Кутья таганрог

Зимние обычаи имели глубокий смыслНовый год символизировал рубеж, конец старого мира и его новое рождение, восстановление из хаоса. Непременной частью этого периода стали так называемые бесчинства – шуточные театрализованные представления, когда молодежь рядилась, вела себя разнузданно: ребята крали продукты и домашнюю утварь, буянили (например, переворачивали телеги, чтобы перегородить дорогу). А могли затащить каюк (лодку) на крышу дома, забить тряпками трубу, чтобы дым шел в прямо хату.

Содержание
  1. Брага и кутья: как в старину донские казаки отмечали Новый год
  2. Новогодье в старину
  3. Отмечали по-разному
  4. Атаман во дворе
  5. Без елки
  6. Рождественская кутья: из чего готовить, чтобы было полезно
  7. Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво
  8. Содержание статьи
  9. В Сочельник варится богатая кутья
  10. Богатая кутья из пшеницы
  11. Богатая кутья из риса
  12. Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья
  13. В канун Крещения варится голодная кутья
  14. Голодная кутья: когда подавать и как готовить
  15. Как правильно готовить кутью: рецепты для праздников и поминальное сочиво
  16. От богатой до чёрной
  17. Рождественская кутья из пшеницы — 5 простых и вкусных рецептов
  18. Как варить пшеницу на кутью, чтобы она была мягкой
  19. Вкусная рождественская кутья из пшеницы с маком и изюмом
  20. Богатая рождественская кутья из пшеницы с узваром
  21. Простая кутья на Рождество из пшеницы с цукатами
  22. Пшеничная кутья с замороженными ягодами и компотом
  23. Видео рецепт правильной кутьи (сочиво) из пшеницы
  24. Кутья – главное поминальное блюдо. История и рецепты
  25. Традиционная поминальная трапеза
  26. Символы кутьи
  27. История рецепта и символики кутьи
  28. Рецепт поминальной кутьи
  29. Кутия «традиционная» на рисовой крупе
  30. Кутия «щедрая» на пшеничном зерне

Брага и кутья: как в старину донские казаки отмечали Новый год

Ростовская область, 31 декабря 2019. DON24.RU. В старину Новый год в хуторах и станицах Области войска Донского отмечали по-разному. Елки не ставили, зато готовили брагу и варенники, молодежь устраивала шуточные бесчинства, а старики ходили по домам с кутьей. Иногда праздники совпадали с выборами атамана. Об этом специально для ИА «ДОН 24» рассказала этнолингвист, старший научный сотрудник ЮНЦ РАН Татьяна Власкина.

Новогодье в старину

Традиция отмечать Новый год в привычном сегодня виде появилась у казаков в середине XVIII века, когда на Дону стали складываться собственная земледельческая система и связанная с ней календарная традиция. Так возник казачий зимний праздничный цикл, включающий Рождество и Святки, который лишь отчасти связан с известным нам сегодня новогодьем. Однако он отличался от классического сценария празднования, характерного для Центральной России.

«На Дону, как периферии Российского государства, некоторые элементы классических русских календарных праздников были утрачены. В то же время сохранились некоторые архаические элементы, которые оказались забыты в метрополии, – свидетельствует Татьяна Власкина. – Последовательность совершения обрядов смешивалась, в их ткань впитывались культурные традиции переселенцев, прибывших на Дон из других, и разных, земель. Новгородцы, например, приносили одни традиции, тамбовцы – другие, а черниговцы – третьи. Что-то возникало непосредственно на Дону, отказавшемся на первых порах в свой «вольный» период от отеческого наследия. Здесь древние тексты колядок могли использоваться как колыбельные, а военные песни и строфы старин (былин) могли, наоборот, исполняться при рождественских обходах».

Отмечали по-разному

Единого донского казачьего сценария празднования не существовало. Обряды северных территорий отличались от южных, дельты – от Задонья. Даже в соседних хуторах могли праздновать по-разному.

«До смешного доходит: в одних станицах «настоящие казаки» – это те, кто кутью на Рождество носит, а в других – кто не носит, – говорит Татьяна Власкина. – Например, в некоторых присальских селах до сих пор празднуют Никольщину – день почитания святого Николая зимнего. Он приходится на день зимнего солнцестояния. Селяне всегда с нетерпением ждали праздника, поскольку в этот период варят особый вид горячительного напитка – никольскую брагу и собирают братчину – шумное мужское застолье».

За пределами этой сравнительно небольшой территории о Никольщине вообще никто на Дону не знает. Ни в Новочеркасске, ни в Старочеркасске, ни в Вешенской. Что это за загадка? На Украине св. Микола (св. Николай) – это, своего рода, малороссийский Дед Мороз. В старину в его честь варили пиво, праздновали Миколины святки. Но и в России на Новгородчине говорили: «На Никольщину зови друга, зови ворога – оба будут друзья». И тоже гуляли с пивом и брагой. Так что нельзя сказать точно, откуда пришел этот обычай на Дон и почему прижился так точечно.

Атаман во дворе

Тем не менее были и общие традиции – казаки колядовали, посевали, разносили кутью. По дворам с праздничным повещаньем ходили самые уважаемые люди – почетные старики во главе с атаманом. Это была статусная процедура. Принимать такую компанию у себя дома считалось почетным.

«В казачьей культуре велико значение традиций, связанных с воинской службой, – воинские парады и состязания (демонстрация военной мощи), войсковые панихиды (чествовавшие погибших воинов). Новогодний цикл включал в себя выборы атамана и связанные с этим торжества», – рассказала Татьяна Власкина.

По дворам ходили не только дети, как сейчас, а и взрослые, и даже пожилые казаки. По словам ученых ЮНЦ, ватаги собирались по возрасту и полу. Одни славили хозяев, желали им достатка и счастья в новом году, другие славили Христа, третьи кликали Авсеньку.

Зимние обычаи имели глубокий смысл – Новый год символизировал рубеж, конец старого мира и его новое рождение, восстановление из хаоса. Непременной частью этого периода стали так называемые бесчинства – шуточные театрализованные представления, когда молодежь рядилась, вела себя разнузданно: ребята крали продукты и домашнюю утварь, буянили (например, переворачивали телеги, чтобы перегородить дорогу). А могли затащить каюк (лодку) на крышу дома, забить тряпками трубу, чтобы дым шел в прямо хату.

Ученые считают, что за такими «развлечениями» стоят древние представления. Считалось, что под Новый год наступает хаос, граница миров размыкается и покойники выходят из могил. Ряженые, молодежь изображали нечистую силу, разгулявшуюся раз в год, или покойников, пришедших в гости к родственникам. Их нельзя было гнать или обижать. Наоборот, вся станица должна была ублажать шумных гостей. Их нужно было утихомирить и наградить деньгами, а чаще продуктами.

В святочные дни девчата накрывали стол в хате у какой-нибудь вдовы или жалмерки (солдатки), пели, плясали, гадали на женихов.

«На праздниках молодежь могла, что называется, оторваться, но она никогда не переходила границ. Подобные бесчинства не превращались, как это произошло бы сейчас, в настоящее хулиганство – тогда четко понимали, что можно и когда, а чего нельзя. Настоящая цель новогодних бесчинств – «сыграть» хаос, чтобы потом вернуть мир к порядку», – говорит Татьяна Власкина.

Без елки

Донские казаки елки не наряжали. Традиция ставить и украшать елку пришла на Русь из Германии при Петре I. Причем долгое время это было дворянское и в основном столичное, городское удовольствие. До провинции елка добралась только в преддверии революции, в конце XIX – начале XX веков.

Однако на селе в некоторых районах Ростовской области вплоть до 50-х годов прошлого века елка была только в школе, она была элементом общественного досуга. «Дома елку никто тогда не ставил, – пояснила Татьяна Власкина. – И не только потому, что было сложно найти ее в нашей степной местности. А потому, что не считали нужным – елка не была частью казачьей культуры. Даже на Верхнем Дону, где имелись хвойные насаждения – сосны и ели, – массово наряжать домашнюю елку стали только после Великой Отечественной войны».

В старину новогодний цикл начинался с Рождества, потом отмечался Васильев день (новогодье, 1 января), потом шла Святочная неделя и заканчивалось все Крещением. В этом была своя внутренняя логика.

Когда в 1918 году Россия перешла на григорианский календарь, это внесло сумятицу в среду верующих, в том числе казаков. Перемешались сроки праздников, а Новый год с его обильным мясным столом оказался встроен неудобным образом в середину Рождественского поста: традиционные запреты касались не только пищи, но и этики поведения. Например, в пост были исключены танцы и игры, петь разрешалось только духовные стихи. Это повлияло на состав новогодних блюд, сценарий развлечений и, в конечном счете, для верующих, особенно пожилых, кульминация праздника сместилась на Старый новый год – 13 января.

Когда наступила эпоха государственного атеизма, из новогодних обычаев исчез религиозный подтекст, а народные традиции стали постепенно забываться, остался сам факт наступления Нового года, торжества по этому поводу, и ничего больше. Собственно, таким для большинства жителей Дона этот праздник остается и сегодня.

В плане пользы – лучше готовить каши, в том числе и кутью из цельнозерновой крупы, а не обработанной (шлифованной, хлопьев и т. д.). Потому что при обработке зерен погибают клетчатка и все полезные микроэлементы.

Рождественская кутья: из чего готовить, чтобы было полезно

Кутьятрадиционная славянская каша, которую готовят в канун Рождества, на Крещение и даже в качестве поминального блюда.

«Сегодня» в своем материале пишет, из какой крупы можно приготовить самую полезную кутью.

Кутья из пшеницы или булгура – что лучше?
Кутьей, сочивом (также эту кашу называют еще канун и коливо) считают кашу, приготовленную из цельных зерен пшеницы, также в кутью кладут ячменные зерна. Реже кутью готовят из обработанного пшена и риса. Орехи, мак, сухофрукты, мед или сахар – тоже традиционно добавляют в кутью.

Как отмечает диетолог, врач спортивной медицины и аллерголог, основатель «Диет-центра здорового питания доктора Куща» Александр Кущ, пшеничная крупасамая универсальная. А любимый многими булгур и кус-кус – это «производные» пшеничной крупы, то есть их делают именно из нее. Поэтому кутья из пшеницы или булгура – это больше дело вкуса.

В плане пользы – лучше готовить каши, в том числе и кутью из цельнозерновой крупы, а не обработанной (шлифованной, хлопьев и т. д.). Потому что при обработке зерен погибают клетчатка и все полезные микроэлементы.

Если есть аллергия на пшеничный белок глеадин, который не подходит для людей, не усваивающих глютен (люди с целиакией, но таковых всего 3-4%), то можно приготовить рисовую кутью. Поскольку рис наименее аллергенный, но белый обработанный рис имеет высокий гликемический индекс! Поэтому лучше брать бурый (коричневый), нешлифованный рис.

Вообще, если вы следите за количеством употребляемых калорий или стремитесь похудеть, то обращайте внимание на гликемический индекс продуктов. Это способность углеводов (а каши – это углеводы) поднимать уровень сахара в крови.

А кутья из гречки подойдет, ведь эта крупа полезна?
Гречка, безусловно, одна из лидеров по содержанию полезных витаминов, микроэлементов, особенно железа. Но несмотря на то, что гречневую кашу считают диетическим продуктом, она калорийна – и по своей калорийности превосходит даже картофель!

Как лучше готовить кутью и другие каши?
Если вы не очень любите каши, то возможно рождественская кутья мотивирует вас начать их есть. Потому что каши очень полезны для тех, кто хочет похудеть и поддерживать нормальный вес. Как отмечает диетолог Олеся Добрянская, крупы богаты сложными (медленными) углеводами, а высвобождение глюкозы из круп происходит медленно. Поэтому при потреблении каш и других сложных углеводов замедляется процесс отложения жира.

В крупах много магния, витаминов группы В, поэтому каши хороши и в качестве антистресс-питания. А еще в кашах содержится нужная нам клетчатка, без которой кишечник не сможет нормально работать. Каши лучше не варить, а «томить», так в них сохранится больше полезных веществ. Самый полезный способ для приготовления той же гречки – залить ее кефиром или йогуртом и оставить на ночь.

Диетический вариант – каша на воде, добавление меда или масла способствует набору лишнего веса. Поэтому если следите за фигурой, то лучше готовить каши на воде, без соли, можно со специями.

Чтобы тратить на приготовление как Рождественской кутьи, так и любых каш меньше времени, можно сварить крупу в мультиварке, а можно в кастрюле. Или вообще запарить в термосе. Орехи, фрукты, сухофрукты, которые традиционно добавляют в кутью – полезный лайфхак: их можно добавлять и в другие каши.

Мак заливают кипятком, через час воду сливают и перетирают мак в ступке. Изюм моют и заливают кипятком на 30 минут. Рис отваривают в подсоленной воде и сливают жидкость. Орехи мелко рубят и соединяют все части. Разбавляют кипяченой водой или узваром и подают к столу.

Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво

Кутья – одно из обрядовых кушаний христианства. Ее готовят на большие религиозные праздники (Рождество, Крещение), а также на поминках. Для каждого отмечаемого события готовится разная кутья, отличающаяся по составу в полном соответствии с религиозными ограничениями. В январе, например, в православии используются три различных варианта этого кушанья.

Содержание статьи

В Сочельник варится богатая кутья

В старину для ее приготовления использовали зерна пшеницы, от которых отделяли шелуху. Сейчас в магазинах продается уже очищенная и обработанная пшеница, которая так и называется – «Кутья». Также для приготовления этого блюда можно использовать ячмень или рис.

Основные ингредиенты, входящие в состав кутьи, имеют символическое значение: зерно – это символ воскресшей жизни, мед – сладкой жизни (в благополучии и здоровье), а мак – достатка. Считается, что чем больше компонентов входят в состав кутьи, тем выше будут как урожай, так и достаток в семье.

Богатая кутья из пшеницы

    готовые пшеничные зерна «Кутья» – 1 стакан; мак – 70 г; мед – 1-2 ст. ложки; сахар – 1 ст. ложка; орехи – 50-100 г; изюм – 50 г; сухофрукты – 2 стакана (груши, яблоки, вишня и т. д.); конфеты карамельные – 5-7 шт.

Мак запаривают кипятком, через час воду сливают и добавляют к нему сахар. Смесь перемалывают или в ступке, или блендером. Крупу промывают, заливают 2 стаканами чистой воды и варят в посуде с толстым дном 30-35 минут на медленном огне при закрытой или слегка приоткрытой крышке. Сваренную крупу промывают в дуршлаге. Пока варится каша, готовят узвар. Сухофрукты промывают и высыпают в 2 литра кипящей воды, добиваются возобновления кипения, через 5 минут снимают и охлаждают. Затем отфильтровывают от ягод.

Орехи жарят на сковородке в течение 5-7 минут (до начала золочения), охлаждают и снимают кожицу. Изюм запаривают кипятком на 5-10 минут.

Соединяют в миске нужный объем пшеницы, мак, изюм, добавляют 1-2 ложки меда и перемешивают. Остальную часть каши можно убрать в холодильник. Кашу посыпают орехами и украшают конфетами, цукатами, шоколадом и т. д., заливают узваром и подают к столу.

Богатая кутья из риса

Мак заливают кипятком, через час воду сливают и перетирают мак в ступке. Изюм моют и заливают кипятком на 30 минут. Рис отваривают в подсоленной воде и сливают жидкость. Орехи мелко рубят и соединяют все части. Разбавляют кипяченой водой или узваром и подают к столу.

Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья

В старину обряд приготовления щедрой кутьи был священным и строго регламентированным вплоть до того, кто, что и когда должен был делать. А по готовой кутье гадали. Например, если каша вылезала из горшка или он сам лопался – это к беде, и такую кутью выбрасывали в реку. Если кутья румяная и разваренная – к здоровью (ее съедали утром), бледная и мелкая – к болезням и горю.

Процесс приготовления щедрой кутьи мало чем отличается от такового для богатой. Также варится крупа, запаривается и протирается мак, добавляются изюм, орехи, сухофрукты, узвар и мед. Отличия же в том, что заливать блюдо можно молоком, сливками, даже допустимы несколько ложек коньяка, а готовую кашу дополнительно разрешается сдобрить сливочным маслом или даже смальцем.

В канун Крещения варится голодная кутья

18 января – день строгого крещенского поста. Поэтому кутья должна быть «голодной». Кто-то допускает использование в процессе ее приготовления сухофруктов, но классическая голодная кутья не содержит ничего, кроме крупы и меда.

Приготовить ее также можно из пшеницы, риса, ячменя. Но сваренную кашу разводят только медовым сиропом (1 часть меда, 2 – воды), после чего доводят до кипения на медленном огне.

Предлагаем вам еще один Рецепт кутьи – с булгуром. Для этого блюда нудно брать крупное цельное зерно. Готовится булгур быстрее и проще обычной пшеницы, его не нужно замачивать.

Голодная кутья: когда подавать и как готовить

В Крещенский Сочельник кутью принято готовить в третий и последний раз в году. 19 января православные христиане отмечают Крещение Господне – это праздник, соединивший в себе религиозные и народные традиции. Вечер накануне называется Крещенский сочельник. В этот день принято придерживаться строгого поста, молится. А вечером на стол ставят различные постные блюда, главное из которые – голодная кутья.

К ужину всегда подают только постные блюда, и их не обязательно должно быть 12. Это могут быть всевозможные вареники, грибы, тушеная капуста, картофель, печеная или жаренная рыба, борщ с фасолью, блины, узвар. К столу садятся после молитвы и глотка святой воды.

После этого пробуют “голодную” кутью. Ее отличия от других рецептов в том, что “оригинал” готовили только из пшена с подсластителем (медом или узваром), иногда добавляли мак. Но сейчас этой традиции все чаще не придерживаются и готовят блюдо с любимыми “наполнителями”, главное, чтобы кутья была без сливочного масла, молока, сливок – любых продуктов животного происхождения.

Предлагаем вам еще один Рецепт кутьи – с булгуром. Для этого блюда нудно брать крупное цельное зерно. Готовится булгур быстрее и проще обычной пшеницы, его не нужно замачивать.

Крупу промыть до прозрачной воды и отварить в подсоленной воде в пропорции 1:2 до мягкости (примерно 20 минут). Остудить готовый булгур. Изюм и мак залить кипятком на 20 минут, орехи порубить ножом. Распаренный мак растереть в ступке или измельчить в блендере (кофемолке), смешать с медом. В отдельной емкости смешать все ингредиенты для кутьи. Переложить в посуду для подачи.

Пусть в Крещенский сочельник чистая святая вода смоет печали и невзгоды, а первая звезда зажжется, став символом новых побед.

Основной ингредиент любой кутьи — зёрна. Наши предки готовили блюдо из хорошей пшеницы. Пшеница, она же полба – это символ рождения к вечной жизни. Второй важный продукт: мёд. Он «говорит» о сладости жизни райской.

Как правильно готовить кутью: рецепты для праздников и поминальное сочиво

Традиция есть кутью зародилась ещё в Византии. Имя блюда было— kollyba, в нашей вариации звучит, как коливо.

Именно этому блюду обязано своим происхождением наименование дней накануне праздников Крещения и Рождества Христова — сочельников. Это дни строгого поста перед наступлением Великого праздника. Церковный устав предписывает постную пищу: сытное блюда из злаков, размоченных в воде с мёдом. Сочиво, ещё одно название этой «каши».

Кутья же от украинского слова «кут» – угол, ведь миска с кутьей в праздничные дни должна была стоять на «покутье» – в почетном святом углу хаты, который размещался по диагонали от печи.

Основной ингредиент любой кутьи — зёрна. Наши предки готовили блюдо из хорошей пшеницы. Пшеница, она же полба – это символ рождения к вечной жизни. Второй важный продукт: мёд. Он «говорит» о сладости жизни райской.

В более поздние времена в сочиво стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи.

Кроме пшеницы, блюдо можно готовить из ячменя, пшена, чечевицы. Сейчас, чаще всего сочиво делают с рисом.

От богатой до чёрной

Существует несколько видов кутьи – в зависимости от того, в какой день она должна попасть на стол. Перед Рождеством готовят богатую кутью (с цукатами, сухофруктами, на узваре), перед Старым Новым годом — щедрую (сухофрукты, орехи), накануне Крещения — голодную (изюм да рис с мёдом). Четвертый вид кутьи — черная. Готовят её на поминки. От голодной отличается добавлением мака.

Также, вы можете добавить тертую цедру лимона или апельсина, тогда вкус будет более ярче и насыщеннее. Мед или сахар всыпайте по желанию.

Рождественская кутья из пшеницы — 5 простых и вкусных рецептов

Всем привет. Уже совсем скоро Рождество Христово, и сегодня предлагаю приготовить правильную традиционную пшеничную кутью. Ведь по правилам, ее варят именно из пшеницы, и заправляют узваром из сухофруктов.

В святой вечер на кануне Рождества, накрывают стол, состоящий из 12 блюд, чтобы год был удачный во всех сферах, то есть, все 12 месяцев, прошли успешно. Еще символизирует 12 апостолов которые участвовали в тайной вечере.

В центре праздничного стола размещают кутью, это главное блюдо вечера, и именно с него начинают трапезу. И лишь потом кушают все остальные блюда.

Каждая хозяйка старается сделать свое сочиво не только вкусным, но и красивым. Ведь все не просто так. Люди верят, чем богаче и вкуснее будет главное блюдо, тем успешнее и богаче будет следующий год.

Украшать блюдо можно конфетами, цукатами, вареньем, вишнями и другими ягодами из компота, а также, замороженными ягодами. Можно украсить мармеладом, желейными конфетами и сухофруктами с орехами. Очень красиво смотрится, если украсит дольками апельсина или мандарина.

Как варить пшеницу на кутью, чтобы она была мягкой

Отваривать можно пшеницу без замачивания, а можно часа на 4 залить холодной водой чтобы покрыла крупу.

1. Пшеницу залить водой примерно на 4-5 часов, так крупа быстрее свариться, но можно варить пшеницу без замачивания, просто вариться будет чуть дольше.

Купить крупу можно на рынке или в магазине, на пакетах так и написано «крупа или пшеница для приготовления кутьи».

2. Затем воду сливаем, крупу промываем проточной водой. Всыпаем в кастрюлю, и заливаем водой. Если говорить о пропорциях пшеницы и воды, то нужно брать 1:3. Если у вас стакан крупы, то вливаем 3 стакана воды.

3. Ставим на плиту и включаем огонь. Доводим до кипения и снимаем пенку. Огонь убавьте на минимальный, но чтобы продолжался процесс кипения.

Пенку снимаем обязательно, и следим, чтобы при кипении «не побежало через верх», особенно когда закрыта крышка.

4. Крышку обязательно накройте, и продолжайте варить до готовности, обычно на это уходит минут 30, и 40, если вы не замачивали водой. Но в любом случае, пробуем на вкус. Она может быть жесткая, но не сырая.

5. Пшеница сварилась, вот так она выглядит. После чего огонь выключаем, и накрываем плотно крышку, оставляя еще минут на 15 под закрытой крышкой.

Дополнительно даем «напариться» крупе, чтобы она стала мягче.

После чего вареную кашу следуем остудить. Можно пересыпать в другую емкость, или вынести кастрюлю на улицу, на балкон. Или оставить остывать в комнате.

Вкусная рождественская кутья из пшеницы с маком и изюмом

Самая вкусная пшеничная каша с маком, который запаривают и измельчают.

1. Сварите крупу, и остудите, рецепт находится выше. Изюм перебираем, добавляем в миску, и заливаем кипятком. Оставьте на минут 8, после слейте воду, а изюм выложите на бумажное полотенце и обсушите.

2. Мак засыпаем в кастрюлю, заливам горячей водой, и провариваем 5 минут. После этого снимите его с огня, и слейте жидкость.

3. Перетрите его в ступке или измельчите через блендер.

4. Орехи можно брать любые, в том числе и грецкие. Для вкуса их можно немного подсушить на сухой сковороде. И измельчить ножом, или поломать на кусочки руками.

5. В остывшую крупу добавляем изюм, мак, орехи, и заливаем все медом. Если мед закристаллизовался, засахарился, его можно растопить на водяной бане.

Можно добавить цедру цитрусовых в кашу, она будет более ароматной и вкусной. Но цедру добавляем по желанию, снимая только верхнюю ее часть, при этом, хорошо обработав фрукты.

5. Все перемешайте и попробуйте на вкус, если сладости достаточно, выкладываем в глубокую тарелку и украшаем по желанию.

Рождественская кутья из пшеницы с медом и маком готова, но кушать ее нужно только тогда, когда появится первая звезда на небе, то есть, вечером.

Богатая рождественская кутья из пшеницы с узваром

Рецепт без меда, с сахаром, подойдет для тех у кого нет меда, или кто его не ест. Сахар можете класть по вкусу.

1. Отварите пшеницу и остудите, на 4 стакана крупы нужно 12 стаканов воды, остудите. Залейте изюм и курагу кипятком на 5 минут, обсушите и измельчите. Можно еще залить водой чернослив, и также добавить в кашу.

2. Мак залейте кипятком на 5 минут, слейте воды и измельчите. Или добавьте без замачивания. Всыпьте мак и сахар, и залейте все литром узвара (компот из сухофруктов).

3. Все хорошо перемешайте, и попробуйте. Если по сладости вас все устраивает, то можете подавать оформив в красивой посуде.

Простая кутья на Рождество из пшеницы с цукатами

Можно кушать обрядовую кашу 6 января вечером, и 7 января. 7, также, утром начинаем трапезу с главного угощения.

1. Пшеницу готовлю без замачивания, хорошо промыв, поместив в сотейник, заливаю водой 1:3, и провариваю 40 минут под крышкой на медленном огне, снимая пену и помешивая.

2. Крупу остужаем, и добавляем цукаты, орехи и изюм по вкусу, перемешиваем и заливаем заранее сваренным узваром.

3. Перекладываем в мисочку, красиво украшаем, и подаем к столу. Украшаем дольками цитрусовых и цукатами.

Также, вы можете добавить тертую цедру лимона или апельсина, тогда вкус будет более ярче и насыщеннее. Мед или сахар всыпайте по желанию.

Друзья, самая правильная кутья из пшеницы, хотя варят сейчас из разных круп.

Пшеничная кутья с замороженными ягодами и компотом

Это быстрый способ приготовления, когда нет времени, можно оформить все быстро и просто.

    1 стакан пшеницы 1/2 стакана компота с банки (вишневого, клубничного и пр.) 100 грамм изюма 50 грамм орехов 3 ложки меда мак по вкусу и желанию замороженные ягоды клюквы или брусники

Отвариваем крупу, заливаем компотом, добавляем сухофрукты и орехи. Мед кладите по вкусу, перемешиваем, и добавляем ягоду.

Видео рецепт правильной кутьи (сочиво) из пшеницы

Блюдо называют сочивом, так как подается оно в рождественский сочельник.

Предлагаю вам видео, нажав на кнопку в центре вы можете запустить его к просмотру.

Можно придумать разные сочетания сладких продуктов, и разное украшение для блюда. Очень красиво оформлять ягодами, например из вишни в собственном соку.

Добавляют в блюдо курагу и изюм, мак и орехи, а также инжир и вяленый чернослив. Заливать можно узваром или компотом из банки. Из сладкой составляющей может быть мед или сахар.

Очень вкусно получается кутья из пшеницы с цедрой апельсина или мандарина, но мандарин он не такой как апельсин, с ним вкуснее. С лимонной цедрой, тоже интересно, но на любителя. Таким образом, и украсить можно дольками цитрусовых, в том числе и дольками грейпфрута или свити.

Выкладывают в глиняную тарелку. Ужин начинают с главного блюда, поэтому приготовьте столько ложечек, сколько у вас гостей, чтобы каждый гость мог попробовать ваше кулинарное произведение искусства.

Всех поздравляю с наступающим Рождеством Христовым! Мира, счастья и добра вашему дому!

Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. Обращаясь к христианским идеям, стоит отметить, что проведение поминальной церемонии связано не только с желанием близких отдать дань памяти покойному, но и служит напоминанием о Создателе и установленном им миропорядке. В основу церемонии положена идея о существовании двух сторон жизни: земной и божественной. При этом первая мимолетна, а вторая – вечна, и именно ей отводится главенствующая роль. Проведение поминок по усопшему служит для всех его родных напоминанием о принципах мироздания, которые являются основой православной веры. Утрата близкого и встреча лицом к лицу со смертью позволяет человеку подумать и переосмыслить многие важные вещи, а кутья становится одним из инструментов «напоминания» о законах всего сущего и важным символическим узлом.

Кутья – главное поминальное блюдо. История и рецепты

Кутья, также ее часто называют «кутия», – традиционное поминальное блюдо, характерное для православных традиций. Широкая распространенность кутьи у христиан по всему миру привела к появлению множества рецептов этого блюда. Поминальная закуска готовится из одной или нескольких круп, чаще всего – риса. Существуют и рецепты кутьи из ячменя и пшеницы. В приготовленную кашу могут добавляться сухофрукты (чернослив, курага, сушеные яблоки или изюм), а также орехи и мед.

Кутью часто путают с другим блюдом православной кухни – коливом. Рецепты кушаний очень похожи, единственное их различие состоит в назначении. Так кутью принято подавать на поминках, а коливо является основной пищей, употребляемой православными христианами в дни Великого поста.

Традиционная поминальная трапеза

Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. Обращаясь к христианским идеям, стоит отметить, что проведение поминальной церемонии связано не только с желанием близких отдать дань памяти покойному, но и служит напоминанием о Создателе и установленном им миропорядке. В основу церемонии положена идея о существовании двух сторон жизни: земной и божественной. При этом первая мимолетна, а вторая – вечна, и именно ей отводится главенствующая роль. Проведение поминок по усопшему служит для всех его родных напоминанием о принципах мироздания, которые являются основой православной веры. Утрата близкого и встреча лицом к лицу со смертью позволяет человеку подумать и переосмыслить многие важные вещи, а кутья становится одним из инструментов «напоминания» о законах всего сущего и важным символическим узлом.

Символы кутьи

Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам.

Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.

История рецепта и символики кутьи

Исследователи утверждают, что рецепт такого блюда как кутья существует уже не одно тысячелетие. Само название блюда дословно означает «вареная пшеница», оно восходит, согласно заверениям лингвистов, к дохристианской эпохе и берет свое начало из греческого языка. Тем не менее, к традиционному рациону жителей древнегреческих государств данное блюдо не относилось. Считается, что изначально эта каша из зерновых была частью поминального ритуала у языческим племен и несла определенный смысл: попробовав кутию человек постигал грань между смертью и жизнью, ему открывался божественный смысл бытия. Не просто так был выбран и основной ингредиент для приготовления этого блюда, ведь даже после сбора урожая зерно способно долгие месяцы сохранять внутри себя жизнь для последующего цикла существования. По этой же причине у древних язычников блюдо «коливо» готовилось не только для поминания усопших, но и в качестве праздничного яства на свадьбы и по случаю рождения детей.

Считается, что этот древний языческий обычай был сохранен с переходом греков к христианству, а затем распространился вместе с ростом числа последователей православной веры.

Рецепт поминальной кутьи

Процесс приготовления кутии несколько видоизменился по прошествии тысячелетий: если изначально блюдо готовилось из зерен пшена, то в наши дни более распространенным считается рецепт каши из риса.

Кутия «традиционная» на рисовой крупе

Для приготовления поминального угощения потребуется:

Перед приготовлением кутии следует хорошенько пропарить рис. Затем крупу промывают проточной водой, чтобы избавить ее от клейкости. В отличии от других рисовых каш, кутья должна быть рассыпчатой.

Подготовленная рисовая крупа опускается в прохладную воду так, чтобы жидкость полностью покрывала рис, и ее уровень был примерно на пару сантиметров выше. Кастрюля с будущей кутьей ставится на огонь средней мощности.

После закипания кашу оставляют некоторое время «потомиться» на медленном огне.

Высушенные фрукты, которые будут использованы в приготовлении блюда, сперва хорошо промывают водой. После этого сухофрукты на несколько минут заливают кипятком, выкладывают на чистую сухую поверхность и мелко нарезают по мере остывания.

В готовый рис, помешивая, добавляют мед. После этого кашу хорошо перемешивают, чтобы рис пропитался сладостью.

Сладкая крупа смешивается с подготовленными сухофруктами и измельченными орехами.

Поминальную кашу подают в глубоких тарелках, предварительно украсив блюдо свежими или высушенными фруктами.

Кутия «щедрая» на пшеничном зерне

Более старинным считается рецепт кутьи на основе пшеницы. Для того, чтобы приготовить такое поминальное блюдо, потребуются следующие ингредиенты:

Промыть зерна пшена и замочить их на несколько часов в чистой холодной воде (желательно оставить на ночь). Из подготовленной крупы приготовить кашу: залить зерно водой так, чтобы ее уровень был на 1-2 см выше, а затем варить на среднем огне до тех пор, пока не выпарится лишняя жидкость.

Миндальные орехи ошпаривают кипятком, чтобы очистить их от шелухи. После этого ореховые ядра измельчают ножом.

Изюм следует залить горячей кипяченой водой и оставить на 5 минут. После этого сухофрукт нарезается на небольшие кусочки.

В емкость с маком необходимо добавить небольшое количество кипятка и закрыть ее крышкой, чтобы семена набухли. Затем готовые семена протирают до кашеобразного состояния в ступке или блендере.

Готовую пшеничную кашу подслащивают медом, соединяют с другими ингредиентами и хорошо перемешивают.

Отваривать можно пшеницу без замачивания, а можно часа на 4 залить холодной водой чтобы покрыла крупу. 5. Все перемешайте и попробуйте на вкус, если сладости достаточно, выкладываем в глубокую тарелку и украшаем по желанию..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии