсоленную воду.

Символика и значение поминальной крупы.
Во время поминок на стол обязательно ставят кутью. Традиция варить на поминках кутью (от греч. — «зерно») скорее всего появилась в X веке. После того, как князь Владимир сделал выбор в пользу христианства, на Русь из Византии приехали сотни священнослужителей. Они-то и познакомили наших предков с греческим обычаем есть на поминках специальную обрядовую кашу. Впрочем, известный советский этнограф Дмитрий Зеленин допускал, что традиция эта зародилась на Руси гораздо раньше, ещё в языческие времена. А вклад византийцев заключался только в том, что они дали поминальной каше название.
Как и любое другое традиционное блюдо, кутья несет в себе определенное значение – прежде всего, благодаря входящим в нее ингредиентам. Зерно – в пропаренном или вареном виде – означало воскрешение из мертвых. После того, как оно попадет в землю и прорастет, из него появляется новая жизнь. Само же зерно истлевает. Примерно так происходит и телом усопшего.
Мед и изюм у наших предков считались не только символами здоровья и достатка. Они символизировали сласть блаженства вечной жизни в Царствии Небесном. Таким образом, два несложных ингредиента кутьи означали бессмертие, воскресение и блаженство вечной жизни.
Она всегда является первым блюдом на столе и должна освящаться в церкви после отпевания покойника или панихиды. Можно и самому окропить кутью святой водой перед тем, как подать ее на поминальный стол. По обычаю кутья всегда заедалась специально выпеченным хлебом, который ломали руками. Ножом такой хлеб резать категорически воспрещалось. (Информация из интернета)

Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.

История и символизм кутьи

Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.

Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т. д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.

История кутьи

Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.

В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.

Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.

Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «Родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.

Символизм кутьи

Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.

Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.

Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.

В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.

Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.

Поверья связанные с кутьей

А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «Богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.

Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.

Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.

Канунная (праздничная) кутья

Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.

Кутья рождественская

Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.

Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.

А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.

Новогодняя кутья

Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.

В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.

Кутья крещенская

И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.

Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.

Православная кутья

При этом также традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста. Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.

И это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.

Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода. А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.

Так и с коливом – традиция эта просто вросла в жизнь Церкви. Это и первый уставной молебен в Великом посту, и освящение пищи при отсутствии праздника, и неплохой повод интересное поучение произнести. Да и просто – написано в Триоди служить, значит надо служить.

Коливо (кутья) в православии — значение блюда и его рецепт

Кутия́, коли́во (ко́ливо) – поминальная пища; вареная пшеница или рис, приправленные медом, обычно смешанные с изюмом, черносливом или яблоками.

Название

Название связано с античным обычаем поминальных подношений из зерна и фруктов «kolibo», дословно переводится с греческого как «вареная пшеница».

Древние традиции и обычаи Рождества

Информация о том, что именно делали на Рождество жители России, а чего нельзя было делать, дошла и до настоящего времени. Первые святочные дни люди накрывали столы, угощали, каждый должен был быть окружен заботой и любовью.

Ночью, во время службы надо было благодарить за то, что имеешь, молиться о том, чего тебе не хватало и обязательно вспоминать ушедших людей. На Руси считалось, что они молятся рядом в эту ночь, а службу для них ведет покойный священник. В первые дни Святок следовало обязательно отдать дань уважения тем, кто нуждался и заслуживал этого:

    Первый день отводился на посещение родителей, а также близких и дальних родственников в пределах досягаемости. Молодые обязательно оставались у родителей на праздник после службы. Во второй день люди навещали немощных, старых и больных, приносили им угощения, кутью. Третий день посвящался сиротам, их угощали, дарили подарки, играли.

Не забывали даже и о тех, кто выпал из приличного общества, но это уже были более поздние дни.

После соблюдения традиций, позволялось приступать к гуляньям и веселью. На Руси было поверье:

«Как проведешь святочные дни, так и год твой пройдет».

Именно поэтому люди старались как можно радостнее провести время: катались на санях, на тройках. На главной площади устраивались веселые игрища, пели песни, водили хороводы и придумывали себе различные игры и потехи. Люди более старшего поколения ходили друг к другу в гости, поздравляли, дарили небольшие подарки, чаще съедобные.

Традиционно 7 января запрещались некоторые вещи. Нельзя было:

Когда и откуда появилась в России кутья

В православии коливо появилось не сразу. Его родиной является Греция, которая в каждом предмете находила смысл.

Первоначально это блюдо готовили как поминальное в странах, где существует культ поклонения усопшим.

Христианство возникло, когда мир жил по языческим законам. Множество обрядов того времени прижилось и поныне, только смысл их изменился.

В России коливо стало символом жизни и богатства, ее делают на свадьбы, крещение детей.

Вареная пшеница, приправленная маком и медом, в Греции получило название кутьи.

Как связано сочиво с рождением Бога богов, Царя царей, Спасителя человечества?

Как Иисус даровал людям вечную жизнь через веру в Него после отречения от грехов мира сего, так и зерно является символом плодородия, которое умирая весной, дает жизнь множеству колосков.

Человек, употребляющий в пищу коливо, символично приобщается к вечному круговороту жизни, возрождаясь через веру в Иисуса

Каждая хозяйка старается в праздничные дни приготовить самую богатую и сытную кутью, чтобы привлечь богатство и достаток в дом.

Очень интересное чудо

С освящением колива наблюдается то же самое. На какой-то момент Церковь переживала это событие как действительно очень значимое. Великий пост, время особого воздержания. И тут император Юлиан повелевает тайно окропить кровью жертвенных животных продукты на рынке, чтобы христиане осквернились, сами того не желая и не подозревая об этом.

Далее происходит чудо – причем чудо очень интересное, особенно если вдуматься, посредством кого действовал Господь. Мученик Феодор Тирон явился, как известно, архиерею. Но архиерей этот был арианином – православного архиерея в городе не было. Причем Евдоксий был еще и человеком, мягко говоря, не очень благочестивой жизни. Профессор Болотов пишет о нём: «человек малопривлекательный, в своих проповедях доходивший до пошлости и балаганства, менявший свои убеждения, как не всякий другой».

Вот такому человеку является мученик только потому, что его, в силу положения, услышат многие.

Символизм кутьи

Основной компонент кутьи – зерно, которое является символом вечной жизни и перерождения, вера в бессмертие души и ее перевоплощение. Как и семя, которое попадает в землю и перерождается, так и дух человека возрождается в новом теле после захоронения. Зерно способно долго «спать», сохраняя в себе жизнь, а потом снова возрождать ее с приходом весны.

Что такое кутья: история и ее виды

Употребляя в пищу кутью, человек становится частью бесконечного круговорота жизни. В кутью часто добавляют пророщенные зерна, которые являются символом вечной жизни. Маковые зерна или ядра орехов в кутьи – означают плодородие. Добавляя эти продукты, человек программирует себя на богатство, щедрость и изобилие для всей семьи. Именно из-за этого, кутью часто готовят на свадьбах и при рождении или крестинах детей. Мед в сочиве символизирует удовольствие и сладкую жизнь, но не земную, а вечную, которая ждет человека в Царстве Небесном. Говорят, что блага загробной жизни настолько велики и прекрасны, что превосходят самые смелые мечты и ожидания.

Рецепт кутьи и колива довольно прост

    1 стакан риса; 100 грамм изюма; 100 грамм меда.
    Из пшеницы; Из риса.
    1 стакан зерен пшеницы; 100 грамм мака; 100 грамм орехов; 1-3 столовые ложки меда.
    1 стакан риса; 100 грамм мака; 100 грамм орехов; 50 грамм сухофруктов; 100 грамм меда.

Разновидности колива

    богатая, подается на Новый год и Сочельник; щедрая отличается от богатой только способом заливки мака, в этом случае мае заливается горячим молоком; голодная, как правило, готовится на вечер перед Крещением из зерен, небольшого количества изюма и подсластителя.

И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом.

Конечно, для Церкви это событие было значимо. Им было явлено промышление Божие – причем речь ведь шла не о пресечении какого-то серьезного и явного злодейства, а об изобличении подспудного, тайного и подленького замысла. И Господь даже его изобличил и показал, как Он заботится о христианах, не погнушавшись для этого откровенно недостойным человеком – и отсутствие достойных не стало помехой.

фото: eparhia-salavat.ru

Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.

Таким же образом и многие традиции у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.

Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.

Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.

Коливо приносят в церковь в воспоминание о чуде мученика Феодора Тирона

Когда же варят кутью и коливо? Кутью варят в канун Рождества. А коливо в пятницу первой седмицы великого поста.

Приносится коливо в церковь, как в воспоминании о чуде великомученика Феодора Тирона. Что же это был за мученик и почему именно в честь него стали делать коливо и кутью?

Святой мученик Феодор был воином. Служил он под начальством некоего Вринга. Этого мученика принуждали приносить жертву идолам, но святой Федор твердо объявил, что он исповедует только веру во Христа. Тогда же, узнав об этом начальник, дал ему несколько дней на размышление. В это же время святой Феодор усиленно молился.

Его обвиняли в том, что он поджег языческий храм, и за это его бросили в темницу на голодную смерть. Считается, что именно там ему явился Сам Господь Наш Иисус Христос. Он утешил святого и подкрепил его.

святого мученика феодора тирона обвиняли в поджоге языческого храма, а также в том, что он открыто, исповедовал веру во христа. коливо приносят в церковь, как воспоминание о чуде великомученика феодора тирона

Святого мученика Феодора Тирона обвиняли в поджоге языческого храма, а также в том, что он открыто, исповедовал веру во Христа. Коливо приносят в церковь, как воспоминание о чуде великомученика Феодора Тирона

Когда святого мученика Феодора снова привели к правителю, он точно также исповедовал свою веру, за это он был предан истязаниям и был осужден на сожжение. Мученик Феодор без какого-либо трепета зашел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Произошло это в 306 году при римском императоре Галерее.

Тело святого Феодора Тирона было совершенно не повреждено от огня.

Впоследствии его мощи были перенесены в Царьград в храм, который был освящен в честь него. Глава же его святая находится в Италии.

тело мученика феодора тирона после пожара совершенно не пострадало. тогда же было понятно, что оно нетленно. на данном фото, мы видим главу святого мученика феодора тирона, которая в настоящее время находится в италии

Тело мученика Феодора Тирона после пожара совершенно не пострадало. Тогда же было понятно, что оно нетленно. На данном фото, мы видим главу святого мученика Феодора Тирона, которая в настоящее время находится в Италии

Тогда же святой Феодор явился во сне архиепископу Евдокию и объявил ему о том, чтобы он предупредил всех христиан, что все товары, которые продаются на рынках, покупать нельзя. Также он сказал ему, чтобы они ели вареную пшеницу с медом, то есть кутью.

Именно в память об этом событии Русская Православная церковь ежегодно совершает празднование в честь святого великомученика Феодора Тирона в субботу первой недели великого поста.

Пятницу, в навечерие субботы, читается на Божественной литургии Преждеосвященных Даров молитва и канон святому великомученику Феодору, которые были составлены преподобным Иоанном Дамаскиным.

так в храме, после божественной литургии раздается коливо всем прихожанам, в честь дня воспоминания и чуда, которое совершил святой мученик феодор тирон

Так в храме, после Божественной литургии раздается коливо всем прихожанам, в честь дня воспоминания и чуда, которое совершил святой мученик Феодор Тирон

После этого коливо благословляется священниками, и раздается верующим. Люди несут его домой, и делят на всю семью, чтобы хотя бы малая частица этого кушания оставила след в наших душах и сердцах.

А также всем вместе помолиться и прославить великого мученика Феодора Тирона. Именно отсюда и принято считать появление кутьи и колива.

Это было просто постное блюдо, приготовленное на скорую руку.

Но сегодня быстро приготавливаемых постных блюд очень много, и готовятся они быстрее, чем коливо. Поэтому практический смысл колива пропал. Осталась только традиция, которой много веков. И при том, что она потеряла актуальность, традиция эта дорога многим людям, для них она часть церковной жизни, «так было всегда».

Так и с коливом – традиция эта просто вросла в жизнь Церкви. Это и первый уставной молебен в Великом посту, и освящение пищи при отсутствии праздника, и неплохой повод интересное поучение произнести. Да и просто – написано в Триоди служить, значит надо служить.

Освящение кутья и колива в домашних условиях невозможно

Многие люди часто спрашивают, как освятить кутью дома? На самом деле, кутья и коливо не освящается людьми в домашних условиях. Ее может освятить только священник, прочитав специальные молитвы из псалтыри.

Если же вам нужно освятить кутью, то лучше всего будет отнести ее в храм. Там священник совершит панихиду по вашему усопшему, после чего благословит кутью. Только тогда вы можете забрать ее домой.

Очень тяжело расставаться

Зачем же наша Церковь соблюдает традиции, смысл которых давно утерян?

– Мы соблюдаем традиции просто потому, что мы их соблюдаем. Какого-то практического смысла в них уже давно нет. В Церкви много такого, что давно потеряло первоначальный практический смысл. Например, священническое облачение – это фартук, нарукавники, пояс и плащ. Но со временем они потеряли свое первоначальное предназначение и стали красивыми богослужебными одеждами. Сегодня уже никто не задумывается, что епитрахиль – это фартук.

Или предшествование дьякона со свечой кадящему священнику. Служили ведь поначалу в катакомбах, где было темно и запросто ходить без света было сложно.

Сейчас в наших храмах полы настолько ровные, что можно кататься на них. И, тем не менее, дьякон всё равно предшествует священнику со свечой.

В основе очень многих обрядов – сугубо практический момент. Но практическая составляющая забылась, а обряд, поскольку он красив, остался. А когда традиции очень много веков, с ней всегда очень тяжело расставаться.

Литература

    Кутья / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 69–71. — ISBN -0. Жайворонок В. В. Знаки української етнокультури: Словник-довідник. — К.: Довіра, 2006. (укр.) Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. — М.: Наука, 1991. Страхов А. Б. Культ хлеба у восточных славян: опыт этнолингвистического исследования. — Мюнхен, 1991. Таланчук О. М. Українознавство. Усна народна творчість. — К.: Либідь, 1998. (укр.) Тихомиров Е. Загробная жизнь или последняя участь человека. — СПб., 1995.

Помочь людям понять главное

А не обросла ли за столько веков церковная жизнь обрядами сверх меры?

– А где критерий определения меры? В Церкви есть то, что составляет основу ее жизни – Евангелие и Евхаристия. Всё остальное можно забрать, но наша Церковь всё равно останется Церковью Христовой. Есть вещи главные, есть второстепенные.

Но вот приходит в храм человек с улицы, берет в руки Евангелие – поймет ли он его сразу? И попробуйте ему тотчас объяснить, что такое Евхаристия – всё ли будет ему ясно? Если человек искушенный в знаниях, с высшим образованием – может, ему будет и проще. А как объяснить это бабушке, например, или человеку малограмотному?! А ведь грамотными людьми наши храмы наполнились только в ХХ веке. До этого в храмах, в основном, были люди простые, которые едва-едва читать умели.

Знати и чиновников с образованием на Литургии присутствовало, как правило, несколько десятков человек, не больше. В древности же это соотношение и подавно было не в пользу грамотных. Нельзя было сказать: вот Евангелие – читай. Или: причащайся и не мудрствуй. И, конечно, со временем Церковь, так сказать, обросла вспомогательными средствами, которые помогали этим людям понять главное.

Один из самых простых примеров – икона. Ведь недаром ее называют «богословием в красках». Ту же, например, Троицу Рублёва можно буквально «прочитать». Десятиминутный рассказ о том, что, как и почему изображено на этой иконе, способен открыть достаточное количество богословских истин как воцерковленному христианину, так и впервые переступившему порог храма неофиту.

Конечно, человеку, достигшему определенной духовной высоты, возможно, все эти обряды и не нужны. Но так ли много в наших храмах высокодуховных людей?

Так стоит ли удивляться, что основное внимание Церковь уделяет не тем, кто всё понимает с полуслова и с полувзгляда.

Обрядов в Церкви много в первую очередь для того, чтобы Церковь, в ее существенном и главном, была понятна не только образованным и духовным людям. В конце концов, образованные и духовные вырастают из людей обычных, которым когда-то для понимания элементарных вещей нужны были иконы, обряды и многое другое.

фото: pravosakh.ru

Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда

Но ведь сейчас именно обряды для многих становятся главнымЛюди приходят в церковь освятить куличи, яйца, вербочки, воду.

– Давайте для начала разделим освящение и благословение. Если воду мы освящаем, то сказать буквально, что мы освящаем куличи, нельзя. Это лишь благословение на вкушение того, в чём мы отказывали себе на протяжении поста. Окончен пост, пришел праздник, и к нему приурочено благословение. Отсюда его торжественность. Но после благословения ни яйцо, ни верба не становятся святыней. Поэтому, кстати, мне совершенно непонятна забота некоторых православных о том, куда девать скорлупу от пасхального яйца или кочерыжку от яблока.

Но ведь абсолютное большинство людей, крещенных в православии, считают, что и яйца, и вербочки, и яблоки после окропления святой водой становятся освященными предметами. И люди, которые приходят на Пасху, Крещение и другие праздники к храмам только для того, чтобы окропить еду, букетики и воду – они идут за освящением, а не за благословением!

– В том-то и беда. Но когда так думают люди нецерковные – это полбеды. Однако, к большому сожалению, и многие наши сознательные прихожане этого не чужды. А всё потому, что в сознании некоторых людей происходит некая подмена: человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок учится ходить.

Без ходунков не обойтись никак, но если, научившись ходить, он не захочет расставаться с ходунками, мы рискуем получить калеку.

Жизнь Церкви укоренена в Евхаристии. Сходясь для совершения Евхаристии, разрозненные христиане собираются вместе и являют собой Церковь. Участвуя в Евхаристии, мы соединяемся с Христом и приобщаемся реальности Царства Божьего. Когда в сознании христианина Евхаристия отходит на второй план, то с нею на второй план отходит Христос.

Традиция возмутительно редкого причащения

Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.

Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.

Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.

А придумывать причины не нужно

Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?

– Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.

С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу – еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.

А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: “Я знаю многие замыслы Бога”.

Так вот, единственное, чего не стоит делать – придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает. Важно помнить – церковные обряды для этого не предназначены.

фото: iliya-monastery.org

Всему свое время и место

Так надо ли в Церкви пересматривать старые традиции – что-то отменять, видоизменять?

И да, и нет. Поставить Евхаристию, а с нею и Христа, на первое место в массовом церковном сознании нам жизненно необходимо. И это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.

Однако Церковь достаточно консервативная структура, поэтому никакие революционные перемены в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые, даже самые необходимые перемены в Церкви, должны происходить эволюционно. То есть необходимо понимать, что это всегда долгий процесс, основа которого – объяснение, разъяснение и т. п.

Постоянно происходит пополнение Церкви новыми людьми – воцерковляющимися разных возрастов, вырастающими детьми, молодежью. И вот этим людям необходимо вложить правильное понятие о центральности Евангелия в жизни Церкви, дать понять, что сердцевина Православия – Евхаристия. И если эти верующие станут носителями именно таких ценностей, со временем естественным образом начнут происходить некие перемены. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться – просто в сознании церковных людей обряды займут то место, какое они должны занимать, но не более того.

Алкоголь присутствовал на поминальном столе с самого начала обеда. А в его конце обязательно подавали кисель. То, из чего его изготавливали, зависело от региона. Чаще всего кисель был кислым и варили его из яблок, крыжовника, смородины, клюквы или брусники. В некоторых славянских племенах варили только молочный кисель. Он был отражением молочной реки с кисельными берегами, проплыв по которой, покойник попадал в мир иной. Наливали в конце обеда и пиво, подслащённое мёдом, или сладкую брагу.

Поминальная кутья — значение, полезность и рецепт приготовления

Кутья, также ее часто называют «кутия», – традиционное поминальное блюдо, характерное для православных традиций. Широкая распространенность кутьи у христиан по всему миру привела к появлению множества рецептов этого блюда. Поминальная закуска готовится из одной или нескольких круп, чаще всего – риса. Существуют и рецепты кутьи из ячменя и пшеницы. В приготовленную кашу могут добавляться сухофрукты (чернослив, курага, сушеные яблоки или изюм), а также орехи и мед.

Кутью часто путают с другим блюдом православной кухни – коливом. Рецепты кушаний очень похожи, единственное их различие состоит в назначении. Так кутью принято подавать на поминках, а коливо является основной пищей, употребляемой православными христианами в дни Великого поста.

Традиционная поминальная трапеза

Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. Обращаясь к христианским идеям, стоит отметить, что проведение поминальной церемонии связано не только с желанием близких отдать дань памяти покойному, но и служит напоминанием о Создателе и установленном им миропорядке. В основу церемонии положена идея о существовании двух сторон жизни: земной и божественной. При этом первая мимолетна, а вторая – вечна, и именно ей отводится главенствующая роль. Проведение поминок по усопшему служит для всех его родных напоминанием о принципах мироздания, которые являются основой православной веры. Утрата близкого и встреча лицом к лицу со смертью позволяет человеку подумать и переосмыслить многие важные вещи, а кутья становится одним из инструментов «напоминания» о законах всего сущего и важным символическим узлом.

С какими начинками делают блины на поминки?

На поминальный стол можно ставить как просто пустые постные блины, полив их вареньем так и завернуть в них начинку. Если поминки проходят в пост, то не значит, что это должно как-то ограничить разнообразие поминального стола. Представляю вам разнообразные постные начинки для блинов на поминки.

Блины постные с грибами

Грибы мелко нарезать и обжарить на растительном масле. Посолить, поперчить. Когда будут готовы посыпать сухим базиликом. Завернуть блины конвертом.

Блины постные с грибной икрой

Грибы отварить. Морковь припустить на растительном масле до готовности. Помидоры, морковь и грибы перекрутить на мясорубке. Добавить специи по вкусу и перемешать. Намазать начинкой и завернуть трубочкой.

Блины постные с грибами и гречневой кашей

Грибы и гречку отвариваем до готовности. Лук мелко нарезать и пассировать до готовности на растительном масле. Грибы пропустить через мясорубку. Смешать с гречкой и луком. Начинку пропечь в духовом шкафу 10 мин. Когда остынет, добавить измельченный чеснок и завернуть.

Блины постные с капустой

Капусту мелко нашинковать и помять. Лук порезать мелкими кубиками, а морковь натереть на терке. Обжарить все на растительном масле, добавив по вкусу соль, перец и щепотку сахара. Когда будет почти готово добавить томатную пасту. Перемешать и немного протушить под крышкой. Остудить и завернуть начинку в готовые блинчики.

Постные блины с картофелем

Картофель очистить и отварить до готовности. Лук порезать мелкими кубиками и обжарить до золотистого цвета на растительном масле. Из картофеля сделать пюре, добавить обжаренный лук, специи по вкусу. Пюре хорошо держит форму, поэтому блины можно завернуть любым способом и рулетом, и конвертиком и даже мешочком.

С яблоками

В яблоках удалить сердцевину и очистить от кожуры. Порезать, добавить воду и сахар и немного корицы протушить. Когда яблоки станут мягкими начинка готова.

Как рассчитать количество блинов на поминки, и сколько подавать?

Подавать блины на поминки тоже небольшая наука. Каждая хозяйка сама решает сколько чего ей готовить. Количество блинов рассчитывают исходя из количества гостей. Обычно это составляет 2 блина на человека. Блины или выкладывают горкой на большие общие блюда, или подают каждому порционно на небольшие тарелочки.

Что символизируют блины на поминках?

Блины круглые и золотистые, на поминках являются символом животворящего солнца и возрождения.

Еще с языческих времен, через блины отражалась связь человека с небом, светом и загробным миром. Поэтому нет ничего удивительного, блины на поминки являются практически обязательным блюдом. История и традиции употребления и приготовления блинов мы обсудим в следующих статьях.

А также если, поминальные дни, которые вы устраиваете попадают на не постные дни, то можете ознакомиться, а также, что символизируют блины, и.

В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему перед святыми иконами при зажженной лампаде или свечах особую поминальную молитву (118-й псалом).

В любые дни поминок читают молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой». Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш»

. В конце стола попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память». Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Во время поминок существует обычай оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд.

Первым блюдом, имевшим издавна на Руси повсеместное поминальное значение, была кутья. Первоначально она готовилась из зерен пшеницы, ячменя с сытой (отвар меда), а в XVI веке — с маком. В XIX веке для кутьи брали уже рис с изюмом, как это делают и в настоящее время. Предварительно кутью освящают в храме во время панихиды. Первыми отведывают кутью ближайшие родные и друзья, затем — все присутствующие.

Символы кутьи

Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам.

Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.

Кутья из риса с изюмом, простой рецепт

Для поминок нужно готовить кутью (коливо) из риса, добавлять в нее изюм и мед, остальное – по желанию и финансовым возможностям. Чем лучшего качества выбран рис, чем больше компонентов входит в состав, тем она вкуснее и сочнее. Главное – не переварить и не превратить ее в месиво, все в нужном порядке добавить.

Рис в обязательном порядке хорошенько, несколько раз промываем, используя проточную воду. В толстостенный казанок всыпаем рис, заливаем кипятком, чуток присаливаем и ставим варить. После закипания томим на слабом огне минут 10. За это время промываем изюм, запариваем немного кипятком для размягчения, сливаем воду.

В мед вливаем немного горячей воды, растворяем там его, смешиваем с изюмом. Открываем крышку, вливаем туда содержимое, смешиваем и укрываем на минут 10. Затем можно казанок открыть и коливо остудить. Подавать на тарелку, высыпав горкой, и украсить изюмом.

Э то самый простой рецепт поминальной кутьи, как ее можно усовершенствовать и сделать вкуснее и красивее, расскажем в следующем рецепте.

    чтобы рисинки не слиплись, влейте в воду, когда варить будете ложку масла без запаха растительного или кусочек сливочного маслица; с этой же целью можно воды больше влить, а после варки промыть через дуршлаг водой; если сомневаетесь, что рис может слипнуться – возьмите длиннозернистый, он точно не слипнется, но с круглым рисом кутья вкуснее.

История рецепта и символики кутьи

Исследователи утверждают, что рецепт такого блюда как кутья существует уже не одно тысячелетие. Само название блюда дословно означает «вареная пшеница», оно восходит, согласно заверениям лингвистов, к дохристианской эпохе и берет свое начало из греческого языка. Тем не менее, к традиционному рациону жителей древнегреческих государств данное блюдо не относилось. Считается, что изначально эта каша из зерновых была частью поминального ритуала у языческим племен и несла определенный смысл: попробовав кутию человек постигал грань между смертью и жизнью, ему открывался божественный смысл бытия. Не просто так был выбран и основной ингредиент для приготовления этого блюда, ведь даже после сбора урожая зерно способно долгие месяцы сохранять внутри себя жизнь для последующего цикла существования. По этой же причине у древних язычников блюдо «коливо» готовилось не только для поминания усопших, но и в качестве праздничного яства на свадьбы и по случаю рождения детей.

Считается, что этот древний языческий обычай был сохранен с переходом греков к христианству, а затем распространился вместе с ростом числа последователей православной веры.

Что пили во время поминальной трапезы

Алкоголь (брага или пиво) у славян символизировал огненную реку, которую покойный должен пересечь, чтобы оказаться в лучшем мире. Поэтому спиртное было неотъемлемой частью поминального обеда. Ещё до его начала во время похорон рядом с могилой умершего оставляли чарку водки, накрытую краюхой чёрного хлеба. Такой ритуал назывался «кормлением» покойника, сразу после погребения он считался ещё не совсем умершим. Кстати, хлеб тоже играл немаловажную роль, символизируя землю и земную пищу. Восточные славяне оставляли хлеб прямо на могиле, а северные клали кусок хлеба вместе с солью в могилу.

Алкоголь присутствовал на поминальном столе с самого начала обеда. А в его конце обязательно подавали кисель. То, из чего его изготавливали, зависело от региона. Чаще всего кисель был кислым и варили его из яблок, крыжовника, смородины, клюквы или брусники. В некоторых славянских племенах варили только молочный кисель. Он был отражением молочной реки с кисельными берегами, проплыв по которой, покойник попадал в мир иной. Наливали в конце обеда и пиво, подслащённое мёдом, или сладкую брагу.

Рецепт поминальной кутьи

Процесс приготовления кутии несколько видоизменился по прошествии тысячелетий: если изначально блюдо готовилось из зерен пшена, то в наши дни более распространенным считается рецепт каши из риса.

Кутия «традиционная» на рисовой крупе

Для приготовления поминального угощения потребуется:

Перед приготовлением кутии следует хорошенько пропарить рис. Затем крупу промывают проточной водой, чтобы избавить ее от клейкости. В отличии от других рисовых каш, кутья должна быть рассыпчатой. Подготовленная рисовая крупа опускается в прохладную воду так, чтобы жидкость полностью покрывала рис, и ее уровень был примерно на пару сантиметров выше. Кастрюля с будущей кутьей ставится на огонь средней мощности. После закипания кашу оставляют некоторое время «потомиться» на медленном огне. Высушенные фрукты, которые будут использованы в приготовлении блюда, сперва хорошо промывают водой. После этого сухофрукты на несколько минут заливают кипятком, выкладывают на чистую сухую поверхность и мелко нарезают по мере остывания. В готовый рис, помешивая, добавляют мед. После этого кашу хорошо перемешивают, чтобы рис пропитался сладостью. Сладкая крупа смешивается с подготовленными сухофруктами и измельченными орехами. Поминальную кашу подают в глубоких тарелках, предварительно украсив блюдо свежими или высушенными фруктами.

Рецепты

Приготовление каши не отличается сложностью. Ниже приведены рецепты пшеничной и рисовой кутьи.

Для пшеничной кутьи в самом начале требуется правильно подготовить ингредиенты:

Промытые зерна пшеницы залить водой и немного растолочь в ступке, чтобы твердая оболочка раскрылась и вышла питательная составляющая. Истолченные зерна замочить в воде и оставить набухать на несколько часов. Варить зерна до мягкости в воде или на молоке.

После этого готовится заправка, придающая каше вкуса. Вновь используется ступка для перетирания мака. Мак проваривается пять минут, затем толчется до тех пор, пока не появится сок. Перетертые мак, орехи, изюм смешиваются с вареной крупой, добавляются мед и другие ингредиенты. В дополнение можно использовать мармелад или засахаренные фрукты.

Важно, чтобы на столе кутья была теплой и свежей. Поэтому смешивать компоненты лучше перед непосредственной подачей, так не испортится вкус и каша не закиснет.

Кутью часто путают с другим блюдом православной кухни – коливом. Рецепты кушаний очень похожи, единственное их различие состоит в назначении. Так кутью принято подавать на поминках, а коливо является основной пищей, употребляемой православными христианами в дни Великого поста. Для поминок нужно готовить кутью (коливо) из риса, добавлять в нее изюм и мед, остальное – по желанию и финансовым возможностям. Чем лучшего качества выбран рис, чем больше компонентов входит в состав, тем она вкуснее и сочнее. Главное – не переварить и не превратить ее в месиво, все в нужном порядке добавить..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector