Когда на похоронах нести в церковь кутью

Поминальную кашу подают в глубоких тарелках, предварительно украсив блюдо свежими или высушенными фруктами.

Содержание
  1. Кутья – главное поминальное блюдо. История и рецепты
  2. Традиционная поминальная трапеза
  3. Символы кутьи
  4. История рецепта и символики кутьи
  5. Рецепт поминальной кутьи
  6. Кутия «традиционная» на рисовой крупе
  7. Кутия «щедрая» на пшеничном зерне
  8. Поминальные суеверия, которые придуманы людьми для очистки совести
  9. Несколько слов о том, как варить кутью
  10. Как вести себя во время похорон
  11. Рисовое коливо
  12. Из каких ингредиентов делают
  13. Рецепт кутьи из риса с грецкими орехами и сухофруктами
  14. Кутья из риса с изюмом
  15. Что стоит помнить об организации поминального стола?
  16. Как сделать рисовую кутью с мёдом и орехами в домашних условиях
  17. Ингредиенты
  18. Приготовление домашней кутьи с рисом, изюмом, мёдом и орехами по шагам
  19. После похорон
  20. Если покойник снится
  21. Рецепт кутьи из риса с миндалём и изюмом
  22. Как похоронить и поминать своего близкого?
  23. До похорон
  24. Если покойный до похорон находится дома
  25. Как одеть покойного, полагая в гроб
  26. Покойный в морге
  27. Покойный в храме
  28. Траурное убранство дома
  29. Отпевание
  30. Кого Церковь не отпевает
  31. Заочное отпевание
  32. Похороны
  33. Кремация
  34. Поминки
  35. Поминальный стол
  36. Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом?
  37. Церковное поминовение
  38. Третий, девятый, сороковой день
  39. Поминовение на Радоницу
  40. Поминальная кутья — значение, полезность и рецепт приготовления
  41. Традиционная поминальная трапеза
  42. С какими начинками делают блины на поминки?
  43. Блины постные с грибами
  44. Блины постные с грибной икрой
  45. Блины постные с грибами и гречневой кашей
  46. Блины постные с капустой
  47. Постные блины с картофелем
  48. С яблоками
  49. Как рассчитать количество блинов на поминки, и сколько подавать?
  50. Что символизируют блины на поминках?
  51. Символы кутьи
  52. Кутья из риса с изюмом, простой рецепт
  53. История рецепта и символики кутьи
  54. Что пили во время поминальной трапезы
  55. Рецепт поминальной кутьи
  56. Кутия «традиционная» на рисовой крупе
  57. Рецепты

Кутья – главное поминальное блюдо. История и рецепты

Кутья, также ее часто называют «кутия», – традиционное поминальное блюдо, характерное для православных традиций. Широкая распространенность кутьи у христиан по всему миру привела к появлению множества рецептов этого блюда. Поминальная закуска готовится из одной или нескольких круп, чаще всего – риса. Существуют и рецепты кутьи из ячменя и пшеницы. В приготовленную кашу могут добавляться сухофрукты (чернослив, курага, сушеные яблоки или изюм), а также орехи и мед.

Кутью часто путают с другим блюдом православной кухни – коливом. Рецепты кушаний очень похожи, единственное их различие состоит в назначении. Так кутью принято подавать на поминках, а коливо является основной пищей, употребляемой православными христианами в дни Великого поста.

Традиционная поминальная трапеза

Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. Обращаясь к христианским идеям, стоит отметить, что проведение поминальной церемонии связано не только с желанием близких отдать дань памяти покойному, но и служит напоминанием о Создателе и установленном им миропорядке. В основу церемонии положена идея о существовании двух сторон жизни: земной и божественной. При этом первая мимолетна, а вторая – вечна, и именно ей отводится главенствующая роль. Проведение поминок по усопшему служит для всех его родных напоминанием о принципах мироздания, которые являются основой православной веры. Утрата близкого и встреча лицом к лицу со смертью позволяет человеку подумать и переосмыслить многие важные вещи, а кутья становится одним из инструментов «напоминания» о законах всего сущего и важным символическим узлом.

Символы кутьи

Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам.

Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.

История рецепта и символики кутьи

Исследователи утверждают, что рецепт такого блюда как кутья существует уже не одно тысячелетие. Само название блюда дословно означает «вареная пшеница», оно восходит, согласно заверениям лингвистов, к дохристианской эпохе и берет свое начало из греческого языка. Тем не менее, к традиционному рациону жителей древнегреческих государств данное блюдо не относилось. Считается, что изначально эта каша из зерновых была частью поминального ритуала у языческим племен и несла определенный смысл: попробовав кутию человек постигал грань между смертью и жизнью, ему открывался божественный смысл бытия. Не просто так был выбран и основной ингредиент для приготовления этого блюда, ведь даже после сбора урожая зерно способно долгие месяцы сохранять внутри себя жизнь для последующего цикла существования. По этой же причине у древних язычников блюдо «коливо» готовилось не только для поминания усопших, но и в качестве праздничного яства на свадьбы и по случаю рождения детей.

Считается, что этот древний языческий обычай был сохранен с переходом греков к христианству, а затем распространился вместе с ростом числа последователей православной веры.

Рецепт поминальной кутьи

Процесс приготовления кутии несколько видоизменился по прошествии тысячелетий: если изначально блюдо готовилось из зерен пшена, то в наши дни более распространенным считается рецепт каши из риса.

Кутия «традиционная» на рисовой крупе

Для приготовления поминального угощения потребуется:

Перед приготовлением кутии следует хорошенько пропарить рис. Затем крупу промывают проточной водой, чтобы избавить ее от клейкости. В отличии от других рисовых каш, кутья должна быть рассыпчатой.

Подготовленная рисовая крупа опускается в прохладную воду так, чтобы жидкость полностью покрывала рис, и ее уровень был примерно на пару сантиметров выше. Кастрюля с будущей кутьей ставится на огонь средней мощности.

После закипания кашу оставляют некоторое время «потомиться» на медленном огне.

Высушенные фрукты, которые будут использованы в приготовлении блюда, сперва хорошо промывают водой. После этого сухофрукты на несколько минут заливают кипятком, выкладывают на чистую сухую поверхность и мелко нарезают по мере остывания.

В готовый рис, помешивая, добавляют мед. После этого кашу хорошо перемешивают, чтобы рис пропитался сладостью.

Сладкая крупа смешивается с подготовленными сухофруктами и измельченными орехами.

Поминальную кашу подают в глубоких тарелках, предварительно украсив блюдо свежими или высушенными фруктами.

Кутия «щедрая» на пшеничном зерне

Более старинным считается рецепт кутьи на основе пшеницы. Для того, чтобы приготовить такое поминальное блюдо, потребуются следующие ингредиенты:

Промыть зерна пшена и замочить их на несколько часов в чистой холодной воде (желательно оставить на ночь). Из подготовленной крупы приготовить кашу: залить зерно водой так, чтобы ее уровень был на 1-2 см выше, а затем варить на среднем огне до тех пор, пока не выпарится лишняя жидкость.

Миндальные орехи ошпаривают кипятком, чтобы очистить их от шелухи. После этого ореховые ядра измельчают ножом.

Изюм следует залить горячей кипяченой водой и оставить на 5 минут. После этого сухофрукт нарезается на небольшие кусочки.

В емкость с маком необходимо добавить небольшое количество кипятка и закрыть ее крышкой, чтобы семена набухли. Затем готовые семена протирают до кашеобразного состояния в ступке или блендере.

Готовую пшеничную кашу подслащивают медом, соединяют с другими ингредиентами и хорошо перемешивают.

Передать требуемую вещь умершему можно через других покойных. Для этого нужно приехать на кладбище, дождаться любой похоронной процессии и положить в гроб нужную вещь, «попросив» умершего передать ее. Либо в таких случаях обращаются к священнику, где заказывают поминальную молитву.

Поминальные суеверия, которые придуманы людьми для очистки совести

С давних времён близкие люди усопшего в определённые дни собирались вместе для того, чтобы просить через совместные молитвы у Всевышнего успокоения души умершего. После посещения кладбища родственники устраивали поминальный обед. Эти ритуалы сохранились и по сегодняшний день: поминки устраивают на третий день кончины человека, а также на девятый и сороковой дни. К огромному сожалению, сегодня поминальные обеды стараются сделать богатыми и пышными, забывая о древних традициях и обрядах. Чтобы действительно помочь душе, что отходит к Богу, необходимо правильно организовывать соответствующую трапезу.

Одним из главных блюд на столе в эти дни является кутья поминальная, или коливо. Его пробуют первым, а олицетворяет оно бессмертие усопших, веру в воскрешение и вечную жизнь.

Несколько слов о том, как варить кутью

Блюдо это всегда должно быть сладким, поэтому в его состав часто входят мёд, изюм, мак, орехи, цукаты, сухофрукты и прочее. Правильно его варить на узваре из сухофруктов. Для приготовления применяется казанок, керамический сотейник или любая другая посуда с толстыми стенками. Подаётся кутья только остывшей, при этом она должна быть украшена цукатами, мармеладом, леденцами или орехами. Кушанье не готовят в большом количестве, поскольку если оно будет долго стоять, мёд начнёт бродить. А кроме того, выбрасывать его нельзя — кутью едят, пока она не закончится.

Коливо должно быть освящено в церкви (можно провести эту процедуру дома самостоятельно, побрызгав блюдо священной водой). Перед его употреблением читают молитву.

Как вести себя во время похорон

С похоронами издавна было связано множество примет, суеверий, правил или предрассудков. И многие из них действительно имеют в себе рациональное зерно. Современные люди не всегда об этом задумываются, но энергетика кладбища и похорон очень тяжелая.

Например, есть странный обряд, при котором во время похорон насыпают горсть земли с могилы за шиворот родственникам. Объясняют это тем, что после такой манипуляции дух покойного не будет их беспокоить.

Так вот, делать этого ни в коем случае нельзя! Это никакой не оберег от покойников, а самая натуральная порча. Люди своими руками из благих побуждений насылают на других серьезные неприятности.

На самом деле землю надо бросать в еще не зарытую могилу, как раз, чтобы утихомирить дух покойного.

Энергия смерти – вещь опасная. Поэтому не следует ничего брать на кладбище и нести домой. Особенно, если вы нашли там хорошие вещи – это наверняка оставлено с умыслом. Тот, кто пожадничает и возьмет – получит в «награду» порчу или болезнь.

Старайтесь на кладбище ничего не забывать. А если забыли – то лучше там и оставьте.

Нельзя класть в гроб фотографии живых людей, чтобы они не отправились в мир иной. Точно также как и свои личные вещи. Вещи покойного – можно и даже нужно. Особенно то, что было куплено для похорон или соприкасалось с уже умершим человеком.

Рисовое коливо

Поскольку кутья из риса готовится на поминки чаще всего, то рецептов её приготовления можно найти огромное количество. Мы рассмотрим ещё один.

Ингредиенты: четыре ложки мака, по пятьдесят граммов светлого и темного изюма, три ложки мёда, один стакан длиннозерного риса, пятьдесят граммов вяленой клюквы, один стакан грецкого ореха, одна ложка масла оливкового.

Перед тем как приготовить поминальную кутью, рис промывают семь раз, наливают воды из расчёта один к двум, добавляют щепотку соли, масло оливковое и варят под закрытой крышкой до готовности на медленном огне. Готовую кашу остужают. Тем временем кипятят воду. Изюм перебирают, промывают и заливают кипятком. Клюкву перебирают, моют и выкладывают на салфетку. Орехи высыпают на горячую сковородку (можно прокалить в микроволновой печи). Мак растирают с одной ложкой сахара в ступке. Подготовленный рис заправляют мёдом, орехами и клюквой, маком. Готовое блюдо выкладывают на посуду горкой и украшают по своему усмотрению, используя орехи, клюкву и так далее.

Из каких ингредиентов делают

Наиболее распространенный вариант блюда из риса и сладкого изюма. Для разнообразия вкуса добавляются ягоды и фрукты. Поминальная сладкая каша подается в небольших пиалах по краям стола, чтобы гости могли без проблем дотянуться до явства.

Пшеница. На сегодняшний день приобрести очищенные зерна можно в магазине или на рынке. Существуют специальные готовые смеси для поминальной каши. В старину обряд лущения злака являлся традицией. Зерна для кутьи насыпались в глиняную макитру и постепенно растирались ступой из дерева. Процедуру проводил исключительно хозяин дома. Для приобретения качественного продукта обращайте внимание на уровень влажности. Проверить данный показатель можно путем разреза зерна пополам. Сухой ингредиент будет раскалываться, сырой – плющиться. Мед. Профессиональные кулинары советуют гречишный сорт. Пчелиный продукт благотворно воздействует на формирование кровотока в организме, что влияет на поддержание оптимального уровня гемоглобина. Липовый мед эффективен при простудных заболеваниях.. Мак. Купить растительный продукт можно уже в расфасованных пакетиках. Перед добавлением ингредиента в поминальную кутью нужно перетереть его в ступе. Грецкий орех продается в скорлупе или без нее. Отдавайте предпочтение ядру светлого оттенка. Нечищеный орех может со временем покрывается плесенью или сохнет. Изюм выбирают по вкусу. Лучшими считаются светлые сорта. Предварительно ингредиент замачивается в кипятке.

Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Перед покупкой меда для приготовления поминальной традиционной кутьи обратите внимание на предмет наличия примесей в нем. Для проверки растворите 100 г пчелиного продукта в стакане воды. Капните немного йодом. Формирование синего оттенка свидетельствует о ненатуральности меда. Некоторые пчеловоды для густоты природного продукта задействуют мел. Наличие минерала определить просто. Капните на сладкое вещество обычным уксусом. Если возникнет шипение, значит добавляли мел.

Современные кулинары добавляют в кутью разные сорта орехов, сухофруктов и цукатов. Поминальная каша должна быть богатой на разнообразные ингредиенты.

Рецепт кутьи из риса с грецкими орехами и сухофруктами

Пол стакана риса промываем под проточной водой и заливаем двумя станами чистой воды. Ставим вариться в казанке, или другой толстостенной кастрюле, на плиту. Сладкие ингредиенты (кроме мёда естественно) — вымачиваются в кипятке около часа. Мак замачивают таким же способом, в отдельной ёмкости. После чего его процеживают через ситечко и измельчают в ступке или при помощи блендера, до появления белого молочка. Грецкие орехи прокаливаются на сковороде. Готовый рис, перемешивается с мёдом, маком и частью сладких ингредиентов. Остальной частью – украшаем кутью в тарелке по своему усмотрению.

Кутья из риса с изюмом

Промываем рис в семи водах до полной прозрачности воды. Изюм перебираем и замачиваем в кипятке. В отдельной кастрюльке доводим до кипения 4 стакана воды со щепоткой соли. Когда вода закипела – высыпаем в неё промытый рис и отправляем в установленную на 200 градусов духовку. Томим наш рис в духовке около 20 минут. В это время на разогретую сковороду кладём сливочное масло и немного оливкового. Оливковое масло препятствует процессу пригорания и сохраняет ароматы. Сверху высыпаем процеженный запаренный изюм. Добавляем 5 чайных ложек воды и пару чайных ложек сахара. Перемешиваем и тушим наш изюм с сахаром в течение нескольких минут. Готовый рис перемешивается со сладким изюмом и подаётся к столу. Для того, чтобы рисовая основа кутьи не вышла в итоге вязкой, используйте эти советы:

    Выбирайте продолговатый рис, который остаётся рассыпчатым после приготовления; Обратите внимание на цену – хорошая крупа стоит дороже; Рис, который продаётся в пакетах для варки, получается рассыпчатым в 99% случаев; Обязательно тщательно промывайте крупу перед варкой, чтобы смыть клейкую пыль.

Как видите, процесс приготовления кутьи не занимает много времени. Существует множество рецептов с разными крупами, но традиционно на поминки делается кутья именно из риса. Самое главное — готовить её с любовью и добрыми мыслями. Кстати, любой из этих рецептов в конце можно залить узваром из сухофруктов, от этого готовая кутья станет более ароматной. Как мы знаем, кутью нельзя выбрасывать, поэтому если она осталась, то можно съедать её утром по ложечке, в течение следующих двух дней.

Согласно христианскому обычаю, на Радоницу (родительский день) поминают усопших. Помимо сдобных куличей и пирожков с маком непременным блюдом является поминальная кутья из риса с изюмом. Готовится кутья несложно, единственное, помимо риса потребуются изюм, орехи и мед, ведь кутья хоть и поминальная, но должна быть богатой. Поэтому, если есть такая возможность, то к перечисленному списку желательно добавить несколько штук кураги и ложку мака.

Блюдо чем-то напоминает обыкновенный плов, однако схема приготовления несколько другая. В кутью желательно не добавлять сахар, а лучше использовать натуральный мёд.

    700 гр. риса; 200 гр. изюма; 60 гр. пчелиного мёда; 80 гр. сливочного масла; пару щепоток корицы; соль — по вкусу.
    Изюм замочите в прохладной воде на полчаса, а затем хорошенько промойте. С рисом поступите точно также. Отварите его вместе с солью. Изюм слегка подсушите в микроволновке. В глубокой миске соедините мягкое сливочное масло и мёд. Добавьте корицу и всыпьте изюм. Всё хорошо перемешайте и отправьте к тёплому рису.

Знаменитое славянское угощение всегда было не только вкусным атрибутом рождественского стола, поминок или крестин, но и особым символическим блюдом. Именно поэтому многие хотят знать, как варить кутью из риса правильно, ведь каждый его ингредиент имеет своё универсальное значение.

Что стоит помнить об организации поминального стола?

Православная церковь не поощряет традицию принесения еды на кладбище, которая уходит корнями в язычество, когда люди верили, что таким образом они задобрят богов, встретивших душу в потустороннем мире. В место этого сейчас существуют поминальные трапезы после погребения, цель которых — отдать дань умершему человеку, почтить его память.

Поминки проводятся дома или в специальном заведении, при этом соблюдаются некоторые правила:

    на столе должна присутствовать кутья, кисель, хлеб или блины; все гости по старой традиции должны есть ложкой, вилки и ножи на стол не ставились; за столом оставляют место для души покойного, ставят приборы, стакан воды или другого напитка, хлеб или поминальный блин; раньше за трапезой не употребляли спиртные напитки, сейчас такое допускается, но пришедшие помянуть покойника не чокаются.

При заказе поминальной трапезы через форму на сайте действует скидка на всё меню

Еще одна примета касается мест для гостей. Считается, что одалживать стулья или лавки для такого мероприятия нельзя, это может накликать беду. По этой и многих других причинах легче и удобней заказать поминки в специальном месте – уютном кафе, расположенном недалеко от кладбища.

Многие боятся забирать домой еду, оставшуюся после поминок. Главная причина этого – заблуждения в результате недостатка знаний. На самом деле, согласно примете, нежелательно нести в дом еду, которая предназначена или побывала на кладбище (кроме случаев крайней нужды). Ну а пища, что приготовлена для поминок, наоборот, должна быть съедена. Она совершенно не несет негатива. Ее предназначение – накормить как можно больше людей, которые будут вспоминать покойного добрым словом и, тем самым, помогут его душе обрести покой. По этой причине, раньше еду из поминального стола раздавали всем нуждающимся, и даже объедки отдавали животным, но ни при каких обстоятельствах не выбрасывали.

Как сделать рисовую кутью с мёдом и орехами в домашних условиях

Варка такой кутьи – дело тонкое, но несложное. Отварить крупу для праздничного яства вы без проблем сможете сами, причём рис у вас выйдет красивый, рассыпчатый и очень вкусный.

Из сладких компонентов мы возьмём натуральный мёд, из элементов украшения – грецкие орехи, а из пряностей – корицу, чтобы не только вкус получился особым, но и вкус вышел аппетитным.

Ингредиенты

    Рис длиннозёрный – 1 стк. (200 г); Грецкие орехи (без скорлупы) – 100 г; Мёд – 2-3 ст. л.; Изюм тёмных и светлых сортов (без косточек) – 100 г; Пудра сахарная – 1 ст. л.; Корица – 1/3 ч. л.; Сахар обычный – по вкусу.

Приготовление домашней кутьи с рисом, изюмом, мёдом и орехами по шагам

    Рис обязательно надо промывать, поэтому первым делом тщательно его моем, сменив ни одну порцию воды. Затем пересыпаем его в кастрюлю, заливаем кипятком и варим до готовности. На это может уйти в среднем 15-20 минут.

Особенно быстро удастся отварить рис, если вы заранее вымочите его в воде: так он станет более податливым, а потому и сварится гораздо быстрее.

    Изюм также моем, высыпаем в закипающую воду, доводим её до кипения, после чего откидываем на дуршлаг и на время оставляем, чтобы стекла жидкость. Когда рис приготовится, перекладываем его на тарелку, поливаем душистым мёдом, сдабриваем ароматной корицей и на совесть всё перемешиваем. Если пожелаете, то можно добавить сюда же 1-2 ст. л. обычного сахара, но и без него будет не менее сладко. Перебираем наши орехи, высыпаем их в тарелку с сочивом, а затем всё вместе смешиваем с разбухшим в кипятке изюмом. Посыпаем кутю сахарной пудрой – и угощение можно подавать на торжественный стол.

После похорон

После похорон нужно, чтобы кто-то из близких ночевал с семьей покойного несколько первых дней, чтобы душа усопшего была спокойна за своих родных. На следующий день нужно обязательно съездить на кладбище, чтобы навестить покойника на «новом месте».

После этого Покойника посещают дважды в год: в день поминовения усопших, и в день памяти (дата смерти). В эти дни убираются на кладбище, приносят цветы, ставят кисель и блин на могилу. Важно: нельзя плакать на кладбище, чтобы не тревожить душу умершего. По этой же причине запрещено часто ездить на могилу.

Поминальные службы об усопшем после похорон проводятся на 9 день (в это время он «знакомится» с раем и адом), на 40 (душа предстает на страшном суде), через полгода, и каждый год в день смерти (день памяти). На 9 и 40 дни обязательно заказывают поминальную службу в церкви, чтобы помочь душе войти в Царствие Небесное. Оплакивать усопшего во дни поминовения нельзя, так как душа его тревожится.

Вдова должна носить Черный платок на голове 40 дней, чтобы не навлечь на себя порчу. Все вещи умершего остаются в доме это же время, пока его душа путешествует по земле, по истечении этого времени, вещи можно раздать, либо сложить их в коробки и убрать в недоступное место (кладовую, гараж), а последнее постельное белье (если человек был болен) сжечь. На окно, в течение 40 дней, ставится стакан с водой и полотенце, чтобы душа могла умыться и утереться.

Если в ближайшее время в семье после похорон умрет еще кто-нибудь, то обязательно будет Третий покойник. В течение года родственникам нужно держать траур, нельзя посещать празднества, вступать в брак, чтобы не обидеть усопшего.

Если покойник снится

Покойный является своим близким во сне в течение первых дней после похорон, как правило, чтобы попросить о чем-либо.

Известны случаи, когда душа усопшего просила во сне любимые предметы обихода (расческу, украшение, обувь).

Передать требуемую вещь умершему можно через других покойных. Для этого нужно приехать на кладбище, дождаться любой похоронной процессии и положить в гроб нужную вещь, «попросив» умершего передать ее. Либо в таких случаях обращаются к священнику, где заказывают поминальную молитву.

Рецепт кутьи из риса с миндалём и изюмом

Промываем рис водой семь раз. Высыпаем его в кастрюлю, заливаем водой в объёме по рецепту и немного присолив, варим до готовности. Когда рис готов, его можно облить прохладной водой, чтобы он оставался рассыпчатым. Остывший рис пересыпаем в миску и добавляем изюм, который предварительно запаривается на 20 минут кипятком и просушивается. После этого в рис с изюмом заливаем мёд и аккуратно вымешиваем. Украшаем готовую кашу миндальными орешками и цукатами на выбор.

Варка такой кутьи – дело тонкое, но несложное. Отварить крупу для праздничного яства вы без проблем сможете сами, причём рис у вас выйдет красивый, рассыпчатый и очень вкусный.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Раньше было принято оставлять тело покойного в храме, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием.
Если речь о всенощной молитве и Литургии не идет, то держать тело в храме нет смысла.

Как похоронить и поминать своего близкого?

Что важно сделать До похорон Если Покойный до похорон находится дома: ваши действия Как одеть покойного, полагая в гроб Если Покойный до похорон находится в морге: какие вещи нужно собрать? Покойный До похорон в храме Траурное убранство дома Как правильно отпеть покойного, не путая православный обряд с язычеством Если покойный самоубийца,Можно ли его отпевать Как Отпеть заочно Что такое – Похороны по-христиански Допустима ли кремация для христиан Как провести Поминки,Чтобы они не перешли в гульбище Что ставить на Поминальный стол Рюмка водки для усопшего – языческий пережиток? Как заказать Церковное поминовение Как правильно помянуть усопшего на Третий, девятый, и сороковой день? Как поминать на Радоницу?

До похорон

Первое, что нужно сделать – оформить все необходимые бумаги. Сразу после смерти человека необходимо оформить Бланк констатации смерти. Это делает врач.

Если человек умер днем дома, нужно вызвать участкового врача из поликлиники, если ночью – «скорую» (103 с городского и мобильного; 130 для абонентов МТС и Мегафон). Врач выдаст бланк констатации смерти.

Параллельно нужно оформить Протокол осмотра тела умершего. Для этого вызывают сотрудника полиции (102 с городского; с мобильного 102 для абонентов Билайн; 120 для абонентов МТС и Мегафон). Если человек умер не дома, сотрудник полиции оформит и направление на судебно-медицинское вскрытие).

Затем нужно получить Медицинское свидетельство о смерти.

Бланк констатации смерти, который оформил врач,
Протокол осмотра тела умершего, который выдал сотрудник полиции,
Медицинский полис умершего,
Его амбулаторную карту (если она на руках),
Паспорт,
Паспорт того, кто будет заниматься оформлением,

При отсутствии подозрений на насильственную смерть или на не естественную смерть (несчастный случай, суицид, автокатастрофа, падение с высоты, убийство и так далее) и наличии в районной поликлинике медицинской карты амбулаторного больного, участковый полицейский выписывает справку о ненасильственном характере смерти на имя главного врача районной поликлиники для получения «Медицинского свидетельства о смерти». Родственникам или иным законным представителям умершего необходимо принять во внимание и заранее учесть возможность получения в районной поликлинике «Медицинского свидетельства о смерти».

Районная поликлиника имеет основание для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти» в случае оформленной медицинской карты амбулаторного больного, где отражено динамическое наблюдение за пациентом, установленный клинический диагноз, который сам по себе мог послужить причиной смерти. Но если с момента последнего наблюдения за пациентом прошло длительное время, районная поликлиника может отказать в выдаче «Медицинского свидетельства о смерти».

При отсутствии у районной поликлиники оснований для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти», главный врач поликлиники может направить тело умершего для проведения патологоанатомического исследования в прикрепленный к поликлинике городской или районный морг лечебного учреждения по административно-территориальному принципу.

Вскрытие может не потребоваться (если родственники сами об этом не попросят), например, если умерла старенькая бабушка, которая долго болела, или если человек стоял на учете в онкологическом диспансере, и во многих иных случаях, когда очевидна естественная причина смерти.

Если же по каким-то причинам возникла его необходимость, свидетельство о смерти дают после вскрытия уже в морге. Родственникам нужно вызвать специализированную машину для перевозки покойного в морг (телефон службы должны знать медицинские работники), а после обратиться в морг с паспортами умершего и заявителя, чтобы оформить медицинское свидетельство о смерти.

Если человек умер ночью, тело могут перевезти в морг сразу. В этом случае родственники или полиция вызывают специализированную машину для перевозки тела покойного, и отдают сотрудникам этой службы бланк констатации смерти и протокол осмотра тела умершего, а взамен получают бланк направления в поликлинику, по которому можно получить амбулаторную карту умершего, если ее нет на руках. После получения амбулаторной карты с посмертным эпикризом необходимо с паспортами умершего и заявителя обратиться в морг для получения медицинского свидетельства о смерти.

Если человек умер не дома, необходимо вызвать специализированную машину для транспортировки тела в морг по месту смерти. Сотрудники этой службы заберут бланк констатации смерти, протокол осмотра тела и направление на судебно-медицинское вскрытие. Свидетельство о смерти выдадут в морге.

Если человек скончался в больнице, больничные врачи констатируют смерть и помещают тело покойного в больничный морг, там же делают вскрытие, там же выдают справку о смерти.

Получив свидетельство, нужно обратиться в ЗАГС и получить справку о смерти (форма 33) и гербовое свидетельство о смерти.

После этого при необходимости можно организовать машину для перевозки тела в морг по месту жительства, если изначально тело было отправлено в морг по месту смерти. Без гербового свидетельства о смерти перевозку тела в другой морг осуществить нельзя.

Получив все вышеперечисленные документы, нужно обратиться в ритуально-похоронную службу и оформить заказ на оказание ритуальных услуг и организацию похорон. Можно оформить заказ лично, обратившись непосредственно в бюро службы, а можно для оформления заказа вызвать агента.

Если покойный до похорон находится дома

Сегодня оставляют покойных дома очень немногие, как правило, тело перевозят в морг. Если же тело до похорон будет пребывать дома, на дом можно вызвать специалиста по заморозке и осуществить бальзамирование (процесс, который замедляет процессы разложения тела) на дому.

Если тело усопшего до похорон остается дома, после бальзамирования его принято омыть теплой водой, (если усопший – крещеный православный) читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй».

После обмывания на покойного одевают в чистые, по возможности, новые одежды. Если усопший – крещеный православный, на него обязательно надевают нательный крестик.
Обмытое и убранное (одетое) тело покойного кладут на стол и покрывают саваном (белым покрывалом). Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты (для чего в самые первые часы после смерти челюсть подвязывают, а перед положением во гроб повязку снимают). Руки и ноги усопшего также связывают, чтобы придать им полагающееся при похоронах положение (руки сложены на груди, а ноги вытянуты и прижаты друг к другу). Если этого не сделать, при трупном окоченении мышцы и сухожилия сжимаются, и тело человека может принять неестественную позу. Перед похоронами их, как правило, развязывают.

Когда тело усопшего обмыто и убрано, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела». Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать родственники и близкие.

Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляют святой водой.
В гробу под голову покойного кладут небольшую подушку, покрывают до пояса особым освященным покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке), или же просто белой простыней.

В левую руку покойного полагают погребальный крест, на грудь – святую икону: по традиции, для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено). Непосредственно перед погребением иконку следует убрать – ее хоронить нельзя. Ее можно забрать и оставить у себя дома, а можно отнести в храм и поставить на канон – квадратный подсвечник перед распятием, куда ставят свечи за усопших (спросить у служащих храма), а по прошествии 40 дней со дня смерти близкого забрать и отнести домой.

На лоб умершего возлагают венчик – символ соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога венец нетления. На венчике традиционно изображается Спаситель, Божья Матерь и пророк Иоанн Предтеча. Венчик продается в церковной лавке.

Гроб с убранным покойником обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.

Также возжигают лампаду или свечу, которая должна гореть до тех пор, пока покойный находится в доме.

Как одеть покойного, полагая в гроб

Раньше было принято одевать покойника во все белое, причем погребальная одежда готовилась заранее. Мужчине голову покрывали саваном – тонким платком с острым верхом и опускающимся на спину полотнищем, женщине светлым платком. Сегодня покойного принято одевать во все новое, чистое. Одежда должна быть закрытой, с длинными рукавами, небольшим вырезом у шей (без декольте), длина юбки у женщин – не выше колен.
Согласно христианской традиции, перед погребением тело покойного нередко одевают в светлые одежды – некий знак того, что успение есть не только скорбь расставания с ближними, но и радость встречи с Богом.

Одежда должна хорошо подходить по размеру. Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для похорон, его желание важно исполнить. На руке покойного, если он был в браке, можно, при желании близких, оставить обручальное кольцо.

Хоронить усопшего следует в обуви. Необязательно покупать «белые тапочки», просто обувь должна быть.

Военных людей обычно хоронят в парадной форме, с наградами.

Есть традиция класть в гроб книги, деньги, драгоценности, продукты, фотографии. С православной точки зрения – это пережиток язычества, когда считалось, что вещи будут продолжать иметь значение, могут «пригодиться» усопшему на том свете. Однако и христиане убеждены, что есть «вещи», необходимые для усопшего: любовь и молитвы о нем его близких, их милостыня и добрые дела в его память.

Покойный в морге

Если тело усопшего увезли в морг, туда необходимо отвезти чистую и, по возможности, новую одежду. Если покойный был крещеным православным, – также все необходимое для положения покойного в гроб: нательный крест, погребальный крест в руки, икону, погребальный саван, венчик.

Для женщин (по общегражданским обычаям похорон) привозят:
Нижнее белье;
Чулки (или колготки);
Платье с длинным рукавом;
Платок на голову (не черный);
Туфли (или тапочки);
Туалетная вода, мыло, расческа, полотенце (им обвязывают лицо покойного)

Для мужчин:
Нижнее белье;
Носки;
Бритва;
Майка, сорочка белая;
Брючный костюм черного/серого цвета
Туфли/тапочки
Туалетная вода, мыло, расческа, полотенце.

Если ваш усопший – верующий, можно попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
Дома об усопшем православном читают канон «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтырь.

Если смерть наступила В течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо, «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон
В Православной церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

Покойный в храме

Раньше было принято оставлять тело покойного в храме, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием.
Если речь о всенощной молитве и Литургии не идет, то держать тело в храме нет смысла.

Если вы оставили вашего усопшего в храме на ночь и вас попросили накрыть гроб крышкой, в этом не будет ничего неправильного. На отпевании крышку откроют, и вы сможете проститься с усопшим.

Траурное убранство дома

Принято особым образом убирать дом, в котором умер человек. Самый распространенный обычай – занавешивать зеркала, иногда – декорировать люстры черным крепом. Все это – не более чем дань традиции. Как и четное число цветов, принесенных на похороны. Никакого значения для посмертной участи покойного или жизни его родственников такие вещи не имеют.

Отпевание

На третий день после смерти усопшего хоронят (первым считается день смерти), хотя из-за различных обстоятельств день похорон может быть сдвинут. Если покойный – человек, крещеный в православной вере, перед погребением над ним совершает чин отпевания.
Это чинопоследование не совершается только в день Пасхи и в день Рождества Христова.
Отпевание православного христианина совершается только один раз, в отличие от панихид и литий – заупокойных служб, которые могут совершаться многократно.

1dsc_2714

Фото с сайта mpda. ru

Об отпевании лучше договориться заранее: прийти в храм и обратиться в церковную лавку или непосредственно к священнику. Там же подскажут, что для этого необходимо приготовить. В лавке могут назвать ориентировочную сумму пожертвования за отпевание. Если такой суммы нет, можно оставить деньги на собственное усмотрение.

Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т. е. ногами на восток, головой к западу.

При совершении чина отпевания родные и близкие стоят у гроба с зажженными свечами и молятся вместе со священником о душе усопшего. Свет свечи – символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, выражением светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают также о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом.

После возглашения «Вечной памяти» или после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву. В этой молитве мы просим Бога о прощении грехов, в которых усопший не успел покаяться на исповеди (или забыл покаяться, или по неведению). Но это не относится к тем грехам, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не каялся на исповеди). Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.

После этого провожающие, потушив свечи, подходят ко гробу с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. (Если родные хотят попрощаться с усопшим на кладбище, они должны сказать об этом священнику и батюшка даст им землю с собой. На кладбище, перед тем, как гроб закрыть, родственники должны крестообразно посыпать закрытое покрывалом тело землей и накрыть крышкой).

Если отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
Закрытый гроб с пением «Трисвятого» выносят из храма лицом к выходу (ногами вперед).
Возможно отпевание двух и более людей за один раз.

По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека. Это имеет символическое значение. Если крещение – это рождение во Христе, то отпевание – это рождение души в Жизнь Вечную. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека.

Никаких ограничений на участие в чине отпевания детей или, как утверждает «народное мнение», беременных женщин, – нет! Любой человек, если он хочет, может прийти и помолиться об усопшем.

Кого Церковь не отпевает

Не отпевает Церковь усопших, которые при жизни сознательно отреклись от христианской веры, и самоубийц, если только самоубийство не было совершено в состоянии психического расстройства. В этом случае подается Прошение на имя правящего архиерея и справка из психдиспансера, оформленная в установленном порядке, за подписью главврача, на специальном бланке с гербовой печатью; архиерей по рассмотрении может выдать благословение на заочное отпевание.

Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др.).

Если доподлинно известно, что человек совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Хотя и следующий из любви, но все же обман не принесет душе усопшего пользы. В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение.

Заочное отпевание

Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания.

Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные.

После совершения заочного отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен (заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти), то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила.

Если захоронение урны производится в колумбарий (хранилище урн с прахом после кремации), то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина.

Похороны

Вопреки существующему суеверию, гроб с телом покойного положено нести, по возможности, именно его близким родственникам и друзьям. Если по каким-то причинам (например, родственников и близких мужчин нет или они преклонного возраста и недостаточно сильны), можно попросить других людей помочь с выносом гроба.

Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь.

Если похороны начинаются из дома, то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего еще раз прочитывается «Последование по исходе души». Если тело усопшего находится в морге, то можно прочитать «Последование по исходе души» перед началом похорон в любом месте (дома, у морга).

Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т. е. ногами вперед. Верующие поют «Трисвятое».

Есть ряд суеверий, связанных со встречей с похоронной процессией: в народе есть мнение, что это «дурной знак». Согласно церковным представлениям, такая встреча не имеет никаких негативных смыслов, может быть, для кого-то встреча с процессией – возможность помолиться о покойном человеке. Представление о том, что похоронной процессии нельзя пересекать дорогу, скорее связано с выражением уважения к покойному.

Погребение может совершаться в любое время суток, а не только утром.

0_58ee5_4a56bbf3_-3-orig

Фото с сайта wikipedia. org

В могилу усопшего полагают лицом на восток. При опускании гроба верующие вновь поют «Трисвятое». Все провожающие бросают в могилу по горсти земли.

На могиле христианина ставится крест. Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.

Если родственники хотят установить на могиле памятник или надгробный камень, выбор его формы, вида, размера и декора (даже если в нем присутствуют священные изображения) никак не регламентируется церковной традицией. Его можно выбирать по своему усмотрению.

По православным канонам, погребение усопшего христианина не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

Кремация

Кремация не является традиционным способом погребения для православных христиан, наиболее предпочтительным является захоронение тела в землю. Если такой возможности нет, кремация допустима. Для посмертной участи умершего вид погребения не играет никакой роли.

Поминки

После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу. Эта традиция берет начало еще в первохристианские времена, когда в память покойного раздавалась милостыня нуждающимся и голодным.

Поминки можно устраивать на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (именины).

В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, где совершается поминовение усопших, а также совершаются панихиды.

Поминальные дни, выпадающие на первую неделю после Пасхи (Светлую седмицу) и на понедельник второй (Фоминой) недели после Пасхи переносятся на Радоницу – 9 день после Пасхи, который приходится на вторник второй после Пасхи недели. Это специально установленный Церковью день поминовения усопших, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь.

На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

Никаких иных ограничений в организации поминок в определенные дни нет! Разного рода представления о том, что, к примеру, в понедельник поминают только самоубийц и так далее, не имеют с церковной традицией ничего общего и ровным счетом ничего не значат.

Поминальный стол

Для поминального стола традиционными блюдами являются кутья и поминальные блины. Ими принято начинать трапезу. Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит.

Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).

На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью.

Для верующих, если поминки совершаются в постные дни (когда не принято есть пищу животного происхождения), то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными. Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу.

Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом?

С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку (или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон). Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, – никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает. Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет – это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного.

Один из самых распространенных обычаев – не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе.

Церковное поминовение

Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства – особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда.

Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь – пройти испытания в эти первые 40 дней.

Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете.

Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла Постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре.

Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст – в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней (когда душа будет проходить мытарства). Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно – как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри.

Третий, девятый, сороковой день

Дни особого поминовения усопшего – третий, девятый и сороковой после смерти.
Первым днем считается сам день смерти, даже если человек умер поздно вечером (до полуночи). Например, если человек скончался 1 марта, то девятый день – это 9 марта.

Почему же так важны именно эти дни? Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (395): «когда В третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается надежда. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу. Поэтому Церковь совершает в третий день приношение и молитву за душу».

«С третьего по девятый день душе показывается Рай, обители святых. Если душа виновна в грехах, то при виде радости святых она начинает сожалеть о своей жизни и укорять себя. На Девятый день душа вновь возносится ангелами на поклонение Богу».

После вторичного поклонения Господь «повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений. Душа пребывает здесь тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В Сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу и решается ее дальнейшая участь: назначается место, в котором она будет пребывать до Страшного судах», – пишет святой Макарий. Поэтому в этот день так важно молиться о душе усопшего.

Об усопшем можно заказать панихиду – заупокойное богослужение, установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак того, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потухнуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.

Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни.

Также можно попросить священника, предварительно договорившись, совершить литию – иной вид церковного поминовения покойного. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. Очень хорошо прочитывать литию на кладбище.

76961_13890.jpg.crop_display

Фото с сайта hram-troicy. prihod. ru

Поминовение на Радоницу

Радоница – вторник второй недели после Пасхи – день особого поминовения усопших.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – помогает христианам не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Обычно накануне дня Радоницы (церковный день начинается с вечера) после вечернего богослужения или после Литургии в день Радоницы совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

На кладбище обычно совершают литию (усиленное моление). Для этого лучше пригласить священника, если нет возможности, литию возможно совершить самостоятельно, прочитав Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Но можно и просто читать тропарь «Христос воскресе из мертвых», а также «Воскресение Христово видевши».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие. ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

А также если, поминальные дни, которые вы устраиваете попадают на не постные дни, то можете ознакомиться, а также, что символизируют блины, и.

Поминальная кутья — значение, полезность и рецепт приготовления

Кутья, также ее часто называют «кутия», – традиционное поминальное блюдо, характерное для православных традиций. Широкая распространенность кутьи у христиан по всему миру привела к появлению множества рецептов этого блюда. Поминальная закуска готовится из одной или нескольких круп, чаще всего – риса. Существуют и рецепты кутьи из ячменя и пшеницы. В приготовленную кашу могут добавляться сухофрукты (чернослив, курага, сушеные яблоки или изюм), а также орехи и мед.

Кутью часто путают с другим блюдом православной кухни – коливом. Рецепты кушаний очень похожи, единственное их различие состоит в назначении. Так кутью принято подавать на поминках, а коливо является основной пищей, употребляемой православными христианами в дни Великого поста.

Традиционная поминальная трапеза

Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. Обращаясь к христианским идеям, стоит отметить, что проведение поминальной церемонии связано не только с желанием близких отдать дань памяти покойному, но и служит напоминанием о Создателе и установленном им миропорядке. В основу церемонии положена идея о существовании двух сторон жизни: земной и божественной. При этом первая мимолетна, а вторая – вечна, и именно ей отводится главенствующая роль. Проведение поминок по усопшему служит для всех его родных напоминанием о принципах мироздания, которые являются основой православной веры. Утрата близкого и встреча лицом к лицу со смертью позволяет человеку подумать и переосмыслить многие важные вещи, а кутья становится одним из инструментов «напоминания» о законах всего сущего и важным символическим узлом.

С какими начинками делают блины на поминки?

На поминальный стол можно ставить как просто пустые постные блины, полив их вареньем так и завернуть в них начинку. Если поминки проходят в пост, то не значит, что это должно как-то ограничить разнообразие поминального стола. Представляю вам разнообразные постные начинки для блинов на поминки.

Блины постные с грибами

Грибы мелко нарезать и обжарить на растительном масле. Посолить, поперчить. Когда будут готовы посыпать сухим базиликом. Завернуть блины конвертом.

Блины постные с грибной икрой

Грибы отварить. Морковь припустить на растительном масле до готовности. Помидоры, морковь и грибы перекрутить на мясорубке. Добавить специи по вкусу и перемешать. Намазать начинкой и завернуть трубочкой.

Блины постные с грибами и гречневой кашей

Грибы и гречку отвариваем до готовности. Лук мелко нарезать и пассировать до готовности на растительном масле. Грибы пропустить через мясорубку. Смешать с гречкой и луком. Начинку пропечь в духовом шкафу 10 мин. Когда остынет, добавить измельченный чеснок и завернуть.

Блины постные с капустой

Капусту мелко нашинковать и помять. Лук порезать мелкими кубиками, а морковь натереть на терке. Обжарить все на растительном масле, добавив по вкусу соль, перец и щепотку сахара. Когда будет почти готово добавить томатную пасту. Перемешать и немного протушить под крышкой. Остудить и завернуть начинку в готовые блинчики.

Постные блины с картофелем

Картофель очистить и отварить до готовности. Лук порезать мелкими кубиками и обжарить до золотистого цвета на растительном масле. Из картофеля сделать пюре, добавить обжаренный лук, специи по вкусу. Пюре хорошо держит форму, поэтому блины можно завернуть любым способом и рулетом, и конвертиком и даже мешочком.

С яблоками

В яблоках удалить сердцевину и очистить от кожуры. Порезать, добавить воду и сахар и немного корицы протушить. Когда яблоки станут мягкими начинка готова.

Как рассчитать количество блинов на поминки, и сколько подавать?

Подавать блины на поминки тоже небольшая наука. Каждая хозяйка сама решает сколько чего ей готовить. Количество блинов рассчитывают исходя из количества гостей. Обычно это составляет 2 блина на человека. Блины или выкладывают горкой на большие общие блюда, или подают каждому порционно на небольшие тарелочки.

Что символизируют блины на поминках?

Блины круглые и золотистые, на поминках являются символом животворящего солнца и возрождения.

Еще с языческих времен, через блины отражалась связь человека с небом, светом и загробным миром. Поэтому нет ничего удивительного, блины на поминки являются практически обязательным блюдом. История и традиции употребления и приготовления блинов мы обсудим в следующих статьях.

А также если, поминальные дни, которые вы устраиваете попадают на не постные дни, то можете ознакомиться, а также, что символизируют блины, и.

В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему перед святыми иконами при зажженной лампаде или свечах особую поминальную молитву (118-й псалом).

В любые дни поминок читают молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой». Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш»

. В конце стола попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память». Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Во время поминок существует обычай оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд.

Первым блюдом, имевшим издавна на Руси повсеместное поминальное значение, была кутья. Первоначально она готовилась из зерен пшеницы, ячменя с сытой (отвар меда), а в XVI веке — с маком. В XIX веке для кутьи брали уже рис с изюмом, как это делают и в настоящее время. Предварительно кутью освящают в храме во время панихиды. Первыми отведывают кутью ближайшие родные и друзья, затем — все присутствующие.

Символы кутьи

Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам.

Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.

Кутья из риса с изюмом, простой рецепт

Для поминок нужно готовить кутью (коливо) из риса, добавлять в нее изюм и мед, остальное – по желанию и финансовым возможностям. Чем лучшего качества выбран рис, чем больше компонентов входит в состав, тем она вкуснее и сочнее. Главное – не переварить и не превратить ее в месиво, все в нужном порядке добавить.

Рис в обязательном порядке хорошенько, несколько раз промываем, используя проточную воду. В толстостенный казанок всыпаем рис, заливаем кипятком, чуток присаливаем и ставим варить. После закипания томим на слабом огне минут 10. За это время промываем изюм, запариваем немного кипятком для размягчения, сливаем воду.

В мед вливаем немного горячей воды, растворяем там его, смешиваем с изюмом. Открываем крышку, вливаем туда содержимое, смешиваем и укрываем на минут 10. Затем можно казанок открыть и коливо остудить. Подавать на тарелку, высыпав горкой, и украсить изюмом.

Э то самый простой рецепт поминальной кутьи, как ее можно усовершенствовать и сделать вкуснее и красивее, расскажем в следующем рецепте.

    чтобы рисинки не слиплись, влейте в воду, когда варить будете ложку масла без запаха растительного или кусочек сливочного маслица; с этой же целью можно воды больше влить, а после варки промыть через дуршлаг водой; если сомневаетесь, что рис может слипнуться – возьмите длиннозернистый, он точно не слипнется, но с круглым рисом кутья вкуснее.

История рецепта и символики кутьи

Исследователи утверждают, что рецепт такого блюда как кутья существует уже не одно тысячелетие. Само название блюда дословно означает «вареная пшеница», оно восходит, согласно заверениям лингвистов, к дохристианской эпохе и берет свое начало из греческого языка. Тем не менее, к традиционному рациону жителей древнегреческих государств данное блюдо не относилось. Считается, что изначально эта каша из зерновых была частью поминального ритуала у языческим племен и несла определенный смысл: попробовав кутию человек постигал грань между смертью и жизнью, ему открывался божественный смысл бытия. Не просто так был выбран и основной ингредиент для приготовления этого блюда, ведь даже после сбора урожая зерно способно долгие месяцы сохранять внутри себя жизнь для последующего цикла существования. По этой же причине у древних язычников блюдо «коливо» готовилось не только для поминания усопших, но и в качестве праздничного яства на свадьбы и по случаю рождения детей.

Считается, что этот древний языческий обычай был сохранен с переходом греков к христианству, а затем распространился вместе с ростом числа последователей православной веры.

Что пили во время поминальной трапезы

Алкоголь (брага или пиво) у славян символизировал огненную реку, которую покойный должен пересечь, чтобы оказаться в лучшем мире. Поэтому спиртное было неотъемлемой частью поминального обеда. Ещё до его начала во время похорон рядом с могилой умершего оставляли чарку водки, накрытую краюхой чёрного хлеба. Такой ритуал назывался «кормлением» покойника, сразу после погребения он считался ещё не совсем умершим. Кстати, хлеб тоже играл немаловажную роль, символизируя землю и земную пищу. Восточные славяне оставляли хлеб прямо на могиле, а северные клали кусок хлеба вместе с солью в могилу.

Алкоголь присутствовал на поминальном столе с самого начала обеда. А в его конце обязательно подавали кисель. То, из чего его изготавливали, зависело от региона. Чаще всего кисель был кислым и варили его из яблок, крыжовника, смородины, клюквы или брусники. В некоторых славянских племенах варили только молочный кисель. Он был отражением молочной реки с кисельными берегами, проплыв по которой, покойник попадал в мир иной. Наливали в конце обеда и пиво, подслащённое мёдом, или сладкую брагу.

Рецепт поминальной кутьи

Процесс приготовления кутии несколько видоизменился по прошествии тысячелетий: если изначально блюдо готовилось из зерен пшена, то в наши дни более распространенным считается рецепт каши из риса.

Кутия «традиционная» на рисовой крупе

Для приготовления поминального угощения потребуется:

Перед приготовлением кутии следует хорошенько пропарить рис. Затем крупу промывают проточной водой, чтобы избавить ее от клейкости. В отличии от других рисовых каш, кутья должна быть рассыпчатой. Подготовленная рисовая крупа опускается в прохладную воду так, чтобы жидкость полностью покрывала рис, и ее уровень был примерно на пару сантиметров выше. Кастрюля с будущей кутьей ставится на огонь средней мощности. После закипания кашу оставляют некоторое время «потомиться» на медленном огне. Высушенные фрукты, которые будут использованы в приготовлении блюда, сперва хорошо промывают водой. После этого сухофрукты на несколько минут заливают кипятком, выкладывают на чистую сухую поверхность и мелко нарезают по мере остывания. В готовый рис, помешивая, добавляют мед. После этого кашу хорошо перемешивают, чтобы рис пропитался сладостью. Сладкая крупа смешивается с подготовленными сухофруктами и измельченными орехами. Поминальную кашу подают в глубоких тарелках, предварительно украсив блюдо свежими или высушенными фруктами.

Рецепты

Приготовление каши не отличается сложностью. Ниже приведены рецепты пшеничной и рисовой кутьи.

Для пшеничной кутьи в самом начале требуется правильно подготовить ингредиенты:

Промытые зерна пшеницы залить водой и немного растолочь в ступке, чтобы твердая оболочка раскрылась и вышла питательная составляющая. Истолченные зерна замочить в воде и оставить набухать на несколько часов. Варить зерна до мягкости в воде или на молоке.

После этого готовится заправка, придающая каше вкуса. Вновь используется ступка для перетирания мака. Мак проваривается пять минут, затем толчется до тех пор, пока не появится сок. Перетертые мак, орехи, изюм смешиваются с вареной крупой, добавляются мед и другие ингредиенты. В дополнение можно использовать мармелад или засахаренные фрукты.

Важно, чтобы на столе кутья была теплой и свежей. Поэтому смешивать компоненты лучше перед непосредственной подачей, так не испортится вкус и каша не закиснет.

Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам. Грибы мелко нарезать и обжарить на растительном масле. Посолить, поперчить. Когда будут готовы посыпать сухим базиликом. Завернуть блины конвертом..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии