Кутья на какие праздники готовится

Основной ингредиент любой кутьи — зёрна. Наши предки готовили блюдо из хорошей пшеницы. Пшеница, она же полба – это символ рождения к вечной жизни. Второй важный продукт: мёд. Он «говорит» о сладости жизни райской.

Содержание
  1. Как правильно готовить кутью: рецепты для праздников и поминальное сочиво
  2. От богатой до чёрной
  3. История и символизм кутьи
  4. История кутьи
  5. Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
  6. Символизм кутьи
  7. Поверья связанные с кутьей
  8. Канунная (праздничная) кутья
  9. Кутья рождественская
  10. Новогодняя кутья
  11. Кутья крещенская
  12. Православная кутья
  13. Кутья – главное поминальное блюдо. История и рецепты
  14. Традиционная поминальная трапеза
  15. Символы кутьи
  16. История рецепта и символики кутьи
  17. Рецепт поминальной кутьи
  18. Кутия «традиционная» на рисовой крупе
  19. Кутия «щедрая» на пшеничном зерне
  20. Блюдо на Рождество, Щедрый вечер, Крещение и поминки
  21. Накануне Старого Нового года, который в народе известен еще и под названием Щедрый вечер, люди, которые чтут традиции, будут готовить одно особенное блюдо. Без него праздничный стол немыслим. Однако ели это блюдо не только в праздники, но и на похоронах
  22. Как приготовить кутью на Рождество 2022 – 8 лучших рецептов
  23. Содержание
  24. Кутья на Рождество из риса с маком «Богатая»
  25. Простой рецепт рождественской кутьи из риса и изюма
  26. Кутья из риса с медом и изюмом
  27. Кутья из пшеницы с изюмом, маком и орехами
  28. Пшеничная кутья с маком и грецкими орехами
  29. Кутья на Рождество 2022 + символика и традиции Как правильно варить кутью?
  30. Что такое кутья и как ее готовить?
  31. Почему носят кутью на Рождество?
  32. Традиционная рождественская кутья из риса, изюма и мёда

Как правильно готовить кутью: рецепты для праздников и поминальное сочиво

Традиция есть кутью зародилась ещё в Византии. Имя блюда было— kollyba, в нашей вариации звучит, как коливо.

Именно этому блюду обязано своим происхождением наименование дней накануне праздников Крещения и Рождества Христова — сочельников. Это дни строгого поста перед наступлением Великого праздника. Церковный устав предписывает постную пищу: сытное блюда из злаков, размоченных в воде с мёдом. Сочиво, ещё одно название этой «каши».

Кутья же от украинского слова «кут» – угол, ведь миска с кутьей в праздничные дни должна была стоять на «покутье» – в почетном святом углу хаты, который размещался по диагонали от печи.

Основной ингредиент любой кутьи — зёрна. Наши предки готовили блюдо из хорошей пшеницы. Пшеница, она же полба – это символ рождения к вечной жизни. Второй важный продукт: мёд. Он «говорит» о сладости жизни райской.

В более поздние времена в сочиво стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи.

Кроме пшеницы, блюдо можно готовить из ячменя, пшена, чечевицы. Сейчас, чаще всего сочиво делают с рисом.

От богатой до чёрной

Существует несколько видов кутьи – в зависимости от того, в какой день она должна попасть на стол. Перед Рождеством готовят богатую кутью (с цукатами, сухофруктами, на узваре), перед Старым Новым годом — щедрую (сухофрукты, орехи), накануне Крещения — голодную (изюм да рис с мёдом). Четвертый вид кутьи — черная. Готовят её на поминки. От голодной отличается добавлением мака.

Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.

История и символизм кутьи

Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.

Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т. д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.

История кутьи

Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.

В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.

Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.

Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «Родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.

Символизм кутьи

Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.

Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.

Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.

В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.

Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.

Поверья связанные с кутьей

А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «Богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.

Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.

Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.

Канунная (праздничная) кутья

Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.

Кутья рождественская

Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.

Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.

А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.

Новогодняя кутья

Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.

В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.

Кутья крещенская

И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.

Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.

Православная кутья

При этом также традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста. Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.

И это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.

Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода. А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.

Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.

Кутья – главное поминальное блюдо. История и рецепты

Кутья, также ее часто называют «кутия», – традиционное поминальное блюдо, характерное для православных традиций. Широкая распространенность кутьи у христиан по всему миру привела к появлению множества рецептов этого блюда. Поминальная закуска готовится из одной или нескольких круп, чаще всего – риса. Существуют и рецепты кутьи из ячменя и пшеницы. В приготовленную кашу могут добавляться сухофрукты (чернослив, курага, сушеные яблоки или изюм), а также орехи и мед.

Кутью часто путают с другим блюдом православной кухни – коливом. Рецепты кушаний очень похожи, единственное их различие состоит в назначении. Так кутью принято подавать на поминках, а коливо является основной пищей, употребляемой православными христианами в дни Великого поста.

Традиционная поминальная трапеза

Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. Обращаясь к христианским идеям, стоит отметить, что проведение поминальной церемонии связано не только с желанием близких отдать дань памяти покойному, но и служит напоминанием о Создателе и установленном им миропорядке. В основу церемонии положена идея о существовании двух сторон жизни: земной и божественной. При этом первая мимолетна, а вторая – вечна, и именно ей отводится главенствующая роль. Проведение поминок по усопшему служит для всех его родных напоминанием о принципах мироздания, которые являются основой православной веры. Утрата близкого и встреча лицом к лицу со смертью позволяет человеку подумать и переосмыслить многие важные вещи, а кутья становится одним из инструментов «напоминания» о законах всего сущего и важным символическим узлом.

Символы кутьи

Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам.

Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.

История рецепта и символики кутьи

Исследователи утверждают, что рецепт такого блюда как кутья существует уже не одно тысячелетие. Само название блюда дословно означает «вареная пшеница», оно восходит, согласно заверениям лингвистов, к дохристианской эпохе и берет свое начало из греческого языка. Тем не менее, к традиционному рациону жителей древнегреческих государств данное блюдо не относилось. Считается, что изначально эта каша из зерновых была частью поминального ритуала у языческим племен и несла определенный смысл: попробовав кутию человек постигал грань между смертью и жизнью, ему открывался божественный смысл бытия. Не просто так был выбран и основной ингредиент для приготовления этого блюда, ведь даже после сбора урожая зерно способно долгие месяцы сохранять внутри себя жизнь для последующего цикла существования. По этой же причине у древних язычников блюдо «коливо» готовилось не только для поминания усопших, но и в качестве праздничного яства на свадьбы и по случаю рождения детей.

Считается, что этот древний языческий обычай был сохранен с переходом греков к христианству, а затем распространился вместе с ростом числа последователей православной веры.

Рецепт поминальной кутьи

Процесс приготовления кутии несколько видоизменился по прошествии тысячелетий: если изначально блюдо готовилось из зерен пшена, то в наши дни более распространенным считается рецепт каши из риса.

Кутия «традиционная» на рисовой крупе

Для приготовления поминального угощения потребуется:

Перед приготовлением кутии следует хорошенько пропарить рис. Затем крупу промывают проточной водой, чтобы избавить ее от клейкости. В отличии от других рисовых каш, кутья должна быть рассыпчатой.

Подготовленная рисовая крупа опускается в прохладную воду так, чтобы жидкость полностью покрывала рис, и ее уровень был примерно на пару сантиметров выше. Кастрюля с будущей кутьей ставится на огонь средней мощности.

После закипания кашу оставляют некоторое время «потомиться» на медленном огне.

Высушенные фрукты, которые будут использованы в приготовлении блюда, сперва хорошо промывают водой. После этого сухофрукты на несколько минут заливают кипятком, выкладывают на чистую сухую поверхность и мелко нарезают по мере остывания.

В готовый рис, помешивая, добавляют мед. После этого кашу хорошо перемешивают, чтобы рис пропитался сладостью.

Сладкая крупа смешивается с подготовленными сухофруктами и измельченными орехами.

Поминальную кашу подают в глубоких тарелках, предварительно украсив блюдо свежими или высушенными фруктами.

Кутия «щедрая» на пшеничном зерне

Более старинным считается рецепт кутьи на основе пшеницы. Для того, чтобы приготовить такое поминальное блюдо, потребуются следующие ингредиенты:

Промыть зерна пшена и замочить их на несколько часов в чистой холодной воде (желательно оставить на ночь). Из подготовленной крупы приготовить кашу: залить зерно водой так, чтобы ее уровень был на 1-2 см выше, а затем варить на среднем огне до тех пор, пока не выпарится лишняя жидкость.

Миндальные орехи ошпаривают кипятком, чтобы очистить их от шелухи. После этого ореховые ядра измельчают ножом.

Изюм следует залить горячей кипяченой водой и оставить на 5 минут. После этого сухофрукт нарезается на небольшие кусочки.

В емкость с маком необходимо добавить небольшое количество кипятка и закрыть ее крышкой, чтобы семена набухли. Затем готовые семена протирают до кашеобразного состояния в ступке или блендере.

Готовую пшеничную кашу подслащивают медом, соединяют с другими ингредиентами и хорошо перемешивают.

Согласно народным традициям, в эти дни и те, кто скорбит, и те, кто всё же будет праздновать, будут готовить одно и то же блюдо, которое дошло до нас со времен неолита. По крайней мере, так утверждал в своей работе член Русского географического общества, антрополог, археолог и один из отцов украинской этнографии Фёдор Волков. Правда, название этого блюда имеет греческие корни. Речь о кутье.

Блюдо на Рождество, Щедрый вечер, Крещение и поминки

Накануне Старого Нового года, который в народе известен еще и под названием Щедрый вечер, люди, которые чтут традиции, будут готовить одно особенное блюдо. Без него праздничный стол немыслим. Однако ели это блюдо не только в праздники, но и на похоронах

Сегодня Украина переживает непростые дни. Казалось бы — на дворе важные для подавляющего большинства жителей этой страны праздники: недавно прошло Рождество, вот-вот наступит Щедрый вечер (или Старый Новый год), а затем и Крещение. Но праздничного настроения в стране нет: на следующий день после Рождества в Иране потерпел крушение Boeing 737-800 украинской авиакомпании МАУ. Погибли 176 пассажиров, среди которых одиннадцать были гражданами Украины.

Согласно народным традициям, в эти дни и те, кто скорбит, и те, кто всё же будет праздновать, будут готовить одно и то же блюдо, которое дошло до нас со времен неолита. По крайней мере, так утверждал в своей работе член Русского географического общества, антрополог, археолог и один из отцов украинской этнографии Фёдор Волков. Правда, название этого блюда имеет греческие корни. Речь о кутье.

Согласно одной из версий происхождения названия этого блюда, оно имеет византийские корни. На византийском греческом ϰουϰϰιά (читается как “кукья́”) означает “бобы”. В пользу этой версии говорит и то, что название одной из разновидностей кутьи — колива — явно имеет греческие корни. Древнегреческое слово κόλλυβος означало “зерно”. Так же позже называли и маленькую монету. Позже слово превратилось в κόλλυβα и стало означать вареную пшеницу.

Еще одна версия происхождения названия кутьи связана с кутом — углом. Именно в угол, на покутье, под иконами ставилась кутья перед тем, как ее ставили на стол. Покутье же было и остается самым почетным местом в хате, связанным с рядом обрядов.

Всего существует четыре разновидности кутьи: богатая кутья, щедрая кутья, голодная кутья и черная кутья. Первая — богатая — готовится на Святой вечер — Рождество. Вторая — щедрая — на Щедрый вечер — Старый Новый год. Голодная кутья готовится на Крещение, ведь в крещенский сочельник православные соблюдают строгий пост. А черная кутья готовится на похоронах и поминках.

Такая роль этого блюда в православии не случайна. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин в своей книге «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных», изданной в 1803 году, писал, что приготовление кутьи, среди прочего, означает, что умерший человек воскреснет.

«Ибо пшеница, посеваемая в земле, потом возрастает в земле и приносит плод; посему и Господь Иисус Христос — воскресение наше — сказал: «Аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит», — цитировал Евангелие от Иоанна архиепископ Вениамин.

Мед же, употребляемый при приготовлении кутьи, по словам архиепископа, означает, что «после воскресения ожидает православных и праведных не горька и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии».

В подтверждение своих слов русский архиепископ цитировал святителя Симеона Солунского, жившего в конце XIV — начале XV века. Тот тоже указывал на символизм пшеничных семян в третий день по смерти человека.

Украинские этнографы в кутье усматривают символ из еще дохристианских времён. Такой точки зрения придерживается Олекса Воропай, который во введении к первому тому «Обычаев нашего народа», изданном в Мюнхене в 1958 году, писал: «Староукраинские традиции вошли в плоть и кровь наших обычаев и теперь мы себе не представляем Рождества без кутьи <…> Все это — наша дохристианская культура, наша самая старая традиция. Кутья — это символ урожая, писанка — это символ рождения весеннего солнца».

Тем не менее, сегодня кутья связана именно с православными традициями и обрядами. Впрочем, некоторые обряды, связанные с этим блюдом, носят и неправославный характер.

Кутья, пожалуй, главное блюдо на Рождество. Ее подобием малороссы и галичане кормили даже зверей, чтобы и те отпраздновали рождение Христа и не жаловались на хозяина в единственную ночь, когда будут говорить с Богом на человеческом языке. После этого хозяин звал на ужин гостей, да непростых.

«Мороз, мороз, иди к нам на ужин!» — трижды звал хозяин. А после этого говорил: «А как не идешь, то не иди на жито-пшеницу, всякую пашницу».

«Иди и ты на кутью, серый волк, а как не идешь, то не бери у нас ни телят, ни ягнят, ни малых поросят!» — передает слова хозяина этнограф Воропай.

И, наконец, хозяин приглашал на Святой Вечер черные бури и злые ветры. Если уж те не приходили, то не должны были они прийти и летом. После этих приглашений двери в хате плотно закрывались, и до конца ужина никто не должен был выходить их открывать, что бы ни происходило на улице. Начинался один из самых важных ужинов.

«Святая Вечеря — это совместный ужин всего рода. Даже мёртвые родичи и без вести пропавшие — все должны в этот вечер собраться вместе, чтобы трапезничать целым родом. Живые, помня своих мёртвых родичей, ставили для них кутью и узвар на окнах, разбрасывали варёный боб по углам, оставляли немытыми ложки и миски после ужина, — «чтобы души могли их лизать для поживы». Садясь на стул или на лавку, продували место — «чтобы не привалить собой мёртвой души», ведь в этот вечер мёртвых душ объявляется число неимоверное! И везде они есть: на лавках, на окнах, на столе и под столом», — описывает этот ужин Воропай.

Хозяин приглашает все мертвые души на ужин. Он берёт миску с кутьёй, ставит ее на кусок полота и со всем этим и с зажженной свечой обходит стол «по солнцу» трижды, после чего ставит миску на стол, а сам встаёт на колени перед образами и молится за умершие души, за себя. После приглашения умерших на кутью с неё как с первого блюда и начинается сам ужин.

«Семья сидит за столом, ужинает, — уже и кутья, и узвар на столе. В доме так ясно, свет горит то очень весело и вместе торжественно. Вся семья шумит, каждому хочется сказать что-то радостное, каждый чувствует себя счастливым и полным надежд, хотя никто не знает, чего, собственно, надеется он и оправдаются его надежды», — писала Леся Украинка в своем рассказе «Святой вечер!».

Но одним лишь ужином на Рождество роль кутьи не исчерпывалась. Интересный обычай описал в XIX веке автор современного украинского гимна, фольклорист и этнолог Павел Чубинский. После ужина в кутье на целую ночь оставляли ложки. И тот, чья ложка оказалась утром повёрнутой кверху, в будущем году должен был по поверьям умереть.

С щедрой кутьёй — кутьёй на Щедрый вечер — особые обряды не связаны. Называется она щедрой еще и потому, что в дни, когда ее ели, в отличие от рождественского и крещенского Сочельников, поста не было. Поэтому к обычной варёной пшенице, мёду, орехам и перетертому маку могли добавить сливочное масло и молоко.

А вот следующая кутья — голодная — на Крещение. И ней связан интересный обычай: подуставшие от праздников малороссы прогоняли кутью.

«Тикай, кутья, из покутья
А узвар — иди на базар,
Паляницы, оставайтесь на полке,
А дидух — на тёплый дух,
Чтобы бросить кожух», — кричали дети.

В общем, кутью убирали из покутья, с узваром тоже покончили, дидух — сноп пшеницы — сжигали, оставляя лишь паляницы.

А вот взрослые порой прибегали и к более радикальным методам.

«Было, как поужинают запорожцы на Голодную кутью и выйдут с ружьями прогонять кутью, то поднимут такую стрельбу, будто действительно война идет. На второй день на Водосвячение идут, было, к Днепру и пушки за собой везут, как только попы начинают крест опускать в воду, то они и палят из пушек. Еще я хорошо знаю, как двадцатых годах в Каменке из пушек кутью прогоняли, ведь тогда были и попы из запорозьцев», — передавал слова лоцмана Осипа Омельченко этнограф Яков Новицкий в своих записях, сделанных в 1876 году в селе Лоцманская Камянка.

Впрочем, прогоняли кутью и без стрельбы. В ночь на Крещение и стар и млад все выходили на улицу с макогонами, ложками и ухватами и били в углы хаты, заборы и ворота, выкрикивая всю ту же детскую кричалку, призывавшую кутью «тикать».

А вот чёрная кутья, или коливо, готовилась на похороны и поминки. И подавалась она первой на поминальном обеде. Чем-то по рецептуре от кутьи голодной она не отличалась. Ели коливо и на Радоницу. При этом есть нужно было эту кутью натощак.

В общем, это блюдо готовят на Украине и в радости, и в печали. Остается лишь пожелать, чтобы кроме Рождества, Щедрого вечера, Крещения и Радоницы поводов для приготовления кутьи не было.

Для начала запарьте изюм (без косточек) кипятком, чтобы он стал мягким. Орехи измельчите на терке, ссыпьте в одну чашку и отставьте пока в сторонку.

Как приготовить кутью на Рождество 2022 – 8 лучших рецептов

На Рождество обязательным блюдом на столе является кутья. По сути это сладкая каша, которую готовят из различной крупы. Берут рис, овес, цельную недробленую пшеницу, а затем добавляют сладкое лакомство: сухофрукты, мед, цукаты, ягоды, засахаренную вишню. В отличие от другого традиционного блюда — сочива, кутью можно варить на молоке, добавлять в нее много масла, однако в остальном значительных отличий между блюдами нет, поскольку их готовят из одних и тех же круп. Предлагаю готовить кутью на Рождество 2022 по своим лучшим рецептам с фото, результат порадует всех.

Со времен древней Руси считалось, что чем богаче и вкуснее получится сладкое блюдо, тем удачнее будет для семейства приходящий год. Люди верили в это предание, поэтому старались сделать кашу максимально вкусной, даже перед приготовлением замачивали крупу в молоке. Помимо пшеницы, рис и овса использовали гороховую крупу или гречку. Подходит любая каша, главное – чтобы в нее добавлялись сладкие ингредиенты.

Ниже представлены самые популярные традиционные рецепты, по которым можно приготовить угощение на рождественский стол. На готовку уходит около часа, не больше. Чтобы кутья была ароматнее и вкуснее, после приготовления подержите блюдо под закрытой крышкой, тогда крупа пропитается соком добавленных в нее сладостей.

Содержание

Кутья на Рождество из риса с маком «Богатая»

По-настоящему праздничную кутью легко сделать, если в доме найдется немного меда и сухофруктов. Крупу предлагаю взять рисовую: ее проще и быстрее готовить, а само блюдо получается очень вкусным, ваши домашние точно оценят.

Для начала запарьте изюм (без косточек) кипятком, чтобы он стал мягким. Орехи измельчите на терке, ссыпьте в одну чашку и отставьте пока в сторонку.

В маленькую кастрюльку насыпьте мак, добавьте воды, чтобы она покрыла все зернышки примерно на один см, и поставьте на плиту. Когда вся жидкость выпарится, потолките пестиком маковки и добавьте к ним разогретого жидкого меда. Перемешайте, у вас должна получиться густая, но однородная масса.

Рис промойте от мусора и крахмала, затем залейте чистой водой и поставьте на плиту. Когда вода закипит, ее слейте, а крупу по новой залейте водой и вновь поставьте на небольшой огонь. Добавьте немного соли и варите рис около 15-20 минут. Затем лишнюю воду слейте.

В кашу добавьте измельченные орехи, мак с медом и замоченный изюм. С апельсина отожмите сок, проследите, чтобы в него не попали косточки. Влейте сок в кутью, хорошо перемешайте. Рождественская кутья готова к подаче на стол, для красоты ее можно посыпать фундуком или тертым молочным шоколадом.

Простой рецепт рождественской кутьи из риса и изюма

По желанию в кашу можно добавлять любые сухофрукты, но чаще всего используют изюм. В рецепте я использовала белый изюм без косточек, в итоге каша получилась сладкой и очень нежной на вкус. Вы можете взять и черный изюм, только не берите старый, иначе он будет черствым.

Изюм предварительно промойте под водой, можно его для мягкости замочить в кипятке и оставить на час. Затем воду слейте, а изюм переложите на тарелку, пускай обсохнет.

Возьмите глубокую сковородку или казанок, будем готовить прямо в нем. Если у вас есть мультиварка, то можно делать кутью прямо в ней, будет здорово. В казанок положите кусочек масла, но не весь, а только половину. Когда масло растопится, переложите в него изюм, добавьте ст. л. сахара, помешайте и слегка обжарьте, примерно 5-6 минут.

Рис перед приготовлением хорошо промойте и замочите на полчаса, затем воду слейте. Высыпьте рис в казанок к изюму, добавьте оставшееся масло и сахар. Обжарьте рис 4-5 минут, затем залейте водой так, чтобы она покрывала примерно на 1 см крупу. Закройте крышкой казанок и тушите примерно 15 минут.

По окончанию готовки вся вода выпарится, нагрев выключайте. Через полчаса кашу разложите по тарелкам, для сладости можно полить ее медом.

Кутья из риса с медом и изюмом

Этот рецепт кутьи на Рождество тоже из простых, но получается она также вкусно. С медом мне нравится больше.

Выложите крупу в кастрюлю, промойте ее несколько раз подряд водой. Затем залейте 1,5 стаканами воды. Поставьте кастрюлю на печку, сделайте огонь сильным и дайте воде закипеть. После этого убавьте огонь. Варите рис в течение 20 минут периодически его мешайте ложкой.

Готовую кашу выложите в миску, в которой вы будете подавать ее к столу.

Добавьте мед, хорошо все перемешайте. Если рис не сладкий, тогда можете всыпать немного сахара или же добавить еще мед.

Изюм очень хорошо промойте в теплой воде. Теперь добавьте его в кутью, несколько штук оставьте для украшения. Перемешайте кутью.

В завершение выложите изюм, который вы оставили для украшения.

Кутья из пшеницы с изюмом, маком и орехами

Если вам удалось купить в магазине шлифованную пшеницу, не упустите возможность приготовить из крупы традиционное рождественское блюдо. Чтобы кутья получилась особенно вкусной, предлагаю дополнить ее грецкими орехами, маком, медом и изюмом. Получается царское лакомство, которое понравится всем домочадцам, даже деткам.

Пшеницу переберите от мусора, промойте под струей воды. Затем крупу сложите в миску, залейте водой и оставьте набухать на несколько часов, лучше оставить на ночь. Затем, когда крупа набухнет, переложите ее в кастрюлю, добавьте чуть-чуть соли и ст. л. растительного масла. Затем залейте 3 стаканами воды, включите медленный нагрев и варите крупу не менее 30 минут.

Мак пересыпьте в другую кастрюлю, залейте водой, чтобы она покрыла зерна на высоту не менее 1 см. Варите до тех пор, пока вся вода не выкипит – примерно час. Вареный мак отделите от лишней воды через марлю, переложите в блендер и измельчите, чтобы из него начало выделяться белое молочко. Изюм запарьте кипятком на 20 минут, затем воду слейте.

Когда пшеница будет готова, добавьте к ней изюм, мак, мед и каленые грецкие орехи. Перемешайте и оставьте настаиваться под крышкой еще на полчаса. Затем можно подавать рождественскую кашу к столу. Приятного аппетита!

Если вы купили нешлифованную пшеницу, то обратите внимание, что она готовится дольше. На ее варку потребуется 2-3 часа.

Пшеничная кутья с маком и грецкими орехами

Пшеницу можно приобрести как на развес, так и в специальных упаковках, она так и называется «Кутья». В упаковках, конечно, пшеница отборная, очищенная. Если вы купили пшеницу на развес, тогда обязательно вымойте ее очень хорошо. Также посмотрите, нет ли другой крупы (например, кукурузы) и мусора, выберите их обязательно. Варить кутью можно на воде, а можно на молоке.

Кутья – это ритуальное блюдо, которое в православной вере принято готовить на Рождество и на поминки. По сути это постная каша с добавками, где каждый ингредиент является определенным символом. Изначально кутья состояла из двух основных продуктов: цельного зерна пшеницы и меда.

Кутья на Рождество 2022 + символика и традиции Как правильно варить кутью?

Рождество – один из самых ожидаемых, желанных и значимых дней для православных. Великие праздники сильны своими традициями. Именно в такие дни за столом собирается вся семья, друзья и близкие люди. Рождественские гадания, колядки и кутья – настоящие символы этого праздника.

Что такое кутья и как ее готовить?

Кутья – это ритуальное блюдо, которое в православной вере принято готовить на Рождество и на поминки. По сути это постная каша с добавками, где каждый ингредиент является определенным символом. Изначально кутья состояла из двух основных продуктов: цельного зерна пшеницы и меда.

Пшеница символизировала круговорот и бесконечность цикла жизни и смерти. Собранное, совранное с колоса зерно погибает, затем попадая в землю, прорастает, где выходит на новый цикл, давая жизнь новому колоску. Такой символизм можно приписать любой необработанной крупе, поэтому замена пшеницы при приготовлении кутьи вполне уместна.

Мед символизирует сладость жизни, которая постепенно утекает. Из традиционных, старинных добавок можно назвать еще и изюм, который в данном контексте имеет то же значение, что крупа.

Рождественская кутья несет собой светлый, праздничный посыл. Она готовится на Рождение Христа, самый светлый праздник православных. Поэтому именно это блюдо принято наполнять более радостными символами. Мак – символ богатства и благополучия добавляется в современной культуре обязательно. Орехи – тоже говорят о состоятельности, разные сухофрукты добавляют на здоровье. Поминальная кутья не делается такой праздничной, она несет в себе скорбный посыл.

Кутья обычно делается постной (называется «бедная кутья»), но начинать есть ее принято с появлением первой звезды на небе, то есть в момент Рождества, когда пост уже заканчивается.

Почему носят кутью на Рождество?

В канун Рождества принято готовить стол, печь пироги с разными начинками. Дети ходят по домам с колядками. И их принято щедро угощать. А крестники несут кутью своим крестным родителям, внуки идут к бабушкам и дедушкам. В этом есть определенный смысл. Дети, продолжатели жизни, несут символ ее цикличности своим крестным (то есть религиозным) родителям. Крестники одаривают кутьей как щедрым даром, с маком на богатство, сухофруктами на здоровье, своих духовных наставников.

Традиционная рождественская кутья из риса, изюма и мёда

Самый распространенный вариант кутьи в современной русской кухне – это каша из риса. Такая замена крупы (традиционную, описанную в источниках пшеницу меняем на рис) не противоречит церковным правилам, да и всему смыслу происходящего. При этом рис готовится быстрее и удобнее.

Этот рецепт кутьи на Рождество тоже из простых, но получается она также вкусно. С медом мне нравится больше. Рис промойте от мусора и крахмала, затем залейте чистой водой и поставьте на плиту. Когда вода закипит, ее слейте, а крупу по новой залейте водой и вновь поставьте на небольшой огонь. Добавьте немного соли и варите рис около 15-20 минут. Затем лишнюю воду слейте..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector