Кутья значение в православии

Рис в обязательном порядке хорошенько, несколько раз промываем, используя проточную воду. В толстостенный казанок всыпаем рис, заливаем кипятком, чуток присаливаем и ставим варить. После закипания томим на слабом огне минут 10. За это время промываем изюм, запариваем немного кипятком для размягчения, сливаем воду.

Содержание
  1. Поминальная кутья — значение, полезность и рецепт приготовления
  2. Традиционная поминальная трапеза
  3. С какими начинками делают блины на поминки?
  4. Блины постные с грибами
  5. Блины постные с грибной икрой
  6. Блины постные с грибами и гречневой кашей
  7. Блины постные с капустой
  8. Постные блины с картофелем
  9. С яблоками
  10. Как рассчитать количество блинов на поминки, и сколько подавать?
  11. Что символизируют блины на поминках?
  12. Символы кутьи
  13. Кутья из риса с изюмом, простой рецепт
  14. История рецепта и символики кутьи
  15. Что пили во время поминальной трапезы
  16. Рецепт поминальной кутьи
  17. Кутия «традиционная» на рисовой крупе
  18. Рецепты
  19. Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво
  20. Содержание статьи
  21. В Сочельник варится богатая кутья
  22. Богатая кутья из пшеницы
  23. Богатая кутья из риса
  24. Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья
  25. В канун Крещения варится голодная кутья
  26. Вкус Великого поста: коливо
  27. Первый праздник
  28. О жизни вечной
  29. В домашних условиях
  30. Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт
  31. Ингредиенты
  32. Состав греческого колива из пшеницы
  33. Состав традиционного колива из риса
  34. Чудо колива, или “бессмысленные” традиции
  35. Рождественская
  36. Что такое коливо? Зачем освящают коливо?
  37. С изюмом из перловки
  38. Разновидности колива
  39. Виды кутьи: сладкая и несладкая, коливо и сочиво, постная и «богатая»
  40. Народные традиции, связанные с сочивом
  41. Из риса с изюмом и орехами
  42. Как приготовить вкусную, рассыпчатую кутью — советы начинающим хозяйкам
  43. Состав кутьи: ингредиенты обязательные и дополнительные
  44. Основа
  45. Заправка
  46. Другие ингредиенты
  47. Кутия, коливо
  48. Литургия Преждеосвященных Даров. Освящение колива.
  49. Традиция возмутительно редкого причащения
  50. Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт
  51. Коливо приносят в церковь в воспоминание о чуде мученика Феодора Тирона
  52. Символизм кутьи
  53. В книгу рецептов
  54. О жизни вечной
  55. История традиционного блюда
  56. Есть ли разница между кутьей и сочивом

Поминальная кутья — значение, полезность и рецепт приготовления

Кутья, также ее часто называют «кутия», – традиционное поминальное блюдо, характерное для православных традиций. Широкая распространенность кутьи у христиан по всему миру привела к появлению множества рецептов этого блюда. Поминальная закуска готовится из одной или нескольких круп, чаще всего – риса. Существуют и рецепты кутьи из ячменя и пшеницы. В приготовленную кашу могут добавляться сухофрукты (чернослив, курага, сушеные яблоки или изюм), а также орехи и мед.

Кутью часто путают с другим блюдом православной кухни – коливом. Рецепты кушаний очень похожи, единственное их различие состоит в назначении. Так кутью принято подавать на поминках, а коливо является основной пищей, употребляемой православными христианами в дни Великого поста.

Традиционная поминальная трапеза

Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. Обращаясь к христианским идеям, стоит отметить, что проведение поминальной церемонии связано не только с желанием близких отдать дань памяти покойному, но и служит напоминанием о Создателе и установленном им миропорядке. В основу церемонии положена идея о существовании двух сторон жизни: земной и божественной. При этом первая мимолетна, а вторая – вечна, и именно ей отводится главенствующая роль. Проведение поминок по усопшему служит для всех его родных напоминанием о принципах мироздания, которые являются основой православной веры. Утрата близкого и встреча лицом к лицу со смертью позволяет человеку подумать и переосмыслить многие важные вещи, а кутья становится одним из инструментов «напоминания» о законах всего сущего и важным символическим узлом.

С какими начинками делают блины на поминки?

На поминальный стол можно ставить как просто пустые постные блины, полив их вареньем так и завернуть в них начинку. Если поминки проходят в пост, то не значит, что это должно как-то ограничить разнообразие поминального стола. Представляю вам разнообразные постные начинки для блинов на поминки.

Блины постные с грибами

Грибы мелко нарезать и обжарить на растительном масле. Посолить, поперчить. Когда будут готовы посыпать сухим базиликом. Завернуть блины конвертом.

Блины постные с грибной икрой

Грибы отварить. Морковь припустить на растительном масле до готовности. Помидоры, морковь и грибы перекрутить на мясорубке. Добавить специи по вкусу и перемешать. Намазать начинкой и завернуть трубочкой.

Блины постные с грибами и гречневой кашей

Грибы и гречку отвариваем до готовности. Лук мелко нарезать и пассировать до готовности на растительном масле. Грибы пропустить через мясорубку. Смешать с гречкой и луком. Начинку пропечь в духовом шкафу 10 мин. Когда остынет, добавить измельченный чеснок и завернуть.

Блины постные с капустой

Капусту мелко нашинковать и помять. Лук порезать мелкими кубиками, а морковь натереть на терке. Обжарить все на растительном масле, добавив по вкусу соль, перец и щепотку сахара. Когда будет почти готово добавить томатную пасту. Перемешать и немного протушить под крышкой. Остудить и завернуть начинку в готовые блинчики.

Постные блины с картофелем

Картофель очистить и отварить до готовности. Лук порезать мелкими кубиками и обжарить до золотистого цвета на растительном масле. Из картофеля сделать пюре, добавить обжаренный лук, специи по вкусу. Пюре хорошо держит форму, поэтому блины можно завернуть любым способом и рулетом, и конвертиком и даже мешочком.

С яблоками

В яблоках удалить сердцевину и очистить от кожуры. Порезать, добавить воду и сахар и немного корицы протушить. Когда яблоки станут мягкими начинка готова.

Как рассчитать количество блинов на поминки, и сколько подавать?

Подавать блины на поминки тоже небольшая наука. Каждая хозяйка сама решает сколько чего ей готовить. Количество блинов рассчитывают исходя из количества гостей. Обычно это составляет 2 блина на человека. Блины или выкладывают горкой на большие общие блюда, или подают каждому порционно на небольшие тарелочки.

Что символизируют блины на поминках?

Блины круглые и золотистые, на поминках являются символом животворящего солнца и возрождения.

Еще с языческих времен, через блины отражалась связь человека с небом, светом и загробным миром. Поэтому нет ничего удивительного, блины на поминки являются практически обязательным блюдом. История и традиции употребления и приготовления блинов мы обсудим в следующих статьях.

А также если, поминальные дни, которые вы устраиваете попадают на не постные дни, то можете ознакомиться, а также, что символизируют блины, и.

В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему перед святыми иконами при зажженной лампаде или свечах особую поминальную молитву (118-й псалом).

В любые дни поминок читают молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой». Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш»

. В конце стола попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память». Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Во время поминок существует обычай оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд.

Первым блюдом, имевшим издавна на Руси повсеместное поминальное значение, была кутья. Первоначально она готовилась из зерен пшеницы, ячменя с сытой (отвар меда), а в XVI веке — с маком. В XIX веке для кутьи брали уже рис с изюмом, как это делают и в настоящее время. Предварительно кутью освящают в храме во время панихиды. Первыми отведывают кутью ближайшие родные и друзья, затем — все присутствующие.

Символы кутьи

Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам.

Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.

Кутья из риса с изюмом, простой рецепт

Для поминок нужно готовить кутью (коливо) из риса, добавлять в нее изюм и мед, остальное – по желанию и финансовым возможностям. Чем лучшего качества выбран рис, чем больше компонентов входит в состав, тем она вкуснее и сочнее. Главное – не переварить и не превратить ее в месиво, все в нужном порядке добавить.

Рис в обязательном порядке хорошенько, несколько раз промываем, используя проточную воду. В толстостенный казанок всыпаем рис, заливаем кипятком, чуток присаливаем и ставим варить. После закипания томим на слабом огне минут 10. За это время промываем изюм, запариваем немного кипятком для размягчения, сливаем воду.

В мед вливаем немного горячей воды, растворяем там его, смешиваем с изюмом. Открываем крышку, вливаем туда содержимое, смешиваем и укрываем на минут 10. Затем можно казанок открыть и коливо остудить. Подавать на тарелку, высыпав горкой, и украсить изюмом.

Э то самый простой рецепт поминальной кутьи, как ее можно усовершенствовать и сделать вкуснее и красивее, расскажем в следующем рецепте.

    чтобы рисинки не слиплись, влейте в воду, когда варить будете ложку масла без запаха растительного или кусочек сливочного маслица; с этой же целью можно воды больше влить, а после варки промыть через дуршлаг водой; если сомневаетесь, что рис может слипнуться – возьмите длиннозернистый, он точно не слипнется, но с круглым рисом кутья вкуснее.

История рецепта и символики кутьи

Исследователи утверждают, что рецепт такого блюда как кутья существует уже не одно тысячелетие. Само название блюда дословно означает «вареная пшеница», оно восходит, согласно заверениям лингвистов, к дохристианской эпохе и берет свое начало из греческого языка. Тем не менее, к традиционному рациону жителей древнегреческих государств данное блюдо не относилось. Считается, что изначально эта каша из зерновых была частью поминального ритуала у языческим племен и несла определенный смысл: попробовав кутию человек постигал грань между смертью и жизнью, ему открывался божественный смысл бытия. Не просто так был выбран и основной ингредиент для приготовления этого блюда, ведь даже после сбора урожая зерно способно долгие месяцы сохранять внутри себя жизнь для последующего цикла существования. По этой же причине у древних язычников блюдо «коливо» готовилось не только для поминания усопших, но и в качестве праздничного яства на свадьбы и по случаю рождения детей.

Считается, что этот древний языческий обычай был сохранен с переходом греков к христианству, а затем распространился вместе с ростом числа последователей православной веры.

Что пили во время поминальной трапезы

Алкоголь (брага или пиво) у славян символизировал огненную реку, которую покойный должен пересечь, чтобы оказаться в лучшем мире. Поэтому спиртное было неотъемлемой частью поминального обеда. Ещё до его начала во время похорон рядом с могилой умершего оставляли чарку водки, накрытую краюхой чёрного хлеба. Такой ритуал назывался «кормлением» покойника, сразу после погребения он считался ещё не совсем умершим. Кстати, хлеб тоже играл немаловажную роль, символизируя землю и земную пищу. Восточные славяне оставляли хлеб прямо на могиле, а северные клали кусок хлеба вместе с солью в могилу.

Алкоголь присутствовал на поминальном столе с самого начала обеда. А в его конце обязательно подавали кисель. То, из чего его изготавливали, зависело от региона. Чаще всего кисель был кислым и варили его из яблок, крыжовника, смородины, клюквы или брусники. В некоторых славянских племенах варили только молочный кисель. Он был отражением молочной реки с кисельными берегами, проплыв по которой, покойник попадал в мир иной. Наливали в конце обеда и пиво, подслащённое мёдом, или сладкую брагу.

Рецепт поминальной кутьи

Процесс приготовления кутии несколько видоизменился по прошествии тысячелетий: если изначально блюдо готовилось из зерен пшена, то в наши дни более распространенным считается рецепт каши из риса.

Кутия «традиционная» на рисовой крупе

Для приготовления поминального угощения потребуется:

Перед приготовлением кутии следует хорошенько пропарить рис. Затем крупу промывают проточной водой, чтобы избавить ее от клейкости. В отличии от других рисовых каш, кутья должна быть рассыпчатой. Подготовленная рисовая крупа опускается в прохладную воду так, чтобы жидкость полностью покрывала рис, и ее уровень был примерно на пару сантиметров выше. Кастрюля с будущей кутьей ставится на огонь средней мощности. После закипания кашу оставляют некоторое время «потомиться» на медленном огне. Высушенные фрукты, которые будут использованы в приготовлении блюда, сперва хорошо промывают водой. После этого сухофрукты на несколько минут заливают кипятком, выкладывают на чистую сухую поверхность и мелко нарезают по мере остывания. В готовый рис, помешивая, добавляют мед. После этого кашу хорошо перемешивают, чтобы рис пропитался сладостью. Сладкая крупа смешивается с подготовленными сухофруктами и измельченными орехами. Поминальную кашу подают в глубоких тарелках, предварительно украсив блюдо свежими или высушенными фруктами.

Рецепты

Приготовление каши не отличается сложностью. Ниже приведены рецепты пшеничной и рисовой кутьи.

Для пшеничной кутьи в самом начале требуется правильно подготовить ингредиенты:

Промытые зерна пшеницы залить водой и немного растолочь в ступке, чтобы твердая оболочка раскрылась и вышла питательная составляющая. Истолченные зерна замочить в воде и оставить набухать на несколько часов. Варить зерна до мягкости в воде или на молоке.

После этого готовится заправка, придающая каше вкуса. Вновь используется ступка для перетирания мака. Мак проваривается пять минут, затем толчется до тех пор, пока не появится сок. Перетертые мак, орехи, изюм смешиваются с вареной крупой, добавляются мед и другие ингредиенты. В дополнение можно использовать мармелад или засахаренные фрукты.

Важно, чтобы на столе кутья была теплой и свежей. Поэтому смешивать компоненты лучше перед непосредственной подачей, так не испортится вкус и каша не закиснет.

В старину для ее приготовления использовали зерна пшеницы, от которых отделяли шелуху. Сейчас в магазинах продается уже очищенная и обработанная пшеница, которая так и называется – «Кутья». Также для приготовления этого блюда можно использовать ячмень или рис.

Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво

Кутья – одно из обрядовых кушаний христианства. Ее готовят на большие религиозные праздники (Рождество, Крещение), а также на поминках. Для каждого отмечаемого события готовится разная кутья, отличающаяся по составу в полном соответствии с религиозными ограничениями. В январе, например, в православии используются три различных варианта этого кушанья.

Содержание статьи

В Сочельник варится богатая кутья

В старину для ее приготовления использовали зерна пшеницы, от которых отделяли шелуху. Сейчас в магазинах продается уже очищенная и обработанная пшеница, которая так и называется – «Кутья». Также для приготовления этого блюда можно использовать ячмень или рис.

Основные ингредиенты, входящие в состав кутьи, имеют символическое значение: зерно – это символ воскресшей жизни, мед – сладкой жизни (в благополучии и здоровье), а мак – достатка. Считается, что чем больше компонентов входят в состав кутьи, тем выше будут как урожай, так и достаток в семье.

Богатая кутья из пшеницы

    готовые пшеничные зерна «Кутья» – 1 стакан; мак – 70 г; мед – 1-2 ст. ложки; сахар – 1 ст. ложка; орехи – 50-100 г; изюм – 50 г; сухофрукты – 2 стакана (груши, яблоки, вишня и т. д.); конфеты карамельные – 5-7 шт.

Мак запаривают кипятком, через час воду сливают и добавляют к нему сахар. Смесь перемалывают или в ступке, или блендером. Крупу промывают, заливают 2 стаканами чистой воды и варят в посуде с толстым дном 30-35 минут на медленном огне при закрытой или слегка приоткрытой крышке. Сваренную крупу промывают в дуршлаге. Пока варится каша, готовят узвар. Сухофрукты промывают и высыпают в 2 литра кипящей воды, добиваются возобновления кипения, через 5 минут снимают и охлаждают. Затем отфильтровывают от ягод.

Орехи жарят на сковородке в течение 5-7 минут (до начала золочения), охлаждают и снимают кожицу. Изюм запаривают кипятком на 5-10 минут.

Соединяют в миске нужный объем пшеницы, мак, изюм, добавляют 1-2 ложки меда и перемешивают. Остальную часть каши можно убрать в холодильник. Кашу посыпают орехами и украшают конфетами, цукатами, шоколадом и т. д., заливают узваром и подают к столу.

Богатая кутья из риса

Мак заливают кипятком, через час воду сливают и перетирают мак в ступке. Изюм моют и заливают кипятком на 30 минут. Рис отваривают в подсоленной воде и сливают жидкость. Орехи мелко рубят и соединяют все части. Разбавляют кипяченой водой или узваром и подают к столу.

Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья

В старину обряд приготовления щедрой кутьи был священным и строго регламентированным вплоть до того, кто, что и когда должен был делать. А по готовой кутье гадали. Например, если каша вылезала из горшка или он сам лопался – это к беде, и такую кутью выбрасывали в реку. Если кутья румяная и разваренная – к здоровью (ее съедали утром), бледная и мелкая – к болезням и горю.

Процесс приготовления щедрой кутьи мало чем отличается от такового для богатой. Также варится крупа, запаривается и протирается мак, добавляются изюм, орехи, сухофрукты, узвар и мед. Отличия же в том, что заливать блюдо можно молоком, сливками, даже допустимы несколько ложек коньяка, а готовую кашу дополнительно разрешается сдобрить сливочным маслом или даже смальцем.

В канун Крещения варится голодная кутья

18 январядень строгого крещенского поста. Поэтому кутья должна быть «голодной». Кто-то допускает использование в процессе ее приготовления сухофруктов, но классическая голодная кутья не содержит ничего, кроме крупы и меда.

Приготовить ее также можно из пшеницы, риса, ячменя. Но сваренную кашу разводят только медовым сиропом (1 часть меда, 2 – воды), после чего доводят до кипения на медленном огне.

Традиция употреблять коливо пришла на Русь из Византии, вместе с православной верой. С греческого языка «коливо» или «кутья» дословно переводится как «вареная пшеница». Зерна пшеницы — основной ингредиент блюда, без которого коливо коливом быть не может. Однако в настоящее время наиболее распространен рецепт этого же блюда, только приготовленного из риса. Объясняется это историческим фактом и народной любовью. Не секрет, что хозяйки всегда стремятся к удобству и простоте, особенно если это касается кухни. Так вот «сарацинское пшено» или рис, привезенный в Россию Петром I, всем этим требованиям соответствовал. «Рис очень мягкий, легко и быстро варится. Неудивительно, что ему отдали предпочтение», — считает отец Валерий. В результате от богатого рецепта колива, с корицей, медом, фруктами, орехами, а главное — пшеницей, осталось в прямом смысле одно только название. К столу стали подавать вареный рис с изюмом.

Вкус Великого поста: коливо

Великим постом (и не только) в определенные дни в храме верующих угощают особыми блюдами. Каждое из них следует определенной традиции, имеет свою историю, символику и, конечно же, технологию приготовления. И наш рассказ будет об одном из самых распространенных кушаний, которое называется коливо.

Первый праздник

Возможность отведать колива представляется прихожанам православных храмов уже на первой седмице Великого поста. Утром в пятницу после прочтения заамвонной молитвы на Литургии Преждеосвященных Даров духовенство совершает молебен великомученику Федору Тирону, чья память празднуется на следующий день, и чин благословения колива.

Чем же так примечателен этот святой, что в его честь верующим раздают освященное, празднично украшенное, да к тому же и очень вкусное блюдо? Помимо праведной жизни и мученической смерти на счету святого Федора чудесное спасение христиан от злых козней язычников и, собственно, если не изобретение кулинарного шедевра, то его распространение по всему христианскому миру.

Святой Федор, живший в городе Амасии, в Понтийской области (Малая Азия), во время правления лютого ненавистника христиан правителя Максимилиана (286–305 годы) был воином и носил прозвище Тирон, что по латыни означает «новобранец». За отказ принести жертву идолам и отречься от Господа святой воин много претерпел: его заточили в темницу, морили голодом, страшно пытали и, наконец, убили, приговорив
К сожжению. Великомученик Федор настолько любил Бога, был крепок духом и бесстрашен, что у верующих не оставалось сомнений: на глазах у них казнили настоящего воина Христова. По преданию, его останки, не тронутые огнем, с честью похоронила в своем доме в городе Евхаит некая Евсевия, также исповедовавшая Единого Бога. Позже мощи перенесли в Константинополь, а главу — в Гаэту (Италия).

После гибели мученика прошло пятьдесят лет. Империя, которой служил святой Федор, потихоньку становилась христианской, но в высших политических кругах это устраивало не всех. Юлиан Отступник (361–363 годы), последний римский император-язычник, намеревался возродить в государстве языческие традиции, а заодно оскорбить христиан. Тем более что подвернулся удобный случай — начался Великий пост. Правитель приказал окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы на рынках и сохранить деяние втайне, особенно от верующих. «Первые христиане постились очень строго, на первой неделе практически ничего не вкушали. В воскресный день их ожидала первая серьезная трапеза. Только представьте, каким бы ударом было для них вкусить в пост оскверненные продукты», — говорит Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

bd77201329835cf9904d7a1bb20c10af.jpgТогда мученик Федор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию, чтобы предостеречь и укрепить людей. Святой велел постящимся ничего не покупать на торжище и вместо этого готовить коливо или кутью. Согласно преданию, архиепископ в недоумении переспрашивал святого, что же такое коливо и как его приготовить, ведь в Константинополе о таком блюде не слышали. В ответ мученик пояснил, что в городе, где он погребен, так называют вареную пшеницу с медом и фруктами.

С тех самых пор чудесное явление святого стало праздником для Православной Церкви, а коливо — его неотъемлемым элементом. Тем не менее до нас дошли молитвы на освящение кутьи, датируемые IX–X и XII веками, что дает право утверждать — традиция приносить коливо на память является сравнительно поздней. Историки же зафиксировали обычай подавать кушанье из крупы и фруктов в Древней Греции, то есть в дохристианскую эпоху. Еще одно указание, только уже на точную дату — IV столетие, есть в толковании Вальсамона на 4-е апостольское правило, где говорится, что коливо приносят к алтарю в честь Господских праздников (Рождественский и Крещенский сочельник), в память святых и в дни поминовения усопших (родительские субботы, Радоница).

Освящение и вкушение колива в память святых подвижников и всех вообще умерших есть отголосок древних трапез или вечерей любви, которые устраивали в древней христианской Церкви в дни кончины мучеников и простых людей. «Мы празднуем день смерти потому, что не умирают те, которые кажутся умершими», — писал в своих трудах греческий христианский философ Ориген Адамант.

О жизни вечной

Так что же такое коливо или кутья? Как поясняет настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий, это традиционное ритуальное блюдо, главный элемент святой вечери или сочельника перед Рождеством Христовым и Крещением Господним. Также по традиции с кутьи начинается поминальный обед на третий день, девятый день, сороковой день, а также в годовщину смерти человека. Обычно кутью благословляет священник во время заупокойной службы (панихиды или литии). Если родственники желают, чтобы члены церковного причта и прихожане молитвенно помянули усопшего, то они могут оставить коливо на панихидном столе (кануне).

Традиция употреблять коливо пришла на Русь из Византии, вместе с православной верой. С греческого языка «коливо» или «кутья» дословно переводится как «вареная пшеница». Зерна пшеницы — основной ингредиент блюда, без которого коливо коливом быть не может. Однако в настоящее время наиболее распространен рецепт этого же блюда, только приготовленного из риса. Объясняется это историческим фактом и народной любовью. Не секрет, что хозяйки всегда стремятся к удобству и простоте, особенно если это касается кухни. Так вот «сарацинское пшено» или рис, привезенный в Россию Петром I, всем этим требованиям соответствовал. «Рис очень мягкий, легко и быстро варится. Неудивительно, что ему отдали предпочтение», — считает отец Валерий. В результате от богатого рецепта колива, с корицей, медом, фруктами, орехами, а главное — пшеницей, осталось в прямом смысле одно только название. К столу стали подавать вареный рис с изюмом.

Между тем в Православной Церкви нет ничего пустого, все наделено глубоким смыслом и имеет значение. Это касается и колива. Приготовленное из зерен пшеницы блюдо выражает веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни. Зерна символизируют возрождение, обновление, смерть ради воскресения. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24), — говорится в Священном Писании. Кроме того, именно пшеничное зерно — один из распространенных символов в проповедях и притчах Спасителя. Мед, сладкие фрукты означают, что после воскресения праведных ожидает блаженство будущей вечной жизни в Царствии Небесном.

А украшение колива — отдельная история, в которой переплетается и художественный вкус, и выражение религиозных чувств. Например, в Греции и на Святой Горе Афон оформление традиционного кушанья возвели в ранг искусства, равно как и приготовление. По праздникам, в пост или дни поминовения усопших миряне приносят в храм огромные подносы с украшенной кутьей. С помощью цукатов, орехов и зерен умельцы легко делают надписи, «рисуют» кресты и даже лики святых. В этом тоже есть смысл. «Мы должны приносить Богу самое лучшее, что у нас есть. И, прежде всего, это нужно не Ему, а нам, чтобы приобщиться к святыне, выразить свою причастность к Церкви, почувствовать единство с братьями и сестрами, послужить друг другу», — утверждает Владыка Пахомий.

В домашних условиях

Коливо можно и нужно готовить самостоятельно. Найти рецепты не составляет труда, но сложно выбрать из такого изобилия. Впрочем, каждый раз можно готовить по-разному, а можно воспользоваться рецептом, по которому готовят коливо в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса). С ним нас знакомит Любовь Петровна Коробкова:

фото с сайта покровского храма саратовской митр.jpg

«Для приготовления 30–35 порций колива нам понадобится 500 г пшеницы, 500 г пшеничной крупы, буханка белого хлеба, 300 г изюма, 300 г фундука, миндаля и грецких орехов, 6 столовых ложек кунжута, килограмм сахарной пудры и стандартная упаковка корицы.

Пшеничную крупу варим в пропорции 1/4 из расчета — одна часть крупы на 4 части воды. Доводим до кипения и держим на медленном огне 30 минут, затем снимаем с огня, даем крупе настояться в течение 30 минут. Затем крупу тщательно промываем, откидываем через дуршлаг, выкладываем на хлопчатобумажное полотенце и даем просохнуть.

Пшеницу варим приблизительно 2 часа, до полуоткрытого зерна, соблюдая пропорции, указанные для пшеничной крупы. Выкладываем на хлопчатобумажное полотенце, даем просохнуть.

Из буханки белого хлеба сушим сухари до золотистого цвета. Кунжут и орехи обжариваем на сковороде. Орехи и сухари прокручиваем через мясорубку.

Затем смешиваем крупу с сухарями, добавляем пшеницу, изюм, кунжут, сахарную пудру и корицу. Полученную массу выкладываем на блюдо и оформляем по своему вкусу цукатами, орехами или любыми другими кондитерскими украшениями.

Мак на Рождество разрешается залить горячим молоком, а в других случаях используется кипяток, чтобы убрать горечь.

Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт

В пятницу первой недели Великого поста православные христиане традиционно готовят коливо (от греч. вареная пшеница) – это каша из вареной пшеницы, риса или другого злака, подслащенная медом или сахаром.

В отличии от кутьи, коливо благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.

Предлагаем вам рецепты греческого колива (пшеница заменена пшеничными хлопьями) и один из рецептов современного колива из риса, которое обычно готовят в России.

Ингредиенты

Состав греческого колива из пшеницы

Хлопья пшеничные – 150 г; Вода – 100 мл; Изюм – 50 г; Финики – 5 штук; Курага крупная – 5 штук; Зерна граната – 2 столовых ложки; Орехи грецкие рубленые – 2 столовых ложки; Сахарная пудра – 3 столовых ложки.

Состав традиционного колива из риса

Рис круглый (я брала уже пропаренный) – 3/4 стакана; Чернослив – 70 г; Изюм – 50 г; Яблоко кисло-сладкое – 1 штука; Апельсин – 1/2 штука; Кунжут – 1 столовых ложки; Курага – 2-3 штуки.

Чудо колива, или “бессмысленные” традиции

Поминальную пищу обычно называют — кутьёй, а великопостую — коливом.

Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.

Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.

Принесенную в храм кутию (и другие продукты) можно или оставить на поминальном столике (кануне), чтобы вкушающие молитвенно помянули тех, за кого сделано приношение.

В пятницу первой седмицы Великого поста коливо приносится в церковь в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона (306 г.). В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, Сладкими

Кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших,– вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и по-хваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его. святитель Афанасий (Сахаров), исповедник

Рецепт Поминальной кутии:

1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Коливо из пшеницы. 1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зёрен.

Согласно традициям на Сочельник, Рождество и Крещение центральным блюдом стола является кутья.

Колево в православии — символ рождественских праздников. У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.

Рождественская

В основе рождественской кутьи – пшеница, поэтому для получения мягкой каши зерна необходимо предварительно замочить на несколько часов. Постный рецепт предполагает добавление мака, изюма и орехов. Если вы хотите сделать богатую рождественскую кутью, можете добавить сливочного масла или молока. При подаче на праздничный стол украсьте блюдо разноцветными цукатами, кусочками мармелада и мелкими леденцами.

    мед – 80 г; соль – 1 щепотка; орехи грецкие – 0,1 кг; масло растительное – 30 мл; мак – 125 г; сухофрукты – 0,2 кг; пшеница – 1 ст.; изюм – 0,1 кг; вода – 2 л.

Пшеницу необходимо перебрать и хорошо промыть, затем замочить на пару часов. Подготовленные зерна поместите в казан, посолите, залейте водой. Добавьте в блюдо растительное масло. Варить кашу требуется около 2 часов. Вскипятите воду, замочите в ней мак примерно на 60 минут. Откиньте зернышки на сито, дайте жидкости стечь. Мак перемелите с помощью блендера до белого цвета. Изюм залейте кипятком на 20 минут. Слейте воду, обсушите ягоды, разложив их на салфетке. Любые сухофрукты тщательно промойте, поместите в сотейник, добавьте 400 мл воды. Поставьте посуду на небольшой огонь. Когда вода закипит, готовьте узвар около 10 минут. Остудите массу до теплой температуры. Жидкость слейте в отдельную емкость, добавьте мед, размешивайте, пока сладость не растворится. Готовую пшеницу поместите внутрь глубокой миски, дождитесь остывания. Орехи необходимо измельчить, немного обжарить, добавить в кутью. К каше подмешайте измельченные вареные сухофрукты, протертый мак. Кутью с добавками переложите в узвар с медом. Хорошо смешайте все ингредиенты. При подаче украсьте блюдо цукатами и орехами.

Что такое коливо? Зачем освящают коливо?

Множество обрядов того времени прижилось и поныне, только смысл их изменился.

В России коливо стало символом жизни и богатства, ее делают на свадьбы, крещение детей.

Вареная пшеница, приправленная маком и медом, в Греции получило название кутьи.

Как связано сочиво с рождением Бога богов, Царя царей, Спасителя человечества?

Как Иисус даровал людям вечную жизнь через веру в Него после отречения от грехов мира сего, так и зерно является символом плодородия, которое умирая весной, дает жизнь множеству колосков.

Человек, употребляющий в пищу коливо, приобщается к вечному круговороту жизни, возрождаясь через веру в Иисуса

Каждая хозяйка старается в праздничные дни приготовить самую богатую и сытную кутью, чтобы привлечь богатство и достаток в дом.

С изюмом из перловки

Перловая крупа обладает множеством полезных свойств, при этом ее не потребуется долго замачивать, что сократит время приготовления кутьи. Необходимое количество сахара можете подбирать по своему вкусу, чтобы блюдо не получилось слишком приторным. Изюм обязательно замочите в кипятке, чтобы он стал мягким и сочным. При подаче украсьте кашу кусочками яблока, вишни или груши.

    орехи грецкие – 1/3 ст.; сахар-песок – 30 г; изюм – 1/3 ст.; перловка – 1 ст.; мак – 1/3 ст.; мед – 30 г.

Возьмите необходимое количество перловки, промойте, замочите в кипятке на 10 минут. Кастрюлю с крупой поставьте на огонь, варите, пока зерна не станут мягкими. Промойте, запарьте горячей водой изюм. Оставьте его на 25 минут. Мак измельчите с помощью кофемолки. Сваренную перловку поместите в глубокую тарелку, добавьте к каше мед и сахар. Смешивайте блюдо до полного растворения сладких компонентов. Орехи растолките с использованием скалки. С изюма требуется слить воду, отжать. Добавьте орехи, мак и сушеные ягоды, перемешайте.

Разновидности колива

Каждый рождественский праздник, будь то Сочельник, Рождество или Крещение, православные встречают за столом, «царицей» которого является коливо.

В зависимости от праздника, времени рождественского поста и правил Церкви есть несколько видов кутьи:

    богатая, подается на Новый год и Сочельник; щедрая отличается от богатой только способом заливки мака, в этом случае мае заливается горячим молоком; голодная, как правило, готовится на вечер перед Крещением из зерен, небольшого количества изюма и подсластителя.

Коливо своей основой всегда имеет зерно.

В ночь перед Рождеством едят богатую кутью, в которую добавляют много компонентов, но при этом строго запрещено использовать скоромные блюда, такие как молоко, сливки или масло.

Рождественское главное блюдо стол поистине щедрое по количеству ингредиентов и способу приготовления сочива, это еще одно название кутьи. Сочиво от колива отличается только наличием жидкости, означает более сочное блюдо.

Виды кутьи: сладкая и несладкая, коливо и сочиво, постная и «богатая»

Несмотря на общее название, кутья — не одно, а несколько блюд с общей основой. В Сочельник на стол ставят кутью с обилием сладких добавок, меда, орехов, изюма. Перед Рождеством, завершая пост, она больше напоминает лакомство, чем поминальное блюдо. На Крещение количество ингредиентов традиционно меньше, поэтому она не такая сладкая. По значительным праздникам, которые не приходятся на пост, готовят щедрую кутью, в которую кладут большое количество жирных сливок, масла, молока и других добавок.
Помимо состава, разная кутья и по консистенции разная. Крутая кутья – коливо, внешне напоминает рассыпчатую сладкую кашу. Полужидкое блюдо называется сочиво, его принято есть ложками. Свое название этот вид кутьи получил благодаря тому, что одним из его компонентов является «сок» или постное молоко, получаемое из орехов, мака или конопли.

Народные традиции, связанные с сочивом

Главное рождественское блюдо, наполненное символами, связано с множеством народных традиций.

    Во время праздника хозяин дома набирал полную ложку сочива и подбрасывал его к потолку. Все члены семьи внимательно считали прилипшие вверху зернышки. Чем больше зерен осталось на потолке, тем богаче будет урожай. Каждое прилипшее к потолку зерно — символ снопа, который дарует Бог в наступающем году. Оберегом дома считались колоски, подложенные под миску с коливом. Их хранили целый год, до наступления следующих праздников. Некоторые хозяева настолько верили в целительную силу сочива, что кормили ним и домашних животных, чтобы те меньше болели и давали хороший приплод. На ночь на столе оставляли немного кутьи в память об умерших родственниках. Дети обязательно относили вечером коливо бабушкам и дедушкам, живущим отдельно, и крестным родителям.

Из риса с изюмом и орехами

Кутья из риса отличается легкостью и быстротой приготовления. Из длиннозерной крупы выходит рассыпчатая, нежная и питательная каша. Рис хорошо проваривается, поэтому его не нужно замачивать перед варкой. Добавление в кутью орехов разного вида и изюма поможет сделать блюдо ароматным и вкусным. Для заправки каши используйте жидкий мед или сахарный сироп.

    мед жидкий – 100 г; мак – 170 г; миндаль – 75 г; фундук – 75 г; изюм – 170 г; крупа рисовая длиннозернистая – 0,3 кг; орехи грецкие – 75 г.

На первом этапе необходимо получить рассыпчатую кашу. Для этого рис тщательно промойте и отварите по инструкции на упаковке до мягкого состояния. Грецкие орехи высыпьте на сухую сковороду, немного обжарьте. Снимите с плодов кожуру, поломайте на несколько частей. Мак залейте кипятком, оставьте замачиваться на 30 минут. Затем слейте воду, пропустите зернышки через мясорубку дважды (можете воспользоваться блендером). Запарьте кипятком изюм на полчаса, слейте воду, плоды просушите на бумажных полотенцах. Соедините рисовую кашу с орехами, маком. Добавьте к блюду изюм. Мед растворите в стакане теплой воды, залейте полученной заправкой кутью. Перемешайте все компоненты, выложите блюдо на глубокую тарелку. Для украшения используйте орехи.

Как приготовить вкусную, рассыпчатую кутью — советы начинающим хозяйкам

Основой колева является зерно, в каждой местности используют свою составляющую:

    Рис получится рассыпчатым, если его залить водой в соотношении 1:2. 3 — 4 минуты проварить на сильном огне, который потом уменьшить до среднего. Варить кашу еще 6 минут. Последние 5 — 10 минуты доваривать на медленном. После этого огонь выключить, оставить рис «париться». Коливо из риса в основном готовится на Крещение, в него добавляется только изюм и немного меда. Пшеницу, перловку и ячмень желательно замочить на ночь, чтобы уменьшить время варки, залить до готовности. Если в каше после полной готовности еще осталась вода, ее можно слить.

У каждой опытной хозяйки свой рецепт, как готовить рождественскую кутью.

Коливо получится сочным и насыщенным сладостью, если горячую кашу, сразу после приготовления, залить почти кипящим узваром так, чтобы он покрыл зернышки. Добавить немного сахара, укутать и оставить упариваться.

Если нет узвара, тогда можно развести в кипятке любое варенье, но в этом случае не кладется сахар.

Мед в горячую смесь добавлять запрещено, целебный эликсир при нагревании становится канцерогеном.

Пока каша набирается сладости и сочности, готовится заправка из таких ингредиентов:

Мак на Рождество разрешается залить горячим молоком, а в других случаях используется кипяток, чтобы убрать горечь.

После остывания каши до 30 — 40 градусов добавить все ингредиенты, мед и все тщательно перемешать и снова укутать до полного остывания. Тогда каждая составляющая колива наполнится вкусом «соседа».

Состав кутьи: ингредиенты обязательные и дополнительные

Основа

Основа блюда – вареные цельные зерна пшеницы, ячменя, перловки, овса, риса, гречи и других. Чтобы отделить все лишнее, крупу сначала толкут в ступке, добавляя туда же немного воды. После зерна замачивают, а затем варят. Основа кутьи должна быть мягкой, поэтому лучше передержать ее на плите, чем снять раньше времени.

Пшеница — традиционная основа кутьи, но в последнее время все большей популярностью пользуется рис. Да, это заметное отступление от традиции, но он хорошо сочетается с медом, изюмом и орехами. Рисовое блюдо, как правило, подают на поминках, но его вполне можно приготовить и на Рождество. Если отваривать рис в молоке, кутья уже не будет постной, и в Сочельник ее подавать нельзя, а вот во время других праздников она станет украшением стола.

Заправка

Второй компонент классической кутьи — заправка. Для постного блюда используют молоко из орехов, мака, миндаля, а для скоромного – сливки, сливочное масло, молоко.

Ореховое или маковое молоко готовят, перетирая основу в ступке, измельчая в мясорубке или блендере до тех пор, пока не появится жидкость белого цвета. Это и будет сочиво, оно заменит в кутье молоко. Помимо сочива, практически в каждом рецепте содержится мед или сыть. В некоторых рецептах кутьи в качестве заправки используется компот из сухофруктов, морс или сахарный сироп.

Другие ингредиенты

В кутью кладут орехи, изюм, сухофрукты, цукаты, распаренный мак, мармелад, специи, варенье. Сухофрукты заранее вымачивают. Свежие фрукты используют редко, так как при длительном хранении они могут забродить в каше, испортив ее. Если уж включать фрукты, то лучше перед самым приемом пищи, чтобы они сохранили свой вкус и консистенцию.

Кутия, коливо

Литургия Преждеосвященных Даров. Освящение колива.

В пятницу, 18 марта, в храме свт. Спиридона Тримифунтского прошла Литургия Преждеосвященных даров и освящение колива. Литургия Преждеосвященных даров – одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.

Литургия эта так названа потому, что для причащения верующих употребляется преждеосвященный и напоенный Кровию Христовою Агнец. Этот Агнец освящается обыкновенно на предшествующей литургии Василия Великого или Иоанна Златоустого.

Традиция возмутительно редкого причащения

Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.

Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.

Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.

Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт

Литургия эта совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы. Учреждение этой литургии относится к первым векам христианства, но в том виде, в каком она дошла до нашего времени, письменно изложил ее святой Григорий Великий, папа Римский, называемый Двоесловом, живший в VI веке по Рождестве Христовом, — до отпадения Западной Церкви от Восточной. Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего, вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни. Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения.

К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра, как и сейчас.

Также в пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю.

В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

Креста Твоего Господи, сила великая: ибо образующе сего в себе, абие демонов крепость отражаем.

«Велика сила Креста Твоего, Господи: ибо, им себя ограждая, тотчас демонскую силу побеждаем».

Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

«О великие успехи веры! Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы. Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши».

Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.

«Приняв, как щит, в сердце твоем веру Христову, вражеские силы попрал, многострадальный, и небесной вечной наградой увенчан был ты, Феодор, как непобедимый».

Коливо приносят в церковь в воспоминание о чуде мученика Феодора Тирона

Когда же варят кутью и коливо? Кутью варят в канун Рождества. А коливо в пятницу первой седмицы великого поста.

Приносится коливо в церковь, как в воспоминании о чуде великомученика Феодора Тирона. Что же это был за мученик и почему именно в честь него стали делать коливо и кутью?

Святой мученик Феодор был воином. Служил он под начальством некоего Вринга. Этого мученика принуждали приносить жертву идолам, но святой Федор твердо объявил, что он исповедует только веру во Христа. Тогда же, узнав об этом начальник, дал ему несколько дней на размышление. В это же время святой Феодор усиленно молился.

Его обвиняли в том, что он поджег языческий храм, и за это его бросили в темницу на голодную смерть. Считается, что именно там ему явился Сам Господь Наш Иисус Христос. Он утешил святого и подкрепил его.

Святого мученика Феодора Тирона обвиняли в поджоге языческого храма, а также в том, что он открыто, исповедовал веру во Христа. Коливо приносят в церковь, как воспоминание о чуде великомученика Феодора Тирона

Когда святого мученика Феодора снова привели к правителю, он точно также исповедовал свою веру, за это он был предан истязаниям и был осужден на сожжение. Мученик Феодор без какого-либо трепета зашел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Произошло это в 306 году при римском императоре Галерее.

Тело святого Феодора Тирона было совершенно не повреждено от огня.

Впоследствии его мощи были перенесены в Царьград в храм, который был освящен в честь него. Глава же его святая находится в Италии.

Тело мученика Феодора Тирона после пожара совершенно не пострадало. Тогда же было понятно, что оно нетленно. На данном фото, мы видим главу святого мученика Феодора Тирона, которая в настоящее время находится в Италии

Тогда же святой Феодор явился во сне архиепископу Евдокию и объявил ему о том, чтобы он предупредил всех христиан, что все товары, которые продаются на рынках, покупать нельзя. Также он сказал ему, чтобы они ели вареную пшеницу с медом, то есть кутью.

Именно в память об этом событии Русская Православная церковь ежегодно совершает празднование в честь святого великомученика Феодора Тирона в субботу первой недели великого поста.

Пятницу, в навечерие субботы, читается на Божественной литургии Преждеосвященных Даров молитва и канон святому великомученику Феодору, которые были составлены преподобным Иоанном Дамаскиным.

Так в храме, после Божественной литургии раздается коливо всем прихожанам, в честь дня воспоминания и чуда, которое совершил святой мученик Феодор Тирон

После этого коливо благословляется священниками, и раздается верующим. Люди несут его домой, и делят на всю семью, чтобы хотя бы малая частица этого кушания оставила след в наших душах и сердцах.

А также всем вместе помолиться и прославить великого мученика Феодора Тирона. Именно отсюда и принято считать появление кутьи и колива.

Символизм кутьи

Основной компонент кутьи – зерно, которое является символом вечной жизни и перерождения, вера в бессмертие души и ее перевоплощение. Как и семя, которое попадает в землю и перерождается, так и дух человека возрождается в новом теле после захоронения. Зерно способно долго «спать», сохраняя в себе жизнь, а потом снова возрождать ее с приходом весны.

Употребляя в пищу кутью, человек становится частью бесконечного круговорота жизни. В кутью часто добавляют пророщенные зерна, которые являются символом вечной жизни. Маковые зерна или ядра орехов в кутьи – означают плодородие. Добавляя эти продукты, человек программирует себя на богатство, щедрость и изобилие для всей семьи. Именно из-за этого, кутью часто готовят на свадьбах и при рождении или крестинах детей. Мед в сочиве символизирует удовольствие и сладкую жизнь, но не земную, а вечную, которая ждет человека в Царстве Небесном. Говорят, что блага загробной жизни настолько велики и прекрасны, что превосходят самые смелые мечты и ожидания.

В книгу рецептов

Основу колива составляет пшеница, и выбирать ее необходимо тщательно, так как ее качество решающим образом сказывается на вкусе конечного продукта. Белая яровая пшеница лучше всего: после обработки она становится мягче, чем остальные сорта, и при этом зерно держит форму и не разваривается.

Мы попросили отца Виктора поделиться рецептом настоящего колива.

— Рецепт простой: два стакана пшеницы заливаем двенадцатью стаканами воды, слегка подсаливаем и ставим варить на 2–3 часа,— рассказывает он.— Вареное зерно откидываем на дуршлаг и промываем прохладной проточной водой. Равномерным тонким слоем раскладываем пшеницу на столе — на любую чистую ткань, даем подсохнуть 40–60 минут. После этого пересыпаем в емкость. Посуду лучше брать латунную, не стоит использовать пластиковые, эмалированные тазы и изделия с неблагочестивым рисунком. Добавляем к пшенице один стакан кокосовой стружки, 1/4 стакана черного изюма, 1/4 стакана светлого изюма, 1/2 стакана молотого постного печенья, цедру одного лимона, натертую на мелкой терке, стакан грецких орехов, треть которых мелко порезана, а две трети — молотые. Тщательно перемешиваем все ингредиенты, чтобы получилась однородная рассыпчатая масса, напоминающая правильно приготовленный плов. После этого разравниваем поверхность колива и посыпаем перемолотыми сухарями из пшеничного хлеба — это уберет все неровности и излишнюю влагу. Через мелкое сито припорошим все сахарной пудрой и снова — сухарями.

О жизни вечной

Так что же такое коливо или кутья? Как поясняет настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий, это традиционное ритуальное блюдо, главный элемент святой вечери или сочельника перед Рождеством Христовым и Крещением Господним. Также по традиции с кутьи начинается поминальный обед на третий день, девятый день, сороковой день, а также в годовщину смерти человека. Обычно кутью благословляет священник во время заупокойной службы (панихиды или литии). Если родственники желают, чтобы члены церковного причта и прихожане молитвенно помянули усопшего, то они могут оставить коливо на панихидном столе (кануне).

Традиция употреблять коливо пришла на Русь из Византии, вместе с православной верой. С греческого языка «коливо» или «кутья» дословно переводится как «вареная пшеница». Зерна пшеницы — основной ингредиент блюда, без которого коливо коливом быть не может. Однако в настоящее время наиболее распространен рецепт этого же блюда, только приготовленного из риса. Объясняется это историческим фактом и народной любовью. Не секрет, что хозяйки всегда стремятся к удобству и простоте, особенно если это касается кухни. Так вот «сарацинское пшено» или рис, привезенный в Россию Петром I, всем этим требованиям соответствовал. «Рис очень мягкий, легко и быстро варится. Неудивительно, что ему отдали предпочтение», — считает отец Валерий. В результате от богатого рецепта колива, с корицей, медом, фруктами, орехами, а главное — пшеницей, осталось в прямом смысле одно только название. К столу стали подавать вареный рис с изюмом.

Между тем в Православной Церкви нет ничего пустого, все наделено глубоким смыслом и имеет значение. Это касается и колива. Приготовленное из зерен пшеницы блюдо выражает веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни. Зерна символизируют возрождение, обновление, смерть ради воскресения. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24), — говорится в Священном Писании. Кроме того, именно пшеничное зерно — один из распространенных символов в проповедях и притчах Спасителя. Мед, сладкие фрукты означают, что после воскресения праведных ожидает блаженство будущей вечной жизни в Царствии Небесном.

А украшение колива — отдельная история, в которой переплетается и художественный вкус, и выражение религиозных чувств. Например, в Греции и на Святой Горе Афон оформление традиционного кушанья возвели в ранг искусства, равно как и приготовление. По праздникам, в пост или дни поминовения усопших миряне приносят в храм огромные подносы с украшенной кутьей. С помощью цукатов, орехов и зерен умельцы легко делают надписи, «рисуют» кресты и даже лики святых. В этом тоже есть смысл. «Мы должны приносить Богу самое лучшее, что у нас есть. И, прежде всего, это нужно не Ему, а нам, чтобы приобщиться к святыне, выразить свою причастность к Церкви, почувствовать единство с братьями и сестрами, послужить друг другу», — утверждает Владыка Пахомий.

История традиционного блюда

Происхождение слова «кутья» берет свои корни еще с Древней Греции, (греч. Kukkia) — дословно переводится как вареное зерно. Как и в Греции, в России блюдо изначально было связано с традиционным поклонением усопшим, и подавалось на стол в канун всех религиозных праздников.

Среди множества названий этого блюда самые распространенные это: коливо, сочиво и канун. Кутья всегда присутствует на столе в Рождество, Крещение и другие православные праздники.

Слово «сочиво» буквально переводится как «пища». А одно из самых древних названий кути — «коливо» (греч. kolibo), что обозначает приношение зерна и фруктов духам предков. Таким образом, рождественские православные традиции берут своё начало с древних языческих культов.

Есть ли разница между кутьей и сочивом

Сочиво — одно из многих названий кутьи. Среди способов приготовления блюда различают:

Многие считают, что нет никакой разницы в рецептах между кутьей, коливом и сочивом — все это одно блюдо, но название коливо — более древнее, а сочиво — современное, и произошло оно от названия кануна Рождества, Сочельника. Но это неверное мнение, так как святой вечер получил название от сочных масляных лепешек — сочников. Ранее в них делали прорези для глаз, и гадали — «рассматривали» через них судьбу человека.

«Велика сила Креста Твоего, Господи: ибо, им себя ограждая, тотчас демонскую силу побеждаем». В отличии от кутьи, коливо благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии