Алкоголь (брага или пиво) у славян символизировал огненную реку, которую покойный должен пересечь, чтобы оказаться в лучшем мире. Поэтому спиртное было неотъемлемой частью поминального обеда. Ещё до его начала во время похорон рядом с могилой умершего оставляли чарку водки, накрытую краюхой чёрного хлеба. Такой ритуал назывался «кормлением» покойника, сразу после погребения он считался ещё не совсем умершим. Кстати, хлеб тоже играл немаловажную роль, символизируя землю и земную пищу. Восточные славяне оставляли хлеб прямо на могиле, а северные клали кусок хлеба вместе с солью в могилу.
- Поминальный обед: с какими блюдами на столах славяне прощались с умершими
- С чего начинался поминальный обед
- Что пили во время поминальной трапезы
- Основные блюда поминального меню
- Похоронный кисель — зачем он нужен в этот день?
- Чем чем древний кисель отличался от современного?
- Почему именно кисель так важен на поминальном столе?
- Почему на похороны варят кисель?
- При чем здесь «кисельные берега»?
- Поминальный обед по Империи
- Кутья, блины, сыта и кисель
- Рюмка с водкой и кусок черного хлеба
- Меню поминального обеда по империи
- Поминальный стол, что приготовить на традиционные поминки?
- Каких родственников следует и принято поминать в поминальные дни?
- Как помянуть в церкви усопших?
- Что подают на поминальный стол?
- Что символизирует поминальная кутья?
- Что символизирует мед на поминках?
- Поминальные блины
- Поминальный кисель
- Каким должно быть спиртное на поминальном столе?
- Как начинать поминальный стол?
- Рецепты традиционных блюд поминального стола
- Потные блины – помянники
- Старинные заварные русские блины к поминкам
- Как приготовить кисель к поминальному столу?
- Кисель овсяной старинный на поминки и не только
- Поминальный кисель из черного хлеба
Поминальный обед: с какими блюдами на столах славяне прощались с умершими
Бывшие язычниками, славяне поклонялись огню, земле, воде и Роду. Еда, подаваемая на поминках, символизировала каждую из этих стихий.
Фактрум перенёсся на тысячелетие назад и узнал, какие блюда и напитки были на поминальных столах у наших предков.
С чего начинался поминальный обед
В культуре славян считалось, что умерший человек должен перейти из мира живых в мир мёртвых посредством некоторых обрядов. Так, поминальная трапеза, следующая сразу за погребением, была направлена на подготовку к переходу. Традиционно первым блюдом на поминках являлось коливо, или кутья — рисовая или пшеничная каша с добавлением изюма. Это блюдо было связано с культом земли. Считалось, что оно символизирует землю, в которую был погребён покойный.
После кутьи в поминальном меню значились блины, символизирующие солнце. Но, если круглые блины ассоциировали с огнём небесным, то сложенные вчетверо блины были символом зашедшего солнца и скорби. Часто блины поливали маковым молоком или мёдом, желая, чтобы у усопшего была сладкая загробная жизнь. Часто вместе с блинами подавали булочки из дрожжевого теста с символикой погребального костра.
Что пили во время поминальной трапезы
Алкоголь (брага или пиво) у славян символизировал огненную реку, которую покойный должен пересечь, чтобы оказаться в лучшем мире. Поэтому спиртное было неотъемлемой частью поминального обеда. Ещё до его начала во время похорон рядом с могилой умершего оставляли чарку водки, накрытую краюхой чёрного хлеба. Такой ритуал назывался «кормлением» покойника, сразу после погребения он считался ещё не совсем умершим. Кстати, хлеб тоже играл немаловажную роль, символизируя землю и земную пищу. Восточные славяне оставляли хлеб прямо на могиле, а северные клали кусок хлеба вместе с солью в могилу.
Алкоголь присутствовал на поминальном столе с самого начала обеда. А в его конце обязательно подавали кисель. То, из чего его изготавливали, зависело от региона. Чаще всего кисель был кислым и варили его из яблок, крыжовника, смородины, клюквы или брусники. В некоторых славянских племенах варили только молочный кисель. Он был отражением молочной реки с кисельными берегами, проплыв по которой, покойник попадал в мир иной. Наливали в конце обеда и пиво, подслащённое мёдом, или сладкую брагу.
В качестве горячего на стол славяне подавали щи, сваренные из капусты. Это блюдо было общедоступным и простым в приготовлении, поэтому приготовить их на поминки могли даже в крайне бедной семье. Вместе с капустными щами подавали пироги, объединяющие в себе символы огня, жизни, смерти и плодородия.
Пироги присутствовали на поминальном столе в обязательном порядке. В качестве начинки использовали грибы, мясо, капусту с луком или рыбу. Большое значение имел вид пирога, он обязательно должен был быть закрытым. Открытые пироги со сладкой начинкой обычно подавали на свадьбу, поэтому на поминках им не было места.
Поминальные обеды обычно проводили в доме усопшего. К столу приглашали всех друзей и родных, соседей и знакомых, знавших покойного. Но так было по большей части у северных славянских племен. Восточные славяне же на поминки не приглашали, сесть за стол мог абсолютно любой человек. Единственными, кого не допускали к поминальной трапезе, были неженатые юноши и девицы. Поминки проводили не только в день похорон, но и на второй, тогда исполняли ритуал «бужения» покойника. После поминальные трапезы проходили на девятый и сороковой день, а также в годовщину смерти.
Также у данного напитка есть уходящее корнями в древность ритуальное значение. Это возможно увидеть при обращении к фольклору — например, сказкам, сохранившим символику предметов, которая уже давно стерта в представлениях современного человека. Житель мегаполиса ни за что не свяжет густой ягодный напиток со «сказочным изобилием», «недостижимым идеалом». Но тем ни менее данное значение сохранилось во фразе «молочные реки, кисельные берега», известной широкой публике благодаря сказке «Гуси-лебеди».
Похоронный кисель — зачем он нужен в этот день?
Что символизирует кисель на поминальном столе? О каких «кисельных берегах» говорят в сказках? Почему кисель едят, а не пьют? Приглашаю Вас посмотреть на привычное поминальное блюдо через призму антропологии, фольклора и личного восприятия и увидеть в нем не просто традиционное кушанье, а систему символов и знаков.
Чем чем древний кисель отличался от современного?
Иконный рецепт киселя довольно сильно отличался от современного. «Древний» кисель нельзя даже в полной мере назвать напитком, это скорее полноценного блюдо. Вот какое определение для слова «кисель» предлагает нам словарь Даля:
И ни слова о ягодном или фруктовом вкусе! А еще, как многие уже догадались, слово «кисель» абсолютно точно является однокоренным для «кислый» (а также для слова «квас» – но тут уже более сложные лингвистические объяснения, в которые нет нужды пускаться). И это прямое попадание: исконный, древний, самый аутентичный и настоящий кисель готовится на закваске и действительно имеет кислый вкус.
Его готовили на закваске из муки (чаще овсяной или пшеничной), ставили на несколько дней в теплое темное место и сквашивали. Получалось довольное густое угощение, которое ели ложками как суп. Это скорее основное блюдо или десерт, если добавить молока, например. Сытно, просто и дешево — вот в чем секрет народной любви к киселю.
Почему именно кисель так важен на поминальном столе?
Кисель является заключительным блюдом на поминальной трапезе. Его подают в последнюю очередь перед уходом гостей. В этом есть доля прагматики, которая присуща всем древним обрядам и традициям: кисловатый напиток подается после жирных блинов и кутьи, чтобы облегчить пищеварение гостей.
Даже если похоронный обряд сведен к минимуму, кисель (как и блины) не исключают из поминальной трапезы. Предполагается, что много веков назад кисель подавали как основное блюдо — сытно и недорого. Поминки всегда «привлекали» не только много зевак, провожающих похоронную процессию на улице, но и названных гостей на обед, которых нужно было чем-то кормить. Поэтому угощениями запасались впрок, а кисель – это действительно простой и дешевый способ накормить всех пришедших на похороны родственников (даже тех, что «седьмая вода на киселе»), соседей, нищих, бездомных.
Почему на похороны варят кисель?
До сих пор почти на всех похоронных церемониях, на которых я присутствовала, гостям подают кисель. Именно данным напитком обычно завершается трапеза – каждый подходит и зачерпывает ложечкой по три раза (или по одному – зависит от региона и сложившейся традиции). Однако кисель не всегда представлял собой крахмалистый жидкий десерт со вкусом ягод или фруктов, возможно, был не таким вкусным (хотя и представления о вкусе меняются и очень индивидуальны), но определенно более сытным.
При чем здесь «кисельные берега»?
Также у данного напитка есть уходящее корнями в древность ритуальное значение. Это возможно увидеть при обращении к фольклору — например, сказкам, сохранившим символику предметов, которая уже давно стерта в представлениях современного человека. Житель мегаполиса ни за что не свяжет густой ягодный напиток со «сказочным изобилием», «недостижимым идеалом». Но тем ни менее данное значение сохранилось во фразе «молочные реки, кисельные берега», известной широкой публике благодаря сказке «Гуси-лебеди».
Автор данного «крылатого выражения» — сам народ. Подобные конструкции встречаются в фольклоре разных народов. Изменяется только состав ингредиентов: у румын, например, находим сказочные реки с берегами из мамалыги (кукурузной каши), являющейся одним из основных блюд национальной кухни. То есть, можно сделать вывод: данная конструкция сохраняет в себе почтительное отношение народа к основным продуктам из рациона, превознося их надо всеми. Кисель с молоком был своеобразным десертом, но при этом довольно неплохо насыщал. А мечты о реках и берегах — это гиперболизированный образ, содержащий в себе мечту о достатке, спокойствии и отсутствии необходимости работать.
В центре художественного повествования дикое купечество, которое столь точно изобразил в своих пьесах Александр Николаевич Островский. За неубранным столом развалились изрядно подвыпившие гости. Прислуга вносит блюдо с кутьей, пожалуй, эта единственная поминальная традиция, которая соблюдена. Большое количество крепкого алкоголя (графины с водкой и настойкой), мясные закуски, ножи и вилки на столе – все это противоречило классическому представлению о поминках. Здесь нет ни светлой печали, ни чистой скорби, но четко продемонстрированы люди во всей их жалкой порочности.
Поминальный обед по Империи
По сути веселенькая открытка предлагала россиянам помянуть безвременно почившую Империю. И, разумеется, сделать это по русскому, веками освященному обычаю – одному из немногих, которого мы придерживаемся по сей день.
Но все ли из нас знают, откуда пошла традиция поминальных обедов? Их меню?
Кутья, блины, сыта и кисель
В Российской империи поминальный обед по усопшему было принято организовывать трижды: в день похорон, на 9-й и на 40-й день кончины. Каждый пришедший должен был съесть три ложки кутьи, которая варится из цельных зерновых (риса или пшеницы) с добавлением меда и изюма. На столе обязательно присутствовали блины с медом, густой кисель из овсяной или ржаной муки, а также сладкая сыта – обязательный ритуальный напиток из натурального меда, разведенного водой.
Православные каноны против спиртного, хотя крепкий алкоголь на поминках все же предлагался. Помимо холодных, чаще всего рыбных, закусок и пирогов с различными постными начинками гостям обязательно подавалась половинка вареного яйца. Горячая пища считалась обязательной, поскольку верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.
Еду подавали в обычной, не праздничной, посуде, ели только столовыми или десертными ложками, без ножей и вилок.
Рюмка с водкой и кусок черного хлеба
Как любое обрядовое действо, поминальный обед сопряжен со множеством примет и суеверий, родившихся из-за смешения православных традиций и языческих поверий. Например, к такому суеверию относится обычай ставить рюмку с водкой, накрытую куском черного хлеба, перед портретом умершего или оставлять для него пустое место за столом.
Поминальные приметы часто противоречат друг другу. Одни говорят, что за поминальным обедом нельзя задерживаться долго, особенно если ты не член семьи усопшего. Другие же, наоборот, считают, что кто первым ушел с поминок – первым и уйдет вслед за покойником.
Визуальный образ традиционного поминального обеда в России создал художник Фирс Сергеевич Журавлев в программном произведении "Купеческие поминки" (1876). Музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист и общественный деятель Владимир Васильевич Стасов считал это многофигурное полотно "лучшим и значительным созданием Журавлева. полным трагизма".
В центре художественного повествования дикое купечество, которое столь точно изобразил в своих пьесах Александр Николаевич Островский. За неубранным столом развалились изрядно подвыпившие гости. Прислуга вносит блюдо с кутьей, пожалуй, эта единственная поминальная традиция, которая соблюдена. Большое количество крепкого алкоголя (графины с водкой и настойкой), мясные закуски, ножи и вилки на столе – все это противоречило классическому представлению о поминках. Здесь нет ни светлой печали, ни чистой скорби, но четко продемонстрированы люди во всей их жалкой порочности.
В романе Павла Ивановича Мельникова-Печерского "В лесах" богатый заволжский купец Потап Максимович Чапурин справляет сорочины (40 дней со смерти) по безвременно ушедшей старшей дочери Насте:
"На улице подавали народу поминальные яства в изобилии. Изо всех восемнадцати домов деревни вынесли гречневые блины с маслом и сметаной, а блины были мерные, добрые, в каждый блин ломоть завернуть. За блинами угощали народ пирогами-столовиками 1 , щами с солониной, лапшой со свининой, пряженцами 2 с яйцами, а в конце стола подан был овсяный кисель с сытой. Вином по-трижды обносили, пива и сыченой браги пили, сколько хотели, без угощенья. После киселя покойницу "тризной" помянули: выпили по доброму стакану смеси из пива, меду и ставленной браги. В хоромах за красным столом кушанья были отборные: там и дорогие вина подавали, и мерных стерлядей, и жирных индюков, и разную дичину. Но блины, кисель и тризна, как принадлежности похоронной трапезы, и за красным столом были ставлены".
То, что в феврале 1917 года многими воспринималось со злой иронией и даже с юмором, уже в октябре обрушилось на страну трагедией. Тоньше и острее других это почувствовал поэт, композитор и певец Александр Николаевич Вертинский. Похороны юнкеров стали для него похоронами той России, которую мы потеряли. Так в октябре 1917 года родились строки из стихотворения "То, что я должен сказать":
Меню поминального обеда по империи
Кутья
Пряженцы
Постные блины на чае
Поминальный пирог из трески
Густой овсяный кисель
Сыта
Кутья первой ставится на стол и символизирует бессмертие усопших и духовные блага вечности.
Ингредиенты: рис – 1 ст.; вода – 2 ст.; изюм, чернослив, курага, орехи – горсть; мак – 2 ложки; мед – по вкусу.
Рецепт: Сварить рис. Орехи обжарить на сковороде. Сухофрукты залить кипятком, затем слить воду и мелко нарезать. Мед развести с теплой водой. В мак добавить немного теплой воды, затем добавить сахар и растереть ступкой до белой пены. Все смешать и заправка для кутьи готова. Немного сухофруктов и орехов оставить для украшения. Когда рис будет готов, добавить к нему остальные ингредиенты, все смешать и оставить остывать.
Ингредиенты: дрожжи – 5 г, яйца – 3 шт., мука пшеничная – 300 г, соль – по вкусу, жир – 150 г, сахарная пудра – 40 г.
Рецепт: Треть муки развести яйцами, растертыми с сахаром, добавить дрожжей и оставить на два-три часа. Затем добавить остальную муку и замесить тесто. Тесто тонко раскатать, и сделать пряженцы различной формы. Отрезать полосу пласта (ширина и длина примерно 5х10 см.). Полоску с одной стороны надрезать как гребенку. Свернуть плоским кольцом, не надрезанной стороной внутрь, надрезанные полоски принимают форму лепестков цветка. Отрезать длинную полоску шириной 4 см., под углом надрезать ее поперек, должны получиться ромбики, в середине сделать надрез, и в одну и другую стороны пропустить в него концы полоски.
В раскаленном растительном масле жарить пряженцы, переворачивая. Зарумянившиеся пряженцы вынуть из жира и посыпать сахарной пудрой.
Ингредиенты: черный или зеленый чай – 250 мл, пшеничная мука – 6 ст. л., разрыхлитель – 1 ч. л., сахар – 2-3 ст. л., растительное масло – 1 ст. л., щепотка соли.
Рецепт: Заварить чай, остудить его, влить в глубокую миску и добавить растительное масло, сахар и соль. Все перемешать и постепенно добавлять муку. Если хотите, чтобы получились толстые блины, всыпьте еще 1-2 ст. л. муки. Добавить разрыхлитель и взбить венчиком, чтобы не было комочков. Разогреть сковороду, смазать ее растительным маслом и выпекать. Постные блины отличаются от сдобных тем, что пекутся без жирных продуктов – масла, молока, сметаны.
Ингредиенты: мука – 2 кг, растительное масло – 1,5 ст., дрожжи – 35 г, соль – по вкусу, филе трески – 600 г, лук – 2 шт., перец – по вкусу.
Рецепт: В глубокой тарелке растворить дрожжи, добавить сахар, муку, все перемешать и замешать опару, оставить на некоторое время в теплом месте. После к дрожжам добавить растительное масло, теплую воду, муку. Тесто размять руками, сформировать комочек и накрыть его полотенцем, оставить снова в теплом месте на час. Филе трески достать из упаковки и промыть водой. Посолить и обжарить на раскаленной сковороде. Готовое филе охладить и немного измельчить насадкой блендера. Затем обжарить лук на растительном масле на раскаленной сковороде с толстым дном до золотистого цвета. Развести лук с водой и добавить готовый рыбный фарш, черный молотый перец, зелень, перемешать и снять сковороду с плиты.
Готовое тесто разделить на две неравные части. Большую часть раскатать в пласт, толщина которого составляет полтора сантиметра. Форму для выпекания укрыть бумагой и выложить тесто. На него распределить готовую начинку. Затем немного завернуть края, накрыть пирог второй частью теста и защипить края. Как только тесто начнет пропекаться, смазать пирог сверху яичной смесью. Форму снова отправить в духовку допекаться, на пироге должна появиться румяная корочка.
На вкус овсяный кисель должен быть кислым, овсяные хлопья перед приготовлением обязательно заквашиваются (название "кисель" и происходит от слова "кислый").
Ингредиенты: вода – 1 л, хлеб ржаной – 1 кусок, овсяные хлопья – 400 г, соль – 0,5 ч. л.
Рецепт: Залить хлопья водой и положить кусочек черного хлеба, прикрыть посуду и поставить в теплое место для заквашивания. На это понадобится 1-2 суток. Из заквасившихся хлопьев удалить хлеб, а массу перемешать, она должна при этом покрыться пузырьками – это значит, заквашивание прошло правильно. Переложить гущу в двойную марлю и отжать жидкость – "сцежу". Сцежа должна быть не очень густой. Поставить сцежу на огонь, добавить соль и, постоянно помешивая, довести до кипения. Как только кисель станет по консистенции как манная каша, можно выключать. Сразу разлить кисель по небольшим плошкам или чашечкам и поставить остывать. Подать кисель можно с нерафинированным подсолнечным маслом, молоком или разведенным в воде медом.
Рецепт: Мед развести водой, прокипятить, снимая пену, затем процедить и охладить.
Количество меда по желанию можно увеличить до 150-200 г на 1 л воды. Для приготовления пряной сыты в воду добавить несколько пряностей по вкусу.
1. Пирог-столовик – круглый пирог из сочней, с начинкой из молочных блинов и репы.
2. Пряженцы – изделия из теста, жареные в жире. Готовили их в основном на Масленицу.
С вечера взять всю гречневую муку и половину пшеничной муки, заварить 2,5 стакана кипятка и быстро перемешивая с мукой сделать ком теста. Когда ком теста остынет добавить в него 1, 5 стакана теплой воды в нем распустить дрожжи и хорошо все тесто перемешать.
Поминальный стол, что приготовить на традиционные поминки?
Сегодня я подробнее расскажу о традициях поминального стола, а также о том, что было принято готовить на поминки. О самих поминальных обрядах на день смерти, 9, 40 дней и год со дня смерти мы уже рассказывали подробно, но сейчас немного больше о поминальном меню, как об одном из важнейших традиционных составляющих этого процесса и ритуала, провожания бессмертной души родственников в мир иной.
О том, что душа человека бессмертна, смогли подтвердить учёные. Но людям это известно еще с ветхозаветных времен. Как говорил Екклезиат: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего». (Прем. 2,23)
Каких родственников следует и принято поминать в поминальные дни?
В дореволюционной России в каждой семье из поколения в поколение передавалась тетрадь, называемая «Помянник». В этой тетради записывались имена всех усопших членов данного рода. Поэтому, молитвы возносились даже за тех родственников, кого уже не помнили, даже самые старейшие, из здравствующих, членов семьи.
Поэтому в родительские субботы поминали родителей и всех прародителей рода. К сожалению, в наше время эта традиция во многих семьях утрачена. Помнить о своих корнях, составлять генеалогическое древо, великое благо, так как сила вашего рода и его поддержка вашему дому от этого возрастет. Однако память эта будет неполноценной, если она не освящена молитвой.
Через молитву происходит таинственная мистическая встреча с усопшим. Наши чувства намного огрубели, мы не видим таинственного мира душ. А молитва в родительскую субботу, или в другой день поминовения (об этих общих днях поминания подробнее читайте в отдельной статье), помогает не только встретиться, но и преподнести подношение.
Лучшим поминовением является молитва в церкви, но если вы не можете попасть в храм, можно вспомнить своих предков дома, или сходить на кладбище, как это чаще принято сегодня.
Как помянуть в церкви усопших?
Приносимые в родительскую субботу в церковь съедобные продукты: вино «кагор» и мука, используются для Богослужения. Из муки пекут просфоры. Которые вместе с кагором необходимы для служения литургии – главной христианской службы, где поминаются усопшие, происходит церковное таинство с вкушением плоти и крови Христовой.
Чтобы именно ваших усопших помянули в алтаре, необходимо подать записку об упокоении с именами. На листочке надо поставить небольшой крест и написать «О упокоении». Далее в столбик напишите имена почивших.
Мало кто знает, но в Церкви можно жертвовать еще и ладан на помин души усопшего. Покупают его в церковной лавке. А самым простым способом поминовения, усопшего является свеча, которая ставится о его упоении.
Ну и конечно хорошо по старинной традиции в этот день устроить домашнюю поминальную трапезу с традиционным поминальным столом и соответствующими яствами.
Что подают на поминальный стол?
Прежде всего, на поминальный стол подают кутью, о том, что символизирует и означает кутья в Христианской традиции и у наших предков славян мы уже писали отдельно, но расскажу кратко. Фактически кутья это тоже самое, что и коливо.
Желательно чтобы к поминальному столу кутья уже была освящена в церкви, но если нет возможности — это сделать, то можно просто дома окропить ее святой водой.
Что символизирует поминальная кутья?
Вкратце в поминальной кутье зерна — это символ воскресения. Чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и тело умершего предается земле, чтобы истлеть и во время всеобщего воскресения восстать нетленным для будущей жизни.
Что символизирует мед на поминках?
Мед или изюм в кутье знаменуют духовную сладость благ вечной жизни в Царстве Небесном. Таким образом, кутья — это видимое выражение уверенности живых в бессмертии усопших. И в воскресении их и в вечной жизни их через Господа Иисуса Христа.
С давних пор поминальным кушаньем и традиционной составляющей поминального стола считается мед. Его можно приносить на могилы усопших. Мед кладут так же во взвар (узвар), это прообраз современного компота. Кстати, компот тоже обязательное поминальное блюдо.
Поминальные блины
Традиционное блюдо на поминки – блины. Если поминки происходят в скоромные дни, то можно печь блины по рецептам масленичным. Если же поминки выпадают во время поста, то возьмите в конце статьи рецепты специальных постных блинов, так как поминальный стол также должен соблюдать традиции соблюдения Великого поста.
Поминальный кисель
Принято также подавать во время поминок кисель. В старину кисель (от слова «кислый») готовили из муки ржаной, овсяной или пшеничной. Сначала ставилась опара на закваске, а потом уже готовился кисель.
Такой поминальный кисель был настолько густым, что его резали ножом или ели ложкой. Вспомните из сказок молочные реки с кисельными берегами. О том, как приготовить традиционный славянский овсяный или ржаной кисель мы расскажем подробнее.
Каким должно быть спиртное на поминальном столе?
На поминальном столе по традиции всегда отсутствует спиртное. Обычай ставить напитки спиртные на поминальный стол, это отголосок языческих тризн.
Тем более, если мы поминаем своих умерших в родительскую великопостную субботу, то спиртное в пост употреблять категорически нельзя.
Кроме того, молитва и нетрезвый ум несовместимы и даже может приравниваться к богохульству. Прислушается ли Господь к словам нетрезвых ходатаев? Между тем души наших умерших родных очень ждут молитвенной поддержки от нас.
Как начинать поминальный стол?
Еще один совет — начинайте поминальную трапезу именно с обрядовых блюд, так как традиционный поминальный обед и стол должен начинаться с этого.
Более подробно, о порядке проведения поминок и за поминальным столом читайте также отдельно, чтобы не повторяться, а сейчас мне бы хотелось дать напоследок несколько рецептов самых традиционных кушаний на поминальном столе.
Рецепты традиционных блюд поминального стола
Потные блины – помянники
Чтобы приготовить старинные блины «помятники» к поминальному столу, необходимо взять 1-2 стакана пшеничной муки соединить с отрубями, 2 стакана воды, 3 столовые ложки растительного масла, добавляем 1 столовую ложку меда или сахара и 1/3 ложки соды. Лимонную кислоту добавить и соль по вкусу.
В одном стакане воды растворяем соду, соль, мед или сахар всыпать муку с отрубями. Далее в одном стакане теплой воды растворяем лимонную кислоту и соединяем две части. Размешиваем до тех пор, пока не получится однородное тесто без комочков. Выпекаем на сковороде, причем для каждого блина добавляем масло.
Старинные заварные русские блины к поминкам
1,3 стакана гречневой и 2,3 стакана пшеничной муки, 25 гр. дрожжей, ¼ ч. ложки соли, 1/2ч. Ложки сахара, масло для выпечки.
С вечера взять всю гречневую муку и половину пшеничной муки, заварить 2,5 стакана кипятка и быстро перемешивая с мукой сделать ком теста. Когда ком теста остынет добавить в него 1, 5 стакана теплой воды в нем распустить дрожжи и хорошо все тесто перемешать.
На другой день прибавить оставшуюся муку, соль, сахар. Тесто должно получиться немного гуще обыкновенных блинов. Хорошо его перемешать, когда тесто поднимется выпекать блины, тесто более не перемешивать.
Как приготовить кисель к поминальному столу?
Кисель. Это не только обрядовое поминальное блюдо, но еще и традиционно русское вкуснейшее кушанье. Кисели в древности варили зерновые, при этом заквашивая зерна. И только лет 200 назад отдавать стали предпочтение ягодным киселям.
При этом кисели очень полезны. Например, овсяной кисель улучшает обменные процессы в организме, помогает при лечении последствий инфаркта и болезней желудка. А ягодные и плодовые кисели стимулируют иммунитет и лечат желудочно-кишечный тракт.
Одним словом, лучше блюда на третье, чем кисель не найти. А уж в пост, это просто необходимое кушанье. Да и готовить его не так уж сложно, главное приноровиться.
Кисель овсяной старинный на поминки и не только
800гр. овса ли овсяной крупы, 2 ½ литра воды, 1 литр кваса, соль.
Чтобы приготовить традиционный славянский кисель на поминки и не только, необходимо измельчить овес на кофемолке, или взять овсяную крупу и залить горячей водой, оставляя его в теплом месте на полтора дня. Затем размешать, процедить, отжать овсяную шелуху. Тот раствор, что стечет, называется Цежь.
Цежь при непрерывном помешивании варить, до загустения. Посолить по вкусу и когда загустеет снять с огня. Остудить и разрезать на кусочки. Подавать с квасом.
Поминальный кисель из черного хлеба
200гр. ржаных сухарей, 1 литр воды, 125 гр. сухофруктов, 125 грамм сахара, 50 гр. крахмала.
Чтобы приготовить кисель из черного хлеба к поминальному столу по традиции, необходимо взять подсушенные сухари их черного хлеба залить кипятком до разваривания и протереть через сито. Добавить сахар, размоченные сухофрукты, влить крахмал, разведенный в холодной воде и довести до кипения. Вылить готовый кисель на блюдо посыпать сахаром и остудить.
Естественно это далеко не все блюда, традиционно приготавливаемые к поминкам и поминальному столу христианами и славянами, но как минимум я хочу довести до читателей одну мысль, что основная цель поминальной трапезы – общая молитва за усопших.
И надеюсь, что наш материал поможет вам правильно и с пользой для всех провести поминальные дни, а также желаю вам как можно более спокойно и осознанно «по-христиански» с верой и любовью в сердце, пережить свою утрату. А также чтобы более полно ознакомиться с традициями поминальных блюд и порядком их подачи на стол во время поминок, советую ознакомиться со статей о традиционном меню на поминки. И конечно как проводить поминки по христианской традиции на 9 дней, 40 дней, полгода и годовщину со дня смерти ушедшего родственника.
В дореволюционной России в каждой семье из поколения в поколение передавалась тетрадь, называемая «Помянник». В этой тетради записывались имена всех усопших членов данного рода. Поэтому, молитвы возносились даже за тех родственников, кого уже не помнили, даже самые старейшие, из здравствующих, членов семьи. С давних пор поминальным кушаньем и традиционной составляющей поминального стола считается мед. Его можно приносить на могилы усопших. Мед кладут так же во взвар (узвар), это прообраз современного компота. Кстати, компот тоже обязательное поминальное блюдо..