Что значит голодная кутья

В старину для ее приготовления использовали зерна пшеницы, от которых отделяли шелуху. Сейчас в магазинах продается уже очищенная и обработанная пшеница, которая так и называется – «Кутья». Также для приготовления этого блюда можно использовать ячмень или рис.

Содержание
  1. Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво
  2. Содержание статьи
  3. В Сочельник варится богатая кутья
  4. Богатая кутья из пшеницы
  5. Богатая кутья из риса
  6. Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья
  7. В канун Крещения варится голодная кутья
  8. Голодная кутья: когда подавать и как готовить
  9. Крещенский сочельник 18 января 2022 года, что это такое? История, приметы и поверья, как приготовить сочиво
  10. Крещенский сочельник: что это такое?
  11. Крещенский сочельник: традиции и обычаи
  12. «Сочиво»: рецепт приготовления из пшеницы
  13. «Сочиво»: рецепт приготовления из риса
  14. Крещенский сочельник: приметы и поверья
  15. Приметы в Крещенский сочельник
  16. Блюдо на Рождество, Щедрый вечер, Крещение и поминки
  17. Накануне Старого Нового года, который в народе известен еще и под названием Щедрый вечер, люди, которые чтут традиции, будут готовить одно особенное блюдо. Без него праздничный стол немыслим. Однако ели это блюдо не только в праздники, но и на похоронах
  18. Голодная кутья на Крещение: самый простой и быстрый рецепт
  19. Голодную кутью готовят из крупы с добавление мака и сухофруктов.
  20. Как готовить голодную кутью
  21. Голодная кутья на Крещенский Сочельник – рецепт
  22. Голодная кутья перед Крещением: идеальный праздничный рецепт
  23. Голодная кутья на Крещенский сочельник
  24. Голодная кутья – рецепт с булгуром

Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво

Кутья – одно из обрядовых кушаний христианства. Ее готовят на большие религиозные праздники (Рождество, Крещение), а также на поминках. Для каждого отмечаемого события готовится разная кутья, отличающаяся по составу в полном соответствии с религиозными ограничениями. В январе, например, в православии используются три различных варианта этого кушанья.

Содержание статьи

В Сочельник варится богатая кутья

В старину для ее приготовления использовали зерна пшеницы, от которых отделяли шелуху. Сейчас в магазинах продается уже очищенная и обработанная пшеница, которая так и называется – «Кутья». Также для приготовления этого блюда можно использовать ячмень или рис.

Основные ингредиенты, входящие в состав кутьи, имеют символическое значение: зерно – это символ воскресшей жизни, мед – сладкой жизни (в благополучии и здоровье), а мак – достатка. Считается, что чем больше компонентов входят в состав кутьи, тем выше будут как урожай, так и достаток в семье.

Богатая кутья из пшеницы

    готовые пшеничные зерна «Кутья» – 1 стакан; мак – 70 г; мед – 1-2 ст. ложки; сахар – 1 ст. ложка; орехи – 50-100 г; изюм – 50 г; сухофрукты – 2 стакана (груши, яблоки, вишня и т. д.); конфеты карамельные – 5-7 шт.

Мак запаривают кипятком, через час воду сливают и добавляют к нему сахар. Смесь перемалывают или в ступке, или блендером. Крупу промывают, заливают 2 стаканами чистой воды и варят в посуде с толстым дном 30-35 минут на медленном огне при закрытой или слегка приоткрытой крышке. Сваренную крупу промывают в дуршлаге. Пока варится каша, готовят узвар. Сухофрукты промывают и высыпают в 2 литра кипящей воды, добиваются возобновления кипения, через 5 минут снимают и охлаждают. Затем отфильтровывают от ягод.

Орехи жарят на сковородке в течение 5-7 минут (до начала золочения), охлаждают и снимают кожицу. Изюм запаривают кипятком на 5-10 минут.

Соединяют в миске нужный объем пшеницы, мак, изюм, добавляют 1-2 ложки меда и перемешивают. Остальную часть каши можно убрать в холодильник. Кашу посыпают орехами и украшают конфетами, цукатами, шоколадом и т. д., заливают узваром и подают к столу.

Богатая кутья из риса

Мак заливают кипятком, через час воду сливают и перетирают мак в ступке. Изюм моют и заливают кипятком на 30 минут. Рис отваривают в подсоленной воде и сливают жидкость. Орехи мелко рубят и соединяют все части. Разбавляют кипяченой водой или узваром и подают к столу.

Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья

В старину обряд приготовления щедрой кутьи был священным и строго регламентированным вплоть до того, кто, что и когда должен был делать. А по готовой кутье гадали. Например, если каша вылезала из горшка или он сам лопался – это к беде, и такую кутью выбрасывали в реку. Если кутья румяная и разваренная – к здоровью (ее съедали утром), бледная и мелкая – к болезням и горю.

Процесс приготовления щедрой кутьи мало чем отличается от такового для богатой. Также варится крупа, запаривается и протирается мак, добавляются изюм, орехи, сухофрукты, узвар и мед. Отличия же в том, что заливать блюдо можно молоком, сливками, даже допустимы несколько ложек коньяка, а готовую кашу дополнительно разрешается сдобрить сливочным маслом или даже смальцем.

В канун Крещения варится голодная кутья

18 январядень строгого крещенского поста. Поэтому кутья должна быть «голодной». Кто-то допускает использование в процессе ее приготовления сухофруктов, но классическая голодная кутья не содержит ничего, кроме крупы и меда.

Приготовить ее также можно из пшеницы, риса, ячменя. Но сваренную кашу разводят только медовым сиропом (1 часть меда, 2 – воды), после чего доводят до кипения на медленном огне.

После этого пробуют “голодную” кутью. Ее отличия от других рецептов в том, что “оригинал” готовили только из пшена с подсластителем (медом или узваром), иногда добавляли мак. Но сейчас этой традиции все чаще не придерживаются и готовят блюдо с любимыми “наполнителями”, главное, чтобы кутья была без сливочного масла, молока, сливок – любых продуктов животного происхождения.

Голодная кутья: когда подавать и как готовить

В Крещенский Сочельник кутью принято готовить в третий и последний раз в году. 19 января православные христиане отмечают Крещение Господне – это праздник, соединивший в себе религиозные и народные традиции. Вечер накануне называется Крещенский сочельник. В этот день принято придерживаться строгого поста, молится. А вечером на стол ставят различные постные блюда, главное из которые – голодная кутья.

К ужину всегда подают только постные блюда, и их не обязательно должно быть 12. Это могут быть всевозможные вареники, грибы, тушеная капуста, картофель, печеная или жаренная рыба, борщ с фасолью, блины, узвар. К столу садятся после молитвы и глотка святой воды.

После этого пробуют “голодную” кутью. Ее отличия от других рецептов в том, что “оригинал” готовили только из пшена с подсластителем (медом или узваром), иногда добавляли мак. Но сейчас этой традиции все чаще не придерживаются и готовят блюдо с любимыми “наполнителями”, главное, чтобы кутья была без сливочного масла, молока, сливок – любых продуктов животного происхождения.

Предлагаем вам еще один Рецепт кутьи – с булгуром. Для этого блюда нудно брать крупное цельное зерно. Готовится булгур быстрее и проще обычной пшеницы, его не нужно замачивать.

Крупу промыть до прозрачной воды и отварить в подсоленной воде в пропорции 1:2 до мягкости (примерно 20 минут). Остудить готовый булгур. Изюм и мак залить кипятком на 20 минут, орехи порубить ножом. Распаренный мак растереть в ступке или измельчить в блендере (кофемолке), смешать с медом. В отдельной емкости смешать все ингредиенты для кутьи. Переложить в посуду для подачи.

Пусть в Крещенский сочельник чистая святая вода смоет печали и невзгоды, а первая звезда зажжется, став символом новых побед.

Чтобы защититься от проникновения в жилище оборотня, на всех дверях и оконных рамах ставили мелом знаки креста. Испокон веков крест считают надежной защитой от всего бесовского. Поэтому в старину в Крещенский сочельник обязательно мелом рисовали кресты на дверях, стенах, притолоках строений (дом, сарай, хлев и пр.), а у колодцев кресты выкладывали из щепок. Считалось, что этот обряд поможет защитить дом от неприятностей, дурного глаза, нечистой силы и молнии.

Крещенский сочельник 18 января 2022 года, что это такое? История, приметы и поверья, как приготовить сочиво

Ранее Крещение Господне было первым двунадесятым праздником в новом году. Православные люди из уважения к великому событию – Крещению Иисуса Христа – соблюдали кратковременный пост. По этой причине второй сочельник и назвали «Голодная кутя».

Крещенский сочельник: что это такое?

Крещенский сочельник (18 января) – день строгого поста и покаяния. Пост подготавливал верующих к празднику Крещения Господня, который всегда отличался пышностью и торжественностью. Освящение воды занимает в нем главное место. Совершается два обряда освящения воды: один накануне праздника – внутри храма, другой – в день Крещения – на ближайшем водоеме.

Считается, что крещенская вода дает здоровье, освящение, благословение и очищение. На Крещение в полночь ходили за водой на реку. Существует поверье, что в это время вода в реках колышется. В чашу с вечера наливали воду, в полночь она должна была сама колыхнуться. Если так и произошло, то это добрый знак – значит, человек увидел явление Господне.

В Крещенский вечер собирали снег. Считается, что он исцеляет болезни. Его использовали для умывания, поэтому воду из него долго хранили. Также считалось, что только с его помощью можно выбелить весь холст так как надо. Снег собирали и для бани: «Снеговая баня красоты добавит». Верили, что если снег, собранный в этот вечер, бросить в колодец, то вода в нем на протяжении всего года не испортится и не пересохнет.

Крещенский сочельник: традиции и обычаи

Накануне Крещения соблюдали строгий пост. Поэтому праздничный ужин в Крещенский сочельник прозвали «голодною кутьей». На праздничном столе обязательно присутствовали кутья, овсяный кисель и блины. На Крещение блины несли в хлев для домового, чтобы обеспечить благополучие для скота. Крестьяне ели блины, чтобы в наступившем году был хороший урожай хлеба.

Вечером было принято кушать сочиво. До начала XX века на Руси это блюдо (как и кутью) готовили, в основном, из зерен ржи, а позже – из риса и пшеничного зерна. Именно поэтому многим городским жителям больше знакомы кутья и сочиво, приготовленные из риса.

Чтобы сочиво получилось сочным, есть несколько верных способов. Сначала зерна пшеницы замачивают, а потом кладут в чугунок и заливают большим количеством воды. Чугунок отправляют в духовку на 2,5-3 часа томления. После чего зерна получаются мягкие и вкусные. Ещё очень важно быстро залить зерна горячей сытой (раствором меда с водой). Тогда сочиво получается действительно сочным.

«Сочиво»: рецепт приготовления из пшеницы

Зерна пшеницы нужно растолочь в деревянной ступе используя деревянный пестик, во время этого периодически подливая немного теплой воды, чтобы отошла оболочка пшеницы. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивают и промывают. Из чистых зерен на воде варят обычную рассыпчатую жидкую постную кашу, охлаждают и добавляют по вкусу сахар.

Отдельно растирают мак, чтобы получить маковое молочко, добавляют мед, перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша получилась густая, её можно разбавить кипяченной охлажденной водой. В конце нужно добавить толченые ядра грецких орехов.

«Сочиво»: рецепт приготовления из риса

Если вы желаете сделать сочиво из риса, то рис нужно приготовить особым способом. Стакан риса залить полутора стаканами кипятка, кастрюлю плотно накрыть крышкой, рис варить 3 минуты на сильном огне и 6 – на среднем. Ещё 12 минут крышку не открывать и дать возможность рису настоятся на пару. Для подслащивания лучше применять только мед. Соотношение других компонентов для сочива такое же, как и в предыдущем рецепте. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Крещенский сочельник: приметы и поверья

«Крещенский вечерок» считался временем разгула нечистой силы. В этот период возможно общение с иным миром и нечестью, которая норовит проникнуть в жилище оборотнем в любом обличье: собаки, кошки, змеи, свиньи. Но зачастую оборотни проникают в дом в обличье младенца, странника, мельника, кузнеца, могут принять облик знакомого – родственника или соседа.

Представления об оборотнях корнями уходят в далекую древность. Они связаны с верой в то, что шаманы или колдуны обладают способностью принимать облик животного, человека, растения и даже камня. Вера в существование оборотней развилась под воздействием идеи об одушевленности всей природы (анимизм), о происхождении людей от различных животных (тотемизм), о культе плодородия.

Славяне год делили на две половины – зиму и лето. Периоды межсезонья – осень и весна – считались «временами между временами». В эту пору природа находится на грани жизни и смерти. Наши предки считали, что в периоды «межвременья», к которым также относятся полночь и полдень, духи и души проявляют особую активность. По поверью древних, в эти временные отрезки люди, изменив свой облик, могут побывать в ином мире и вступить в контакт с нечистой силой в ущерб или на благо себе. Человеку стоило лишь накинуть шкуру какого-то животного или украсить себя другими атрибутами природы, и он, оставаясь человеком, в то же время превращался в другое существо или предмет, являясь одновременно «ни тем и ни другим».

Со временем в сознании людей развилось представление, что одни люди более способны к подобным превращениям, а другие – менее. У более способных получается быстро и непосредственно контактировать с силами природы, то принося людям пользу, то нанося им вред. На почве этих размышлений и возникла вера в оборотней.

Наши пращуры верили, что волки, нападающие холодными зимами на людей – это «волколаки» (люди, способные с помощью колдовства превращаться в волков). В славянской мифологии, волколак, вурколак, волкодлак – оборотень, т. е. человек способный превращаться в волка. Чтобы это сделать, ему надо было кувыркнуться через пень либо воткнутый в землю нож или осиновый кол. Люди верили, что человека можно заколдовать и превратить не только в волка, а ещё и в медведя, которые потом могут обернуться кошкой, собакой или пнем. Основная примета волколака – шерсть на теле. Он отличается от настоящих волков тем, что задние ноги у него сгибаются в коленях вперед, как у человека. По старинным преданиям, оборотни способны превращаться в упырей, а во время затмения съедать солнце или луну.

Чтобы защититься от проникновения в жилище оборотня, на всех дверях и оконных рамах ставили мелом знаки креста. Испокон веков крест считают надежной защитой от всего бесовского. Поэтому в старину в Крещенский сочельник обязательно мелом рисовали кресты на дверях, стенах, притолоках строений (дом, сарай, хлев и пр.), а у колодцев кресты выкладывали из щепок. Считалось, что этот обряд поможет защитить дом от неприятностей, дурного глаза, нечистой силы и молнии.

Мел для окрещивания домов вместе с водой святили в церкви. В побеленных хатах кресты ставили углем или скипидаром. Чтобы защитить скотину от всего дурного, её кропили святой водой. Верили, что если этого не сделать, нечисть будет сильно мучить животных.

Накануне Крещения скот кормили хлебом, на верхней корке которого рисовали крест. В южных регионах хозяин нередко совершал во дворе ритуальный обход скотины с топором в руках, а потом топор перебрасывал через собравшихся вместе животных.

По мнению православных людей, в Крещение и накануне праздника чудодейственной силой обладала не только освященная вода, но и вообще любая вода, набранная из природных источников и даже снег. Считается, что такая вода может находиться несколько лет в закрытом сосуде и не испортиться. Крещенской водой окропляли улья и поили скот, чтобы он лучше размножался и не болел.

Женщины в Крещенский сочельник собирали снег, который использовали для лечения различных болезней и для беления холстов. Собранный в поле снег опускали в колодец, чтобы сохранить в нем воду в течение года.

Приметы в Крещенский сочельник

Если в этот день метель, то мести ей и через 3 месяца. Ещё метель на Голодную кутью указывает на то, что пчелы будут хорошо роиться.

Собаки много лают в этот день – значит, будет много дичи.

Чистое и ясное небо в крещенскую ночь – к богатому урожаю гороха.

Полный месяц на Крещенский сочельник – к полноводью весной.

На Крещение – последняя ночь святочных гаданий. Девушки выходили за ворота ворожить на первого встречного:

Гадали на урожай. По поверью, иней в крещенскую ночь падает на те хлеба, которые уродятся в следующее лето, а те, урожай которых будет плохим, останутся сухими. Для этого на ночь на улицу выставляли в чашках разное зерно, а утром осматривали: на какое пал иней, тому родится.

В Крещенский сочельник можно погадать на исполнение желания. Для этого вечером перед иконами зажгите свечу, и помолитесь, попросив у высших сил покровительства и защиты. Потом на отдельном листе бумаге запишите по одному своему желанию. В общей сложности их должно быть не больше десяти. Желания должны быть осуществимыми и реальными. Перед сном листочки положите под подушку.

«Загаданное желание пусть в волшебную ночь сбудется,

Все, что приснилось хорошего, никогда не позабудется.

После этого из-под подушки не глядя достаньте одну бумажку. Желание, написанное на ней, обязательно исполнится в ближайшее время.

Сны, приснившиеся в ночь на Крещение, считаются пророческим. Поэтому по пробуждению, обязательно вспомните, что вам приснилось.

В подтверждение своих слов русский архиепископ цитировал святителя Симеона Солунского, жившего в конце XIV — начале XV века. Тот тоже указывал на символизм пшеничных семян в третий день по смерти человека.

Блюдо на Рождество, Щедрый вечер, Крещение и поминки

Накануне Старого Нового года, который в народе известен еще и под названием Щедрый вечер, люди, которые чтут традиции, будут готовить одно особенное блюдо. Без него праздничный стол немыслим. Однако ели это блюдо не только в праздники, но и на похоронах

Сегодня Украина переживает непростые дни. Казалось бы — на дворе важные для подавляющего большинства жителей этой страны праздники: недавно прошло Рождество, вот-вот наступит Щедрый вечер (или Старый Новый год), а затем и Крещение. Но праздничного настроения в стране нет: на следующий день после Рождества в Иране потерпел крушение Boeing 737-800 украинской авиакомпании МАУ. Погибли 176 пассажиров, среди которых одиннадцать были гражданами Украины.

Согласно народным традициям, в эти дни и те, кто скорбит, и те, кто всё же будет праздновать, будут готовить одно и то же блюдо, которое дошло до нас со времен неолита. По крайней мере, так утверждал в своей работе член Русского географического общества, антрополог, археолог и один из отцов украинской этнографии Фёдор Волков. Правда, название этого блюда имеет греческие корни. Речь о кутье.

Согласно одной из версий происхождения названия этого блюда, оно имеет византийские корни. На византийском греческом ϰουϰϰιά (читается как “кукья́”) означает “бобы”. В пользу этой версии говорит и то, что название одной из разновидностей кутьи — колива — явно имеет греческие корни. Древнегреческое слово κόλλυβος означало “зерно”. Так же позже называли и маленькую монету. Позже слово превратилось в κόλλυβα и стало означать вареную пшеницу.

Еще одна версия происхождения названия кутьи связана с кутом — углом. Именно в угол, на покутье, под иконами ставилась кутья перед тем, как ее ставили на стол. Покутье же было и остается самым почетным местом в хате, связанным с рядом обрядов.

Всего существует четыре разновидности кутьи: богатая кутья, щедрая кутья, голодная кутья и черная кутья. Первая — богатая — готовится на Святой вечер — Рождество. Вторая — щедрая — на Щедрый вечер — Старый Новый год. Голодная кутья готовится на Крещение, ведь в крещенский сочельник православные соблюдают строгий пост. А черная кутья готовится на похоронах и поминках.

Такая роль этого блюда в православии не случайна. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин в своей книге «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных», изданной в 1803 году, писал, что приготовление кутьи, среди прочего, означает, что умерший человек воскреснет.

«Ибо пшеница, посеваемая в земле, потом возрастает в земле и приносит плод; посему и Господь Иисус Христос — воскресение наше — сказал: «Аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит», — цитировал Евангелие от Иоанна архиепископ Вениамин.

Мед же, употребляемый при приготовлении кутьи, по словам архиепископа, означает, что «после воскресения ожидает православных и праведных не горька и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии».

В подтверждение своих слов русский архиепископ цитировал святителя Симеона Солунского, жившего в конце XIV — начале XV века. Тот тоже указывал на символизм пшеничных семян в третий день по смерти человека.

Украинские этнографы в кутье усматривают символ из еще дохристианских времён. Такой точки зрения придерживается Олекса Воропай, который во введении к первому тому «Обычаев нашего народа», изданном в Мюнхене в 1958 году, писал: «Староукраинские традиции вошли в плоть и кровь наших обычаев и теперь мы себе не представляем Рождества без кутьи <…> Все это — наша дохристианская культура, наша самая старая традиция. Кутья — это символ урожая, писанка — это символ рождения весеннего солнца».

Тем не менее, сегодня кутья связана именно с православными традициями и обрядами. Впрочем, некоторые обряды, связанные с этим блюдом, носят и неправославный характер.

Кутья, пожалуй, главное блюдо на Рождество. Ее подобием малороссы и галичане кормили даже зверей, чтобы и те отпраздновали рождение Христа и не жаловались на хозяина в единственную ночь, когда будут говорить с Богом на человеческом языке. После этого хозяин звал на ужин гостей, да непростых.

«Мороз, мороз, иди к нам на ужин!» — трижды звал хозяин. А после этого говорил: «А как не идешь, то не иди на жито-пшеницу, всякую пашницу».

«Иди и ты на кутью, серый волк, а как не идешь, то не бери у нас ни телят, ни ягнят, ни малых поросят!» — передает слова хозяина этнограф Воропай.

И, наконец, хозяин приглашал на Святой Вечер черные бури и злые ветры. Если уж те не приходили, то не должны были они прийти и летом. После этих приглашений двери в хате плотно закрывались, и до конца ужина никто не должен был выходить их открывать, что бы ни происходило на улице. Начинался один из самых важных ужинов.

«Святая Вечеря — это совместный ужин всего рода. Даже мёртвые родичи и без вести пропавшие — все должны в этот вечер собраться вместе, чтобы трапезничать целым родом. Живые, помня своих мёртвых родичей, ставили для них кутью и узвар на окнах, разбрасывали варёный боб по углам, оставляли немытыми ложки и миски после ужина, — «чтобы души могли их лизать для поживы». Садясь на стул или на лавку, продували место — «чтобы не привалить собой мёртвой души», ведь в этот вечер мёртвых душ объявляется число неимоверное! И везде они есть: на лавках, на окнах, на столе и под столом», — описывает этот ужин Воропай.

Хозяин приглашает все мертвые души на ужин. Он берёт миску с кутьёй, ставит ее на кусок полота и со всем этим и с зажженной свечой обходит стол «по солнцу» трижды, после чего ставит миску на стол, а сам встаёт на колени перед образами и молится за умершие души, за себя. После приглашения умерших на кутью с неё как с первого блюда и начинается сам ужин.

«Семья сидит за столом, ужинает, — уже и кутья, и узвар на столе. В доме так ясно, свет горит то очень весело и вместе торжественно. Вся семья шумит, каждому хочется сказать что-то радостное, каждый чувствует себя счастливым и полным надежд, хотя никто не знает, чего, собственно, надеется он и оправдаются его надежды», — писала Леся Украинка в своем рассказе «Святой вечер!».

Но одним лишь ужином на Рождество роль кутьи не исчерпывалась. Интересный обычай описал в XIX веке автор современного украинского гимна, фольклорист и этнолог Павел Чубинский. После ужина в кутье на целую ночь оставляли ложки. И тот, чья ложка оказалась утром повёрнутой кверху, в будущем году должен был по поверьям умереть.

С щедрой кутьёй — кутьёй на Щедрый вечер — особые обряды не связаны. Называется она щедрой еще и потому, что в дни, когда ее ели, в отличие от рождественского и крещенского Сочельников, поста не было. Поэтому к обычной варёной пшенице, мёду, орехам и перетертому маку могли добавить сливочное масло и молоко.

А вот следующая кутья — голодная — на Крещение. И ней связан интересный обычай: подуставшие от праздников малороссы прогоняли кутью.

«Тикай, кутья, из покутья
А узвар — иди на базар,
Паляницы, оставайтесь на полке,
А дидух — на тёплый дух,
Чтобы бросить кожух», — кричали дети.

В общем, кутью убирали из покутья, с узваром тоже покончили, дидух — сноп пшеницы — сжигали, оставляя лишь паляницы.

А вот взрослые порой прибегали и к более радикальным методам.

«Было, как поужинают запорожцы на Голодную кутью и выйдут с ружьями прогонять кутью, то поднимут такую стрельбу, будто действительно война идет. На второй день на Водосвячение идут, было, к Днепру и пушки за собой везут, как только попы начинают крест опускать в воду, то они и палят из пушек. Еще я хорошо знаю, как двадцатых годах в Каменке из пушек кутью прогоняли, ведь тогда были и попы из запорозьцев», — передавал слова лоцмана Осипа Омельченко этнограф Яков Новицкий в своих записях, сделанных в 1876 году в селе Лоцманская Камянка.

Впрочем, прогоняли кутью и без стрельбы. В ночь на Крещение и стар и млад все выходили на улицу с макогонами, ложками и ухватами и били в углы хаты, заборы и ворота, выкрикивая всю ту же детскую кричалку, призывавшую кутью «тикать».

А вот чёрная кутья, или коливо, готовилась на похороны и поминки. И подавалась она первой на поминальном обеде. Чем-то по рецептуре от кутьи голодной она не отличалась. Ели коливо и на Радоницу. При этом есть нужно было эту кутью натощак.

В общем, это блюдо готовят на Украине и в радости, и в печали. Остается лишь пожелать, чтобы кроме Рождества, Щедрого вечера, Крещения и Радоницы поводов для приготовления кутьи не было.

Крещение в Украине традиционно празднуют 19 января. А вот 18 января украинские семьи отмечают Крещенский Сочельник. Хозяйки в этот день готовят голодную кутью.

Голодная кутья на Крещение: самый простой и быстрый рецепт

Голодную кутью готовят из крупы с добавление мака и сухофруктов.

Крещение в Украине традиционно празднуют 19 января. А вот 18 января украинские семьи отмечают Крещенский Сочельник. Хозяйки в этот день готовят голодную кутью.

Поскольку с самого утра 18 января до первой звезды нельзя было ничего есть, название кутьи стало – голодная.

На Крещенский Сочельник готовят строго скромный стол с постными блюдами.

Как готовить голодную кутью

Голодную кутью готовят из крупы с добавление мака и сухофруктов. При этом добавлять сливки или молоко нельзя.

Голодная кутья на Крещенский Сочельник – рецепт

Если готовите голодную кутью из пшеницы, стоит крупу хорошо промыть под проточной водой и залить холодной водой на 3 часа.

Если готовите кутью из риса, тогда 5 раз промываете хорошо рис и варите до готовности.

Варим пшеницу или рис и даем постоять под крышкой минут 20.

Изюм промыть, по желанию ошпарить кипятком. Смешать в красивой посуде пшеницу или рис, мак, орехи, изюм.

19 января в Украине отмечается Крещение Господне – праздник, который соединил в себе христианскую суть и народные традиции. Последний день перед Крещением называется Крещенский сочельник или Голодная кутья. В эту дату на стол ставят различные постные блюда и молятся всей семьей. Главным блюдом вечера становится постная голодная кутья.

Голодная кутья перед Крещением: идеальный праздничный рецепт

Голодная кутья – это последний вечер перед Крещением, когда соблюдают строгий пост и готовят особую кутью.

19 января в Украине отмечается Крещение Господне – праздник, который соединил в себе христианскую суть и народные традиции. Последний день перед Крещением называется Крещенский сочельник или Голодная кутья. В эту дату на стол ставят различные постные блюда и молятся всей семьей. Главным блюдом вечера становится постная голодная кутья.

Голодная кутья на Крещенский сочельник

Пшеницу несколько раз промыть и замочить в воде на 3 часа. Затем отварить пшеницу до готовности на маленьком огне (60-90 минут). Мак залить кипятком на полчаса и растереть в ступке. Орехи просушить в духовке или на сухой сковороде и порубить ножом. В большой емкости смешать пшеницу, мак, орехи, изюм и мед. Заправить кутью узваром.

Голодная кутья – рецепт с булгуром

Булгур промыть и варить 20 минут. Остудить готовую крупу. Мак и изюм запарить кипятком на 20 минут, грецкие орехи порубить ножом. Мак растереть в ступке или перебить в блендере, смешать с медом. В отдельной емкости смешать все ингредиенты для кутьи и слегка посолить.

На Крещенский Сочельник готовят строго скромный стол с постными блюдами. Голодную кутью готовят из крупы с добавление мака и сухофруктов. При этом добавлять сливки или молоко нельзя..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии