Когда варят голодную кутью

Голодную кутью готовят из крупы с добавление мака и сухофруктов. При этом добавлять сливки или молоко нельзя.

Содержание
  1. Голодная кутья на Крещение: самый простой и быстрый рецепт
  2. Голодную кутью готовят из крупы с добавление мака и сухофруктов.
  3. Как готовить голодную кутью
  4. Голодная кутья на Крещенский Сочельник – рецепт
  5. Голодная кутья: когда подавать и как готовить
  6. Голодная кутья перед Крещением: идеальный праздничный рецепт
  7. Голодная кутья на Крещенский сочельник
  8. Голодная кутья – рецепт с булгуром
  9. Голодная кутья 18 января: что нельзя делать в этот день
  10. Крещенский сочельник: традиции и приметы на 18 января
  11. Крещенский сочельник 18 января 2022 года, что это такое? История, приметы и поверья, как приготовить сочиво
  12. Крещенский сочельник: что это такое?
  13. Крещенский сочельник: традиции и обычаи
  14. «Сочиво»: рецепт приготовления из пшеницы
  15. «Сочиво»: рецепт приготовления из риса
  16. Крещенский сочельник: приметы и поверья
  17. Приметы в Крещенский сочельник
  18. Блюдо на Рождество, Щедрый вечер, Крещение и поминки
  19. Накануне Старого Нового года, который в народе известен еще и под названием Щедрый вечер, люди, которые чтут традиции, будут готовить одно особенное блюдо. Без него праздничный стол немыслим. Однако ели это блюдо не только в праздники, но и на похоронах

Голодная кутья на Крещение: самый простой и быстрый рецепт

Голодную кутью готовят из крупы с добавление мака и сухофруктов.

Крещение в Украине традиционно празднуют 19 января. А вот 18 января украинские семьи отмечают Крещенский Сочельник. Хозяйки в этот день готовят голодную кутью.

Поскольку с самого утра 18 января до первой звезды нельзя было ничего есть, название кутьи стало – голодная.

На Крещенский Сочельник готовят строго скромный стол с постными блюдами.

Как готовить голодную кутью

Голодную кутью готовят из крупы с добавление мака и сухофруктов. При этом добавлять сливки или молоко нельзя.

Голодная кутья на Крещенский Сочельник – рецепт

Если готовите голодную кутью из пшеницы, стоит крупу хорошо промыть под проточной водой и залить холодной водой на 3 часа.

Если готовите кутью из риса, тогда 5 раз промываете хорошо рис и варите до готовности.

Варим пшеницу или рис и даем постоять под крышкой минут 20.

Изюм промыть, по желанию ошпарить кипятком. Смешать в красивой посуде пшеницу или рис, мак, орехи, изюм.

После этого пробуют “голодную” кутью. Ее отличия от других рецептов в том, что “оригинал” готовили только из пшена с подсластителем (медом или узваром), иногда добавляли мак. Но сейчас этой традиции все чаще не придерживаются и готовят блюдо с любимыми “наполнителями”, главное, чтобы кутья была без сливочного масла, молока, сливок – любых продуктов животного происхождения.

Голодная кутья: когда подавать и как готовить

В Крещенский Сочельник кутью принято готовить в третий и последний раз в году. 19 января православные христиане отмечают Крещение Господне – это праздник, соединивший в себе религиозные и народные традиции. Вечер накануне называется Крещенский сочельник. В этот день принято придерживаться строгого поста, молится. А вечером на стол ставят различные постные блюда, главное из которые – голодная кутья.

К ужину всегда подают только постные блюда, и их не обязательно должно быть 12. Это могут быть всевозможные вареники, грибы, тушеная капуста, картофель, печеная или жаренная рыба, борщ с фасолью, блины, узвар. К столу садятся после молитвы и глотка святой воды.

После этого пробуют “голодную” кутью. Ее отличия от других рецептов в том, что “оригинал” готовили только из пшена с подсластителем (медом или узваром), иногда добавляли мак. Но сейчас этой традиции все чаще не придерживаются и готовят блюдо с любимыми “наполнителями”, главное, чтобы кутья была без сливочного масла, молока, сливок – любых продуктов животного происхождения.

Предлагаем вам еще один Рецепт кутьи – с булгуром. Для этого блюда нудно брать крупное цельное зерно. Готовится булгур быстрее и проще обычной пшеницы, его не нужно замачивать.

Крупу промыть до прозрачной воды и отварить в подсоленной воде в пропорции 1:2 до мягкости (примерно 20 минут). Остудить готовый булгур. Изюм и мак залить кипятком на 20 минут, орехи порубить ножом. Распаренный мак растереть в ступке или измельчить в блендере (кофемолке), смешать с медом. В отдельной емкости смешать все ингредиенты для кутьи. Переложить в посуду для подачи.

Пусть в Крещенский сочельник чистая святая вода смоет печали и невзгоды, а первая звезда зажжется, став символом новых побед.

Пшеницу несколько раз промыть и замочить в воде на 3 часа. Затем отварить пшеницу до готовности на маленьком огне (60-90 минут). Мак залить кипятком на полчаса и растереть в ступке. Орехи просушить в духовке или на сухой сковороде и порубить ножом. В большой емкости смешать пшеницу, мак, орехи, изюм и мед. Заправить кутью узваром.

Голодная кутья перед Крещением: идеальный праздничный рецепт

Голодная кутья – это последний вечер перед Крещением, когда соблюдают строгий пост и готовят особую кутью.

19 января в Украине отмечается Крещение Господне – праздник, который соединил в себе христианскую суть и народные традиции. Последний день перед Крещением называется Крещенский сочельник или Голодная кутья. В эту дату на стол ставят различные постные блюда и молятся всей семьей. Главным блюдом вечера становится постная голодная кутья.

Голодная кутья на Крещенский сочельник

Пшеницу несколько раз промыть и замочить в воде на 3 часа. Затем отварить пшеницу до готовности на маленьком огне (60-90 минут). Мак залить кипятком на полчаса и растереть в ступке. Орехи просушить в духовке или на сухой сковороде и порубить ножом. В большой емкости смешать пшеницу, мак, орехи, изюм и мед. Заправить кутью узваром.

Голодная кутья – рецепт с булгуром

Булгур промыть и варить 20 минут. Остудить готовую крупу. Мак и изюм запарить кипятком на 20 минут, грецкие орехи порубить ножом. Мак растереть в ступке или перебить в блендере, смешать с медом. В отдельной емкости смешать все ингредиенты для кутьи и слегка посолить.

– На деревьях много снега, будет богатый урожай плодов и меда.

Голодная кутья 18 января: что нельзя делать в этот день

18 января в Украине и во всем мире отмечают несколько праздников. В народе в этот день отмечают Второй святой вечер или Крещенский вечер. Этот день также называют Голодной кутьей.

OBOZREVATEL предлагает своим читателям узнать, что значит этот день для истории, а также что нельзя делать в этот дентю

Как и на Крещение, в этот день святят воду. Весь день православные ничего не едят, а садясь за ужин пьют освященную воду, которая считается святее, чем на Крещение. На ужин подаются постные блюда: жареная рыба, вареники с капустой, гречневые блины на масле, кутья и узвар.

В некоторых регионах в этот день хозяйка или старшая дочь берет после ужина в миску несколько ложек муки и на освященной воде замешивает жидкое тесто. Этим тестом рисовали кресты на всех четырех стенах дома, в сенях, амбаре, конюшне и в других хозяйственных постройках – от нечистой силы.

– На Крещенский вечер идет снег – ждите хорошего урожая зерновых культур.

– Ночью звезд не видно, и небо тусклое – грибов осенью будет очень мало.

– Звезды на небе яркие – ягнята будут хорошо плодиться.

– Выпал снег в Крещенский Сочельник – год будет урожайным.

– На деревьях много снега, будет богатый урожай плодов и меда.

– Слышен громкий лай собак – весь год охота и рыбалка будут удачными.

1. Верят, что снег, собранный в Крещенский вечер, способен исцелять болезни.

2. Чтобы сделать кожу красивой и нежной, умойтесь Крещенским снегом.

3. В Крещенский Сочельник искупайтесь в бане и будете здоровы и красивы.

4. Если девушка умоется талой водой в Крещенский вечер, то будет привлекать внимание мужчин.

5. Хозяин дома перед Святой вечерей должен на дверях намазать мелом кресты. Таким образом вы убережете дом от нечистой силы.

=Не ругайтесь на Святой вечер с семьей и не обижайтесь друг на друга, так как пролитые слезы могут навлечь беду на весь год.

Девушки перед сном причёсывались чистым гребнем, обвязанным лентой. Потом его клали под подушку со словами: «Кто придёт меня причесать?» Во сне должен был суженый явиться.

Крещенский сочельник: традиции и приметы на 18 января

В народном календаре дату 18 января называют Крещенский сочельник, Голодный вечер или Голодная кутья. 19 января православные отмечают Крещение Господне. Считается, что с этого дня начинаются крещенские морозы.

Крещенский сочельник – это вечер-приготовление накануне большого церковного праздника. В это время проводят обряды, связанные с освящением воды.

В народе 18 января ещё называли Голодная кутья или Голодный вечер. В этот период прекращались обильные застолья и веселье. Люди готовились к посту, варили пресное сочиво без масла и творога.

Крещение – последняя ночь для проведения святочных гаданий. Порой девушки выходили гадать за ворота на первого встречного:

Было принято гадать на урожай. По народному поверью, в эту ночь иней падает на хлеба, которым суждено родиться летом. Хлеба, оставшиеся сухими, не принесут урожая. С этой целью на ночь на улицу выставляли разный хлеб в чашках, а утром смотрели, на какой пал иней.

Распространенными были и гадания на суженого. Чтобы узнать, в какой стороне живет будущий супруг, девушка снимала сапог или туфлю и бросала обувь через забор или преграду. Смотрела, в какую сторону носок покажет, оттуда жениха и жди.

Чтобы узнать, кому суждено в этом году замуж выйти, девушки собирались в доме. Незамужние садились в круг посредине комнаты. Замужняя женщина снимала с пальца обручальное кольцо, привязывала к нему шерстяную нитку и начинала медленно обходить присутствующих. Подходя к каждой девушке, называла её имя. Если кольцо после этого начинало сильно крутиться, то в этом году девица замуж пойдёт.

Девушки перед сном причёсывались чистым гребнем, обвязанным лентой. Потом его клали под подушку со словами: «Кто придёт меня причесать?» Во сне должен был суженый явиться.

«Крещенский вечерок» считался временем разгула нечистой силы. Считалось, что черти особенно опасны в определенное время с 12 до 3 часов ночи (дьявольский час), а также на Святки и накануне Купалы. В эти периоды есть вероятность общения с иным миром и нечистой силой, которая норовит попасть в дом оборотнем. Принять она может любое обличье: кошки, свиньи, собаки, змеи. Нередки случаи, когда оборотни проникают в жилище в обличье младенца, странника, мельника, кузнеца. Иногда они могут принимать облик знакомого – мужа, соседа.

Крещенский вечер – день строгого поста и покаяния, подготавливающий верующих к великому празднику Крещение Господне, который отличается пышностью и торжественностью. Совершается два обряда освящения воды:

Крещенская вода освящает, даёт благословение, очищение, здоровье. В полночь на Крещение шли за водой на реку. Согласно поверью, вода в эту пору в реках колышется. Вечером в чашу наливали воду. Если в полночь она сама колыхнётся – это добрый признак, человек увидел явление Господне.

Согласно поверью, снег, собранный вечером накануне Крещения, помогает исцелять болезни. Люди умывались снегом, а талую воду долго хранили, используя её для хозяйственных нужд и для умывания. Девушки, чтобы их кожа была белой и гладкой, брали снег и обтирали им лицо.

Чистый снег добавляли в еду домашней скотине, чтобы она не замерзла и здоровой была, собирали для бани: «Баня все исправит, снеговая баня красоты прибавит». Верили, что если собранный в Крещенский сочельник снег бросить в колодец, вода в нём на протяжении всего года не испортится и не пересохнет. Ещё набирали снег в банки для беления холстов.

В канун Крещения соблюдали строгий пост. Обязательными блюдами были кутья, овсяный кисель и блинчики. На Крещение блины ставили в хлев, чтобы домового задобрить и обеспечить благополучие для домашней скотины. За вечерней трапезой ели сочиво.

До начала XX века на Руси сочиво готовили из зерна ржи, а позже – из риса и пшеничного зерна. Традиция готовить сочиво из зерна пшеницы или ржи сохранилась только в сельской местности, где у людей имелась возможность приобретать это зерно. По этой причине городским жителям больше знакомо блюдо, приготовленное из риса.

Крещенский сочельник: чего нельзя делать

В этот день нельзя убирать в доме, стирать белье в реке, ругаться и обижаться на кого-то. Постарайтесь простить обидчиков и мыслить позитивно.

Вода, собранная на Крещение, обладает сильной энергетикой. Смешивать крещенскую воду с обычной не рекомендуется, иначе она потеряет свои лечебные свойства. Во время сбора воды запрещено ругаться и думать о чем-то плохом.

Считается, что крещенская вода может простоять много лет и не испортиться. Но если в доме постоянно происходят ссоры и скандалы, то она придёт в негодность уже через месяц.

В канун праздника и на Крещение нельзя брать или давать в долг. В противном случае весь год бедствовать человек будет.

Если на Крещенский сочельник метель, то через три месяца тоже будет метель. Снегопад 18 января – добрый знак. Пчёлы хорошо роиться будут. Снег, выпавший рано утром, обещает хороший урожай ранней гречихи, в полдень – средней, вечером – поздней. Чистое небо в крещенскую ночь – к богатому урожаю гороха. Сияющие звезды на небе – к хорошему хлебу. Собаки часто лают – будет дичи много.

Люди, родившиеся 18 января, отличаются спокойным и тихим нравом. Они кроткие и незаметные. В качестве талисмана им стоит носить опал или изумруд.

Представления об оборотнях корнями уходят в далекую древность. Они связаны с верой в то, что шаманы или колдуны обладают способностью принимать облик животного, человека, растения и даже камня. Вера в существование оборотней развилась под воздействием идеи об одушевленности всей природы (анимизм), о происхождении людей от различных животных (тотемизм), о культе плодородия.

Крещенский сочельник 18 января 2022 года, что это такое? История, приметы и поверья, как приготовить сочиво

Ранее Крещение Господне было первым двунадесятым праздником в новом году. Православные люди из уважения к великому событию – Крещению Иисуса Христа – соблюдали кратковременный пост. По этой причине второй сочельник и назвали «Голодная кутя».

Крещенский сочельник: что это такое?

Крещенский сочельник (18 января) – день строгого поста и покаяния. Пост подготавливал верующих к празднику Крещения Господня, который всегда отличался пышностью и торжественностью. Освящение воды занимает в нем главное место. Совершается два обряда освящения воды: один накануне праздника – внутри храма, другой – в день Крещения – на ближайшем водоеме.

Считается, что крещенская вода дает здоровье, освящение, благословение и очищение. На Крещение в полночь ходили за водой на реку. Существует поверье, что в это время вода в реках колышется. В чашу с вечера наливали воду, в полночь она должна была сама колыхнуться. Если так и произошло, то это добрый знак – значит, человек увидел явление Господне.

В Крещенский вечер собирали снег. Считается, что он исцеляет болезни. Его использовали для умывания, поэтому воду из него долго хранили. Также считалось, что только с его помощью можно выбелить весь холст так как надо. Снег собирали и для бани: «Снеговая баня красоты добавит». Верили, что если снег, собранный в этот вечер, бросить в колодец, то вода в нем на протяжении всего года не испортится и не пересохнет.

Крещенский сочельник: традиции и обычаи

Накануне Крещения соблюдали строгий пост. Поэтому праздничный ужин в Крещенский сочельник прозвали «голодною кутьей». На праздничном столе обязательно присутствовали кутья, овсяный кисель и блины. На Крещение блины несли в хлев для домового, чтобы обеспечить благополучие для скота. Крестьяне ели блины, чтобы в наступившем году был хороший урожай хлеба.

Вечером было принято кушать сочиво. До начала XX века на Руси это блюдо (как и кутью) готовили, в основном, из зерен ржи, а позже – из риса и пшеничного зерна. Именно поэтому многим городским жителям больше знакомы кутья и сочиво, приготовленные из риса.

Чтобы сочиво получилось сочным, есть несколько верных способов. Сначала зерна пшеницы замачивают, а потом кладут в чугунок и заливают большим количеством воды. Чугунок отправляют в духовку на 2,5-3 часа томления. После чего зерна получаются мягкие и вкусные. Ещё очень важно быстро залить зерна горячей сытой (раствором меда с водой). Тогда сочиво получается действительно сочным.

«Сочиво»: рецепт приготовления из пшеницы

Зерна пшеницы нужно растолочь в деревянной ступе используя деревянный пестик, во время этого периодически подливая немного теплой воды, чтобы отошла оболочка пшеницы. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивают и промывают. Из чистых зерен на воде варят обычную рассыпчатую жидкую постную кашу, охлаждают и добавляют по вкусу сахар.

Отдельно растирают мак, чтобы получить маковое молочко, добавляют мед, перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша получилась густая, её можно разбавить кипяченной охлажденной водой. В конце нужно добавить толченые ядра грецких орехов.

«Сочиво»: рецепт приготовления из риса

Если вы желаете сделать сочиво из риса, то рис нужно приготовить особым способом. Стакан риса залить полутора стаканами кипятка, кастрюлю плотно накрыть крышкой, рис варить 3 минуты на сильном огне и 6 – на среднем. Ещё 12 минут крышку не открывать и дать возможность рису настоятся на пару. Для подслащивания лучше применять только мед. Соотношение других компонентов для сочива такое же, как и в предыдущем рецепте. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Крещенский сочельник: приметы и поверья

«Крещенский вечерок» считался временем разгула нечистой силы. В этот период возможно общение с иным миром и нечестью, которая норовит проникнуть в жилище оборотнем в любом обличье: собаки, кошки, змеи, свиньи. Но зачастую оборотни проникают в дом в обличье младенца, странника, мельника, кузнеца, могут принять облик знакомого – родственника или соседа.

Представления об оборотнях корнями уходят в далекую древность. Они связаны с верой в то, что шаманы или колдуны обладают способностью принимать облик животного, человека, растения и даже камня. Вера в существование оборотней развилась под воздействием идеи об одушевленности всей природы (анимизм), о происхождении людей от различных животных (тотемизм), о культе плодородия.

Славяне год делили на две половины – зиму и лето. Периоды межсезонья – осень и весна – считались «временами между временами». В эту пору природа находится на грани жизни и смерти. Наши предки считали, что в периоды «межвременья», к которым также относятся полночь и полдень, духи и души проявляют особую активность. По поверью древних, в эти временные отрезки люди, изменив свой облик, могут побывать в ином мире и вступить в контакт с нечистой силой в ущерб или на благо себе. Человеку стоило лишь накинуть шкуру какого-то животного или украсить себя другими атрибутами природы, и он, оставаясь человеком, в то же время превращался в другое существо или предмет, являясь одновременно «ни тем и ни другим».

Со временем в сознании людей развилось представление, что одни люди более способны к подобным превращениям, а другие – менее. У более способных получается быстро и непосредственно контактировать с силами природы, то принося людям пользу, то нанося им вред. На почве этих размышлений и возникла вера в оборотней.

Наши пращуры верили, что волки, нападающие холодными зимами на людей – это «волколаки» (люди, способные с помощью колдовства превращаться в волков). В славянской мифологии, волколак, вурколак, волкодлак – оборотень, т. е. человек способный превращаться в волка. Чтобы это сделать, ему надо было кувыркнуться через пень либо воткнутый в землю нож или осиновый кол. Люди верили, что человека можно заколдовать и превратить не только в волка, а ещё и в медведя, которые потом могут обернуться кошкой, собакой или пнем. Основная примета волколака – шерсть на теле. Он отличается от настоящих волков тем, что задние ноги у него сгибаются в коленях вперед, как у человека. По старинным преданиям, оборотни способны превращаться в упырей, а во время затмения съедать солнце или луну.

Чтобы защититься от проникновения в жилище оборотня, на всех дверях и оконных рамах ставили мелом знаки креста. Испокон веков крест считают надежной защитой от всего бесовского. Поэтому в старину в Крещенский сочельник обязательно мелом рисовали кресты на дверях, стенах, притолоках строений (дом, сарай, хлев и пр.), а у колодцев кресты выкладывали из щепок. Считалось, что этот обряд поможет защитить дом от неприятностей, дурного глаза, нечистой силы и молнии.

Мел для окрещивания домов вместе с водой святили в церкви. В побеленных хатах кресты ставили углем или скипидаром. Чтобы защитить скотину от всего дурного, её кропили святой водой. Верили, что если этого не сделать, нечисть будет сильно мучить животных.

Накануне Крещения скот кормили хлебом, на верхней корке которого рисовали крест. В южных регионах хозяин нередко совершал во дворе ритуальный обход скотины с топором в руках, а потом топор перебрасывал через собравшихся вместе животных.

По мнению православных людей, в Крещение и накануне праздника чудодейственной силой обладала не только освященная вода, но и вообще любая вода, набранная из природных источников и даже снег. Считается, что такая вода может находиться несколько лет в закрытом сосуде и не испортиться. Крещенской водой окропляли улья и поили скот, чтобы он лучше размножался и не болел.

Женщины в Крещенский сочельник собирали снег, который использовали для лечения различных болезней и для беления холстов. Собранный в поле снег опускали в колодец, чтобы сохранить в нем воду в течение года.

Приметы в Крещенский сочельник

Если в этот день метель, то мести ей и через 3 месяца. Ещё метель на Голодную кутью указывает на то, что пчелы будут хорошо роиться.

Собаки много лают в этот день – значит, будет много дичи.

Чистое и ясное небо в крещенскую ночь – к богатому урожаю гороха.

Полный месяц на Крещенский сочельник – к полноводью весной.

На Крещение – последняя ночь святочных гаданий. Девушки выходили за ворота ворожить на первого встречного:

Гадали на урожай. По поверью, иней в крещенскую ночь падает на те хлеба, которые уродятся в следующее лето, а те, урожай которых будет плохим, останутся сухими. Для этого на ночь на улицу выставляли в чашках разное зерно, а утром осматривали: на какое пал иней, тому родится.

В Крещенский сочельник можно погадать на исполнение желания. Для этого вечером перед иконами зажгите свечу, и помолитесь, попросив у высших сил покровительства и защиты. Потом на отдельном листе бумаге запишите по одному своему желанию. В общей сложности их должно быть не больше десяти. Желания должны быть осуществимыми и реальными. Перед сном листочки положите под подушку.

«Загаданное желание пусть в волшебную ночь сбудется,

Все, что приснилось хорошего, никогда не позабудется.

После этого из-под подушки не глядя достаньте одну бумажку. Желание, написанное на ней, обязательно исполнится в ближайшее время.

Сны, приснившиеся в ночь на Крещение, считаются пророческим. Поэтому по пробуждению, обязательно вспомните, что вам приснилось.

А вот чёрная кутья, или коливо, готовилась на похороны и поминки. И подавалась она первой на поминальном обеде. Чем-то по рецептуре от кутьи голодной она не отличалась. Ели коливо и на Радоницу. При этом есть нужно было эту кутью натощак.

Блюдо на Рождество, Щедрый вечер, Крещение и поминки

Накануне Старого Нового года, который в народе известен еще и под названием Щедрый вечер, люди, которые чтут традиции, будут готовить одно особенное блюдо. Без него праздничный стол немыслим. Однако ели это блюдо не только в праздники, но и на похоронах

Сегодня Украина переживает непростые дни. Казалось бы — на дворе важные для подавляющего большинства жителей этой страны праздники: недавно прошло Рождество, вот-вот наступит Щедрый вечер (или Старый Новый год), а затем и Крещение. Но праздничного настроения в стране нет: на следующий день после Рождества в Иране потерпел крушение Boeing 737-800 украинской авиакомпании МАУ. Погибли 176 пассажиров, среди которых одиннадцать были гражданами Украины.

Согласно народным традициям, в эти дни и те, кто скорбит, и те, кто всё же будет праздновать, будут готовить одно и то же блюдо, которое дошло до нас со времен неолита. По крайней мере, так утверждал в своей работе член Русского географического общества, антрополог, археолог и один из отцов украинской этнографии Фёдор Волков. Правда, название этого блюда имеет греческие корни. Речь о кутье.

Согласно одной из версий происхождения названия этого блюда, оно имеет византийские корни. На византийском греческом ϰουϰϰιά (читается как “кукья́”) означает “бобы”. В пользу этой версии говорит и то, что название одной из разновидностей кутьи — колива — явно имеет греческие корни. Древнегреческое слово κόλλυβος означало “зерно”. Так же позже называли и маленькую монету. Позже слово превратилось в κόλλυβα и стало означать вареную пшеницу.

Еще одна версия происхождения названия кутьи связана с кутом — углом. Именно в угол, на покутье, под иконами ставилась кутья перед тем, как ее ставили на стол. Покутье же было и остается самым почетным местом в хате, связанным с рядом обрядов.

Всего существует четыре разновидности кутьи: богатая кутья, щедрая кутья, голодная кутья и черная кутья. Первая — богатая — готовится на Святой вечер — Рождество. Вторая — щедрая — на Щедрый вечер — Старый Новый год. Голодная кутья готовится на Крещение, ведь в крещенский сочельник православные соблюдают строгий пост. А черная кутья готовится на похоронах и поминках.

Такая роль этого блюда в православии не случайна. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин в своей книге «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных», изданной в 1803 году, писал, что приготовление кутьи, среди прочего, означает, что умерший человек воскреснет.

«Ибо пшеница, посеваемая в земле, потом возрастает в земле и приносит плод; посему и Господь Иисус Христос — воскресение наше — сказал: «Аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит», — цитировал Евангелие от Иоанна архиепископ Вениамин.

Мед же, употребляемый при приготовлении кутьи, по словам архиепископа, означает, что «после воскресения ожидает православных и праведных не горька и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии».

В подтверждение своих слов русский архиепископ цитировал святителя Симеона Солунского, жившего в конце XIV — начале XV века. Тот тоже указывал на символизм пшеничных семян в третий день по смерти человека.

Украинские этнографы в кутье усматривают символ из еще дохристианских времён. Такой точки зрения придерживается Олекса Воропай, который во введении к первому тому «Обычаев нашего народа», изданном в Мюнхене в 1958 году, писал: «Староукраинские традиции вошли в плоть и кровь наших обычаев и теперь мы себе не представляем Рождества без кутьи <…> Все это — наша дохристианская культура, наша самая старая традиция. Кутья — это символ урожая, писанка — это символ рождения весеннего солнца».

Тем не менее, сегодня кутья связана именно с православными традициями и обрядами. Впрочем, некоторые обряды, связанные с этим блюдом, носят и неправославный характер.

Кутья, пожалуй, главное блюдо на Рождество. Ее подобием малороссы и галичане кормили даже зверей, чтобы и те отпраздновали рождение Христа и не жаловались на хозяина в единственную ночь, когда будут говорить с Богом на человеческом языке. После этого хозяин звал на ужин гостей, да непростых.

«Мороз, мороз, иди к нам на ужин!» — трижды звал хозяин. А после этого говорил: «А как не идешь, то не иди на жито-пшеницу, всякую пашницу».

«Иди и ты на кутью, серый волк, а как не идешь, то не бери у нас ни телят, ни ягнят, ни малых поросят!» — передает слова хозяина этнограф Воропай.

И, наконец, хозяин приглашал на Святой Вечер черные бури и злые ветры. Если уж те не приходили, то не должны были они прийти и летом. После этих приглашений двери в хате плотно закрывались, и до конца ужина никто не должен был выходить их открывать, что бы ни происходило на улице. Начинался один из самых важных ужинов.

«Святая Вечеря — это совместный ужин всего рода. Даже мёртвые родичи и без вести пропавшие — все должны в этот вечер собраться вместе, чтобы трапезничать целым родом. Живые, помня своих мёртвых родичей, ставили для них кутью и узвар на окнах, разбрасывали варёный боб по углам, оставляли немытыми ложки и миски после ужина, — «чтобы души могли их лизать для поживы». Садясь на стул или на лавку, продували место — «чтобы не привалить собой мёртвой души», ведь в этот вечер мёртвых душ объявляется число неимоверное! И везде они есть: на лавках, на окнах, на столе и под столом», — описывает этот ужин Воропай.

Хозяин приглашает все мертвые души на ужин. Он берёт миску с кутьёй, ставит ее на кусок полота и со всем этим и с зажженной свечой обходит стол «по солнцу» трижды, после чего ставит миску на стол, а сам встаёт на колени перед образами и молится за умершие души, за себя. После приглашения умерших на кутью с неё как с первого блюда и начинается сам ужин.

«Семья сидит за столом, ужинает, — уже и кутья, и узвар на столе. В доме так ясно, свет горит то очень весело и вместе торжественно. Вся семья шумит, каждому хочется сказать что-то радостное, каждый чувствует себя счастливым и полным надежд, хотя никто не знает, чего, собственно, надеется он и оправдаются его надежды», — писала Леся Украинка в своем рассказе «Святой вечер!».

Но одним лишь ужином на Рождество роль кутьи не исчерпывалась. Интересный обычай описал в XIX веке автор современного украинского гимна, фольклорист и этнолог Павел Чубинский. После ужина в кутье на целую ночь оставляли ложки. И тот, чья ложка оказалась утром повёрнутой кверху, в будущем году должен был по поверьям умереть.

С щедрой кутьёй — кутьёй на Щедрый вечер — особые обряды не связаны. Называется она щедрой еще и потому, что в дни, когда ее ели, в отличие от рождественского и крещенского Сочельников, поста не было. Поэтому к обычной варёной пшенице, мёду, орехам и перетертому маку могли добавить сливочное масло и молоко.

А вот следующая кутья — голодная — на Крещение. И ней связан интересный обычай: подуставшие от праздников малороссы прогоняли кутью.

«Тикай, кутья, из покутья
А узвар — иди на базар,
Паляницы, оставайтесь на полке,
А дидух — на тёплый дух,
Чтобы бросить кожух», — кричали дети.

В общем, кутью убирали из покутья, с узваром тоже покончили, дидух — сноп пшеницы — сжигали, оставляя лишь паляницы.

А вот взрослые порой прибегали и к более радикальным методам.

«Было, как поужинают запорожцы на Голодную кутью и выйдут с ружьями прогонять кутью, то поднимут такую стрельбу, будто действительно война идет. На второй день на Водосвячение идут, было, к Днепру и пушки за собой везут, как только попы начинают крест опускать в воду, то они и палят из пушек. Еще я хорошо знаю, как двадцатых годах в Каменке из пушек кутью прогоняли, ведь тогда были и попы из запорозьцев», — передавал слова лоцмана Осипа Омельченко этнограф Яков Новицкий в своих записях, сделанных в 1876 году в селе Лоцманская Камянка.

Впрочем, прогоняли кутью и без стрельбы. В ночь на Крещение и стар и млад все выходили на улицу с макогонами, ложками и ухватами и били в углы хаты, заборы и ворота, выкрикивая всю ту же детскую кричалку, призывавшую кутью «тикать».

А вот чёрная кутья, или коливо, готовилась на похороны и поминки. И подавалась она первой на поминальном обеде. Чем-то по рецептуре от кутьи голодной она не отличалась. Ели коливо и на Радоницу. При этом есть нужно было эту кутью натощак.

В общем, это блюдо готовят на Украине и в радости, и в печали. Остается лишь пожелать, чтобы кроме Рождества, Щедрого вечера, Крещения и Радоницы поводов для приготовления кутьи не было.

А вот чёрная кутья, или коливо, готовилась на похороны и поминки. И подавалась она первой на поминальном обеде. Чем-то по рецептуре от кутьи голодной она не отличалась. Ели коливо и на Радоницу. При этом есть нужно было эту кутью натощак. В общем, кутью убирали из покутья, с узваром тоже покончили, дидух — сноп пшеницы — сжигали, оставляя лишь паляницы..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии