Когда есть кутью 6 или 7 января

Кутьей называется каша, приготовленная из крупы с добавлением орехов, сухофруктов, сладостей, мака и меда. На Рождество обычно варят пшеничную кутью, но можно приготовить ячменную, рисовую, перловую и даже гречневую. И все же преимущество отдают пшенице, ведь «кутья» с греческого языка так и переводится – «вареная пшеница».

Содержание
  1. Какого числа надо нести рождественскую кутью крестным родителям – 6 или 7 января?
  2. Что такое кутья и какой она бывает
  3. Символизм рождественской кутьи
  4. 6 или 7 января на Рождество носят кутью
  5. Завтра Рождественский сочельник: что можно и нельзя делать 6 января
  6. Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво
  7. Содержание статьи
  8. В Сочельник варится богатая кутья
  9. Богатая кутья из пшеницы
  10. Богатая кутья из риса
  11. Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья
  12. В канун Крещения варится голодная кутья
  13. Кутья на Рождество 2022: Рождественская кутья на 6 и 7 января, какой вид кутьи выбрать? История блюда, традиции, рецепты
  14. История возникновения кутьи
  15. Разновидности кутьи и символизм ингредиентов
  16. Рождественская кутья
  17. Традиции приготовления кутьи
  18. Зачем нужно нести крестным кутью и как правильно это делать?
  19. Изучаем рождественские обычаи: как угощают крестных родителей кутьей в соответствии с каноном?
  20. Сочельник: про молитву, про Библию, про еду

Какого числа надо нести рождественскую кутью крестным родителям – 6 или 7 января?

Носить кутью крестным родителям – давняя ежегодная традиция. С ритуальным блюдом идут в гости, чтобы пожелать доброго вечера хозяевам дома и достатка в новом году.

Что такое кутья и какой она бывает

Кутьей называется каша, приготовленная из крупы с добавлением орехов, сухофруктов, сладостей, мака и меда. На Рождество обычно варят пшеничную кутью, но можно приготовить ячменную, рисовую, перловую и даже гречневую. И все же преимущество отдают пшенице, ведь «кутья» с греческого языка так и переводится – «вареная пшеница».

Символизм рождественской кутьи

Кутью принято запивать узваром. Все ингредиенты рождественской каши имеют определенное значение:

    зерно символизирует жизнь, круговорот событий, бессмертную душу или ее перерождение, а также плодородие; молочко мака и мед добавляют в кашу, чтобы жить в достатке, а земля была плодородной; сам мед — это сладость с земными удовольствиями; мак с орехами считается символом богатства и плодородия.

6 или 7 января на Рождество носят кутью

Рождественскую кутью носят крестным родителям еще с языческих времен. Тогда святая вечеря была символом единства огромной семьи, и носили ее маленькие дети. Им же доверяли самую кропотливую работу – перебирать пшеницу, очищать от шелухи. Затем взрослые промывали ее и в большом казане варили около 3 часов. Затем сдабривали сухофруктами, орехами, медом и накладывали в глиняные тарелки.

Обычно кутью носят вечером 6 января, в сочельник. Однако не запрещается приносить ее крестным родителям на Рождество 7 января. И все же, согласно церковной традиции, правильным временем для принесения вечери считается сочельник.

Кутью не обязательно приносить только крестным родителям. Ею угощают и кровных родственников, говоря «Христос рождается!». Те должны отвечать «Славим Его!».

Если кутья получилась сладкой, сытной и ароматной, то год будет удачным. Если у каши горьковатый и приторный привкус, то быть ненастьям. Сочная кутья – радостный год.

В ночь с 6 на 7 января среди молодежи распространены гадания.

Завтра Рождественский сочельник: что можно и нельзя делать 6 января

6 января (24 декабря по старому стилю) каждого года отмечается Рождественский сочельник.

В этот день перед Рождеством Христовым, канун, или навечерие праздника, православные христиане готовятся к великому дню.

Рождественский сочельник завершает 40-дневный Рождественский (Филиппов) пост. В этот день проводятся главные приготовления к Рождеству.

Святвечер, Сочевник, Навечерие Рождества Христова, Коляда, Сочельник. Канун праздника в просторечии называется Сочельником, или Сочевником. Это название происходит от особого кушанья из пшеницы, орехов и меда — сочива.

Традиция есть это блюдо накануне Рождества родилась в память о Данииле и трех отроках, которые, согласно Евангелию, «питались от семян земных, чтобы не оскверниться от языческой трапезы».

В Православной Церкви празднование навечерия Рождества Христова было установлено в IV веке. В V—VIII вв. еках были написаны священные песнопения, которые используются для рождественских богослужений. В тот период в храмах совершались Царские часы. На них было принято возглашать многолетие царю, его дому, всем православным христианам.

Название праздника произошло от слова «сочиво», или «сочни». Оба этих блюда готовились в канун Рождества. Сочиво представляло собой размоченные зерна пшеницы или ячменя, в которые добавлялся сок семян мака, подсолнечника, конопли, горчицы, орехов. Сочни — хлебные лепешки, в которых делали отверстия для глаз и использовали для гаданий. Через маску смотрели на улицу. Считалось, если пройдет хороший человек, то год будет успешным, а если плохой — наоборот.

Что такое сочельник перед Рождеством?

Откуда произошло название данного праздника? Оказывается, от слова «сочиво» — это блюдо, которое готовили специально в этот день для угощения всех домашних. Для этого хозяйка замачивала обваренные зерна злаков (пшеница, ячмень, чечевица, рис) в соке семян (маковом, миндальном или ореховом). Блюдо получалось постным. Масла в него не клали. Допускалось лишь добавление ложки меда, чтобы сделать кушанье более питательным. Иногда его заменяли кутьей.

Сочиво люди употребляли в этот день в подражании библейскому пророку Даниилу.

Притча эта относится к ветхозаветным временам. Язычник Юлиан Отступник, желая покуражиться над верующими постящимися людьми, приказал все продовольствие на рынке обрызгать кровью животных, принесенных в жертву идолам. Тогда пророк Даниил приказал своим отрокам-послушникам питаться размоченными зернами и сухофруктами. Так верующие смогли избежать принятия оскверненной языческой трапезы.

Главные традиции 6 января: готовят 12 постных блюд, основное из которых — кутья; ходят в гости с угощениями; гадают; используют оберег («дидух»).

В Рождественский сочельник православные христиане посещают богослужения в храмах: всенощное бдение и литургию.

С самого утра хозяйки проводят тщательную уборку, выбрасывают хлам, после чего приступают к приготовлению праздничного ужина. Традиционно к столу подают 12 постных блюд.

В некоторых домах принято уделять особое внимание оформлению рождественского стола. Хозяйки застилают его новой скатертью, под которую кладут пучок сена — символ яслей. По углам стола размещают денежные купюры и зубчики чеснока, которые символизируют здоровье и благополучие членов семьи. Под стол кладут топор, на который сидящие ставят ноги, чтобы обладать крепким здоровьем и духом. В центре размещают композиции из свечей и еловых веток.

Трапезу начинают с молитвы, в которой прославляют Христа, просят благополучия и счастья для всех присутствующих. В первую очередь отведывают кутью, после чего приступают к остальным блюдам.

В канун Рождества в селах молодежь собирается большими компаниями, разукрашивает лица, надевает причудливые костюмы, ходит по домам и поет колядки. Важным атрибутом такого действия выступает Вифлеемская звезда, которую изготавливают из цветной бумаги и лент, а в центр помещают икону. В обрядовых песнях принято прославлять Иисуса Христа, семью хозяина дома. Колядующих одаривают конфетами, выпечкой и деньгами.

В ночь с 6 на 7 января среди молодежи распространены гадания.

В Сочельник следует попросить прощения у людей, которых обидели, простить всех своих врагов.

Какая погода 6 января, таков и будет январь. Если на Сочельник небо обильно усыпано звездами, то в этом году следует ожидать богатого урожая. В навечерие Рождества Христова принято зажигать в доме свечи или растапливать камин, чтобы привлечь в дом благополучие и удачу. К праздничному ужину нельзя надевать старую одежду темного цвета, иначе год пройдет в слезах и трудностях. За торжественным столом должно присутствовать четное количество людей. Если оно нечетное, то хозяйки ставят один лишний набор приборов. В Сочельник необходимо выйти на улицу и посмотреть в небо. Если увидеть падающую звезду и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Ели перед сочельником разыгралась метель — пчелы будут хорошо роиться. На праздник на стол с белой скатертью ставили восковую свечу и зажигали ее со словами: «Гори, свеча, праведное солнце, свети душечкам в раю и нам, живым, грей землю-матушку, нашу скотинку, наши нивы». Если огонек горит весело, значит, год будет благополучным и урожайным, если моргает и трепещет — придется затянуть пояса потуже. На праздник иней на деревьях — к добрым хлебам. Что можно есть в Рождественский сочельник

6 января — наиболее строгий день 40-дневного Рождественского поста. Верующим разрешается пить только воду. За трапезу можно приниматься после восхождения на небе первой звезды, после чего дозволяется употреблять в пищу сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. В народной традиции принято подавать к ужину и другие постные блюда.

Что нельзя делать в Рождественский сочельник

Вечером в канун Рождества запрещается работать. В этот праздник нельзя ссориться и выяснять отношения. Не разрешается кушать до появления на небе первой звезды. В этот день нельзя жадничать. Праздничный ужин

По народному обычаю хозяйки ставят на стол 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Главным блюдом является кутья (сочиво). Ее варят из цельных зерен риса или пшеницы, с добавлением мака, меда, грецких орехов, кураги, чернослива, изюма. Также на стол подают запеченную рыбу, овощные салаты и рагу, грибной суп, постный борщ, пампушки, пирожки, вареники, голубцы с грибами, соленья. На десерт едят рулеты с маком и орехами, медовики, пряники, ягодные и фруктовые кисели, запеченные с медом и орехами яблоки.

Традиционный рождественский напиток — узвар из сухофруктов и меда. Сочетание на столах кутьи и узвара является символом вечной жизни, рождения и смерти Иисуса. В Сочельник за ужином не употребляют алкоголь.

Наши прабабушки знали, что готовить на сочельник. Эти древние рецепты приготовления рождественских блюд не позабыты. И сегодня любая хозяйка при желании сможет сварить сочиво.

1 граненый стакан зерен пшеницы. 100 г мака. 100 г ядрышек грецких орехов. 1 или 2 столовые ложки жидкого меда. немного сахара. Зерна пшеницы положить в деревянную ступку и истолочь пестиком до того состояния, чтобы оболочка зерен отошла. При этом нужно подливать в массу понемногу теплой кипяченой воды. Затем шелуху удаляют, промывая зерна. Пшеницу заливают водой, ставят на огонь и разваривают до готовности. Получается рассыпчатая каша. В деревянной ступке таким же образом растирают мак до появления макового молочка. Добавляют его в кашу, кладут туда мед, сахар и тщательно перемешивают. В конце в массу кладут толченые ядра грецкого ореха. Сочиво готово.

В Навечерие Рождества и Богоявления совершается служба, состоящая из Великих (Царских) Часов с чтением Евангелия, краткого последования «Изобразительных», во время которого священнослужители на амвоне читают входные молитвы и облачаются, и великой вечерни с чтением паремий в соединении с Литургией Василия Великого, в Крещенский Сочельник в конце литургии после заамвонной молитвы совершается Великое водосвятие.

Если сочельник (как Рождественский, так и Крещенский) попадает на субботу или воскресенье, то служба Царских Часов с Изобразительными и великой вечерней переносится на пятницу, причём в этом случае литургию к ним не присоединяют (то есть в пятницу литургия не совершается в принципе), в сам сочельник в этом случае служится литургия Иоанна Златоуста (водосвятие в Крещенский сочельник всё равно совершается), а в сам праздник (Рождество или Крещение) в этом случае совершается литургия Василия Великого

Мак запаривают кипятком, через час воду сливают и добавляют к нему сахар. Смесь перемалывают или в ступке, или блендером. Крупу промывают, заливают 2 стаканами чистой воды и варят в посуде с толстым дном 30-35 минут на медленном огне при закрытой или слегка приоткрытой крышке. Сваренную крупу промывают в дуршлаге. Пока варится каша, готовят узвар. Сухофрукты промывают и высыпают в 2 литра кипящей воды, добиваются возобновления кипения, через 5 минут снимают и охлаждают. Затем отфильтровывают от ягод.

Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво

Кутья – одно из обрядовых кушаний христианства. Ее готовят на большие религиозные праздники (Рождество, Крещение), а также на поминках. Для каждого отмечаемого события готовится разная кутья, отличающаяся по составу в полном соответствии с религиозными ограничениями. В январе, например, в православии используются три различных варианта этого кушанья.

Содержание статьи

В Сочельник варится богатая кутья

В старину для ее приготовления использовали зерна пшеницы, от которых отделяли шелуху. Сейчас в магазинах продается уже очищенная и обработанная пшеница, которая так и называется – «Кутья». Также для приготовления этого блюда можно использовать ячмень или рис.

Основные ингредиенты, входящие в состав кутьи, имеют символическое значение: зерно – это символ воскресшей жизни, мед – сладкой жизни (в благополучии и здоровье), а мак – достатка. Считается, что чем больше компонентов входят в состав кутьи, тем выше будут как урожай, так и достаток в семье.

Богатая кутья из пшеницы

    готовые пшеничные зерна «Кутья» – 1 стакан; мак – 70 г; мед – 1-2 ст. ложки; сахар – 1 ст. ложка; орехи – 50-100 г; изюм – 50 г; сухофрукты – 2 стакана (груши, яблоки, вишня и т. д.); конфеты карамельные – 5-7 шт.

Мак запаривают кипятком, через час воду сливают и добавляют к нему сахар. Смесь перемалывают или в ступке, или блендером. Крупу промывают, заливают 2 стаканами чистой воды и варят в посуде с толстым дном 30-35 минут на медленном огне при закрытой или слегка приоткрытой крышке. Сваренную крупу промывают в дуршлаге. Пока варится каша, готовят узвар. Сухофрукты промывают и высыпают в 2 литра кипящей воды, добиваются возобновления кипения, через 5 минут снимают и охлаждают. Затем отфильтровывают от ягод.

Орехи жарят на сковородке в течение 5-7 минут (до начала золочения), охлаждают и снимают кожицу. Изюм запаривают кипятком на 5-10 минут.

Соединяют в миске нужный объем пшеницы, мак, изюм, добавляют 1-2 ложки меда и перемешивают. Остальную часть каши можно убрать в холодильник. Кашу посыпают орехами и украшают конфетами, цукатами, шоколадом и т. д., заливают узваром и подают к столу.

Богатая кутья из риса

Мак заливают кипятком, через час воду сливают и перетирают мак в ступке. Изюм моют и заливают кипятком на 30 минут. Рис отваривают в подсоленной воде и сливают жидкость. Орехи мелко рубят и соединяют все части. Разбавляют кипяченой водой или узваром и подают к столу.

Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья

В старину обряд приготовления щедрой кутьи был священным и строго регламентированным вплоть до того, кто, что и когда должен был делать. А по готовой кутье гадали. Например, если каша вылезала из горшка или он сам лопался – это к беде, и такую кутью выбрасывали в реку. Если кутья румяная и разваренная – к здоровью (ее съедали утром), бледная и мелкая – к болезням и горю.

Процесс приготовления щедрой кутьи мало чем отличается от такового для богатой. Также варится крупа, запаривается и протирается мак, добавляются изюм, орехи, сухофрукты, узвар и мед. Отличия же в том, что заливать блюдо можно молоком, сливками, даже допустимы несколько ложек коньяка, а готовую кашу дополнительно разрешается сдобрить сливочным маслом или даже смальцем.

В канун Крещения варится голодная кутья

18 января – день строгого крещенского поста. Поэтому кутья должна быть «голодной». Кто-то допускает использование в процессе ее приготовления сухофруктов, но классическая голодная кутья не содержит ничего, кроме крупы и меда.

Приготовить ее также можно из пшеницы, риса, ячменя. Но сваренную кашу разводят только медовым сиропом (1 часть меда, 2 – воды), после чего доводят до кипения на медленном огне.

В зависимости от праздника различают 3 вида кутьи:

Кутья на Рождество 2022: Рождественская кутья на 6 и 7 января, какой вид кутьи выбрать? История блюда, традиции, рецепты

Те, кто соблюдают рождественские традиции, знают, что кутья является одним из символов Рождества Христова. Как появилась кутья, какие существуют особенности ее приготовления и виды в зависимости от праздника, а также поделимся традиционными рецептами приготовления кутьи.

История возникновения кутьи

Само слово «кутья» переводится с греческого как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме. Поэтому и получается, что в христианскую историю кутья попала из древнеязыческих культов.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Названий у этой обрядовой каши также существует множество: коливо, канун, сочиво, сыть.

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок. Но также кутью готовят в канун Нового года (по старому стилю), в Сочельник, на Крещение и другие православные праздники.

Разновидности кутьи и символизм ингредиентов

В зависимости от праздника различают 3 вида кутьи:

    Бедная кутьяпостная кутья, которую готовят в Сочельник (6 января); Щедрая (богатая) кутья – блюдо с добавлением сливочного масла, сливок или молока, которое готовится на Старый Новый год (13 января); Голодная (водяная) кутья – блюдо, которое в основном состоит из зерновой основы и подсластителя, и готовится перед Крещением (18 января).

Какими бы не были дополнительные компоненты кутьи, всегда должны быть три обязательных ингредиента: зерно, мак и мед. И каждый из них несет свою символичность. Так, зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Мед символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни. А мак – это символ достатка и плодородия.

Рождественская кутья

В Сочельник (6 января) обязательно готовят 12 традиционных рождественских блюд, среди которых и постную кутью, так как Рождественский пост продолжается до самого праздника. С кутьи начинают трапезу в Святой вечер и заканчивают ложкой этого блюда, обмениваясь пожеланиями и вспоминая умерших предков.

По традиции в Сочельник вечером крестники носят кутью (вечерю) крестным и старшим членам семьи, которые живут отдельно. Кроме того, по старинной традиции хозяин дома подкидывал остатки кутьи из ложки вверх, и сколько из крупинок прилипало к потолку, столько и ждали снопов хлеба в новом году.

Традиции приготовления кутьи

С древних времен принято готовить кутью из зерен пшеницы, ячменя и перловки. Но на сегодняшний день все чаще можно встретить оригинальные рецепты приготовления кутьи, например, приготовленную из риса, хоть это и отступление от традиций.

Традиционная кутья вариться из пшеницы, которую обычно вначале толкли в ступе с добавлением воды и отделяли от плевел. После пшеницу варили в печи в течение нескольких часов, до момента, когда она должна была хорошо развариться, стать мягкой и приобрести чуть беловатый оттенок.

Также к рождественской кутье принято было подавать постное молоко из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси. Для приготовления орехового и макового молока нужно распарить мак и обдать кипятком орехи, потом перетереть их в ступке, прокрутить на мясорубке, измельчить до выделения белой жидкости.

Традиционную рождественскую кутью заправляют жидким медом или медовой заправкой сытью – для нее мед нужно растворить в кипяченой теплой (но ни в коем случае не кипящей!) воде. Также в Украине была традиция готовить полужидкую кутью, заливая ее узваром.

В кутью принято также добавлять разнообразные сухофрукты, распаренные и измельченные, распаренный мак и орехи.

В наше время родители «во Христе» также могут в ответ на кутью одарить малыша подарками и угощениями. Перед вручением разложи ее вместе с ребенком в подходящую посуду: баночки, пищевые контейнеры или более атмосферные глиняные или керамические горшочки. Класть много не нужно: несколько ложек окажутся более чем достаточными. Забирать посуду из-под кутьи не принято, так что она останется крестным в качестве подарка. Сначала рождественскую кашу везут крестному отцу, потом крестной матери.

Зачем нужно нести крестным кутью и как правильно это делать?

Через несколько дней наступает волшебное время – Святвечер перед Рождеством, когда границы между земным и небесным миром стираются. Именно в этот день вместе с малышом пора навестить горячо любимых крестных.

Традиции на Рождество говорят о том, что 6 января по православному календарю – день для радостной встречи ребенка со своими духовными родителями, ставшими его восприемниками перед Богом. Большинство из нас знает, что кутья на Сочельник, приготовленная специально для кумовьев, – дань уважения христианским традициям. Но знаешь ли ты, как правильно приготовить и принести ее крестным любимого чада?

Изучаем рождественские обычаи: как угощают крестных родителей кутьей в соответствии с каноном?

Традиции на Сочельник включают приготовление особого праздничного стола. И именно в этот день следует вспомнить родителей малыша «во Христе» и занести им рождественскую вечерю в знак благодарности за то, что они молятся о крестнике и наставляют его на путь доброты и света. Прежде всего, поговорим о том, как сделать классическую кутью.

Рождественские обряды включают приготовление особой праздничной вечери, включающей 12 постных блюд: кутью, грибы, пирожки, узвар, кашу, горох, блины, капустник, вареники, голубцы, борщ, рыбное блюдо. Украшением богатого стола является именно кутья, которую нужно готовить совсем не из риса, иначе она превратится в поминальное блюдо. Для правильного угощения необходимо взять следующие ингредиенты:

    1,5 стакана перловой, пшеничной или другой крупы; узвар из сухофруктов; 3 ст. ложки меда; сахар; 0,75 стакана мака; 0,5 стакана изюма; 0,5 стакана грецких орехов.

Считается, что ребенок до 7 лет обязательно должен навестить своих крестных в Светвечер вместе с родителями и вручить им кутью со словами: «Добрый вечер, Святой Вечер! Отец с мамкой вам вечерю передали». Ребенок постарше может и отказаться от этой традиции, но лучше все же придерживаться ее.

Обычай угощать кутьей кумовьев существовал еще много веков назад, когда дети, приходя в гости к крестным родителям, пели особые песни, прославлявшие Христа и Рождество, а взамен получали мелкие деньги и сладости. По-видимому, этот обряд чем-то идентичен причастию, поскольку крестник и крестные вместе угощаются кутьей, а также связан с христианской заповедью милосердия, когда более богатые прихожане помогали бедным. Мед в кутье считается символом сладости духовного роста и познания.

В наше время родители «во Христе» также могут в ответ на кутью одарить малыша подарками и угощениями. Перед вручением разложи ее вместе с ребенком в подходящую посуду: баночки, пищевые контейнеры или более атмосферные глиняные или керамические горшочки. Класть много не нужно: несколько ложек окажутся более чем достаточными. Забирать посуду из-под кутьи не принято, так что она останется крестным в качестве подарка. Сначала рождественскую кашу везут крестному отцу, потом крестной матери.

Если же сделать это в один день не получается, навести вместе с ребенком кого-то одного, а к оставшемуся куму или куме можно приехать с поздравлением на следующий день – в само Рождество. И пусть праздник подарит всем теплоту улыбок и уверенность в том, что вокруг есть близкие и любимые люди!

Навечерие Рождества начинается не с подготовки подарков и не с приготовления салатов, а с чтения Великих, или Царских, часов

Сочельник: про молитву, про Библию, про еду

В массовой культуре, той, которая родом из Голливуда, Сочельник – уютный семейный праздник. К Сочельнику или прямо в этот день наряжают рождественскую елку, покупают подарки, накрывают особенный стол. Индейка, гусь, пряная рождественская выпечка, Christmas carols… День мира, любви, семьи (традиционной семьи, стоит подчеркнуть), день чуда. И в наши непростые времена эти западные Сочельники – знак надежды. Традиции не забыты, и эти традиции смотрят в сторону христианской культуры, хотя бы издалека напоминают о вере.

О том, что Сочельник – день особенный, напоминают и наш фольклор, и наш русский гений, воспевший нетихую украинскую «Ночь перед Рождеством».

Но ведь мы хотим встретить не просто «традиционный семейный праздник», а Рождение Спасителя мира. И не просто «отметить» – а провести этот день с Церковью. Но при этом все же предложить детям действительно яркий праздник, который запомнится на всю жизнь, который будет напоминать нашим детям о подлинной радости детства, о радости жизни в Церкви, где бы они ни оказались в своей взрослой жизни.

Вообще я уже писала о Сочельнике, о подготовке к Рождеству. А здесь попробую отдельно и подробно рассмотреть, как в этот день можно сделать две важные вещи – принять пищу духовную и пищу обыкновенную.

Богослужение Рождественского Сочельника

Сочельник – это, конечно же, елка, шары и гирлянды, пряничный домик на окошке, подготовка подарков… – и все это счастливое, детское, то, что делает праздник – Праздником. Но в первую очередь это завершение нашего пути к Рождеству Христову, того пути, который продолжался весь Рождественский пост. И чтобы не превратить елку и подарки в главный или вообще единственный смысл этого праздника, чтобы нам самим не забыть в уборке, готовке и праздничной суете, ради чего, собственно, мы так стараемся, – хорошо бы вспомнить о богослужении этого дня.

Навечерие Рождества начинается не с подготовки подарков и не с приготовления салатов, а с чтения Великих, или Царских, часов

А богослужение сегодня особенное. Навечерие Рождества в нашей Церкви начинается не с подготовки подарков и даже не с приготовления салатов, а с чтения Великих, или Царских, часов, а также с вечерни – тоже Великой, и потом – Литургии Василия Великого. Эти богослужения образно, ярко показывают смысл и значение Рождества Христова, готовят всех нас ко встрече с Новорожденным Спасителем.

Служба Царских часов совершается еще дважды в год: накануне Богоявления и утром в Страстную пятницу – особенные, священные, великие «времена и сроки» и Священной истории, и нашей жизни.

Царскими эти часы называются потому, что в Византии на этом богослужении присутствовал император:

«Перед особым кивотом со святой иконой Рождества Христова… ставится аналой, на котором полагается Святое Евангелие. Духовенство в священных облачениях, причт и чины Двора располагаются здесь же в ожидании царя. Появление его приветствуется многолетием. Царь целует святые иконы и становится подле трона. После этого начинается пение часов… Прочитавши тропарь, канонарх произносит: “Многолетно сотворит Бог богонареченное, боговенчанное и богособлюдаемое, державное и святое царство твое (или – ваше) на многа лета”» [1] .

Сейчас во многих храмах на аналое устанавливают вертеп из еловых веток и цветов, который, как стены пещеры, осеняет икону Рождества Христова. Перед этим вертепом священники в белых одеждах, со свечами – почти как ангелы со звездами! – читают пророчества о Рождении Спасителя и снова и снова напоминают нам:

Ныне – прямо сейчас, на этом зимнем рассвете Рождественского Сочельника.

И мы вместе с детьми можем прийти в это утро в храм и увидеть, как идет в Вифлеем

После часов служится Великая вечерня: поются рождественские стихиры, читаются восемь паремий – ветхозаветных пророчеств.

Это все невероятно важные, потрясающие слова, глубокие образы. Все это настоящая подготовка к Рождеству Христову, именно это, а не приготовление рождественского гуся или поросенка. Все это само по себе – образование и для детей, и для родителей. Такое участие в богослужении вообще и есть пресловутое «религиозное образование».

Но ведь часто бывает, что мы, может быть, и придем на службу, и настроение будет молитвенное, и впечатление грядущего праздника будет – но содержания этих текстов мы просто не услышим. Например, хор будет петь красиво, но неразборчиво, чтец будет читать слишком тихо, а священник – непонятно. К сожалению, такое случается. Приходится по обрывкам фраз угадывать содержание этого чтения… Что уж говорить о детях!

В общем, чтобы полно приобщиться к богослужению, хорошо вместе с детьми пойти в такой храм, где читают четко.

Еще вариант, в любом случае важный и работающий: давать читающим детям и самим брать книжки с текстами. Особенно хорошо, если в книге будет не только текст, но и объяснение, переводы. Такие книжки сейчас издаются и продаются [3] .

Но бывает так, что прийти в храм на эту службу никак не получается. Малыши 2–3–5 лет могут просто не дать родителям помолиться. Да и не всегда полезно детей 7–10 лет приводить в храм на всю службу: вместо того, чтобы сосредоточиться на богослужении, такие дети будут в церковной лавке рисовать или читать книжки, пока родители будут… трясти на улице плачущего младенца. Впрочем, даже в таком режиме бывает все равно полезно прийти в храм, хоть как-то приобщиться общей молитве. Но тут надо иметь в виду: у нас еще впереди всенощная, ночная или утренняя Литургия самого праздника Рождества Христова. И когда в семье есть младенцы и младшие школьники, бывает неоправданной нагрузкой и для детей, и для родителей приходить в храм на все эти службы. И как обычно, как всегда – приходится выбирать что-то одно. И учитывать, что всем нам – и малышам, и подросткам, и папе, и беременно-кормящей маме – обязательно нужно выспаться накануне Рождественской Литургии.

Домашнее богослужение утром Сочельника

Если не получается прийти вместе с детьми в храм на часы, вечерню и Литургию, то все равно можно и хорошо этот день встретить молитвой. Особенной молитвой, которой наша Церковь предложила нам встречать Рождественский Сочельник. И чтением Священного Писания, которое также именно сегодня нам предложили святые отцы.

О том, как и зачем можно дома, вместе с детьми читать церковную службу, я уже писала. Здесь попробую рассказать о том, какие могут быть варианты – всего лишь варианты! – домашнего богослужения в Рождественский Сочельник.

Привлекать детей можно, мне кажется, тогда, когда старшему лет 8–9. И пока младшему участнику меньше 10, молиться немного, недолго.

Потом, со временем, когда дети подрастут, мы все, уже хорошо представляющие себе эту службу, уже привыкшие именно так встречать Сочельник, сможем активно и осознанно участвовать в церковном богослужении этого дня. Собственно, ради чего все и затевается.

Чтобы все это устроить, нужно не так много: зажечь свечку или лампадку перед иконами, может быть, и ладан. Приготовить текст службы – купить заранее или скачать в интернете по запросу «Текст службы навечерия Рождества Христова».

И потом читаем что-то из часов. Например, вместе с детьми призовем: «Вифлеем, приготовься, ясли, украшайтесь!»

Вифлееме, уготовися,
Благоукраситеся, ясли,
Вертепе, приими: Истина прииде.
Сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися,
Вообразився якоже мы и обожив плоть.
Тем Адам обновляется, со Евою зовуще:
На земли благоволение явися спасти род наш.

Все понятно, кроме «сень мимотече» – что-то вроде «тьма прошла». Старшие дети могут, чередуясь с родителями, сами читать вслух эти песнопения на нашей общей молитве.

Если мы собираемся читать недолго, можно сразу прочитать Евангелие третьего часа – Лк. 2: 1–20. Знакомое даже малышам – как Богородица спеленала и положила в ясли Новорожденного Сына, как ангел явился пастухам. Можно читать сразу на славянском, а можно в синодальном переводе – зависит от возраста детей. Можно заранее подготовить книжки с картинками о Рождестве, может быть – детскую Библию. И пока старшие дети слушают Евангелие, младшие могут разглядывать рисунки с этим же сюжетом. И это чтение Евангелия – уникальная возможность подготовить детей к празднику… на молитве.

Чтение из Евангелия о Рождестве Спасителя – уникальная возможность подготовить детей к празднику… на молитве

Так евангельские сюжеты поворачиваются в сторону молитвы, показывают, что все это – не только исторические события. Все описанное в Евангелии таинственным образом происходит действительно здесь и сейчас.

Этот момент можно подчеркнуть, сказать детям: днесь, то есть буквально сегодня, Дева идет к вертепу, чтобы там родить Отроча Младо, Превечного Бога:

Дева днесь Превечное Слово
В вертепе грядет родити неизреченно:
Ликуй, вселенная, услышавши,
Прослави со Ангелы и пастырьми
Хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Мне кажется, еще очень хорошо спеть или прочитать удивительную стихиру девятого часа, которая и по форме, и по содержанию напоминает антифон службы Великой пятницы:

Днесь раждается от Девы
Рукою всю содержай тварь,
Пеленами, якоже земен, повивается,
Иже существом неприкосновенен Бог.
В яслех возлежит
Утвердивый Небеса словом в началех,
От сосцев млеком питается,
Иже в пустыни манну одождивый людем,
Волхвы призывает Жених церковный,
Дары сих приемлет Сын Девы.
Покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
Покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
Покланяемся Рождеству Твоему, Христе:
Покажи нам и Божественная Твоя Богоявления.

В конце этого песнопения, когда говорим «поклоняемся», делаем все вместе поклоны.

И теперь снова можно почитать Евангелие: соединяем чтение шестого и девятого часа – Мф. 2: 1–12 и Мф. 2: 13–23. Про волхвов, звезду и царя Ирода. Это скорее всего снова очень знакомый детям сюжет, так что он будет понятен даже на славянском. Впрочем, если дети мало знакомы с церковной культурой, хорошо, мне кажется, сначала почитать все-таки в синодальном переводе, это уж точно лучше, чем ограничиваться пересказами из детских книжек.

На этом можно и закончить такую короткую, но все же – службу.

А можно почитать еще что-то из службы Великой вечерни. Или, наоборот: ничего из часов не читать, а только из вечерни. Или так: после часов отправить малышей играть, а если они в состоянии сами сидеть за столом – завтракать, а родители вместе со старшими детьми – с теми, кто активно хочет, – почитают еще что-то из Великой вечерни:

Это правда радость, а не скучная нагрузка – молиться, слышать о Рождестве, открывать для себя все новые и новые стороны этого самого лучшего праздника детства.

Вот, например, вполне детский вопрос: что земля приносит в подарок Новорожденному? И об этом есть в песнопениях вечерни, и это все вполне и хорошо поймут и дети, и подростки:

Что Тебе принесем, Христе,
Яко явился eси на земли
Яко Человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит:
Ангели – пение; небеса – звезду;
Волсви – дары; пастырие – чудо;
Земля – вертеп; пустыня – ясли;
Мы же – Матерь Деву.
Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

Если молимся с малышами, можно прямо на молитве вместо каяждо произнести как каждая. А так все вполне понятно и на славянском, если читать четко.

Об Адаме и Еве, обо всей мировой истории и даже о монархии – все в этой службе:

Августу eдиноначальствующу на земли,
Многоначалие человеков преста;
И Тебе вочеловечшуся от Чистыя,
Многобожие идолов упразднися,
Под eдинем царством мирским гради быша,
И во Eдино Владычество Божества языцы вероваша.
Написашася людие повелением кесаревым,
Написахомся, вернии, Именем Божества,
Тебе, вочеловечшагося Бога нашего.
Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.

Август – первый римский император, который сосредоточил всю власть в одних – в своих – руках. И в его правление в мир пришел единственный истинный Владыка, истинный Царь. Все это можно объяснить детям до молитвы, прямо во время ее или… не объяснять совсем. Слова скажут сами за себя, лишь бы дети и мы сами услышали их. Чтобы были способны услышать – снова и снова скажу: читаем внятно, и читаем недолго, чтобы внимание не ослабевало. И читаем по очереди: один текст – папа, другой – мама, третий – ребенок 15 лет, четвертый – ребенок 13 лет, пятый – ребенок 10 лет…

Можно из службы вечерни прочитать всего одну стихиру, потом сесть на диван, на стулья, на кровати и почитать с детьми паремии на русском языке – просто как обычное чтение Писания, просто как мы вообще читаем, например, на ночь. Это не трудно. Это правда интересно. Что не понятно – объяснять, и когда дети явно устали, уже невнимательны – тут же закончить все это чтение.

Ветхозаветные чтения Великой вечерни Рождественского Сочельника таковы.
1) Первые строки Книги Бытия, рассказ о сотворении мира – Быт. 1: 1–13.

Христианский писатель митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, почему именно о сотворении мира мы читаем в Сочельник:

«И все это творит Слово, Которое ныне воплощается, умаляется. Лежит в вертепе… Холодная ночь… Солома яслей… Может быть, маленький жалкий светильничек. И это ТВОРЕЦ ВСЕЛЕННОЙ! Пришел возсоздавать все…» [4] .

Можно снова дать детям в руки Библию с картинками, и пусть даже малыши слушают и смотрят иллюстрации. Если мы когда-нибудь с детьми занимались чтением Священного Писания, то такое чтение – повторение, закрепление пройденного и главное – «оживление» этого «пройденного».

2) Пророчество Валаама о звезде от Иакова – Чис. 24: 2; 5–9; 17–18.

3) Пророчество Михея о рождении князя Израильского в Вифлееме – Мих. 4: 6–7; 5: 2–4.

4) Пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева – Ис. 11: 1.

Об этом будет в ирмосах Рождеству: « Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе…» . Иессей – отец царя Давида, праотец Иисуса Христа. Иессей был родом из Вифлеема, и именно поэтому – можно сказать детям – Иосиф с Марией пошли в Вифлеем, ведь они были из рода Давидова.

Недетское, но… очень детское чтение: «будет волк жить вместе с ягненком, леопард ляжет рядом с козленком, теленок и лев станут вместе кормиться, и маленький мальчик их будет пасти».

5) Пророчество Варуха о Мессии – Вар. 3: 36–38; 4: 1–4.

6) Толкование видения Навуходоносора о колоссе на глиняных ногах – Дан. 2: 31–36; 44–45.

Тоже детское, потому что символическое, зашифрованное, загадочное. Если совсем по-хорошему, то можно заранее, используя новогодние каникулы, почитать с детьми эти сюжеты, предложить 5–7–10-летним детям нарисовать этого колосса. И теперь, на домашнем богослужении, дети встретят библейский рассказ узнаванием, радостью.

7) Пророчество Исаии о рождении Младенца, чье имя – Бог Крепкий – Ис. 9: 6–7.

8) Пророчество Исаии о рождении Сына от Девы – Ис. 7: 10–16; 8: 1–4; 8–10.

То самое место, которое когда-то читал один из семидесяти толковников-переводчиков, Симеон. Именно здесь он хотел заменить слово «дева» на «молодая женщина». Это эпичное:

Се Дева во чреве приимет и родит Сына,
И нарекут имя Его Еммануил;
Масло и мед имать снести.

«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся… яко с нами Бог!»

Мне кажется, когда в таком домашнем богослужении участвуют маленькие дети, лучше прочитать только одну из этих паремий, можно выбрать две-три (по опыту, для детей хорошо первое чтение, четвертое и шестое). Все читаем сидя, на русском языке, только действительно знакомое – на славянском; малыши смотрят картинки в детской Библии. Для старших детей и для самих себя после каждого чтения смотрим тут же толкования. Например, отца Олега Стеняева [5] .

Все это интересно, понятно, все это – даже в таком небывало сокращенном виде – приобщение к церковному богослужению дня, подлинное изучение Закона Божия, буквально погружение в него.

Это богослужение – в радость, ведь «ликуют ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь»

Это правда не трудно – если не делать из молитвы тяжкую повинность. Это в радость – ведь ликуют ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь. Если сокращаем, читаем буквально два тропаря из часов, Евангелие, две стихиры и три паремии, заканчиваем торжественным пением тропаря, кондака и величания Рождеству Христову – все это займет минут 40, не больше.

И эти полчаса, пусть час – уникальная возможность настроиться самим, настроить детей на рождественское ликование, увидеть всю красоту и глубину церковного богослужения. Это возможность узнать службу и всем сердцем полюбить ее. Нельзя полюбить то, с чем мы совсем не знакомы!

Хотя бы прочитать Евангелие о Рождестве Христовом и сразу спеть тропарь – это займет вообще минут десять, но это уже какое-никакое, а домашнее богослужение, служение Богу. И это самое логичное начало Рождественского Сочельника.

Вначале – пища духовная: молитва и Священное Писание. Но во вторую очередь в этот день важна и пища обыкновенная.

Еда в Сочельник – это тема интересная. И большая, но мы попробуем коротко.

«Трапеза в Сочельник разрешается без рыбы, но с растительным маслом и вином (либо, “в неимущих странах”, пивом), однако строгость поста должна заключаться в позднем начале этой трапезы: вечером, по окончании службы, то есть примерно в 15–16 часов по современному счету времени. До этого времени положено не есть вообще ничего» [6] .

Во-первых, потому что мы верим Церкви. И как ни крути, как ни оговаривай: мол, не для мирян и не с древнейших времен эти посты установлены, есть болящие и т. п. – а все же пост установлен. Может, и не настолько строгий, не для всех настолько строгий, но все же пост и все же установлен.

Строгий пост накануне праздника ощутимо, наглядно, съедобно подчеркивает величие самого праздника

Во-вторых, строгий пост накануне праздника ощутимо, наглядно, съедобно подчеркивает величие этого самого праздника. Сам факт поста не только на уровне духа, но и на уровне души, чувств, на уровне физическом ставит праздник Рождества Христова на высоту подлинного События в жизни каждого из нас.

В-третьих, это как раз удобно. Ведь пост в этом случае – либо полное отсутствие еды в первой половине дня, либо, для тех, кто поститься не так строго или вообще не строго, это все же еда очень простая, которая не потребует сил и времени на приготовление. Например, сварить кастрюлю полезной овсянки, гречки – и все. Не «что-то вкусное, как я люблю», а просто еда, просто польза организму. Так серьезно сокращается время и готовки, и связанной с ней уборки. И это как раз позволяет нам утром помолиться дома или сходить в храм. И выспаться тоже. И приготовить гуся на завтра… Или утку.

В Сочельник, конечно, уже есть наступление, предвкушение Праздника: украшают дом, наряжают елку, устанавливают вертеп. Но есть еще и особенные традиции, которые ярко и съедобно выделяют этот день среди прочих дней года. И это снова про еду.

Строго мы постились сегодня или не очень строго – но как стемнеет, можно накрыть стол белой скатертью. На стол выложить сено в память о том, что Божия Матерь положила Спасителя в кормушку для скота. Зажечь свечи – на столе, на окнах, перед вертепом, в фонариках, даже в пряничных домиках. Это выглядит фантастически красиво! К столу подать кутью или сочиво – то самое блюдо, в честь которого Сочельник называется Сочельником: пшеница с медом, которую хорошо бы приготовить накануне. И пряники, и имбирное печенье, и сбитень, и глинтвейн, и просто чай с медом и с имбирем. Это сказка, это чудо, голливудские фильмы отдыхают, серьезно! И это все – вкусная, особенная ассоциация, которую мы неразрывно связываем в детском мировосприятии… с утренним богослужением, с Евангельским чтением, с Ветхозаветными сюжетами.

Теперь оказывается, что все это вместе и есть Сочельник. И тогда утреннее богослужение Сочельника каждый следующий год оказывается Праздником. И чтения стихир, паремий навсегда окажутся частью этого Праздника.

Так у наших детей, у всех нас появляется шанс и узнать, и полюбить Священное Писание, церковную службу. Так мы встречаем Рождество как самый яркий, самый елочно-подарочный, самый детский праздник нашей цивилизации. Но еще – и как живое событие Священной Истории. Как праздник нашей Святой, Соборной И Апостольской Церкви.

[1] Диаковский Е. П. Царские часы Рождества Христова и Богоявления. Киев, 1908. С. 11–12.

[2] Здесь и ниже тексты из службы Царских часов и Великой вечерни.

[4] Вениамин (Федченков), митрополит. Размышления о двунадесятых праздниках. Раздел «Предпраздненство Рождества Христова».

В наше время родители «во Христе» также могут в ответ на кутью одарить малыша подарками и угощениями. Перед вручением разложи ее вместе с ребенком в подходящую посуду: баночки, пищевые контейнеры или более атмосферные глиняные или керамические горшочки. Класть много не нужно: несколько ложек окажутся более чем достаточными. Забирать посуду из-под кутьи не принято, так что она останется крестным в качестве подарка. Сначала рождественскую кашу везут крестному отцу, потом крестной матери. Традиции на Сочельник включают приготовление особого праздничного стола. И именно в этот день следует вспомнить родителей малыша «во Христе» и занести им рождественскую вечерю в знак благодарности за то, что они молятся о крестнике и наставляют его на путь доброты и света. Прежде всего, поговорим о том, как сделать классическую кутью..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector