Голодной кутьей кубани

Ранним рождественским утром мужчины, парни и мальчики, объединившись в небольшие группы, отправлялись рождествовать или христославить. Накануне для проведения этого обряда они изготавливали из фанеры, сита и обруча «звезду», чаще всего восьмиконечную. Лучи «звезды» обычно украшали цветной бумагой, лентами и бумажными цветами, внутри «звезды» ставили иконку, свечу или лампадку. Готовую «Звезду» несли на высоком шесте впереди группы рождествующих. Все старожилы отмечают, что рождествующим никогда не отказывали в проведении обряда, и всегда с нетерпением ждали, когда же они постучат в двери дома со словами: «Пустите порождествовать!».

Элементы Рождественских традиций у кубанских казаков

К самому светлому православному празднику казаки готовились тщательно – стремились к перемирию, выбеливали хаты, чистили подворье. Но главное, держа пост, приводили в порядок свою душу: молились, исповедовались, принимали причастие, помогали ближним, сиротам, просили у всех прощение и сами не держали обиду на тех, кто вольно или невольно нарушил Христовы Заповеди. С легкостью отпускали обидчика со словами «Бог простит…»

Обычно к Рождеству резали кабана, барашка, гусей, индеек, делали холодец и колбасы, пекли пироги с разнообразной начинкой. Однако, главным блюдом стола считалась голодная кутья, приготавливаемая к вечеру Рождества, ее еще называли «багата кутья» или «вечеря». Предпочтение при их приготовлении было отдано пшенице или ячменю. К кутье полагалось сварить узвар – напиток из сухофруктов. И хотя приготовлением кутьи занималась хозяйка дома. Кутью и узвар ставили в Святой угол на покуть – там предварительно простилали сено. Сено, на котором стояла кутья, не выкидывали, а подкладывали в гнезда курей или отдавали худобе.

Очень красивый обычай бытовал в станице Новолокинской. За две недели до Рождества отец срезал ветку вишни, на которой обязательно должно было быть еще семь небольших веточек. Срезанную вишню, в горшочке с водой, ставили в Святой угол, и к Рождеству она вся покрывалась цветами.

Вечеря – это традиционный семейный ужин, для которого в родительский дом сходились женатые сыновья со своими детьми и приглашались одинокие соседи. Кстати, вечеря рассматривалась еще и как поминовение умерших, поэтому на стол обязательно ставили лишний прибор.

Трапеза начиналась после посещения казаками всенощной – с появлением первой вечерней звезды. Вначале всегда разговлялась кутьей, которую вместе с узваром предварительно окропляли святой водой. Первая ложка кутьи являлась прерогативой главы семьи.

Вечером начиналось любимое занятие детей и подростков – «ношение вечери». По кубанскому преданию, носить кутью с пирожками непременно, как правило, носили дети и молодежь.

Кутью обязательно несли крестным родителям, бабушке с дедушкой и близким родственникам. Заходя в дом, дети говорили: «Здравствуйте, с праздничком, с Рождеством Христовым! Папа и мама вечерю вам прислали». Хозяева пробовали кутью, а взамен докладывали свою. За принесенную вечерю детвору ожидали подарки: мелкие деньги, конфеты и орехи. Также девочкам дарили платки и кукол, а мальчикам – рубашки и деревянных коников.

Ранним рождественским утром мужчины, парни и мальчики, объединившись в небольшие группы, отправлялись рождествовать или христославить. Накануне для проведения этого обряда они изготавливали из фанеры, сита и обруча «звезду», чаще всего восьмиконечную. Лучи «звезды» обычно украшали цветной бумагой, лентами и бумажными цветами, внутри «звезды» ставили иконку, свечу или лампадку. Готовую «Звезду» несли на высоком шесте впереди группы рождествующих. Все старожилы отмечают, что рождествующим никогда не отказывали в проведении обряда, и всегда с нетерпением ждали, когда же они постучат в двери дома со словами: «Пустите порождествовать!».

Затем рождествующие, поставив «звезду» перед собой, обращались в Святой угол (он находился на востоке), и исполняли тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш!». Пришедших щедро одаривали колбасами, салом, пирожками, конфетами и мелкими деньгами. Взрослых могли посадить за стол с угощениями и вином. Такая щедрость основывалась на поверье – не принять рождествовальщиков считалось большим грехом. Кстати, согласно традиционным представлениям, в дом на Рождество Христово первым должен был прийти мужчина – это сулило семье счастье и благополучие.

Рождественский стол был богат изобилием. В центре любого рождественского стола обязательно стояла кутья. Потому что она символизировала завершение поста и возможность после молитвы разговеться.

Многие блюда рождественской кухни были унаследованы от черноморских казаков, пришедших на Кубань. Предпочтение отдавалось: холодцу, «домашней» колбасе, фаршированному свиному желудку (ковбыку). Как правило, его основными ингредиентами являлись: свинина, курица и утка, чеснок, яйца куриные, специи по вкусу. Это блюдо после поста насыщало организм, являло собой задел на весну и придавало новые жизненные силы.

Украшал рождественский стол запеченный с яблоками, черносливом, гречкой (в наши дни – предпочтение отдается урюку) – молочный (молодой) поросенок, гусь, реже – утка.

Особым блюдом «по-царски» была «кровянка» – колбаса, в основу которых входила кровь животных (корова, свинья), сало и специи. Считалось, что это блюдо придавало казаку силу и мужество.

Ни одни кубанский стол не обходился без солений. В том и проявлялось кулинарное искусство каждой казачки, чтобы выдержать пропорции в приготовлении непременно хрустящих, в меру пряных и соленых огурцов, пелюстки из капусты, моченые виноград, яблоки, сливы. Королем всех солений по праву считался арбуз (предпочтение отдавалось черным сортам арбузов с мелкой косточкой). В меру выпитая горилка под эти соления придавала и ощущение праздника, и радости, и достатка.

Целью Рожденствеского стола была – бэсэда – разговор, застолье, сообщество. Стол накрывался ради ближних – братов, кумовьев, соседей. На Кубани говорили: «Добра та бэсэдонька, дэ атаман е». В теплом кругу сорадовались Рождению Христа, собственным удачами удачам близких. Пели песни, ратовали о боевых походах, добрым словом и молитвой вспоминали усопших и всем живым желали здравия.

Послевкусие светлого Праздника сохраняется у казаков Кубани до следующего Рождества.

alt=”✨” />18 января – голодная кутья alt=”✨” />

Голодной кутьей кубани

Черноморский меридиан запись закреплена

alt=”✨” />18 января – голодная кутья alt=”✨” />

Давайте узнаем как на Кубани встречали крещенские праздники.
Но для начала выясним, почему кутья называется "голодной"?
Так ее называют потому, что с вечера 18 января и до того времени, как не освятят воду в водоемах, не разрешается есть пищу.

В этот день на Кубани в каждой семье варилась кутья и узвар из фруктов.
Кутью накладывали в тарелки и ставили на видное место на стол. Обязательно на пучок сена. При этом делались маленькие крестики из соломы, которые втыкались в кутью.
Кутье в этот день придавалось некое особое значение, что отразилось в пословице: «Узвар – на базар, а кутью – на покути». Покуть – святой угол.
То есть ее нельзя было поставить абы куда-нибудь.
Садясь «вечерять» приглашали к столу Мороза, прося его не морозить ягнят, телят, цыплят и прочую живность.
После ужина все выбегали во двор, колотя по изгороди лопатами и мётлами, стреляли из ружий, провожая тем самым кутью.
Потом детей загоняли под стол, чтобы хорошо наседки, квочки сидели. И за чубы и уши вытаскивали детей, приговаривая несколько раз:

Празднование начинается ночью 18 января – в Крещенский Сочельник. В день перед праздником Крещения нужно соблюдать строгий пост. Накануне православные готовили постную кутью — ритуальное поминальное блюдо, кашу, сваренную из целых зерен пшеницы, ячменя или других круп, ее поливали медом, добавляли мак, изюм, орехи, молоко или варенье.

Крещение Господне 19 января 2022 года: как можно и нельзя праздновать

Портал «ЯСНО» собрал информацию о том, как праздновать Крещение, как правильно купаться, чем удивительна крещенская вода, какие народные традиции и приметы существуют.

Крещение Господне 19 января 2022 года: история праздника

Обряд крещения Христа по его просьбе совершил Иоанн Креститель. Во время обряда на реке Иордан на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя. Вместе с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». По христианским учениями именно в этот день Бог явился в трех лицах: Бог Отец — в голосе, Сын Божий — во плоти, Дух Святой — в виде голубя. Поэтому праздник Крещения называют еще Богоявлением. Есть мнения, что именно Крещение явило миру Спасителя, взявшего на себя все грехи человечества.

Крещение Господне 19 января 2022 года: как правильно праздновать

Празднование начинается ночью 18 января – в Крещенский Сочельник. В день перед праздником Крещения нужно соблюдать строгий пост. Накануне православные готовили постную кутью — ритуальное поминальное блюдо, кашу, сваренную из целых зерен пшеницы, ячменя или других круп, ее поливали медом, добавляли мак, изюм, орехи, молоко или варенье.

Праздничный ужин в Крещенский Сочельник назывался «голодной кутьей». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель.

Важное событие Крещения Господня – водосвятие. На реке или на озере, во льду заранее вырубается полынья, называемая Иорданью. С наступлением полуночи священники освящают воду, и верующие окунаются в освященной воде.

Купание на Крещение — это символическое очищение от грехов, перерождение. Также считается, что вода на Крещение приносит здоровье как телесное, так и духовное. В этот день православные обязательно посещают церковь, чтобы вспомнить о событии, которое изменило мир.

Крещение Господне 19 января 2022 года: правила купания

Проруби, в которых окунаются на Крещение, освящаются. Строгих правил для желающих окунуться нет. Но все-таки принято быстро погружаться с головой в воду 3 раза, при этом креститься и произносить: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. В Крещение купаться необходимо в рубашках, а не в купальниках.

Считается, что крещенская вода имеет чудесные целебные свойства. И этому есть подтверждение. Святая вода не портится в течение долгого времени. В течение года ее нужно пить натощак. Святой крещенской водой можно окроплять жилище, чтобы изгнать злых духов и привнести в дом благодать Божью.

Как уточняет профессор Свято-Филаретовского православного института (СФИ), специалист по церковной археологии, член Ассоциации искусствоведов Александр Копировский, купания – это русская народная традиция, не церковная, но уже вполне сложившаяся за много лет.

Откуда она появилась? Она заменила древнюю церковную традицию, когда на праздник люди принимали крещение – ранее крестили только на очень большие праздники, к примеру, на Пасху, на Троицу и особенно на Богоявление. Позже это превратилось в такой «национальный вид спорта», обычай, который к церковному не имеет никакого отношения.

Крещение Господне 19 января 2022 года: как правильно купаться, чтобы не заболеть

Специалисты советуют без особой подготовки не купаться детям и старикам. Лучше готовиться заранее, постепенно закаливаясь обливанием холодной водой дома.

Медики не рекомендуют купаться в проруби людям, у которых ревматизм, гипертония, атеросклероз, туберкулез или другие острые хронические заболевания. Купание в ледяной воде может привести к опасным последствиям, ведь зимнее купание в проруби приводит в максимальное напряжение все механизмы терморегуляции.

Если у человека нет перечисленных болезней, то нужно придерживаться следующих рекомендаций:

    купаться в Крещение можно только в проруби, где обустроен спецвход в воду; ходить купаться на Крещение нужно с кем-нибудь, чтобы в случае чего, вам смогли оказать помощь; перед купанием запрещены спиртное и табак, не стоит купаться голодным или сразу после принятия еды; с собой должен быть плед или очень теплая одежда.

Крещение Господне 19 января 2022 года: традиции и приметы

Ранее на Крещение было принято выпускать голубей – в знак Божественной благодати. На Руси, как только первый церковный звон позовет к заутрене, верующие разжигали на берегу огонь. Иордань готовили за неделю до праздника: прорубали полынью на реке, выпиливали большой крест и ставили его над прорубью. Изо льда выпиливали и престол. Елочными ветками украшали «царские врата».

Утром после богослужения все шли к реке. После освящения воды в реке все собравшиеся набирали ее в свою посуду и окунались. После женщины накрывали на стол, старший в семье мужчина окроплял Богоявленской водой весь дом. Перед едой все пили освященную воду. Приняв пищу, девушки шли к реке — умыться в воде, «чтобы лица были розовыми».

После Крещения запрещалось стирать белье в реке. По поверью, когда священник погружает крест в воду, вся нечисть от страха выпрыгивает оттуда и сидит на берегу и ждет, когда появится кто-нибудь с грязным бельем. Поэтому считалось, что чем позже женщины начнут стирать, тем больше вымерзнет нечести от Крещенских морозов.

Издревле с Крещением было связано множество народных примет. Вот некоторые из них:

Если на Крещение погода ясная и холодная — лето будет засушливое, если пасмурная и свежая — к обильному урожаю.

Полный месяц на Крещение — к большому весеннему разливу.

Много звезд — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды.

На Крещение оттепель — к урожаю, а ясный день на Крещение – к неурожаю.

Если во время литургии идет снег, то год будет хлебородным, а от пчел получится много роев.

Когда на Крещение много лаяли собаки, то ждали удачливого сезона охоты.

На Крещение не кормят кур, чтобы они не копали огород и не портили рассаду.

Для молодых Крещение было лучшим днем договориться о свадьбе: «Крещенское рукобитье – к счастливой семье».

Люди, крещеные 19 января, согласно поверьям, будут всю жизнь счастливы.

Наши предки верили, что крещенская вода – источник целительной силы, отсюда и возникли традиции набирать воду и совершать омовение в проруби даже в самый лютый мороз.

Верующие считают, что всех, кто окунется в крещенскую прорубь, ждет очищение и избавление от грехов.

Считалось, что тот, кто окунется на Крещение, весь год не будет болеть.

Крещенской водой умывали детей, давали выпить тем, кто сильно болел.

Крещение Господне 19 января 2022 года: что можно и нельзя делать

В этот день нужно праздновать, то есть, быть свободным от обычных, обыденных, рутинных дел и работ. Очень желательно не иметь за душой ничего злого и греховного, не делать того, что может кого-то сильно обидеть и огорчить.

В этот день не принято устраивать шумные развлечения. Отмечая день Богоявления, люди должны вспоминать само это событие – крещение Христа на Иордане.

Важнее всего в этот день прийти в храм, но не только за святой водой, но просто, чтобы помолиться.

Важно обязательно помнить, ради чего Христос приходил на землю – чтобы весь народ изменился, чтобы все люди очистились. И поэтому лучше всего этот день разделять с теми, кто празднует его молитвой.

Чего точно не нужно делать в этот день, так это гадать. По церковному учению, любое гадание, и в этот день, может быть, особенно, – это грех, которого нужно избегать.

Лучше перенести уборку на другой день – можно вымести удачу.

Нельзя желать другому человека зла, думать о недобром, осуждать — все вернется бумерангом.

Нельзя давать в долг — можно отдать удачу и достаток.

Нельзя стричь волосы и ногти — можно испортить судьбу.

Нельзя шить, вязать и заниматься другими рукоделиями — судьбу завязать узлом, все пойдет наперекосяк.

Нельзя набирать воду в больших объемах – ведрами, к примеру. Это считается жадностью и желанием наживы, что в христианстве не поощряется.

На праздничный стол нельзя ставить менее 9 блюд, и нельзя ставить четное количество блюд.

Нельзя упоминать нечистую силу — можно привлечь нечисть в свой дом.

Нельзя разбавлять воду, которая была освящена в храме, или смешивать прошлогоднюю крещенскую воду и новую. Прошлогодней водой рекомендовано полить цветы.

Нельзя заходить в дом, оставив обувь за порогом, — к болезни.

Считается, что крещенская вода может простоять целый год. Священнослужители все же предупреждают, что в качестве питья необходимо употреблять только ту воду, которая была взята из чистых источников.

Крещенской водой поят скот — для приплода и здоровья.

В этот день нет поста. Ограничения в еде полагаются накануне, в Крещенский сочельник (18 января), а в само Крещение разрешаются любые блюда.

День Богоявления нужно посвятить больше духовным делам, чем физическим.

На Крещение открываются небеса. Если помолиться, то просьба может исполниться.

Добрые дела вернутся к человеку в тройном размере, но делать их нужно без умысла, без меркантильных желаний.

Ранее портал «ЯСНО» сообщал, как правильно загадывать желание на Крещение Господне 19 января.

В «старые» времена на Кубани торжества были многозначительными, исполненными смысла. Праздничные традиции свято почитались, сохранялись, передаваясь от поколения к поколению.

Веселье – после Рождества: как на Кубани отмечали новогодние праздники

В «старые» времена на Кубани торжества были многозначительными, исполненными смысла. Праздничные традиции свято почитались, сохранялись, передаваясь от поколения к поколению.

Вечером – чинный ужин, утром – в церковь

Главный праздник, с которого и начинался новый год у казаков, – это Рождество. Поскольку предварял его пост, мяса не ели. Зато в каждой кладовой истекали жиром связки рыбы: соленой, вяленой да копченой. Крупную рыбу по осени меняли в Приазовье на пшеницу. Впрочем, и своей хватало: почти каждая станица стояла у реки. Пахло дымком – к Рождеству было принято заколоть кабанчика. Хозяйки выносили коврики, чистили их снежком…

Уроженец станицы Павловской Поэт Александр Пивень эмигрировал в 1920 году. С грустью вспоминал он на чужбине, как проводили праздники на родной Кубани.

«Я горжусь старым временем, которому был свидетель, – вспоминал поэт. – Накануне праздника детям поручалось принести в хату самого чистого и душистого сена, укладывали его под образами. «Богата вечеря» начиналась с появлением первой звезды». Неизменным блюдом была кутья – поминальное блюдо. Усаживались вокруг большого стола, «вечеряли» чинно и спокойно. Наши предки верили, что души умерших присутствуют при этой трапезе.

После «дети в возрасте отроков относили «вечерю» своему крестному отцу и матери. Малый, поцеловав отцу или матери руку, чистым голосом объявлял, что «батько и мати прислали вам вечерю – ижте на здоровья».

Канун праздника проходил у кубанцев всегда тихо. Каждая семья была дома и сейчас же укладывалась спать, так как на первый день праздника нужно было обязательно побывать в церкви. Никакого шумного веселья и дурачества в святой вечер.

Утром, еще до рассвета, на улицы станицы выходили подростки. Они перебегали со двора во двор и славили Христа. Вечером же молодые парни носили по станице «звезду», заходя в каждую хату. Ходили по улицам и девчата. И всюду слышалось: «Благословить колядувать!», а из хаты ответное: «Бог благословить». После чего в звонком морозном воздухе раздавалось пение колядки: «Та спородила Ииcyca Христа Дива Mapия. Алелуя, алелуя, Дива Мария…»

Главное веселье на Святки

Святки – время от Рождества до Крещения – были яркими и веселыми. Девчата ходили под окнами хат «щедрувать» – петь песни в честь новолетия. Занимались и ворожбой, подслушивали под окнами хат разговоры и по отрывочным словам старались истолковать свою судьбу.

Щедровали дети: «Щедрык-ведрик, дайте вареник. Грудочку кашки, кильце ковбаски…» Стучались во всякую хату, так как были убеждены, что несут с собою счастье. Каждый имел с собой «торбу» с зерном. Войдя в хату, «посевали»: «На щастя! На здоровья! Роди, Боже, жито, пшеницю и всяку пашницю!» Хозяева зерна собирали как драгоценность. Половину отдавали животным и птице, остальное примешивали к посевному зерну: «Пошли, Боже, урожай на всих людей, на увесь край».

Молодые парни водили «козу» и веселили станичников. Козою был какой-нибудь ловкий парень в вывороченном «кожухе».

В праздники никто не работал

На все время праздника любая работа была запрещена. Ходили в гости, катались на санях… В Крещенский Сочельник садились вечерять. Хозяин выходил на крыльцо и говорил, подкидывая вверх ложку кутьи: «Мороз, Мороз, иди к нам кутью йисть, да не поморозь наших телят, ягнят, жеребят».

Центральным действом Крещения было водосвятие. На реке делали «иордань»: вырубали прорубь в форме креста. Здесь же устанавливали ледяной крест, который поливали красным свекольным квасом. Сюда шли с крестным ходом.

Бытовал по станицам еще один интересный обычай. Утром женщина не могла войти в дом первой. Считалось, что под бабий подол может нечисть спрятаться и вместе с бабой тайком в хату пройти. По утрам в станицах наблюдали примерно такую картину: вышла рано утречком женщина «на двор по надобности», а обратно в хату вернуться не может, стоит и ждет, пока какой-нибудь мужчина не войдет в дом перед ней.

Как на Кубани Крещение Господне праздновали

Существовало поверье: на Святках нечистая сила выходит из своих убежищ. Черти и ведьмы бродят по улицам, пугают прохожих. Оттого бытовала в народе языческая традиция рядиться в шкуры животных, напяливать маски и костюмы колдунов и ведьм

праздникомзавершались веселые святочные недели

Мужчины и женщины, стар и млад, представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу. Но не только нечисть опасалась личин страшных — считалось, что они оскверняют и людей, их надевавших. Поэтому те, кто рядился на святочных неделях, должны были очиститься купанием в день Крещения Иисуса Христа.

Праздник, который православные отмечали в ночь с 18 на 19 января, посвящался крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.

На Кубани крещенскую полночь шли люди к реке, чтобы поглядеть, как вода вспять потечет. Считалось промеж казаков, что только самым достойным показывалась обратная вода: лишь праведники могли видеть, как в полночь остановится вода в реке, замрет на мгновение, а потом в обратную сторону потечет. Эта «обратная», или «полуночная», вода, по поверьям, обладала мощными целительными свойствами.

На Кубани в этот день вставали раньше обычного, чтобы приготовиться к обряду очищения. Еще до восхода солнца казаки во дворах разводили костры, на которых сжигали «святочный мусор», то есть всю одежду и предметы, которые были в ходу во время святочных обрядов и гаданий.

Казаки верили, что, увидев, как все это сгорает в очистительном огне, нечисть испугается и уйдет обратно в свое царство. Потому пепел от костров тщательно закапывался в землю, а место кострища выравнивалось и зачищалось — «щоб мору ны було на скотыну», читаем в книге историка В. Ф. Никитина «Традиции казачества».

Бытовал по станицам еще один интересный обычай. Утром женщина не могла войти в дом первой. Считалось, что под бабий подол может нечисть спрятаться и вместе с бабой тайком в хату пройти. По утрам в станицах наблюдали примерно такую картину: вышла рано утречком женщина «на двор по надобности», а обратно в хату вернуться не может, стоит и ждет, пока какой-нибудь мужчина не войдет в дом перед ней.

Когда прогорали очистительные костры, еще до рассвета солнца, жители станиц и хуторов собирались в церкви, а затем шли на реку, к заранее вырубленной во льду (если стояли морозы) проруби в виде креста. Причем прорубь, или «Иордань», могла быть как четырех-, так и восьмиконечной.

В больших станицах вырубали не одну прорубь, а пять, а еще окрашивали их в цвета жизни: красный, зеленый, синий.

Изо льда, если стояла подходящая морозная погода, станичники делали большой стол-престол, который по традиции накрывали свиткой.

Утром после молитвы в церкви все жители шли на реку, где совершалось освящение воды путем опускания креста в воду. Ставили большую свечку. Все от мала до велика окунались в проруби, омывая свои тела и очищая душу. Казаки после купания стреляли из ружей, распугивая болезни и всякую нечисть. Выпускали голубей, чтобы они разогнали всю недобрую силу.

Придя домой, казаки сбрызгивали крещенской водой все углы дома, чтобы не спрятались там хвори и напасти. Крещенская вода считалась особо целительной, ее прятали подальше от чужого глаза. По поверью, она не портится двадцать лет. Крещенской водой лечили людей и «чистых» животных (коров). А собакам и свиньям давать крещенскую воду грешно.

Канун праздника Крещения Господня считался днем строгого поста: пока совершаются все крещенские молитвы и обряды, людям строго-настрого запрещено было принимать пищу. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не ели до первой звезды.

Вечер накануне Крещения звался Крещенским, или вторым, сочельником. Были у него и другие названия: канун Богоявления, голодная кутья. Последнее название, к слову, вечер получил из-за того, что после появления на небе первой звездочки начинать трапезу разрешалось только кутьей. Потому и сам вечер, и кутья именовались «голодными».

Впрочем, голодная, или, по-другому, бедная кутья была такой только по названию. Крещенский стол по изобилию не уступал новогоднему. Обязательными же блюдами на нем были кутья, узвар, приготовление и перенос которых в святой угол, а затем на стол сопровождались теми же действиями, словами, что и на Рождество: «Узвар на базар, а кутя — на покути!» Перед тем как поставить кутью в святой угол, стлали там сено.

И к этой трапезе, как на Рождество и Старый Новый год, могли приглашать Мороза. По окончании крещенской трапезы кутью, узвар, Мороза и все плохое, нечистое выпроваживали со словами: «Кыш, кутя, с покутя, а узвар — на базар». При этом казаки стреляли, били скалками, палками по заборам и воротам.

А сено, солому и хлеб с крещенского стола подкладывали в гнезда домашней птице, скармливали «чистым» домашним животным — коровам. Остатки кутьи могли отдавать птице: «Щоб було в огороди всэ, шоб птыця водылась», — читаем в русском земледельческом календаре «Круглый год» А. Ф. Некрыловой.

С освященной в полночь на реке водой возвращались казаки домой и в первую очередь окропляли подворье, дом, членов семьи, все хозяйство.

В некоторых станицах бытовал обычай в это же время снаружи дом обводить сплошной меловой линией — чтобы хорош был, чтобы из дома ничего не пропадало, чтобы куры хорошо неслись да скотинка плодилась.

Соблюдался в канун Богоявления и такой обычай, называющийся «свечками». Во время вечерни женщины в храме ставили к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами свечи, а по освящении воды забирали их домой и хранили до особой надобности. Эти свечи зажигались перед иконами во время родов, считалось, что они освещают младенцу путь на этот свет.

А еще пчеловоды ставили одну такую свечу к кресту и три — к сосуду с водой, стараясь накапать побольше воска в воду, ставя свечи так, чтобы они отекали и капли воску попадали в сосуд. По освящении воды пчеловоды старались прежде всех зачерпнуть ее и поймать побольше воску, плавающего на поверхности. А когда приносили освященную воду с каплями воска домой, кропили ею летки и оставляли сосуд со святой водой рядом с ульями до выставки пчел на пасеку.

Две ночи на Святках официально посвящались гаданиям: первая — на Васильев день (на встречу Старого Нового года с 13 на 14 января), вторая — на Крещение (в ночь с 18 на 19 января).

Гадания были самыми разными — и по форме, и по содержанию. Однако при всем многообразии форм суть гаданий сводилась к желанию узнать ответы на основные вопросы, всегда волновавшие людей. На Крещение гадали о замужестве и жизни в замужестве, о жизни и смерти как таковых, об урожае и недороде, голоде и изобилии, войне и спокойной жизни. К слову, и святочные обряды тоже носили сакральный — очистительный — характер. На Святках полагалось окуривание и окропление водой домов и хозяйственных построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы.

С Крещением казаки также связывали множество разнообразных поверий, примет, обычаев. В Крещенский сочельник — последний и главный день святочных гаданий, казаки и казачки, по древнему обычаю, рисовали на окнах и дверях домов кресты. Кресты выводили мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи — отец, его сопровождал кто-нибудь из домочадцев. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках.

По традиции, накануне большого зимнего праздника жители хуторов и станиц выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать здоровью, благополучию, будущему урожаю.

По станицам существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Старожилы поговаривали, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув речной воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался.

В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями — пирогами, кутьей, варениками. Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, угощениями, а иногда и деньгами.

Таинство водосвятия было кульминацией праздника: в крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения, внутри храмов, другое в самый день Крещения, на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань».

Крестный ход шел к тому месту, где во льду (если была морозная погода) заранее прорубали крест. В центре фигуры делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и вода из отверстия под давлением била фонтаном, окропляя собравшихся вокруг людей. Святой водой умывались и наполняли принесенные с собой емкости, а некоторые — самые отважные из собравшихся — даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет после этого, но и будет здоровым целый год.

В нынешнем 2018 году для желающих запастись здоровьем на год в столице Кубани определили места для крещенских купаний. И хотя не по-зимнему мягкая погода в декабре-январе исключила для жителей края возможность окунуться в прорубь, омовения в ледяной воде можно будет совершить на Рождественской набережной напротив храма Рождества Христова и в районе Платанового бульвара и на улице Старокубанской, 40/1а — возле храма благоверного князя Дмитрия Донского, в районе озера Старая Кубань и на Затоне рядом с Дворцом спорта «Олимп», а также в станице Старокорсунской — на берегу Краснодарского водохранилища, в районе улицы Украинской.

Вспомним: Рождественские святки – это праздничные дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца. Вифлеем – город, в котором родился Иисус Спаситель. Вертеп – пещера, место рождения Иисуса Христа. Ясли – кормушка для животных, в который положили родившегося Божественного Младенца. Имя Иисус – означает Спаситель, Мессия Христос – в переводе с греческого языка значит «помазанник». Волхвы – восточные мудрецы – также уверовавшие во Христа и предприняв трудный путь к месту его рождения, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. «Богатая вечеря» – торжественный ужин – начинался рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды, символизирующей рождение Иисуса Христа. «Колядование» – песнопение, славление Рождества Христова. Иоанн Предтеча – крестил Спаса нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Презентация СВЯТОЧНЫЕ ОБРЯДЫ И ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ НА КУБАНИ

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Снятие эмоционального напряжения
У детей и подростков с помощью арт-практик
И психологических упражнений»

елена бурьевая

«святочные обряды и зимние праздники кубани»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«святочные обряды и зимние праздники кубани»

настали святки. то-то радость! гадает ветреная младость, которой ничего не ж.

Настали святки. То-то радость! Гадает ветреная младость, Которой ничего не жаль, Перед которой жизни даль Лежит светла, необозрима; Гадает старость сквозь очки У гробовой своей доски, Всё потеряв невозвратимо; И всё равно: надежда им Лжет детским лепетом. А. С.Пушкин. Рождественские святки Рождественские святки – это дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца: «Христос родился – славите!»

рождество христово русская православная церковь отмечает его 7 января

Рождество Христово Русская Православная Церковь отмечает его 7 января

вертеп – пещера. место рождения иисуса христа. иосиф и мария отправились для.

Вертеп – пещера. Место рождения Иисуса Христа. Иосиф и Мария отправились для записи в город Вифлеем. Здесь они не могли найти место в доме, так как по случаю переписи в Вифлееме собралось очень много народа, и остановились за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в плохую погоду. Здесь ночью Пресвятая Дева родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли.

поклонение пастухов в ночь рождества христова пастухи вифлеемские пасли свои.

Поклонение пастухов В ночь Рождества Христова пастухи вифлеемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Художник Василий Шебуев

поклонение волхвов восточные мудрецы - волхвы, также уверовавшие во христа и.

Поклонение волхвов Восточные мудрецы – волхвы, также уверовавшие во Христа и предприняв трудный путь к месту его рождения, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти Иисусу. Когда Ирод понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

издавна на руси и кубани дети делали вертепы, где показывали историю, которая.

Издавна на Руси и Кубани дети делали вертепы, где показывали историю, которая произошла более двух тысяч лет назад. Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены ясли, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием. Плавно выплывает ангел и возглашает Радостную Весть. Пастухи и волхвы кланяются младенцу. Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают – и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было! В церквах же на Рождество принято выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, Праведного Иосифа и Младенца Христа, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю. ВЕРТЕП

голодная кутья. щедрый вечер. богатая вечеря. накануне праздника рождества хр.

Голодная кутья. Щедрый вечер. Богатая вечеря. Накануне праздника Рождества Христова, 6 января в Сочельник, который принято на Кубани называть “Голодная кутья”, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена. Это душистое сено дети укладывали “на покути” – под образами (иконами) в “красном угле” хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец. Открытка XIX века

голодная кутья. щедрый вечер. богатая вечеря. в самый канун рождества - 6 янв.

Голодная кутья. Щедрый вечер. Богатая вечеря. В самый канун Рождества – 6 января – варили голодную (постную) кутью на воде – пшеничный взвар с мёдом – «сочиво». Кашу укладывали в глубокую тарелку, посередине делали крест из вишневого или другого варенья, украшали сухофруктами и изюмом края, затем перевязывали тарелку платком и дети несли “вечерю” своим крестным отцу и матери. Крестные отец и мать дарили подарки детям. Отсюда название вечера – «щедрый». “Богатая вечеря” – торжественный ужин – начинался рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды, символизирующей рождение Иисуса Христа. “Вечеряли” чинно и спокойно, строго сохраняя молчание. Рождественская звезда Открытка XIX века

святочные колядки в древности колядки были связаны с языческим праздником кол.

Святочные колядки В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды – солнечного божества. Говорят, что был когда-то во времена язычества болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от него и пошли колядки.

святочные колядки раньше эти рождественские праздники торжественно освещались.

Святочные колядки Раньше эти рождественские праздники торжественно освещались благочестивыми делами. Отцы церкви наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями. Государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, щедро раздавали царскую милость в виде денег и угощений, выпускали преступников из темниц. Эти дни, которые прослыли Святками, или Святыми, народ обратил в свои забавы. Слово “колядки“ имеет своим корнем латинское слово “календа“, то есть “первый в месяце“ или “первый в году“, откуда в европейских языках и появилось слово “календарь“.

святочные колядки колядование - древний обычай хождения по домам с поздравите.

Святочные колядки Колядование – древний обычай хождения по домам с поздравительными песнями. Песни, которые исполнялись, назывались колядками и смысл их сводился к пожеланиям здоровья, обильного урожая, благополучия. Колядка всегда заключалась просьбой о подаянии. Пелись колядки под под Рождество, под Старый Новый год, в прошлом приуроченный к зимнему солнцестоянию. Колядование – песнопение, славление Рождества Христова.

святочные колядки колядование васильковский с. коляда, коляда! пришла коляда.

Святочные колядки Колядование Васильковский С. Коляда, коляда! Пришла коляда Накануне Рождества; Мы ходили, мы искали Коляду святую По всем по дворам, по проулочкам. Нашли коляду.

посевание на старый новый год утро нового года (14 января по новому стилю) на.

Посевание на Старый Новый год Утро Нового года (14 января по новому стилю) начинается приходом посевальщиков. Считается, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года. Посевать ходили мальчики и парни и при этом говорили девушкам: «Все ваша власть кончилась!». Иногда кто-либо из парней наряжался в женское платье. Этот обряд называли «водить Мыланку». Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, подсолнечника, гороха, фасоли. Появлялись на пороге и говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с праздничком!».

святочные игры и забавы зимние святки всегда были и остаются очень интересным.

Святочные игры и забавы Зимние святки всегда были и остаются очень интересными, увлекательными и весёлыми праздниками, где участвует огромное количество участников и зрителей различного возраста. В давние времена катание с горы на санках имело даже магическое значение. Считалось, что у того, кто дальше всех спустится с горы, в новом году будут длинные стебли злаковых культур и урожай будет хорошим.

святочные гадания "васильев вечер" (13 января) и последний день святок (18 ян.

Святочные гадания "Васильев вечер" (13 января) и последний день Святок (18 января) для незамужних девушек были очень важными днями. В эти дни святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки верили, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются и чтобы ни вышло в этот вечер по гаданию, то обязательно сбудется. Заканчивались Святки 18 января, накануне Крещения Господня Двенадцать дней длятся Святки, продолжается веселье. Но всему приходит конец. Те, кто колядовал и гадал на Святках, а стало быть, нагрешил, с окончанием Святок должны были пройти очищение – искупаться в проруби, вырубленной в форме православного креста (иордани), или хотя бы умыться крещенской водой. Так на Крещение искупались рождественские шалости и безумства.

крещение господне 19 января господь наш иисус христос принял крещение в 30-ле.

Крещение Господне 19 января Господь наш Иисус Христос принял Крещение в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Своё служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Иоанн Предтеча крестил Спаса нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан. Эти воды Церковь называет великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

крещением завершается двенадцатидневный рождественский цикл, иначе святки так.

Крещением завершается двенадцатидневный рождественский цикл, иначе Святки Также, как и в древние времена, в сегодняшние дни на праздник Богоявления и Крещения существует традиция купания в водоемах. Для этого на реках или озерах делают особую прорубь в виде Креста – Иордань, в которую верующие окунаются три раза – во имя Отца, Сына и Святого Духа.

вспомним: рождественские святки - это праздничные дни с 6 по 18 января, когда.

Вспомним: Рождественские святки – это праздничные дни с 6 по 18 января, когда люди поздравляют друг друга с рождением Бога Младенца. Вифлеем – город, в котором родился Иисус Спаситель. Вертеп – пещера, место рождения Иисуса Христа. Ясли – кормушка для животных, в который положили родившегося Божественного Младенца. Имя Иисус – означает Спаситель, Мессия Христос – в переводе с греческого языка значит «помазанник». Волхвы – восточные мудрецы – также уверовавшие во Христа и предприняв трудный путь к месту его рождения, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. «Богатая вечеря» – торжественный ужин – начинался рано, еще до сумерек, с появлением на небе первой звезды, символизирующей рождение Иисуса Христа. «Колядование» – песнопение, славление Рождества Христова. Иоанн Предтеча – крестил Спаса нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан.

рождественский кроссворд р т е л о в ы и н о л о т о в о л х а с т у х и з к.

Рождественский кроссворд р т е л о в ы и н о л о т о в о л х а с т у х и з к з в е з д а п о р о я д к и б ж ь о г ь р д а Задание: Составьте вопросы к словам кроссворда в е п

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. Голодная кутья. Щедрый вечер. Богатая вечеря. Накануне праздника Рождества Христова, 6 января в Сочельник, который принято на Кубани называть “Голодная кутья”, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена. Это душистое сено дети укладывали “на покути” – под образами (иконами) в “красном угле” хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец. Открытка XIX века.

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии