Кутья на рождество или на поминки

По традиции в Сочельник вечером крестники носят кутью (вечерю) крестным и старшим членам семьи, которые живут отдельно. Кроме того, по старинной традиции хозяин дома подкидывал остатки кутьи из ложки вверх, и сколько из крупинок прилипало к потолку, столько и ждали снопов хлеба в новом году.

Содержание
  1. Кутья на Рождество 2022: Рождественская кутья на 6 и 7 января, какой вид кутьи выбрать? История блюда, традиции, рецепты
  2. История возникновения кутьи
  3. Разновидности кутьи и символизм ингредиентов
  4. Рождественская кутья
  5. Традиции приготовления кутьи
  6. Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво
  7. Содержание статьи
  8. В Сочельник варится богатая кутья
  9. Богатая кутья из пшеницы
  10. Богатая кутья из риса
  11. Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья
  12. В канун Крещения варится голодная кутья
  13. Кутья на Рождество 2021-2022 — простые рецепты рождественской кутьи
  14. Кутья на Рождество из риса и изюма — простой рецепт
  15. Кутья на рождество или на поминки
  16. Блюдо на Рождество, Щедрый вечер, Крещение и поминки
  17. Накануне Старого Нового года, который в народе известен еще и под названием Щедрый вечер, люди, которые чтут традиции, будут готовить одно особенное блюдо. Без него праздничный стол немыслим. Однако ели это блюдо не только в праздники, но и на похоронах

Кутья на Рождество 2022: Рождественская кутья на 6 и 7 января, какой вид кутьи выбрать? История блюда, традиции, рецепты

Те, кто соблюдают рождественские традиции, знают, что кутья является одним из символов Рождества Христова. Как появилась кутья, какие существуют особенности ее приготовления и виды в зависимости от праздника, а также поделимся традиционными рецептами приготовления кутьи.

История возникновения кутьи

Само слово «кутья» переводится с греческого как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме. Поэтому и получается, что в христианскую историю кутья попала из древнеязыческих культов.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Названий у этой обрядовой каши также существует множество: коливо, канун, сочиво, сыть.

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок. Но также кутью готовят в канун Нового года (по старому стилю), в Сочельник, на Крещение и другие православные праздники.

Разновидности кутьи и символизм ингредиентов

В зависимости от праздника различают 3 вида кутьи:

    Бедная кутья – постная кутья, которую готовят в Сочельник (6 января); Щедрая (богатая) кутья – блюдо с добавлением сливочного масла, сливок или молока, которое готовится на Старый Новый год (13 января); Голодная (водяная) кутья – блюдо, которое в основном состоит из зерновой основы и подсластителя, и готовится перед Крещением (18 января).

Какими бы не были дополнительные компоненты кутьи, всегда должны быть три обязательных ингредиента: зерно, мак и мед. И каждый из них несет свою символичность. Так, зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Мед символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни. А мак – это символ достатка и плодородия.

Рождественская кутья

В Сочельник (6 января) обязательно готовят 12 традиционных рождественских блюд, среди которых и постную кутью, так как Рождественский пост продолжается до самого праздника. С кутьи начинают трапезу в Святой вечер и заканчивают ложкой этого блюда, обмениваясь пожеланиями и вспоминая умерших предков.

По традиции в Сочельник вечером крестники носят кутью (вечерю) крестным и старшим членам семьи, которые живут отдельно. Кроме того, по старинной традиции хозяин дома подкидывал остатки кутьи из ложки вверх, и сколько из крупинок прилипало к потолку, столько и ждали снопов хлеба в новом году.

Традиции приготовления кутьи

С древних времен принято готовить кутью из зерен пшеницы, ячменя и перловки. Но на сегодняшний день все чаще можно встретить оригинальные рецепты приготовления кутьи, например, приготовленную из риса, хоть это и отступление от традиций.

Традиционная кутья вариться из пшеницы, которую обычно вначале толкли в ступе с добавлением воды и отделяли от плевел. После пшеницу варили в печи в течение нескольких часов, до момента, когда она должна была хорошо развариться, стать мягкой и приобрести чуть беловатый оттенок.

Также к рождественской кутье принято было подавать постное молоко из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси. Для приготовления орехового и макового молока нужно распарить мак и обдать кипятком орехи, потом перетереть их в ступке, прокрутить на мясорубке, измельчить до выделения белой жидкости.

Традиционную рождественскую кутью заправляют жидким медом или медовой заправкой сытью – для нее мед нужно растворить в кипяченой теплой (но ни в коем случае не кипящей!) воде. Также в Украине была традиция готовить полужидкую кутью, заливая ее узваром.

В кутью принято также добавлять разнообразные сухофрукты, распаренные и измельченные, распаренный мак и орехи.

Мак заливают кипятком, через час воду сливают и перетирают мак в ступке. Изюм моют и заливают кипятком на 30 минут. Рис отваривают в подсоленной воде и сливают жидкость. Орехи мелко рубят и соединяют все части. Разбавляют кипяченой водой или узваром и подают к столу.

Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво

Кутья – одно из обрядовых кушаний христианства. Ее готовят на большие религиозные праздники (Рождество, Крещение), а также на поминках. Для каждого отмечаемого события готовится разная кутья, отличающаяся по составу в полном соответствии с религиозными ограничениями. В январе, например, в православии используются три различных варианта этого кушанья.

Содержание статьи

В Сочельник варится богатая кутья

В старину для ее приготовления использовали зерна пшеницы, от которых отделяли шелуху. Сейчас в магазинах продается уже очищенная и обработанная пшеница, которая так и называется – «Кутья». Также для приготовления этого блюда можно использовать ячмень или рис.

Основные ингредиенты, входящие в состав кутьи, имеют символическое значение: зерно – это символ воскресшей жизни, мед – сладкой жизни (в благополучии и здоровье), а мак – достатка. Считается, что чем больше компонентов входят в состав кутьи, тем выше будут как урожай, так и достаток в семье.

Богатая кутья из пшеницы

    готовые пшеничные зерна «Кутья» – 1 стакан; мак – 70 г; мед – 1-2 ст. ложки; сахар – 1 ст. ложка; орехи – 50-100 г; изюм – 50 г; сухофрукты – 2 стакана (груши, яблоки, вишня и т. д.); конфеты карамельные – 5-7 шт.

Мак запаривают кипятком, через час воду сливают и добавляют к нему сахар. Смесь перемалывают или в ступке, или блендером. Крупу промывают, заливают 2 стаканами чистой воды и варят в посуде с толстым дном 30-35 минут на медленном огне при закрытой или слегка приоткрытой крышке. Сваренную крупу промывают в дуршлаге. Пока варится каша, готовят узвар. Сухофрукты промывают и высыпают в 2 литра кипящей воды, добиваются возобновления кипения, через 5 минут снимают и охлаждают. Затем отфильтровывают от ягод.

Орехи жарят на сковородке в течение 5-7 минут (до начала золочения), охлаждают и снимают кожицу. Изюм запаривают кипятком на 5-10 минут.

Соединяют в миске нужный объем пшеницы, мак, изюм, добавляют 1-2 ложки меда и перемешивают. Остальную часть каши можно убрать в холодильник. Кашу посыпают орехами и украшают конфетами, цукатами, шоколадом и т. д., заливают узваром и подают к столу.

Богатая кутья из риса

Мак заливают кипятком, через час воду сливают и перетирают мак в ступке. Изюм моют и заливают кипятком на 30 минут. Рис отваривают в подсоленной воде и сливают жидкость. Орехи мелко рубят и соединяют все части. Разбавляют кипяченой водой или узваром и подают к столу.

Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья

В старину обряд приготовления щедрой кутьи был священным и строго регламентированным вплоть до того, кто, что и когда должен был делать. А по готовой кутье гадали. Например, если каша вылезала из горшка или он сам лопался – это к беде, и такую кутью выбрасывали в реку. Если кутья румяная и разваренная – к здоровью (ее съедали утром), бледная и мелкая – к болезням и горю.

Процесс приготовления щедрой кутьи мало чем отличается от такового для богатой. Также варится крупа, запаривается и протирается мак, добавляются изюм, орехи, сухофрукты, узвар и мед. Отличия же в том, что заливать блюдо можно молоком, сливками, даже допустимы несколько ложек коньяка, а готовую кашу дополнительно разрешается сдобрить сливочным маслом или даже смальцем.

В канун Крещения варится голодная кутья

18 января – день строгого крещенского поста. Поэтому кутья должна быть «голодной». Кто-то допускает использование в процессе ее приготовления сухофруктов, но классическая голодная кутья не содержит ничего, кроме крупы и меда.

Приготовить ее также можно из пшеницы, риса, ячменя. Но сваренную кашу разводят только медовым сиропом (1 часть меда, 2 – воды), после чего доводят до кипения на медленном огне.

Я надеюсь, что ваши домочадцы воспримут такое угощение с улыбкой и быстренько его уплетут с тарелочек. Готовьте с радостью.

Кутья на Рождество 2021-2022 — простые рецепты рождественской кутьи

Приближается Рождество Христово, а это значит нужно будет вновь накрывать на стол. Что вы задумали уже приготовить? Поди салатики или зажарите гуся? Отлично придумано. А вот еще одно старинное блюдо, которое называется кутья. Ведь именно оно поедается в ночь с 6 января на 7 в Сочельник или Навечерия, а также Коляда.

Нужно помнить, что праздничный стол должен быть щедрым. Должна присутствовать и рыба, и холодец, а также имбирные прянички. Хотя, мясо не желательно, его нельзя употреблять пока не наступит 7 января. Это и многое другое вы должны съесть после появления на небе первой звезды. А перед этим обязательно должны поставить поминальную кашу, так сказать обрядовое кушанье. Которое варится из пшеницы или риса. И слопать его необходимо хотя бы пару ложечек.

Я думаю, вам уже знакомо из чего эта сладость состоит, обычно из изюма или орешек, а также можно добавлять любые сухофрукты, к примеру курагу или чернослив и конечно же мак. Эти угощения символизируют изобилие и вечную жизнь. Кроме этого добавляется мед, как символ райского блаженства и благополучного быта.

А еще, согласно обычаям и традициям, если вы их чтете, то вы должны обязательно угостить кутьей свое близкое окружение и пожелать им благополучия и большого счастья в новом году.

Помните еще, что это старинное блюдо подают и на Крещение, и на Старый Новый год. В те далекие времена готовили его из пшеницы, сейчас в основном делают из риса, потому что именно этот злак нежнее и приятнее на вкус. И дети предпочитают именно его. И традиционно подается с такой кашей узвар.

Кутья на Рождество из риса и изюма — простой рецепт

Как я уже упомянула ранее, кутья это пища, которая считается обрядовой и рождественской. И безусловно она может в зависимости от рецепта отличаться своим составом. Предлагаю в первую очередь остановиться на таком самом популярном варианте, который делает большинство людей в наше время.

Готовьте это кушанье с песнями и колядками и преподносите его своим родным и близким, всем тем, кто вам так дорог. Именно так, давным-давно проводили это мероприятие наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Итак, первый вариант будет с рисом, хотя бытует мнение, что изначально кутья готовилась исключительно из зерна пшеницы, а также мака и меда. По другому еще кстати, ее называют сочиво. Об этом способе готовки мы поговорим чуть позже, сейчас же предлагаю взять на вооружение вот эту инструкцию и делать все шаги именно по ней, не допуская ошибок.

Я надеюсь, что ваши домочадцы воспримут такое угощение с улыбкой и быстренько его уплетут с тарелочек. Готовьте с радостью.

1. Подготовьте сначала к работе кураги, замочите их предварительно в кипятке, и дайте немного постоять, буквально 2-4 минуты, чтобы убились все микробы и ягодки разбухли. Затем воду сцедите и порубите на кусочки или вот такие мелкие кубики.

Это все отголоски почти забытых обрядов.
Мало кто помнит и знает, что в этот вечер материя между мирами утончается, и предки имеют возможность прийти к живым родичам и провести с ними вечер. Потому и становилось возможным узнать ответы на волнующие вопросы, но с пращурами могли говорить лишь единицы, и большинство прибегали к доступным методам – узнавали желаемое посредству гаданий.
Открывая дверь или окно, изначально звали не мороз, а предков. Все или многие блюда на столе были обрядовые, начиная с кутьи. Кутья, чтоб там навыдумывали представители религиозных конфессий, это одно из распространенных обрядовых блюд. По той же причине и в емкость с кутьей клали на одну ложку больше, чем людей сидевших за столом.
Потому и жгли костры, чтоб указать путь предкам в свой дом.
В наши дни можно зажечь свечу и попросить прийти предков, например, так, как рассказывала Шончалай Ховенмей.
К концу вечера поблагодарите предков и попросите уйти в те слои бытия, откуда они пришли.

Кутья на рождество или на поминки

Вечером 6 января, после появления на небе первой звезды, внуки несли рождественскую кутью бабушкам и дедушкам, а крестники – своим крёстным. При этом обязательно пели «щедривки», в которых желали хозяевам здоровья, добра, хорошего урожая и благосостояния.
Кутья всегда являлась обязательным блюдом во многих обрядах – кологодные праздники, поминки, в канун Нового года (по старому стилю), в Сочельник, на Крещение и другие православные праздники, а потом и христианские.

На святвечер не садились за стол «до первой звездочки», и обед часто соединялся с ужином. Главными блюдами на рождественском столе была кутья и узвар. Готовили кутью из разной крупы в зависимости от святодня: рис, пшеницы, ячневая, ячменя (перловка), овес. Крупу измельчали в ступке так, чтоб зёрнышки не разминались, а только сдиралась с них шелуха. Кушали кутью обычно с медовым сиропом или сахарной водой.

В зависимости от праздника различают 3 вида кутьи:
Бедная кутья – постная кутья, которую готовят в Сочельник (6 января).
Щедрая (богатая) кутья – блюдо с добавлением сливочного масла, сливок или молока, которое готовится на Старый Новый год (13 января).
Голодная (водяная) кутья – блюдо, которое в основном состоит из зерновой основы и подсластителя, и готовится перед Крещением (18 января).

Обязательными ингредиентами кутьи являются зерно, мак и мёд.
Зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души.
Мёд символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни.
Мак – символ достатка и плодородия.
Считают, что чем богаче (приготовленная с большим количеством ингредиентов) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье. С кутьи начинают Рождественскую трапезу в Сочельник (6 января) и заканчивают ложкой этого блюда, обмениваясь пожеланиями и вспоминая умерших предков. В Сочельник готовят постную кутью, т. к. Рождественский пост продолжается до самого праздника.

Что касается рождественской кутьи, то в старину считалось, что чем богаче (то есть вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье.
Немыслимо рождественское застолье и без узвара. На святвечер варили узвар из сушеных плодов и ягод, добавляя сахар, мёд и изюм. По сравнению с компотом узвар получался более густым и сладким. Иногда узвар варили с рисом, случалось, добавляли пива или вина.

С древних времен принято готовить кутью из зерен пшеницы, ячменя и перловки. Но на сегодняшний день всё чаще можно встретить кутью, приготовленную из риса, хоть это и отступление от традиций.
Традиционная кутья варится из пшеницы, которую обычно вначале толкли в ступе с добавлением воды и отделяли от плевел. После пшеницу варили в печи в течение нескольких часов, до момента, когда она должна была хорошо развариться, стать мягкой и приобрести чуть беловатый оттенок.
Также к рождественской кутье принято было подавать постное молоко из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси. Для приготовления орехового и макового молока нужно распарить мак и обдать кипятком орехи, потом перетереть их в ступке, прокрутить на мясорубке, измельчить до выделения белой жидкости.

Традиционную рождественскую кутью заправляют жидким мёдом или медовой заправкой сытью – для нее мёд нужно растворить в кипячёной теплой (но ни в коем случае не кипящей!) воде. В кутью принято также добавлять разнообразные сухофрукты, распаренные и измельченные, распаренный мак и орехи.

Кутья под Рождество. Бедная кутья – из риса (самый простой рецепт)
Ингредиенты:
Рис 200 г,
Мак 100 г,
Грецкие орехи 50 г,
Изюм 50 г,
Мед 100 г,
Соль щепотка,
Кипяченая вода 200 мл.
Приготовление: Мак залить кипятком и оставить на час. Затем жидкость слить и растереть мак в ступке. Изюм помыть и залить кипятком на полчаса. Орехи подсушить и мелко порубить. Рис отварить в подсоленной воде, жидкость слить.
Перемешать рис, изюм, орехи, мед, посолить по вкусу. (Разбавить узваром или кипяченой водой.)

К праздничному столу опаздывать нельзя – “будеш весь рiк блукати”. Очень важно, чтобы в доме царили мир и покой, ведь именно в этот день хозяева призывают в семью счастье и благополучие. Кстати, готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и внуки. Недаром в народе и по сей день говорят: “Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в дружбi та злагодi”. По традиции все члены семьи должны быть в Святвечер дома.

На вечерие Рождества в ряде мест жгли костры, что связывалось с представлением о возрождении солнца, о начале нового солнечного года. По ныне объясняют этот обычай таким образом:

«Под Рождество и под Крещение жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались» (Курская губ.).

«На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая».

«Первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы», так как «умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании» (Тамбовская, Орловская губ.).

«На первый день Рождества Христова, по отходе утрени «родителей греют». Село залито огненным морем, дым большими столбами подымался кверху. все старались быть безмолвны». Среди каждого двора кладется воз или более соломы, которая после службы в церкви и поджигается. «Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы».

Накануне Рождества вновь гадают и проделывают целый ряд магических действ.
Под Рождество кладут в чашку кутью и мед, затем каждый кладет свою ложку углублением вниз, ставят поверх пирог и накрывают скатертью. Утром, придя из церкви, смотрят: чья ложка перевернулась, тот умрет (Воронежская губ.).

Семья собирается за столом, выставляют кутью с сытой, овсяный кисель. «Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин, открывает окно или выходит в сени и кличет мороз:
— Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью (или кисель). Зимой ходи, а летом под колодиной. лежи!
Таким призывом думают умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, капусты и огурцов» (Псковская губ.).

Это все отголоски почти забытых обрядов.
Мало кто помнит и знает, что в этот вечер материя между мирами утончается, и предки имеют возможность прийти к живым родичам и провести с ними вечер. Потому и становилось возможным узнать ответы на волнующие вопросы, но с пращурами могли говорить лишь единицы, и большинство прибегали к доступным методам – узнавали желаемое посредству гаданий.
Открывая дверь или окно, изначально звали не мороз, а предков. Все или многие блюда на столе были обрядовые, начиная с кутьи. Кутья, чтоб там навыдумывали представители религиозных конфессий, это одно из распространенных обрядовых блюд. По той же причине и в емкость с кутьей клали на одну ложку больше, чем людей сидевших за столом.
Потому и жгли костры, чтоб указать путь предкам в свой дом.
В наши дни можно зажечь свечу и попросить прийти предков, например, так, как рассказывала Шончалай Ховенмей.
К концу вечера поблагодарите предков и попросите уйти в те слои бытия, откуда они пришли.

Для чего нужны обряды связанные в предками?
Чтоб ушедшие видели, что не зря прожили свою жизнь и могут порадоваться за потомков.
Можно просить помощи, но это должно семьи в большей общими фразами – сплотить родичей, улучшить отношения в семье, помочь с рождением деток…
Так же делась закличка души предка для рождения новой жизни.

Не стоит просить за кого-то. Например, чтоб дочь (сын) встретила суженого. У них могут быть свои пожелания и представления на этот счет. В лучшем случае, ничего не произойдет, в худшем – могут упустить суженного, потому что встреча состоялась в не положенный срок.

Тем не менее, сегодня кутья связана именно с православными традициями и обрядами. Впрочем, некоторые обряды, связанные с этим блюдом, носят и неправославный характер.

Блюдо на Рождество, Щедрый вечер, Крещение и поминки

Накануне Старого Нового года, который в народе известен еще и под названием Щедрый вечер, люди, которые чтут традиции, будут готовить одно особенное блюдо. Без него праздничный стол немыслим. Однако ели это блюдо не только в праздники, но и на похоронах

Сегодня Украина переживает непростые дни. Казалось бы — на дворе важные для подавляющего большинства жителей этой страны праздники: недавно прошло Рождество, вот-вот наступит Щедрый вечер (или Старый Новый год), а затем и Крещение. Но праздничного настроения в стране нет: на следующий день после Рождества в Иране потерпел крушение Boeing 737-800 украинской авиакомпании МАУ. Погибли 176 пассажиров, среди которых одиннадцать были гражданами Украины.

Согласно народным традициям, в эти дни и те, кто скорбит, и те, кто всё же будет праздновать, будут готовить одно и то же блюдо, которое дошло до нас со времен неолита. По крайней мере, так утверждал в своей работе член Русского географического общества, антрополог, археолог и один из отцов украинской этнографии Фёдор Волков. Правда, название этого блюда имеет греческие корни. Речь о кутье.

Согласно одной из версий происхождения названия этого блюда, оно имеет византийские корни. На византийском греческом ϰουϰϰιά (читается как “кукья́”) означает “бобы”. В пользу этой версии говорит и то, что название одной из разновидностей кутьи — колива — явно имеет греческие корни. Древнегреческое слово κόλλυβος означало “зерно”. Так же позже называли и маленькую монету. Позже слово превратилось в κόλλυβα и стало означать вареную пшеницу.

Еще одна версия происхождения названия кутьи связана с кутом — углом. Именно в угол, на покутье, под иконами ставилась кутья перед тем, как ее ставили на стол. Покутье же было и остается самым почетным местом в хате, связанным с рядом обрядов.

Всего существует четыре разновидности кутьи: богатая кутья, щедрая кутья, голодная кутья и черная кутья. Первая — богатая — готовится на Святой вечер — Рождество. Вторая — щедрая — на Щедрый вечер — Старый Новый год. Голодная кутья готовится на Крещение, ведь в крещенский сочельник православные соблюдают строгий пост. А черная кутья готовится на похоронах и поминках.

Такая роль этого блюда в православии не случайна. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин в своей книге «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных», изданной в 1803 году, писал, что приготовление кутьи, среди прочего, означает, что умерший человек воскреснет.

«Ибо пшеница, посеваемая в земле, потом возрастает в земле и приносит плод; посему и Господь Иисус Христос — воскресение наше — сказал: «Аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит», — цитировал Евангелие от Иоанна архиепископ Вениамин.

Мед же, употребляемый при приготовлении кутьи, по словам архиепископа, означает, что «после воскресения ожидает православных и праведных не горька и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии».

В подтверждение своих слов русский архиепископ цитировал святителя Симеона Солунского, жившего в конце XIV — начале XV века. Тот тоже указывал на символизм пшеничных семян в третий день по смерти человека.

Украинские этнографы в кутье усматривают символ из еще дохристианских времён. Такой точки зрения придерживается Олекса Воропай, который во введении к первому тому «Обычаев нашего народа», изданном в Мюнхене в 1958 году, писал: «Староукраинские традиции вошли в плоть и кровь наших обычаев и теперь мы себе не представляем Рождества без кутьи <…> Все это — наша дохристианская культура, наша самая старая традиция. Кутья — это символ урожая, писанка — это символ рождения весеннего солнца».

Тем не менее, сегодня кутья связана именно с православными традициями и обрядами. Впрочем, некоторые обряды, связанные с этим блюдом, носят и неправославный характер.

Кутья, пожалуй, главное блюдо на Рождество. Ее подобием малороссы и галичане кормили даже зверей, чтобы и те отпраздновали рождение Христа и не жаловались на хозяина в единственную ночь, когда будут говорить с Богом на человеческом языке. После этого хозяин звал на ужин гостей, да непростых.

«Мороз, мороз, иди к нам на ужин!» — трижды звал хозяин. А после этого говорил: «А как не идешь, то не иди на жито-пшеницу, всякую пашницу».

«Иди и ты на кутью, серый волк, а как не идешь, то не бери у нас ни телят, ни ягнят, ни малых поросят!» — передает слова хозяина этнограф Воропай.

И, наконец, хозяин приглашал на Святой Вечер черные бури и злые ветры. Если уж те не приходили, то не должны были они прийти и летом. После этих приглашений двери в хате плотно закрывались, и до конца ужина никто не должен был выходить их открывать, что бы ни происходило на улице. Начинался один из самых важных ужинов.

«Святая Вечеря — это совместный ужин всего рода. Даже мёртвые родичи и без вести пропавшие — все должны в этот вечер собраться вместе, чтобы трапезничать целым родом. Живые, помня своих мёртвых родичей, ставили для них кутью и узвар на окнах, разбрасывали варёный боб по углам, оставляли немытыми ложки и миски после ужина, — «чтобы души могли их лизать для поживы». Садясь на стул или на лавку, продували место — «чтобы не привалить собой мёртвой души», ведь в этот вечер мёртвых душ объявляется число неимоверное! И везде они есть: на лавках, на окнах, на столе и под столом», — описывает этот ужин Воропай.

Хозяин приглашает все мертвые души на ужин. Он берёт миску с кутьёй, ставит ее на кусок полота и со всем этим и с зажженной свечой обходит стол «по солнцу» трижды, после чего ставит миску на стол, а сам встаёт на колени перед образами и молится за умершие души, за себя. После приглашения умерших на кутью с неё как с первого блюда и начинается сам ужин.

«Семья сидит за столом, ужинает, — уже и кутья, и узвар на столе. В доме так ясно, свет горит то очень весело и вместе торжественно. Вся семья шумит, каждому хочется сказать что-то радостное, каждый чувствует себя счастливым и полным надежд, хотя никто не знает, чего, собственно, надеется он и оправдаются его надежды», — писала Леся Украинка в своем рассказе «Святой вечер!».

Но одним лишь ужином на Рождество роль кутьи не исчерпывалась. Интересный обычай описал в XIX веке автор современного украинского гимна, фольклорист и этнолог Павел Чубинский. После ужина в кутье на целую ночь оставляли ложки. И тот, чья ложка оказалась утром повёрнутой кверху, в будущем году должен был по поверьям умереть.

С щедрой кутьёй — кутьёй на Щедрый вечер — особые обряды не связаны. Называется она щедрой еще и потому, что в дни, когда ее ели, в отличие от рождественского и крещенского Сочельников, поста не было. Поэтому к обычной варёной пшенице, мёду, орехам и перетертому маку могли добавить сливочное масло и молоко.

А вот следующая кутья — голодная — на Крещение. И ней связан интересный обычай: подуставшие от праздников малороссы прогоняли кутью.

«Тикай, кутья, из покутья
А узвар — иди на базар,
Паляницы, оставайтесь на полке,
А дидух — на тёплый дух,
Чтобы бросить кожух», — кричали дети.

В общем, кутью убирали из покутья, с узваром тоже покончили, дидух — сноп пшеницы — сжигали, оставляя лишь паляницы.

А вот взрослые порой прибегали и к более радикальным методам.

«Было, как поужинают запорожцы на Голодную кутью и выйдут с ружьями прогонять кутью, то поднимут такую стрельбу, будто действительно война идет. На второй день на Водосвячение идут, было, к Днепру и пушки за собой везут, как только попы начинают крест опускать в воду, то они и палят из пушек. Еще я хорошо знаю, как двадцатых годах в Каменке из пушек кутью прогоняли, ведь тогда были и попы из запорозьцев», — передавал слова лоцмана Осипа Омельченко этнограф Яков Новицкий в своих записях, сделанных в 1876 году в селе Лоцманская Камянка.

Впрочем, прогоняли кутью и без стрельбы. В ночь на Крещение и стар и млад все выходили на улицу с макогонами, ложками и ухватами и били в углы хаты, заборы и ворота, выкрикивая всю ту же детскую кричалку, призывавшую кутью «тикать».

А вот чёрная кутья, или коливо, готовилась на похороны и поминки. И подавалась она первой на поминальном обеде. Чем-то по рецептуре от кутьи голодной она не отличалась. Ели коливо и на Радоницу. При этом есть нужно было эту кутью натощак.

В общем, это блюдо готовят на Украине и в радости, и в печали. Остается лишь пожелать, чтобы кроме Рождества, Щедрого вечера, Крещения и Радоницы поводов для приготовления кутьи не было.

Тем не менее, сегодня кутья связана именно с православными традициями и обрядами. Впрочем, некоторые обряды, связанные с этим блюдом, носят и неправославный характер. В подтверждение своих слов русский архиепископ цитировал святителя Симеона Солунского, жившего в конце XIV — начале XV века. Тот тоже указывал на символизм пшеничных семян в третий день по смерти человека..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector