Кутья в армении как называется

Сить – у славян это означает “пища”, “еда”. В стародавние времена зерновые блюда имели важное значение и являлись основной пищей.

Содержание
  1. Кутья: история происхождения названия. Кто должен готовить блюдо
  2. Коливо, сочиво, сить
  3. Традиционная кутья
  4. Кто должен готовить кутью
  5. Как отмечают рождество в Армении
  6. Рождество в Армении
  7. Рождество в Армении отмечается на день раньше даты, принятой в русской традиции – 6 января.
  8. Хаш: как и когда появилось это знаменитое армяское блюдо, что означает его название
  9. Что значит слово хаш
  10. Как появился хаш
  11. Хаш сегодня
  12. Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво
  13. Содержание статьи
  14. В Сочельник варится богатая кутья
  15. Богатая кутья из пшеницы
  16. Богатая кутья из риса
  17. Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья
  18. В канун Крещения варится голодная кутья
  19. История и символизм кутьи
  20. История кутьи
  21. Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
  22. Символизм кутьи
  23. Поверья связанные с кутьей
  24. Канунная (праздничная) кутья
  25. Кутья рождественская
  26. Новогодняя кутья
  27. Кутья крещенская
  28. Православная кутья
  29. КАК ПРАЗДНУЮТ РОЖДЕСТВО В АРМЕНИИ
  30. Кутья на Рождество 2022: Рождественская кутья на 6 и 7 января, какой вид кутьи выбрать? История блюда, традиции, рецепты
  31. История возникновения кутьи
  32. Разновидности кутьи и символизм ингредиентов
  33. Рождественская кутья
  34. Традиции приготовления кутьи

Кутья: история происхождения названия. Кто должен готовить блюдо

Кутья – это праздничное блюдо, которое готовится для некоторых христианских обрядов и в Рождественский сочельник. Встречаются и другие названия этого зернового блюда – канун, коливо, сочиво, сыть. Названия разные, и их происхождение – тоже. Откуда же пошли эти слова?

Коливо, сочиво, сить

Коливо – одно из древнейших названий кутьи. Оно происходит со времен Древней Греции и Рима. Античные люди делали поминальные кушанья из зерна и фруктов. Это рассыпчатая каша с кусочками фруктов, которая занимала почетное место на столе.

Сочивоназвание происходит от слов “сок”, “сочиться”. Это полужидкая кутья (каша) у древних славян.

Сить – у славян это означает “пища”, “еда”. В стародавние времена зерновые блюда имели важное значение и являлись основной пищей.

Традиционная кутья

Современные рецепты кутьи не так уж сильно отличаются от рецептов прошлых веков. По славянской традиции, кутью готовят из зерен пшеницы, но можно также использовать рис. Сейчас кутья – это полужидкая каша (сочиво) с изюмом, маком и орехами. Для ее приготовления сначала отваривают крупу, а затем разбавляют ее водой с медом или узваром с медом, добавляют орешки, мак и сухофрукты.

Кто должен готовить кутью

По христианским традициям, кутью должна готовить хозяйка домаобязательно женщина. Это блюдо должно состоять из трех частей: зерна, сладкой жидкости и добавок. Подают кутью в Сочельник ( у православных 6 января), когда на небе взойдет первая звезда и вся семья соберется за столом. Традиционно на этом семейном ужине должно быть ровно12 блюд. Остатки пиршества не убирают со стола, а оставляют для душ покойных родственников.

Число блюд на столе равняется 12 по количеству апостолов, и этот ужин символизирует христианские традиции в ожидании чуда – Рождества Господня. Каждый из присутствующих на ужине должен попробовать хотя бы по кусочку от каждого блюда, которые должны быть постными, а начинают вечерю (ужин) именно с кутьи.

5 января в освещенных светом лампад и свечей церквях начинают служить Святую Литургию Чракалуйца – литургию Сочельника. Верующие уносят с собой горящие лампады и свечи, олицетворяющие свет Вифлеемской звезды, указавшей дорогу волхвам к младенцу Христу, веря и надеясь, что все беды останутся позади.

Как отмечают рождество в Армении

Армения – первая страна, принявшая христианство (301г.). Более 90 % процентов населения Армении – христиане. Неудивительно, что к этому празднику армяне готовятся особенно трепетно.
Следует отметить, что Армянская церковь – единственная в мире, отмечающая Рождество, Богоявление и Крещение – 6 января, в то время как другие церкви отмечают этот праздник 25 декабря либо 7 января. Этот факт объясняется тем, что с 5 в. многие христианские церкви разделили эти два праздника, Рождество Христово и Крещение, армяне же, будучи приверженцами традиций, сохранили древний обычай.

5 января в освещенных светом лампад и свечей церквях начинают служить Святую Литургию Чракалуйца – литургию Сочельника. Верующие уносят с собой горящие лампады и свечи, олицетворяющие свет Вифлеемской звезды, указавшей дорогу волхвам к младенцу Христу, веря и надеясь, что все беды останутся позади.

Следующее утро (6 января) начинается с того, что все верующие с домочадцами приходят в церковь на Рождественскую Литургию и Святое Причастие. Несмотря на то, что богослужение проходит во всех церквях, Армянская Апостольская Церковь в Эчмиадзине является местом притяжения, служба проходит особенно торжественно.
Напомним, Эчмиадзин (дословный перевод с армянского – “Место сошествия Единородного”) – монастырь, построенный непосредственно после принятия христианства во время правления Трдата III. Эчмиадзин является духовным центром Армянской Апостольской Церкви, а также резиденцией Патриарха.
рождество в армении
По завершению службы воду освящают Библией, крестом и священным миром. Освящение водыпамять о крещении Иисуса Христа в реке Иордан. Верующим раздается священная вода, которую люди приносят домой. Священная вода – целебное средство, способное излечить телесные и душевные недуги. Прихожане окропляют углы своего жилища, бережно хранят священную воду, способную уберечь хозяев от злого духа.
Верующие здороваются друг с другом, говоря: “Христос воскрес” – “Воистину воскрес” (дословно “Христос родился и нам явился. Благословенно явление Христово!”).
Всю неделю до Рождества верующие постятся. Но праздничный стол армян не только обильный, но и красиво украшенный. На Рождество принято собираться за праздничным столом всей семьей, в торжестве принимают участие родные и близкие семьи. Традиционно праздничное меню состоит из отварной рыбы (олицетворение Христа), плова с изюмом и сухофруктами (рис – олицетворение человечества, изюм и курага олицетворяет народ, проповедовавший веру Господню), разнообразные блюда из отварной, тушеной и свежей зелени (олицетворяет плодовитость и порождение новой жизни), из сладостей на стол подается гата, которую разделяют на 12 частей, символизирующих 12 месяцев года. Обязательно на столе должно быть красное вино, олицетворяющее пролитую за человеческие грехи кровь Иисуса Христа. Зачастую праздничный стол христиан украшают такие блюда, как долма, ариса, воспнапур.
На следующий после Рождества день люди посещают могилы своих усопших родственников (“Мерелоц”), как бы приобщая своих усопших близких к светлому празднику Рождества Христова.

Когда плов будет наполовину готов, добавляем в него айву и томатную пасту, разведенную с водой. Ставим плов в разогретую до 180-200 градусов духовку на 1-1,5. Готовый плов раскладываем по тарелкам вместе с айвой.

Рождество в Армении

Рождество в Армении отмечается на день раньше даты, принятой в русской традиции – 6 января.

И это не случайно. На протяжении многих веков в Армении формировались традиции и обычаи, тесно связанные с древней историей христианства в этой стране. Сегодня они стали визитной карточкой армянского народа. Открытые, добродушные, но в то же время очень вспыльчивые и темпераментные, армяне трепетно относятся к своим традициям, так что даже в условиях современного мира им удается отмечать все священные христианские праздники, в том числе, конечно, и Рождество.

То что Рождество в Армении празднуется на один день раньше, чем в России, объясняется опять же древней традицией. Дело в том, что еще до V века Рождество Христово и Крещение во многих христианских странах традиционно отмечалось в одно и тоже время – в ночь с 5 на 6 января. Но в дальнейшем некоторые Церкви изменили эту традицию, разделив празднование двух этих великих событий и учредив два отдельных праздника. Армянская жеЦерковь сохранила старинный обычай.

«Чрагалуйц» – так называется канун Рождества в Армении, отмечаемый 5 января. В это время верующие приносят из храмов в свой дом рождественский огонь. Он символизирует свет Вифлеемской звезды, который указал волхвам дорогу к младенцу Христу.

Утром следующего дня все собираются семьями на Рождественскую Литургию и Святое Причастие. Самое торжественное и многолюдное богослужение проходит в Эчмиадзине (буквально «Место сошествия Единородного»). Это древнейший монастырь, который был построен сразу после принятия Арменией христианства при царе Трдате III в 301-303 гг. Здесь располагается центр Армянской Апостольской Церкви: резиденция Патриарха, духовные школы и так далее.

После службы проводят Великое освящение воды в память о Крещении Иисуса Христа в реке Иордан. Вода освящается Библией, крестом и священным миром. Затем ее раздают прихожанам. Освященная вода будет служить для исцеления от телесных и душевных недугов.

Как и в России, Рождество в Армении является семейным праздником, который собирает родных и близких за богато накрытым праздничным столом. Подают по традиции рыбу, которая с древности является символом христианства. Также принято угощать плавом (пловом): рис олицетворяет человечество, а изюм – избранных, которых выбрал Господь для продолжения своего дела. В Рождественскую ночь со словами «Христос родился и нам явился! Вам и нам благая весть!» поднимаются бокалы с красным сухим вином.

Часто можно на столах встретить такое блюдо как толма или долма (оно чем-то похоже на голубцы). Готовят и арису, айлазан, воспнапур и многие другие лакомства.

Настоящая Армянская долма готовиться из виноградных листьев, однако современные хозяйки готовят и из обычных капустных. В любом случае, по вкусу это блюдо отличается от голубцов.

Ингредиенты:
Фарш (баранина и говядина) — 1 Килограмм
Виноградные листья — 500 Грамм
Рис — 200 Грамм
Яйцо – 2 Штуки
Лук — 2 Штуки
Свежая зелень (базилик, кинза) — 1 Пучок
Сушеная зелень (укроп, рейган, петрушка) — Не менее 2х столовых ложек
Сливочное масло — 30 Грамм
Соль — По вкусу
Перец — По вкусу

Описание приготовления:
Чтобы приготовить армянскую долму, нужно начать с обработки виноградных листьев. Дело в том, что их надо продержать в горячей воде, чтобы они продезинфицировались и приобрели мягкость.

Далее следует заняться фаршем. Нужно добавить в него лук, предварительно его пассировав. Засыпать рис (заранее промытый) и положить яйца. Мелко порубить зелень и отправить ее к мясу. Не забудьте специи и сушеную зелень. Все тщательно перемешиваем.

После этого заворачиваем фарш в листья и выкладываем в кастрюлю с глубоким дном.

Заливаем кастрюлю водой, закрываем крышку и варим до готовности на среднем огне.

Плав бывает разных видов. Все зависит от предпочтений. Например, можно заменить традиционный изюм в плаве айвой. Этот фрукт отличается невероятным ароматом и чуть терпким вкусом, он отлично сочетается с мясом и при этом не добавляет ему сладости.

Свинина — 1 Килограмм
Рис — 700 Грамм
Лук репчатый — 4 Штуки
Морковь — 1 Штука
Айва — 10 Штук
Паста томатная — 5-6 Столовых ложек
Масло растительное — По вкусу
Лавровый лист — По вкусу
Соль — По вкусу
Перец черный молотый — По вкусу

Описание приготовления:
При выборе мяса лучше остановится на кусочке с достаточным количеством жира, так плов будет гораздо вкуснее. Нарезаем мясо на небольшие кусочки и обжариваем на сковороде с добавлением масла.

Жарим мясо до золотистого цвета, а затем выкладываем на сковороду нарезанный кубиками лук. Морковь трем на крупной терке и так же выкладываем на сковороду, жарим все вместе еще 1-2 минуты.

Теперь выкладываем предварительно промытый рис и перемешиваем все ингредиенты. Вливаем воду так, что она на пару сантиметров была выше риса. Добавляем соль, лавровый лист и черный молотый перец.

Когда плов будет наполовину готов, добавляем в него айву и томатную пасту, разведенную с водой. Ставим плов в разогретую до 180-200 градусов духовку на 1-1,5. Готовый плов раскладываем по тарелкам вместе с айвой.

Армянский народ известен своим гостеприимством и теплотой. Порой туристы специально приезжают, чтобы именно в это душевной, домашней обстановке отпраздновать Рождество Христово. Люди в Армении хранят и берегут свои традиции, так как именно они объединяют весь народ.

Время сытного и наваристого армянского хаша – холодная часть года. Примерно с середины октября и до самой весны. С пиком потребления в Новый год. А еще при потреблении хаша армяне традиционно не говорят длинных тостов – может быстро остыть горячее блюдо.

Хаш: как и когда появилось это знаменитое армяское блюдо, что означает его название

Всем барэв, дорогие читатели! Одним из самых знаменитых блюд армянской кухни по праву считается хаш – особый жидкий горячий суп. Давайте же узнаем о хаше подробнее.

Итак, Хаш (խաշ). Особое армянское горячее кушанье из рубца и говяжьих ног, с пряностями и чесноком. По консистенции напоминает горячий русский холодец.

Что значит слово хаш

Название этого старинного блюда происходит от армянского глагола Խաշել [хашел] – варить. То есть, его название означает – То, что варят, варево. Современное наименование блюда в форме Хаш упоминается в армянской книге «Эфимерта» XVII столетия.

Как появился хаш

Как считается, хаш появился где-то примерно около 1,5-2 тысячи лет, а то и прежде, на Армянском нагорье.

Знаменитый кулинар Вильям Похлебкин называл хаш одним из древнейших армянских блюд и одним из старейших мировых кушаний в принципе. Похлебкин полагал: хаш возник изначально как лекарственное средство, что должно было восполнить силы заболевшего человека, согреть его в зимнюю стужу.

Впервые в армянской литературе хаш упоминается в знаменитой книге-лечебнике «Утешение при лихорадках» ( (Ջերմանց մխիթարություն, Джерманц мхитарутюн, 1184 год) медика Мхитара Гераци, в форме «хашой» или «хашу». В главе «Об однодневной лихорадке из-за простуды» читателям рекомендуется вкушать «хашой» из мяса козлёнка. А глава «Об однодневной лихорадке из-за забот и скорби» советует поесть «хашу» из ступней молодого козлёнка.

Кстати, армянские врачи, случаются, и ныне прописывают хаш в качестве лекарственного средства при разного рода простудах и лихоманках, упадке сил.

Хаш сегодня

Время сытного и наваристого армянского хаша – холодная часть года. Примерно с середины октября и до самой весны. С пиком потребления в Новый год. А еще при потреблении хаша армяне традиционно не говорят длинных тостов – может быстро остыть горячее блюдо.

Хаш обычно едят компанией армянские мужчины, ранним утром в воскресенье. Ибо блюдо тяжелое очень, переварить не так просто. После вкушения хаша едоку лучше всего отправиться на отдых, сон.

Приглашение на хаш – высочайшая честь для любого гостя армянской семьи.

Сегодня хаш в Армении подается буквально повсюду – от крутых ереванских ресторанов до небольших кафе в провинции . Особо выделяется хаш, что готовят в ресторанчике на вершине горы Арагац.

Однако лучшим хашем все же считается тот, что готовят дома. И да, едят хаш традиционно лавашом, макая его гущу. Хотя ныне все же некоторые люди вкушают это блюдо и ложками.

В Армении существует интересная традиция. Если дорожный полицейский ловит выпившего во время хаша мужчину, то непременно обязан того отпустить. Такой вот обычай!

18 января – день строгого крещенского поста. Поэтому кутья должна быть «голодной». Кто-то допускает использование в процессе ее приготовления сухофруктов, но классическая голодная кутья не содержит ничего, кроме крупы и меда.

Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво

Кутья – одно из обрядовых кушаний христианства. Ее готовят на большие религиозные праздники (Рождество, Крещение), а также на поминках. Для каждого отмечаемого события готовится разная кутья, отличающаяся по составу в полном соответствии с религиозными ограничениями. В январе, например, в православии используются три различных варианта этого кушанья.

Содержание статьи

В Сочельник варится богатая кутья

В старину для ее приготовления использовали зерна пшеницы, от которых отделяли шелуху. Сейчас в магазинах продается уже очищенная и обработанная пшеница, которая так и называется – «Кутья». Также для приготовления этого блюда можно использовать ячмень или рис.

Основные ингредиенты, входящие в состав кутьи, имеют символическое значение: зерно – это символ воскресшей жизни, мед – сладкой жизни (в благополучии и здоровье), а мак – достатка. Считается, что чем больше компонентов входят в состав кутьи, тем выше будут как урожай, так и достаток в семье.

Богатая кутья из пшеницы

    готовые пшеничные зерна «Кутья» – 1 стакан; мак – 70 г; мед – 1-2 ст. ложки; сахар – 1 ст. ложка; орехи – 50-100 г; изюм – 50 г; сухофрукты – 2 стакана (груши, яблоки, вишня и т. д.); конфеты карамельные – 5-7 шт.

Мак запаривают кипятком, через час воду сливают и добавляют к нему сахар. Смесь перемалывают или в ступке, или блендером. Крупу промывают, заливают 2 стаканами чистой воды и варят в посуде с толстым дном 30-35 минут на медленном огне при закрытой или слегка приоткрытой крышке. Сваренную крупу промывают в дуршлаге. Пока варится каша, готовят узвар. Сухофрукты промывают и высыпают в 2 литра кипящей воды, добиваются возобновления кипения, через 5 минут снимают и охлаждают. Затем отфильтровывают от ягод.

Орехи жарят на сковородке в течение 5-7 минут (до начала золочения), охлаждают и снимают кожицу. Изюм запаривают кипятком на 5-10 минут.

Соединяют в миске нужный объем пшеницы, мак, изюм, добавляют 1-2 ложки меда и перемешивают. Остальную часть каши можно убрать в холодильник. Кашу посыпают орехами и украшают конфетами, цукатами, шоколадом и т. д., заливают узваром и подают к столу.

Богатая кутья из риса

Мак заливают кипятком, через час воду сливают и перетирают мак в ступке. Изюм моют и заливают кипятком на 30 минут. Рис отваривают в подсоленной воде и сливают жидкость. Орехи мелко рубят и соединяют все части. Разбавляют кипяченой водой или узваром и подают к столу.

Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья

В старину обряд приготовления щедрой кутьи был священным и строго регламентированным вплоть до того, кто, что и когда должен был делать. А по готовой кутье гадали. Например, если каша вылезала из горшка или он сам лопался – это к беде, и такую кутью выбрасывали в реку. Если кутья румяная и разваренная – к здоровью (ее съедали утром), бледная и мелкая – к болезням и горю.

Процесс приготовления щедрой кутьи мало чем отличается от такового для богатой. Также варится крупа, запаривается и протирается мак, добавляются изюм, орехи, сухофрукты, узвар и мед. Отличия же в том, что заливать блюдо можно молоком, сливками, даже допустимы несколько ложек коньяка, а готовую кашу дополнительно разрешается сдобрить сливочным маслом или даже смальцем.

В канун Крещения варится голодная кутья

18 января – день строгого крещенского поста. Поэтому кутья должна быть «голодной». Кто-то допускает использование в процессе ее приготовления сухофруктов, но классическая голодная кутья не содержит ничего, кроме крупы и меда.

Приготовить ее также можно из пшеницы, риса, ячменя. Но сваренную кашу разводят только медовым сиропом (1 часть меда, 2 – воды), после чего доводят до кипения на медленном огне.

В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.

История и символизм кутьи

Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.

Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т. д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.

История кутьи

Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.

В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.

Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.

Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «Родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.

Символизм кутьи

Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.

Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.

Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.

В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.

Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.

Поверья связанные с кутьей

А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «Богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.

Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.

Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.

Канунная (праздничная) кутья

Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.

Кутья рождественская

Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.

Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.

А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.

Новогодняя кутья

Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.

В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.

Кутья крещенская

И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.

Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.

Православная кутья

При этом также традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста. Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.

И это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.

Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода. А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.

Прежде чем начать разговор о праздновании Рождества в Армении, мы хотели бы обратить внимание читателей на распространенное сейчас среди некоторых наших соотечественников уничижительное словечко «хач», иногда «хачик». Но слово «хач» по-армянски означает крест, а «хачик» – это «маленький крестик». Также это слово является уменьшительным от имени Хачатур – «дающий крест». То есть попытка оскорбить национальное достоинство оборачивается оскорблением того, что дорого и свято всем христианам.

КАК ПРАЗДНУЮТ РОЖДЕСТВО В АРМЕНИИ

как празднуют рождество в армении

Прежде чем начать разговор о праздновании Рождества в Армении, мы хотели бы обратить внимание читателей на распространенное сейчас среди некоторых наших соотечественников уничижительное словечко «хач», иногда «хачик». Но слово «хач» по-армянски означает крест, а «хачик» – это «маленький крестик». Также это слово является уменьшительным от имени Хачатур – «дающий крест». То есть попытка оскорбить национальное достоинство оборачивается оскорблением того, что дорого и свято всем христианам.

Армянская Автокефальная Церковь, в V веке разорвавшая отношения с Православной Церковью, сохранила у себя первохристианскую традицию празднования Рождества 6 января. Рождество в этот день отмечается совместно с Крещением Господним и называется Богоявлением. По местному преданию, эта традиция идет еще от апостолов Фаддея и Варфоломея. В Армении праздник Богоявления называется еще «малая Пасха».

В настоящее время Рождественский пост сокращен с пятидесяти дней до одной недели. 5 января в домах готовится рождественский обед: постный плов с изюмом, курагой, рыба и шпинат.

День накануне Рождества Христова по-армянски называется чрагалуйц. В этот день по древней традиции зажигают все лампады и свечи в храмах. Из церквей доносится духовный гимн «Великое дивное таинство», созданный в V столетии ученым и епископом Мовсесом Хоренаци. Утром 6 января все верующие (как правило, семьями) идут на литургию и причащаются Святых Тайн.

Праздник завершается освящением воды. В купель наливается вода и освящается животворящим святым Крестом и святым Миром. Настоятель храма выбирает из прихожан крестного, который своими добродетелями заслужил это звание. А после освящения воды крестный принимает святой крест из рук священника и уносит его домой. Прихожанам раздается освященная вода во здравие тела и исцеление души. Вода в купели символизирует реку Иордан, святой Крест – крестящегося Христа, крестный – Иоанна Крестителя. Через 40 дней крестный приносит крест обратно в храм.

Рождество Христово в Армении – это семейный праздник, а потому вся семья собирается после литургии за праздничным столом. После этого, по традиции, дети навещают своих родителей, младшие идут к старшим, благовествуя им Рождество Господне.

Какими бы не были дополнительные компоненты кутьи, всегда должны быть три обязательных ингредиента: зерно, мак и мед. И каждый из них несет свою символичность. Так, зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Мед символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни. А мак – это символ достатка и плодородия.

Кутья на Рождество 2022: Рождественская кутья на 6 и 7 января, какой вид кутьи выбрать? История блюда, традиции, рецепты

Те, кто соблюдают рождественские традиции, знают, что кутья является одним из символов Рождества Христова. Как появилась кутья, какие существуют особенности ее приготовления и виды в зависимости от праздника, а также поделимся традиционными рецептами приготовления кутьи.

История возникновения кутьи

Само слово «кутья» переводится с греческого как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме. Поэтому и получается, что в христианскую историю кутья попала из древнеязыческих культов.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Названий у этой обрядовой каши также существует множество: коливо, канун, сочиво, сыть.

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок. Но также кутью готовят в канун Нового года (по старому стилю), в Сочельник, на Крещение и другие православные праздники.

Разновидности кутьи и символизм ингредиентов

В зависимости от праздника различают 3 вида кутьи:

    Бедная кутьяпостная кутья, которую готовят в Сочельник (6 января); Щедрая (богатая) кутья – блюдо с добавлением сливочного масла, сливок или молока, которое готовится на Старый Новый год (13 января); Голодная (водяная) кутья – блюдо, которое в основном состоит из зерновой основы и подсластителя, и готовится перед Крещением (18 января).

Какими бы не были дополнительные компоненты кутьи, всегда должны быть три обязательных ингредиента: зерно, мак и мед. И каждый из них несет свою символичность. Так, зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Мед символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни. А мак – это символ достатка и плодородия.

Рождественская кутья

В Сочельник (6 января) обязательно готовят 12 традиционных рождественских блюд, среди которых и постную кутью, так как Рождественский пост продолжается до самого праздника. С кутьи начинают трапезу в Святой вечер и заканчивают ложкой этого блюда, обмениваясь пожеланиями и вспоминая умерших предков.

По традиции в Сочельник вечером крестники носят кутью (вечерю) крестным и старшим членам семьи, которые живут отдельно. Кроме того, по старинной традиции хозяин дома подкидывал остатки кутьи из ложки вверх, и сколько из крупинок прилипало к потолку, столько и ждали снопов хлеба в новом году.

Традиции приготовления кутьи

С древних времен принято готовить кутью из зерен пшеницы, ячменя и перловки. Но на сегодняшний день все чаще можно встретить оригинальные рецепты приготовления кутьи, например, приготовленную из риса, хоть это и отступление от традиций.

Традиционная кутья вариться из пшеницы, которую обычно вначале толкли в ступе с добавлением воды и отделяли от плевел. После пшеницу варили в печи в течение нескольких часов, до момента, когда она должна была хорошо развариться, стать мягкой и приобрести чуть беловатый оттенок.

Также к рождественской кутье принято было подавать постное молоко из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси. Для приготовления орехового и макового молока нужно распарить мак и обдать кипятком орехи, потом перетереть их в ступке, прокрутить на мясорубке, измельчить до выделения белой жидкости.

Традиционную рождественскую кутью заправляют жидким медом или медовой заправкой сытью – для нее мед нужно растворить в кипяченой теплой (но ни в коем случае не кипящей!) воде. Также в Украине была традиция готовить полужидкую кутью, заливая ее узваром.

В кутью принято также добавлять разнообразные сухофрукты, распаренные и измельченные, распаренный мак и орехи.

Армянская Автокефальная Церковь, в V веке разорвавшая отношения с Православной Церковью, сохранила у себя первохристианскую традицию празднования Рождества 6 января. Рождество в этот день отмечается совместно с Крещением Господним и называется Богоявлением. По местному преданию, эта традиция идет еще от апостолов Фаддея и Варфоломея. В Армении праздник Богоявления называется еще «малая Пасха». Прежде чем начать разговор о праздновании Рождества в Армении, мы хотели бы обратить внимание читателей на распространенное сейчас среди некоторых наших соотечественников уничижительное словечко «хач», иногда «хачик». Но слово «хач» по-армянски означает крест, а «хачик» – это «маленький крестик». Также это слово является уменьшительным от имени Хачатур – «дающий крест». То есть попытка оскорбить национальное достоинство оборачивается оскорблением того, что дорого и свято всем христианам..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии