Кутью на 40 дней обязательно делать

Организуя поминальный обед на 40 дней, заранее продумайте меню; на столе должны присутствовать и традиционные горячие блюда, и выпечка, и напитки. Чтобы не упустить из вида ничего важного, лучше заранее составить список продуктов.

Содержание
  1. Организация поминального обеда дома на 40 дней
  2. Меню на поминки 40 дней
  3. Кутья.
  4. Блины.
  5. Кисель.
  6. Особенности проведения поминок на 40 дней
  7. Как попрощаться и проводить душу умершего из дома на 40 день
  8. Как попрощаться и проводить душу умершего из дома на 40 день
  9. Меню на поминки 40 дней
  10. Какие молитвы читают на 40 дней для проводов души
  11. Что делать 40 дней после смерти человека
  12. Доказательства бессмертия души
  13. Память смертная
  14. Что происходит с душой после смерти
  15. Что означает 1-й, 3-й, 9-й и 40-й дни и как их проводить правильно
  16. 3-й день
  17. 9-й день
  18. 40-й день
  19. Что говорят в поминальные дни
  20. Как правильно высчитать сороковой день?
  21. Что делать родственникам на 40-й дней после смерти близкого человека
  22. Как устроить поминальный обед
  23. Краткая и полная молитва за умершего на 40-й день
  24. Приснился умерший сродник: что это значит?
  25. Что же дальше?
  26. Заупокойные молитвы
  27. Молитва об упокоении отца
  28. Молитва об усопшей матери
  29. Молитва детей об усопших родителях
  30. Молитва вдовца об умершей жене
  31. Молитва вдовы за умершего мужа
  32. Молитва родителей о упокоении сына, или дочери
  33. Кутью на 40 дней обязательно делать
  34. Ингредиенты для «Кутья поминальная»:
  35. Пищевая и энергетическая ценность:
  36. Рецепт «Кутья поминальная»:
  37. 40 дней после смерти – как поминать и как молиться за умершего?
  38. Что значит 40 дней после смерти?
  39. Где находится душа умершего до 40 дней?
  40. Как молиться за умершего до 40 дней?
  41. Можно ли 40 дней поминать раньше?
  42. Что готовят на 40 дней после смерти?
  43. Что несут на кладбище на 40 дней?
  44. Что раздают на 40 дней?
  45. Панихида на 40 дней – когда заказывать?
  46. 40 дней после смерти – традиции и ритуалы
  47. Почему нельзя грызть семечки до 40 дней?
  48. Почему на 40 дней раздают ложки?
  49. Приметы на 40 дней после смерти

Организация поминального обеда дома на 40 дней

Сороковой день после смерти человека имеет особое значение. Православные христиане считают, что в это время душа умершего в последний раз приходит в дом, чтобы проститься с близкими. После этого она покидает землю навсегда и предстает перед судом Божьим, где отчитывается за свои поступки. Именно в это время принимается решение о дальнейшей участи души усопшего. Поминальная трапеза – обязательный ритуал, проводимый на сороковой день после смерти человека. Согласно православным традициям, близкие родственники, друзья и коллеги усопшего собираются за одним столом, чтобы еще раз почтить память умершего. В этой статье мы расскажем об особенностях проведения поминок на 40 дней и о том, как выглядит примерное меню.

Меню на поминки 40 дней

Кутья. Это блюдо из отварного пшена или риса со сладким сиропом (медом) и сухофруктами. Кутья считается символом воскресения и круговорота жизни. Попробовать это блюдо предлагается всем присутствующим на поминках людям. Первое блюдо. Это может быть суп-лапша, борщ или мясной бульон с фрикадельками. Тушеный или отварной картофель в качестве гарнира. Мясное блюдо: котлеты, курица. Рыбное блюдо. Как правило, на стол подается жареная рыба. Блины. Компот или кисель.

Ниже приведены рецепты традиционных поминальных блюд:

Кутья.

Для приготовления этого блюда в домашних условиях возьмите по 100 г. кураги и изюма, хорошо помойте и замочите в кипятке на полчаса.

    Сухофрукты отбросьте на дуршлаг, чтобы удалить лишнюю жидкость. 250 г круглого риса промойте, залейте 500 мл воды, посолите и отварите. В процессе приготовления не перемешивайте крупу, чтобы она не слиплась. Через 10 минут после закипания уберите кастрюлю с огня, накройте крышкой и дайте настояться. К крупе добавьте сухофрукты, 1 чайную ложку жидкого меда. Все компоненты хорошо перемешайте.

Блины.

Перед жаркой блинов тесту нужно дать настояться в течение часа.

Кисель.

Для приготовления этого напитка потребуется 2 кг свежих фруктов, 1 кг сахара, 100 г картофельного крахмала, 15 литров воды.

    Тщательно промойте ягоды и сварите их, добавив сахар. Небольшими количеством воды разведите крахмал, а затем добавьте полученную смесь в компот. Доведите напиток до кипения и снимите его с огня.

По желанию близких усопшего, организующих поминальный обед на 40 дней, в меню также могут быть включены:

    1-2 любимых блюда усопшего. Однако если такие яства являются слишком сложными в приготовлении, рекомендуется отказаться от их подачи на стол. Сдобные пироги с начинкой. Сырное ассорти. Овощные салаты. Легкие закуски с яйцом, шпротами, зеленью и т. д. Соленья.

Если дни поминовения приходятся на строгий пост, то необходимо исключить из меню мясные блюда. Борщ, например, в этом случае можно приготовить постный, заменив мясо фасолью или грибами. Вместо картофельного пюре можно подать гречневую кашу. Блины также рекомендуется делать постными.

Организуя поминальный обед на 40 дней, заранее продумайте меню; на столе должны присутствовать и традиционные горячие блюда, и выпечка, и напитки. Чтобы не упустить из вида ничего важного, лучше заранее составить список продуктов.

Особенности проведения поминок на 40 дней

Согласно христианским обычаям, поминальный обед принято начинать с молитвы. Во время ее произнесения все присутствующие встают, а завершается этот обряд минутой молчания. После этого гостям предлагают съесть кутью.

Осуществляя сервировку стола, рекомендуется отказаться от острых столовых приборов.

Подведем итог. Организуя поминальную трапезу, церковь призывает:

    не превращать обед в “праздник живота”; не вести за столом беседы на отвлеченные темы; не допускать, чтобы поминки превратились в обмен сплетнями; вести себя скромно и сдержанно; дать высказаться всем, кто желает произнести поминальную речь; прочитать молитву в начале и в конце трапезы.

Кроме того, если усопший был крещен, можно подать в церковь записку “Об упокоении”.

В последний день перед уходом в загробный мир (то есть на сороковые сутки после смерти) дух пребывает в родном доме.

Как попрощаться и проводить душу умершего из дома на 40 день

В последний день перед уходом в загробный мир (то есть на сороковые сутки после смерти) дух пребывает в родном доме.

Сороковой день после смерти человека очень важная дата, а потому важно знать как нужно правильно «проводить» душу усопшего из дома в этот период. Церковнослужители подсказали, что обозначает этот отрезок времени для умершего человека, какое меню должно быть на поминках, и какие молитвы необходимо читать в это скорбное время. Они также подсказали, как вести себя родственникам в этот период на кладбище и в церкви.

Как попрощаться и проводить душу умершего из дома на 40 день

После смерти душа человека отделяется от его тела и готовится к переходу в загробный мир. В течение 40 дней родные усопшего должны помочь душе пройти все мытарства, что ей уготованы и правильно провести в ее потусторонний мир. В течение этого отрезка времени, необходимо зажигать свечи дома, молиться, ходить в церковь и заказывать панихиды. От количества прочитанных молитв зависит то, куда будет определена душа усопшего — в Рай или в Ад.

Прежде всего, родственникам усопшего необходимо сходить в церковь и заказать там молитву сорокоуст. Также, там нужно поставить свечу за упокой души усопшего, прочесть молитву в которой попросить Господа помиловать его душу и подарить Царствие небесное. На сороковой день после смерти заведено ходить на кладбище, зажигать там лампадку, раздавать милостыню нуждающимся и попросить их помолиться за покойного.

В последний день перед уходом в загробный мир (то есть на сороковые сутки после смерти) дух пребывает в родном доме. В этот день необходимо организовать поминки, позвать на них всю родню. Еще, нужно вспомнить усопшего, его добрые дела. Похвалить его за благие поступки, совершенные при жизни.

Меню на поминки 40 дней

Поминки на сороковой день после смерти должны быть простыми и скромными. На столе обязательно должна присутствовать кутья, блины, салаты, котлеты, пироги и заливное. Если поминки приходятся на период поста, то следует учитывать этот момент и готовить еду, согласно с церковными канонами. То есть отказаться от мясных и молочных блюд, или хотя-бы приготовить их по минимуму.

Из напитков на столе могут стоять компоты, квас, вода, соки, морсы, кисели. От алкоголя лучше отказаться, или ограничиться церковным вином. На поминки на 40 дней рекомендуется готовить обрядовое печенье лесенки, которое является символом духовного восхождения в рай.

В места захоронения покойников люди берут сладости, которые потом необходимо раздать нуждающимся и попросить их помолиться об усопшем. Можно также брать с собой цветы (розы, гвоздики, искусственные букеты). В период сорока дней нельзя осквернять память о человеке воспоминаниями о его дурных деяниях и проступках. Не стоит также вспоминать о былых обидах.

Многие люди ошибочно полагают, что на кладбище необходимо нести водку и наливать на могилу умершему — это далеко не так. Церковь выступает категорически против подобного поведения, обуславливая это тем, что покойнику уже не нужны мирские потребности и соблазны. Ему поможет только молитва и покаяние.

Какие молитвы читают на 40 дней для проводов души

Живые люди способны молиться и просить прощения за свои грехи. Когда человек умирает, не успев покаяться в своих прегрешениях, то помочь ему получить благодать от господа ему могут молитвы его живых родственников и близких.

Родным конечно тяжело принять горе случившегося и горечь от утраты, но они должны понимать, что только искренние молитвы способны облегчить участь усопшего и выбрать правильный путь последнего пристанища души.

На 40 день после смерти церковнослужители рекомендуют читать такие молитвы: за новопреставленного; псалтырь; молитвы об умершем родственнике (родителе, ребенке и т. п.); тексты о прощении всяческих согрешений и об умершем до 40 дней; молитвы за упокой военных людей; за людей умерших от тяжелой болезни и т. п.

На сороковой день после смерти обязательно нужно заказать панихиду в церкви, поставить свечу за упокой души, писать литургию в храме. Если нет возможности пойти в церковь, то необходимо прочесть молитву из святой книги дома, перед иконами.

Запрещается на сороковой день молиться только за людей, что ушли из жизни по собственной воле (самоубийц). Однако, дома по-тихому, людям все-равно можно попросить господа о прощении его грехов.

Интересно отметить, что у католиков особым днем поминовения, согласно их преданию, является не сороковой, а тридцатый день по смерти. А мусульмане, например, Татарстана до сих пор спорят по поводу поминок в 3-й; 7-й и 40-й день по смерти.

Что делать 40 дней после смерти человека

В связи с непомерным развитием атеизма и неверия смерть для большинства нынешних людей, как правило, представляется в виде полной гибели человека. «Жил человек, жил и… бац – его полностью нет, исчез навсегда, навечно», — так учит атеизм, который не признает учение о бессмертие человеческой души.

Поэтому атеист и просто неверующий всячески боятся смерти, стараются избегнуть ее, хотя ничего более безумного придумать нельзя. Ведь смерть – это неминуемый итог жизни любого человека; избежать ее невозможно. Можно лишь на время отсрочить ее приход, да и это достаточно проблематично.

Между тем, мнение атеиста, что после жизни людей наступает их полное небытие, не имеет под собой абсолютно никаких оснований. Но держится лишь на нелепой и слепой вере самого атеиста. Как христианин верит в бессмертие души, точно также атеист, наоборот, верит в ее смертность после гибели тела.

Оценим эти две веры с точки зрения логики. Христианство призывает нас верить, что душа, будучи бессмертный, после кончины человека не умирает, но продолжает жить уже в пакибытии. Атеизм заставляет нас верить, что душа, якобы, тоже умирает вместе с телом, и после этого мы уже никогда не будем существовать. Не правда, ли очень «оптимистично» ?! Во что же нам верить?

Даже если предположить, что обе эти веры равновероятны по отношению к истине, то такое их соотношение можно наглядно изобразить следующим образом. Перед нами как бы две дороги: указатель одной говорит, если пойдешь этим путем, то обязательно погибнешь (так утверждает атеизм); указатель второй — пойдя этим путем ты, возможно, спасешься и благополучно закончишь свой путь.

Каким же путем следует идти нормальному человеку?! Конечно, вторым, который обещает спасение, а не верную смерть. Но, к сожалению, ныне, как никогда «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7: 13-14).

Однако, во всяком случае, христианину следует верить, что смерть есть не полная гибель человека, а лишь разлучение души и тела. Последнее отходит в землю, из которой было взято (Бы.3: 19), а душа безсмертна, и поэтому пребывает в вечности.

Доказательства бессмертия души

Что касается атеиста, то никаких доказательств своего лжеучения о смертности души он привести не может. Его жалкая болтовня по этому поводу «о достижениях науки» не стоит и выеденного яйца, поскольку наука этим вопросом не занималась. Хотя в последнее время, наоборот, представила некоторые свидетельства людей, переживших клиническую смерть, о том, что есть иная, духовная жизнь после смерти.

А вот христианство может указать на тот очевидный факт, что все человечество, причем всегда, за исключением относительно небольшого времени широкого распространения атеизма (двадцатый и начало нашего двадцать первого веков), верило, что душа безсмертна. Правда, эта вера выражалась в разной форме, иногда достаточно далекой от христианства, но она практически всегда существовала.

Нынешняя наука, изучающая мифы, сказки, верования древних, пришла к выводу, что за всем этим стоит какая-то реальность. Очевидно, такая повсеместная вера в посмертное бытие души и говорит о том, что она действительно безсмертна.

Нынешние люди могут понять это, и что такое смерть, по следующему подобию. Сейчас очень распространены компьютеры и многие пользуются ими. Но при этом различают сам этот аппарат, который иногда называют «железом», и его программное обеспечение. И что интересно, последнее оказывается в определенном смысле независимым от первого.

Так, к примеру, сам компьютер, бывает, по каким-то причинам разрушается, однако его ПО вполне может существовать и без «железа», но уже на другом носителе. Как видим, очень похоже на человеческую смерть: тело разрушается, а бессмертная душа продолжает существовать в ином мире.

Есть еще один подобный пример, который иногда приводят христиане. Младенец, когда зачинается и девять месяцев живет во чреве матери, — говорят они, — считает, что это его существование и есть настоящее бытие. Когда же приходит время рождения, он воспринимает сие как конец этого бытия, т. е. смерть. Но на самом деле, как мы все знаем, рождение человека открывает ему дверь в иной, гораздо более обширный и привлекательный, чем тесное чрево, мир! Так и наша физическая смерть – это тоже дверь в иной, неизмеримо больший мир, в пакибытие.

Однако, как учит христианство, участь там каждого из нас бывает различной — в зависимости от веры и нравственных дел самого человека, содеянных во время его земной жизни. Отсюда у православных проистекает та добродетель, которая называется

Память смертная

В отличие от атеиста настоящий христианин не боится смерти, зная, что после нее следует иная жизнь. Но он боится суда Божия за свои земные дела. Поэтому старается жить благочестиво, по заповедям Божиим, в любви к ближнему, творя добрые дела милосердия.

К этому его и понуждает эта добродетель, называемая память смертная, т. е. постоянная память о том, что рано или поздно, может быть даже в сей день, он умрет, и со своими добрыми и злыми делами предстанет на суд Божий. Что и заставляет его творить добро, избегая греховных дел. Как говорили святые отцы:

Иное дело атеист, который, как уже было сказано выше, безумно боится смерти, которая ведь все равно когда-то, да наступит. Но при этом, не веря в загробное мздовоздаяние, он не боится творить зло, причем зачастую, даже самые отъявленные и отвратительные грехи. При этом всячески попирая и уязвляя ближнего.

Что происходит с душой после смерти

Что означает 1-й, 3-й, 9-й и 40-й дни и как их проводить правильно

Сразу же после нее, в 1-й же день душа любого умершего человека испытывает облегчение, освободившись от уз плоти. Особенно если этому, как сие часто бывает, предшествовала более или менее продолжительная болезнь. Но затем иной бывает ощущение души истинного христианина, который радостно убеждается в справедливости своей веры и имеет упование на спасение по милости Божией.

Иначе же ощущает себя душа атеиста, который воочию видит ложность и тщетность своей веры в смерть души и трепещет, ожидая неминуемого суда Божия, к которому он совершенно не готов.

3-й день

Впрочем, и того, и другого в этот день и впоследствии в определенной степени могут поддержать заупокойные, как личные, так и церковные, молитвы родственников за них. Эти молитвы особо важны в 3-й день, когда душа покойного впервые предстоит престолу Божию, и когда ей показывается рай и ад… Поэтому в сей день обычно совершается христианское отпевание покойника и его погребение.

9-й день

В 9-й же день по смерти панихида совершается для того, чтобы душа умершего была причислена к девяти чинам ангельским.

40-й день

Самый важный, однако, это 40-й день по смерти. До этого или в этот день (тут есть разные мнения разных богословов) душа проходит, т. е. испытывается на различных мытарствах. Где на весах правосудия Божия взвешиваются ее добродетели и грехи – что перевесит?! Перевесят первые – пойдет в рай; перевесят вторые – пойдет в ад! И в этот сороковой день она снова предстоит престолу Божию, где слышит свой последний приговор.

Это самый главный день в бытии каждого человека. Поэтому так важно в оный поддержать душу умершего церковной молитвой – панихидой. Ее следует совершать именно в этот день или, если обстоятельства не позволяют сделать так, то на день раньше. Позже этого дня будет простоя панихида, а не на 40-й день, поскольку суд Божий уже совершился. Это же относится и к поминальному обеду, о котором более подробно будет сказано несколько ниже.

Что говорят в поминальные дни

В дни, когда мы поминаем наших ушедших близких принято вспоминать все то доброе и хорошее, что сделал этот человек в своей жизни. Можно рассказать о положительных качествах души умершего, о его помощи окружающим. Конечно же необходимо выразить соболезнование близким родственникам, понесшим невосполнимую утрату.

Как правильно высчитать сороковой день?

Первым считается сам день смерти (до 12 астрономических часов ночи), а затем уже считают остальное. Например, если человек умер 3 марта, то 3-й день будет 5-го марта; 9-й – 11-го марта, а 40-й — 11 апреля.

Что делать родственникам на 40-й дней после смерти близкого человека

Что же должны делать родственники в продолжении этих сорока дней и, особенно, на сороковой? Как уже было сказано, совершать за покойного церковные и личные заупокойные молитвы. А именно: подавать записки на заупокойные литургии; панихиды; парастасы. Хорошо также до погребения вычитать за покойного Псалтирь. Которая имеет заклинательную силу, т. е. прогоняет от души усопшего бесов. Обычно для этого нанимают опытного церковного чтеца.

Но наиболее сильным является поминовение именно на литургии. Поскольку частичка просфоры, вынутая с именем покойного, затем омывается Кровью Христовой, коей омывается и грехи умершего. Поэтому желательно в 40-й день заказать за него заупокойную литургию, а затем уже отслужить и панихиду.

Причем, родственники могут заказать и отстоять Божественную литургию в храме, а панихиду уже отслужить на могиле умершего. Так довольно часто и делают.

Как устроить поминальный обед

В этот день родственники и близкие покойного обычно устраивают в память его обед. Следует сказать, что это другой род (наряду с молитвой) служения душе умершего, а именно – милостыня за него. Только тут надобно соблюдать некоторые простейшие правила.

Во-первых, такой обед должен проходить благочинно, без чересчур горячительных напитков и неприличного глупого смеха, который обычно бывает после неумеренного их употребления. Во-вторых, время от времени родственникам следует поминать и призывать других обедающих поминать за упокой умершего, а также просить их молитв за него и в дальнейшем. Тогда такой поминальный обед пойдет ему в пользу.

В-третьих, милостыня не должна ограничиться только этим обедом. По возможности следует подавать нищим какую-то копеечку со словами: «За упокой раба Божия (имя)», — тогда эта милостыня вменится в добродетель и покойному, и тому, кто ее подал.

Некоторые задаются вопросом, что можно приготовить на поминальный обед? Ответ очень простой — можно приготовить любые блюда, каких-то ограничений на трапезу нет. Но существует традиция подавать на стол именно те кушанья, которые любил при жизни усопший или усопшая.

Если поминание выпадает на постный день по православному календарю, то лучше воздержаться от мясных блюд, заменив их рыбой, крупами, овощами и фруктами.

Краткая и полная молитва за умершего на 40-й день

Следует помнить, что человек переходит в иной мир с тем багажом добродетелей и грехов, которые он содеял при жизни. По смерти он, как правило, ничего к этому багажу добавить не может, ибо уже не может творить добро или зло (за редким исключением последующих грехов).

Зато вот родственники могут творить в его память молитвы и добрые дела. И все это кладется на ту чашу весов правосудия Божия, где лежит добро самого умершего. И эта чаша по их усердию может перевесить. И тот, кто в 1-й день по смерти был бы осужден на ад, на сороковой, благодаря этим молитвам и милостыням родственников да близких, бывает сподобляется рая.

И даже если грехи наших близких столь тяжки, что мы не можем их вымолить, то и в этом случае их адское наказание, по нашим молитвам и милостыням, будет меньше. И если не удалось вымолить за сорок дней, то, возможно, удастся вымолить за всю оставшуюся нашу жизнь, в течение которой, по возможности, и надобно за них молиться!

Постоянная личная молитва за наших умерших близких должна быть такой:

«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя)».

Можно читать более пространную молитву о усопшем в 40-й день:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имя, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

В этот сорокой день желательно по возможности постоянно молиться этой молитвой за покойного, при этом избегая всяких суетных дел и ненужных пересудов, которые только отвлекают от молитвы. Ну и, конечно, совсем неприличен, как уже было сказано, глупый пьяный смех, а также раздражение, гнев, брань родственников, которые, бывает, обделены наследством умершего. Все это, безусловно, оскорбляет его память!

Приснился умерший сродник: что это значит?

Обычно к суевериям на этой почве относятся и сны с участием покойного, особенно в 40-й день. Следует заметить, что наши сны бывают по трем причинам: от Бога; от бесов и от плоти. Первые бывают редко и по особым поводам; вторые – чаще, третьи еще чаще. Так что обычно такой сон или от бесов, или от плоти. Поэтому верить этим снам, и, особенно, пугаться из-за них не следует. Вообще, любым нашим снам следует не верить, ибо такая вера чаще всего есть, как уже было сказано, обычное суеверие!

Если же сон от Бога, то Он за это наше разумное неверие не обидится, но, наоборот, похвалит нас. И если Ему угодно как-то вразумить нас таким сном, то Он его повторит второй и даже третий раз. Вот тут-то надобно уже задуматься, обратиться за советом к священнику или старцу: что означает этот сон? Иногда сны действительно бывают вещие, в частности, когда наш родственник из того мира в чем-то хочет нас предупредить и от чего-то предостеречь. Но тут уже, как было сказано, необходим совет человека духовного.

Интересно отметить, что у католиков особым днем поминовения, согласно их преданию, является не сороковой, а тридцатый день по смерти. А мусульмане, например, Татарстана до сих пор спорят по поводу поминок в 3-й; 7-й и 40-й день по смерти.

Что же дальше?

Итак, читающий сие может легко понять, сколь полезна для христианина при жизни память смертная, избавляющая его от страха смерти. Зато дающая надежду будущей вечной жизни и заставляющая трудиться здесь на земле ради стяжания ее в Царстве Божием. И сколь вредна для атеиста его безосновательная вера в смертность души, лишающая его надежды на будущее пакибытие и всегда, в течение всей его земной жизни держащая под убийственным прицелом нелепого страха смерти.

Но и после своей кончины их участь тем более иная. Христианин идет в будущую жизнь с истинной, православной верой и многими добрыми делами, которые он содеял, а атеист, как правило, всего этого начисто лишен. Более того, христианин имеет таких же верующих родственников и близких, которые поминают его вышеуказанным образом, восполняя его недостоинство и замаливая грехи.

А атеисту лишь можно пожелать, чтобы по милости Божией у него были такие родственники! Но и тогда его участь будет, скорее всего, печальна.

Заупокойные молитвы

Молитва об упокоении отца

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш! Ты́ си́рых храни́тель, скорбя́щих прибе́жище и пла́чущих уте́шитель.

Прибега́ю к тебе́ а́з, сирый, стеня́ и пла́ча, и молю́ся Тебе́: услы́ши моле́ние мое́ и не отврати́ лица́ Твоего́ от воздыха́ний се́рдца моего́ и от сле́з оче́й мои́х. Молю́ся Тебе́, милосе́рдый Го́споди, утоли́ ско́рбь мою́ о разлуче́нии с роди́вшим и воспита́вшим мя́ роди́телем мои́м (и́мя), ду́шу же его́, я́ко отше́дшую к Тебе́ с и́стинною ве́рою в Тя́ и с тве́рдою наде́ждою на Твое́ человеколю́бие и ми́лость, приими́ в Ца́рство Твое́ Небе́сное.

Преклоняюсь пред Твое́ю свято́ю во́лею, е́юже отъя́т бы́сть у мене́, и прошу́ Тя́, не отыми́ то́чию от него́ ми́лости и благосе́рдия Твоего́. Ве́м, Го́споди, я́ко Ты́ Судия́ ми́ра сего́, грехи́ и нече́стия отце́в наказу́еши в де́тях, внуках и правнуках да́же до тре́тьяго и четве́ртаго ро́да: но и ми́луеши отце́в за моли́твы и доброде́тели ча́д и́х, вну́ков и правнуков. С сокруше́нием и умиле́нием се́рдца молю́ Тя́, ми́лостивый Судие́, не наказу́й ве́чным наказа́нием усо́пшаго незабве́ннаго для мене́ раба́ Твоего́ роди́теля моего́ (и́мя), но отпусти́ ему́ вся́ согреше́ния его́ во́льная и нево́льная, сло́вом и де́лом, ве́дением и неве́дением сотворе́нная и́м в житии́ его́ зде́ на земле́, и по милосе́рдию и человеколю́бию Твоему́, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Богоро́дицы и все́х святы́х, поми́луй его́ и ве́чныя му́ки изба́ви.

Ты́, милосе́рдый О́тче отце́в и ча́д! Да́руй мне́, во вся́ дни́ жи́зни моея́, до после́дняго издыха́ния моего́, не престава́ти па́мятовати о усо́пшем роди́теле мое́м в моли́твах свои́х, и умоля́ти Тя́, пра́веднаго Судию́, да вчиниши его́ в ме́сте све́тле, в ме́сте прохладне и в ме́сте поко́йне, со все́ми святы́ми, отону́ду же отбеже́ вся́ка боле́знь, печа́ль и воздыха́ние.

Ми́лостиве Го́споди! Приими́ дне́сь о ра́бе Твое́м (и́мя) те́плую моли́тву мою́ сию́ и возда́й ему́ воздая́нием Твои́м за труды́ и попече́ния воспита́ния моего́ в ве́ре и христиа́нском благоче́стии, я́ко научи́вшему мя́ пе́рвее всего́ ве́дети Тя́, своего́ Го́спода, в благогове́нии моли́тися Тебе́, на Тебе́ Еди́наго упова́ти в беда́х, ско́рбех и боле́знех и храни́ти за́поведи Твоя́; за благопопечение его́ о мое́м духо́вном преуспе́янии, за те́пле приноси́мыя и́м о мне́ моле́ния пред Тобо́ю и за все́ да́ры, и́м испрошенные мне́ от Тебе́, возда́й ему́ Свое́ю ми́лостию, Свои́ми небе́сными бла́гами и радостьми в ве́чном Ца́рствии Твое́м.

Ты́ бо еси́ Бо́г ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, Ты́ поко́й и ра́дость ве́рных рабо́в Твои́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва об усопшей матери

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш! Ты́ си́рых храни́тель, скорбя́щих прибе́жище и пла́чущих уте́шитель.

Прибега́ю к тебе́ а́з, сирый, стеня́ и пла́ча, и молю́ся Тебе́: услы́ши моле́ние мое́ и не отврати́ лица́ Твоего́ от воздыха́ний се́рдца моего́ и от сле́з оче́й мои́х. Молю́ся Тебе́, милосе́рдый Го́споди, утоли́ ско́рбь мою́ о разлуче́нии с роди́вшей и воспита́вшей мя́ ма́терию мое́ю (и́мя), ду́шу же ея́, я́ко отше́дшую к Тебе́ с и́стинною ве́рою в Тя́ и с тве́рдою наде́ждою на Твое́ человеколю́бие и ми́лость, приими́ в Ца́рство Твое́ Небе́сное.

Преклоняюсь пред Твое́ю свято́ю во́лею, е́юже отъята бы́сть у мене́, и прошу́ Тя́, не отыми́ то́чию от нея́ ми́лости и благосе́рдия Твоего́. Ве́м, Го́споди, я́ко Ты́ Судия́ ми́ра сего́, грехи́ и нече́стия отце́в наказу́еши в де́тях, внуках и правнуках да́же до тре́тьяго и четве́ртаго ро́да: но и ми́луеши отце́в за моли́твы и доброде́тели ча́д и́х, вну́ков и правнуков. С сокруше́нием и умиле́нием се́рдца молю́ Тя́, ми́лостивый Судие́, не наказу́й ве́чным наказа́нием усо́пшую незабвенную для мене́ рабу́ Твою́, ма́терь мою́ (и́мя), но отпусти́ е́й вся́ согреше́ния ея́ во́льная и нево́льная, сло́вом и де́лом, ве́дением и неве́дением сотворе́нная е́ю в житии́ ея́ зде́ на земле́, и по милосе́рдию и человеколю́бию Твоему́, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Богоро́дицы и все́х святы́х, поми́луй ю́ и ве́чныя му́ки изба́ви.

Ты́, милосе́рдый О́тче отце́в и ча́д! Да́руй мне́, во вся́ дни́ жи́зни моея́, до после́дняго издыха́ния моего́, не престава́ти па́мятовати о усопшей ма́тери моея́ в моли́твах свои́х, и умоля́ти Тя́, пра́веднаго Судию́, да вчиниши ю́ в ме́сте све́тле, в ме́сте прохладне и в ме́сте поко́йне, со все́ми святы́ми, отону́ду же отбеже́ вся́ка боле́знь, печа́ль и воздыха́ние.

Ми́лостиве Го́споди! Приими́ дне́сь о ра́бе Твое́й (и́мя) те́плую моли́тву мою́ сию́ и возда́й е́й воздая́нием Твои́м за труды́ и попече́ния воспита́ния моего́ в ве́ре и христиа́нском благоче́стии, я́ко научившей мя́ пе́рвее всего́ ве́дети Тя́, своего́ Го́спода, в благогове́нии моли́тися Тебе́, на Тебе́ Еди́наго упова́ти в беда́х, ско́рбех и боле́знех и храни́ти за́поведи Твоя́; за благопопечение ея́ о мое́м духо́вном преуспе́янии, за те́пле приноси́мыя е́ю о мне́ моле́ния пред Тобо́ю и за все́ да́ры, е́ю испрошенные мне́ от Тебе́, возда́й е́й Свое́ю ми́лостию, Свои́ми небе́сными бла́гами и радостями в ве́чном Ца́рствии Твое́м.

Ты́ бо еси́ Бо́г ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, Ты́ поко́й и ра́дость ве́рных рабо́в Твои́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва детей об усопших родителях

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш! Ты́ си́рых храни́тель, скорбя́щих прибе́жище и пла́чущих уте́шитель.

Прибега́ю к тебе́ а́з, сирый, стеня́ и пла́ча, и молю́ся Тебе́: услы́ши моле́ние мое́ и не отврати́ лица́ Твоего́ от воздыха́ний се́рдца моего́ и от сле́з оче́й мои́х. Молю́ся Тебе́, милосе́рдый Го́споди, утоли́ ско́рбь мою́ о разлуче́нии с родившими и воспитавшими мя́ роди́телями мои́ми (имена́ и́х), души́ же и́х, я́ко отшедшие к Тебе́ с и́стинною ве́рою в Тя́ и с тве́рдою наде́ждою на Твое́ человеколю́бие и ми́лость, приими́ в Ца́рство Твое́ Небе́сное.

Преклоняюсь пред Твое́ю свято́ю во́лею, е́юже отъяты бы́сть у мене́, и прошу́ Тя́, не отыми́ то́чию от ни́х ми́лости и благосе́рдия Твоего́. Ве́м, Го́споди, я́ко Ты́ Судия́ ми́ра сего́, грехи́ и нече́стия отце́в наказу́еши в де́тях, внуках и правнуках да́же до тре́тьяго и четве́ртаго ро́да: но и ми́луеши отце́в за моли́твы и доброде́тели ча́д и́х, вну́ков и правнуков. С сокруше́нием и умиле́нием се́рдца молю́ Тя́, ми́лостивый Судие́, не наказу́й ве́чным наказа́нием усо́пших незабвенных для мене́ ра́б Твои́х, роди́телей мои́х (имена́), но отпусти́ и́м вся́ согреше́ния и́х во́льная и нево́льная, сло́вом и де́лом, ве́дением и неве́дением сотворе́нная и́ми в житии́ и́х зде́ на земле́, и по милосе́рдию и человеколю́бию Твоему́, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Богоро́дицы и все́х святы́х, поми́луй и́х и ве́чныя му́ки изба́ви.

Ты́, милосе́рдый О́тче отце́в и ча́д! Да́руй мне́, во вся́ дни́ жи́зни моея́, до после́дняго издыха́ния моего́, не престава́ти па́мятовати о усо́пших роди́телях мои́х в моли́твах свои́х, и умоля́ти Тя́, пра́веднаго Судию́, да вчиниши и́х в ме́сте све́тле, в ме́сте прохладне и в ме́сте поко́йне, со все́ми святы́ми, отону́ду же отбеже́ вся́ка боле́знь, печа́ль и воздыха́ние.

Ми́лостиве Го́споди! Приими́ дне́сь о раба́х Твои́х (имена́) те́плую моли́тву мою́ сию́ и возда́й и́м воздая́нием Твои́м за труды́ и попече́ния воспита́ния моего́ в ве́ре и христиа́нском благоче́стии, я́ко научившим мя́ пе́рвее всего́ ве́дети Тя́, своего́ Го́спода, в благогове́нии моли́тися Тебе́, на Тебе́ Еди́наго упова́ти в беда́х, ско́рбех и боле́знех и храни́ти за́поведи Твоя́; за благопопечение и́х о мое́м духо́вном преуспе́янии, за те́пле приноси́мыя и́ми о мне́ моле́ния пред Тобо́ю и за все́ да́ры, и́ми испрошенные мне́ от Тебе́, возда́й и́м Свое́ю ми́лостию, Свои́ми небе́сными бла́гами и радостями в ве́чном Ца́рствии Твое́м.

Ты́ бо еси́ Бо́г ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, Ты́ поко́й и ра́дость ве́рных рабо́в Твои́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вдовца об умершей жене

Христе́ Иису́се, Го́споди и Вседержи́телю! В сокруше́нии и умиле́нии се́рдца моего́ молю́ся Тебе́: упоко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшия рабы́ Твоея́ (и́мя), в Небе́снем Ца́рствии Твое́м. Влады́ко Вседержи́телю! Ты́ благослови́л еси́ супружеский сою́з му́жа и жены́, егда́ ре́кл еси́: не добро́ бы́ти челове́ку еди́ному, сотвори́м ему́ помо́щника по нему́. Ты́ освяти́л еси́ сою́з се́й во о́браз духо́внаго сою́за Христа́ с Це́рковию. Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко ты́ благослови́л еси́ сочета́ти и мене́ си́м святы́м сою́зом с еди́ною из рабынь Твои́х. Твое́й же благо́й и прему́дрой во́ле изво́лися отъя́ти у мене́ сию́ рабу́ Твою́, ю́же да́л еси́ мне́, я́ко помо́щницу и сопутницу жи́зни моея́. Преклоняюся пред се́ю Твое́ю во́лею, и молю́ся Ти́ от всего́ се́рдца моего́, приими́ моле́ние мое́ сие́ о ра́бе Твое́й (и́мя), и прости́ е́й, а́ще согреши́ сло́вом, де́лом, помышле́нием, ве́дением и неве́дением; а́ще земно́е возлюби́ па́че небе́снаго; а́ще о оде́жде и украше́нии те́ла своего́ печеся па́че, не́же о просвеще́нии одея́ния души́ своея́; или́ а́ще небреже о ча́дех свои́х; а́ще преогорчи́ кого́ сло́вом или́ де́лом; а́ще поропта в се́рдце свое́м на бли́жняго своего́ или́ осуди́ кого́ или́ и́но что́ от таковы́х злы́х соде́ла. Вся́ сия́ прости́ е́й, я́ко благи́й и человеколюби́вый: я́ко не́сть челове́к, и́же жи́в бу́дет и не согреши́т. Не вни́ди в су́д с рабо́ю Твое́ю, я́ко созда́нием Твои́м, не осуди́ ю́ по грехо́м ея́ на ве́чныя му́ки, но пощади́ и поми́луй по вели́цей ми́лости Твое́й. Молю́ и прошу́ Тя́, Го́споди, си́л да́руй ми́ по вся́ дни́ жи́зни моея́ не преставая моли́тися о усопшей ра́бе Твое́й, и да́же до кончи́ны живота́ моего́ проси́ти е́й у Тебе́, Судии́ всего́ ми́ра, оставле́ния согреше́ний ея́. Да я́ко же Ты́, Бо́же, положи́л еси́ на главу́ ея́ вене́ц от ка́мене честна́, венча́я ю́ зде́ на земли́; та́ко увенча́й ю́ ве́чною Твое́ю сла́вою в Небе́снем Ца́рствии Твое́м, со все́ми святы́ми, та́мо ликующими, да вку́пе с ни́ми ве́чно воспева́ет всесвято́е и́мя Твое́ с Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.

Молитва вдовы за умершего мужа

Христе́ Иису́се, Го́споди и Вседержи́телю! Ты́ пла́чущих утеше́ние, си́рых и вдови́ц заступле́ние. Ты́ ре́кл еси́: призови́ Мя́ в де́нь ско́рби твоея́, и изму́ тя́. Во дни́ ско́рби своея́ прибега́ю к Тебе́ а́з и молю́ся Ти́: не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́ и услы́ши моле́ние мое́, приноси́мое Тебе́ со слеза́ми. Ты́, Го́споди Влады́ко вся́ческих, благоволи́л еси́ сочета́ти мя́ с еди́ным из рабо́в Твои́х, во е́же бы́ти на́м еди́но те́ло и еди́н ду́х; Ты́ да́л еси́ мне́ сего́ раба́, я́ко сожи́теля и защи́тника. Твое́й же благо́й и прему́дрой во́ле изво́лися отъя́ти от мене́ сего́ раба́ Твоего́ и оста́вити мя́ еди́ну. Преклоняюся пред се́ю Твое́ю во́лею и к Тебе́ прибега́ю во дни́ ско́рби моея́: утоли́ печа́ль мою́ о разлуче́нии с рабо́м Твои́м, друго́м мои́м. А́ще отъя́л еси́ его́ от мене́, не отыми́ от мене́ Своея́ ми́лости. Я́ко же не́когда прия́л еси́ вдови́цы две́ ле́пты, та́ко приими́ и сие́ моле́ние мое́. Помяни́, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (и́мя), прости́ ему́ все́ согреше́ния его́, во́льная и нево́льная, а́ще сло́вом, а́ще де́лом, а́ще ве́дением и неве́дением, не погуби́ его́ со беззако́ньми его́ и не преда́ждь ве́чной му́ке, но по вели́цей ми́лости Твое́й и по мно́жеству щедро́т Твои́х осла́би и прости́ вся́ согреше́ния его́ и вчини́ его́ со святы́ми Твои́ми, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная. Молю́ и прошу́ Тя́, Го́споди, да́руй ми́ во вся́ дни́ жи́зни моея́ не престава́ти моли́тися о усо́пшем ра́бе Твое́м, и да́же до исхо́да моего́ проси́ти у Тебе́, Судии́ всего́ ми́ра, оставле́ния все́х согреше́ний его́ и вселе́ния его́ в Небе́сныя оби́тели, я́же еси́ угото́вал лю́бящим Тя́. Я́ко а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да; те́м же ве́ру его́, я́же в Тя́, вме́сто де́л ему́ вмени́: я́ко не́сть челове́к, и́же жи́в бу́дет и не согреши́т, Ты́ еди́н кроме́ греха́, и пра́вда Твоя́ – пра́вда во ве́ки. Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты́ услы́шиши моле́ние мое́ и не отврати́ши лица́ Твоего́ от мене́. Ви́дя вдови́цу, зе́льне пла́чущу, умилосе́рдився, сы́на ея́, на погребе́ние несо́ма, воскреси́л еси́: та́ко умилосе́рдився, утиши́ и ско́рбь мою́. Я́ко же отве́рзл еси́ рабу́ Твоему́ Фео́филу, отше́дшему к Тебе́, две́ри милосе́рдия Твоего́ и прости́л еси́ ему́ прегреше́ния его́ по моли́твам Святы́я Це́ркве Твоея́, вне́мля моли́твам и милостыням супру́ги его́: си́це и а́з молю́ Тя́, приими́ мое́ моле́ние о ра́бе Твое́м и введи́ его́ в жи́знь ве́чную. Я́ко Ты́ еси́ упова́ние на́ше. Ты́ еси́ Бо́г, е́же ми́ловати и спаса́ти, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.

Молитва родителей о упокоении сына, или дочери

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, Влады́ко живота́ и сме́рти, Уте́шителю скорбя́щих! С сокруше́нным и умиле́нным се́рдцем прибега́ю к Тебе́ и молю́ся Ти́: помяни́. Го́споди, во Ца́рствии Твое́м усо́пшаго раба́ Твоего́ (рабу́ твою́), ча́до мое́ (и́мя), и сотвори́ ему́ (е́й) ве́чную па́мять. Ты́, Влады́ко живота́ и сме́рти, дарова́л еси́ мне́ ча́до сие́. Твое́й же благо́й и прему́дрой во́ле изво́лися и отъя́ти е́ у мене́. Бу́ди благослове́нно и́мя Твое́, Го́споди. Молю́ Тя́, Судие́ не́ба и земли́, безконе́чною любо́вию Твое́ю к на́м, гре́шным, прости́ усо́пшему ча́ду моему́ вся́ согреше́ния его́, во́льная и нево́льная, я́же сло́вом, я́же де́лом, я́же ве́дением и неве́дением. Прости́, Ми́лостиве, и на́ша родительская согреше́ния, да не пребу́дут они́ на ча́дех на́ших: ве́м, я́ко мно́жицею согреши́хом пред Тобо́ю, мно́жицею не соблюдо́хом, не сотвори́хом, я́коже запове́дал еси́ на́м. А́ще же усопшее ча́до на́ше, на́шея или́ своея́ ра́ди вины́, бя́ше в житии́ се́м, рабо́тая ми́ру и пло́ти своея́, и не па́че Тебе́, Го́споду и Бо́гу своему́: а́ще возлюби́ пре́лести ми́ра сего́, а не па́че Сло́во Твое́ и за́поведи Твоя́, а́ще преда́вшеся сласте́м жите́йским, а не па́че сокруше́нию о гресе́х свои́х, и в невоздержа́нии бде́ние, по́ст и моли́тву забве́нию преда́вше – молю́ Тя́ усе́рдно, прости́, преблаги́й О́тче, ча́ду моему́ вся́ таковы́я прегреше́ния его́, прости́ и осла́би, а́ще и и́но зло́е сотвори́ в житии́ се́м. Христе́ Иису́се! Ты́ воскреси́л еси́ дще́рь Иаи́ра по ве́ре и моли́тве отца́ ея́. Ты́ исцели́л еси́ дще́рь жены́-хананеянки по ве́ре и проше́нию ма́тери ея́: услы́ши у́бо и моли́тву мою́, не пре́зри и моле́ния моего́ о ча́де мое́м. Прости́, Го́споди, прости́ вся́ согреше́ния его́ и, прости́в и очи́стив ду́шу его́, изми́ му́ки ве́чныя и всели́ со все́ми святы́ми Твои́ми, от ве́ка благоугоди́вшими Тебе́, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная: я́ко не́сть челове́к, и́же жи́в бу́дет и не согреши́т, но Ты́ Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́: да егда́ и́маши суди́ти ми́рови, услы́шит ча́до мое́ превожделе́нный гла́с Тво́й: прииди́те, благословенные Отца́ Моего́, и насле́дуйте угото́ванное ва́м Ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Я́ко Ты́ еси́ Оте́ц ми́лостей и щедро́т. Ты́ живо́т и воскреше́ние на́ше, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша), которую подают в общей посуде и едят руками или ложками. Кутья получается сладкая с добавлением меда, изюма и мака. В современных условиях кутью можно готовить не только в качестве ритуального блюда, но и как вкусное полезное блюдо из риса для обычного ежедневного стола.

Кутью на 40 дней обязательно делать

Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша), которую подают в общей посуде и едят руками или ложками. Кутья получается сладкая с добавлением меда, изюма и мака. В современных условиях кутью можно готовить не только в качестве ритуального блюда, но и как вкусное полезное блюдо из риса для обычного ежедневного стола.

Ингредиенты для «Кутья поминальная»:

Пищевая и энергетическая ценность:

Готового блюда
Ккал
1378 ккал
Белки
16.4 г
Жиры
46.5 г
Углеводы
227.7 г
100 г блюда
Ккал
153.1 ккал
Белки
1.8 г
Жиры
5.2 г
Углеводы
25.3 г

Рецепт «Кутья поминальная»:

Рис можно замочить на 1-2 часа и всыпаем в кипящую подсоленную воду.

Символика и значение поминальной крупы.
Во время поминок на стол обязательно ставят кутью. Традиция варить на поминках кутью (от греч. — «зерно») скорее всего появилась в X веке. После того, как князь Владимир сделал выбор в пользу христианства, на Русь из Византии приехали сотни священнослужителей. Они-то и познакомили наших предков с греческим обычаем есть на поминках специальную обрядовую кашу. Впрочем, известный советский этнограф Дмитрий Зеленин допускал, что традиция эта зародилась на Руси гораздо раньше, ещё в языческие времена. А вклад византийцев заключался только в том, что они дали поминальной каше название.
Как и любое другое традиционное блюдо, кутья несет в себе определенное значение – прежде всего, благодаря входящим в нее ингредиентам. Зерно – в пропаренном или вареном виде – означало воскрешение из мертвых. После того, как оно попадет в землю и прорастет, из него появляется новая жизнь. Само же зерно истлевает. Примерно так происходит и телом усопшего.
Мед и изюм у наших предков считались не только символами здоровья и достатка. Они символизировали сласть блаженства вечной жизни в Царствии Небесном. Таким образом, два несложных ингредиента кутьи означали бессмертие, воскресение и блаженство вечной жизни.
Она всегда является первым блюдом на столе и должна освящаться в церкви после отпевания покойника или панихиды. Можно и самому окропить кутью святой водой перед тем, как подать ее на поминальный стол. По обычаю кутья всегда заедалась специально выпеченным хлебом, который ломали руками. Ножом такой хлеб резать категорически воспрещалось. (Информация из интернета)

«Сыне Божий, Господи Иисусе Христе. Скорбь мою сердечную утоли по усопшему рабу (имя умершего). С потерей тяжкой мне справиться помоги, да горе выдержать сил придай. И прими в сороковой скорби день душу покойного (имя умершего) в Царствие Небесное. И будет так ныне, присно, во веки веков. Аминь».

40 дней после смерти – как поминать и как молиться за умершего?

40 дней после смерти - как поминать и как молиться за умершего?

После смерти человека поминают на 3, 9 и 40 день и последняя дата считается самой важной, поскольку душа попадает на Суд и решается ее дальнейшее предназначение. С этим днем связано много традиций, которые люди соблюдают, чтобы помочь умершему человеку в этот ответственный день.

Что значит 40 дней после смерти?

Сороковой день поминовения умершего человека считается некой гранью, которая разделяет земную и вечную жизнь. С религиозной точки зрения он является более трагичной датой в сравнении с физической кончиной. 40 дней после похорон – дата, которая напоминает людям, что душа после окончания земной жизни отправляется к своему Отцу Небесному. Поминки можно считать неким актом милосердия.

Где находится душа умершего до 40 дней?

Многие люди отмечают, что первое время чувствуют присутствие умершего человека, которое проявляется запахом, вздохами, шагами и так далее. Обусловлено это тем, что на протяжении сорока дней дух не покидает места, где он обитал.

Три первых дня душа свободна и она помнит всю свою земную жизнь. Считается, что это время она находится в местах, которые являются близкими. На третьи сутки после смерти нужно провести панихиду. После этого предстоит встреча с Богом, святыми и посещение рая. С этого момента начинаются первые терзания и страхи, что из-за совершенных ошибок вход в рай может быть закрыт. Все это длится на протяжении шести дней, поэтому на девятые сутки проводят панихиду и поминки. На следующем этапе начинаются мытарства, которые представляют собой испытания и препятствия. Душа на 40 день после смерти получит решение, где она сможет провести вечную жизнь в Раю или Аду. Во время этого периода происходит сравнение положительных и отрицательных поступков. Выясняя, что происходит на 40 день, стоит сказать о наступлении самого важного этапа – Страшный Суд, где душа уже не может ни на что повлиять и учитывается только прожитая жизнь усопшего.

Как молиться за умершего до 40 дней?

Поминание умерших людей – долг каждого верующего человека. Согласно мнению церкви, молиться на протяжении первых сорока дней после кончины нужно особенно усердно. Молитва на 40 дней для проводов души может произноситься в церкви или дома. Если человек выбирает второй вариант, то рекомендуется женщинам повязать на голове платок и зажечь свечи перед образом Господа. Выясняя правила 40 дней после смерти и как поминать, стоит отметить, что молитва в этот период помогает обрести веру в душе и легче справиться с потерей близкого человека.

«Сыне Божий, Господи Иисусе Христе. Скорбь мою сердечную утоли по усопшему рабу (имя умершего). С потерей тяжкой мне справиться помоги, да горе выдержать сил придай. И прими в сороковой скорби день душу покойного (имя умершего) в Царствие Небесное. И будет так ныне, присно, во веки веков. Аминь».

Можно ли 40 дней поминать раньше?

Жизнь является непредсказуемой, и часто нет возможности провести запланированное. Священнослужители говорят о том, что если не получается помянуть умершего на 40 день, то не является трагедией или грехом, поскольку можно сделать это заранее или даже позже. Запрещено переносить поминовение на литургии, панихиде и кладбище. Еще многих интересует, как считать 40 дней со дня смерти, так, первые сутки – непосредственно день смерти, даже, если кончина произошла поздним вечером до полуночи.

Что готовят на 40 дней после смерти?

В этот день обязательно устраивают поминальный обед, цель которого – вспомнить умершего и помолиться за его упокой. Важно помнить, что пища не является главной, поэтому не нужно стараться приготовить шикарное меню с большим количеством деликатесов. Поминальный обед на 40 дней, меню которого должно учитывать правила христианства, подразумевает соблюдение нескольких важных принципов:

На столе должна быть кутья, которая готовится из пшена или риса, и блины без наполнителя. У каждого этого блюда есть свое важное сакральное значение, которое помогает оценить бренность бытия. Для тех, кому интересна тема – 40 дней после смерти, как поминать, необходимо знать о старинной традиции печь пироги с разными начинками. Если сороковины не выпали на пост, то мясные блюда не находятся под запретом, так, можно подать на стол котлеты, голубцы, гуляш к гарниру и так далее. Разрешены разные блюда из рыбы, причем это могут быть первые и вторые блюда. На стол можно поставить салаты, которые включают в рецепт постные ингредиенты. Разбираясь в традициях 40 дней после смерти и как поминать усопшего, стоит упомянуть, что во многих семьях принято соблюдать традицию, готовить на поминальный обед любимое блюдо покойного. Что касается десертов, то лучше всего сделать ватрушки, пирожки, печенье, а еще разрешены конфеты.

Что несут на кладбище на 40 дней?

Согласно традициям в дни поминовения люди ходят на кладбище, чтобы проститься с близким человеком. На могилу с собой необходимо взять цветы, которых должно быть парное количество, и свечу. Этими предметами живые могут выразить свое уважение усопшему. Нельзя громко разговаривать на могиле, устраивать перекусы и тем более пить алкоголь. Еще один важный момент, касающийся того, что приносят на кладбище на 40 дней, – в качестве угощения для усопшего можно взять из дома тарелочку кутьи и оставить ее у могилы.

Что раздают на 40 дней?

Существует много традиций, связанных с поминальными днями. На сороковой день принято раздавать разные угощения людям, чтобы те помянули усопшего. В большинстве случаев дают печенье, конфеты и выпечку. Обычаи на 40 дней после смерти гласят, что на протяжении первых сорока дней после кончины, необходимо раздать вещи умершего человека нуждающимся людям, прося помолиться на его душу. Эта традиция не описана в Библии и является личным решением каждого.

Панихида на 40 дней – когда заказывать?

На сороковой день поминовения усопшего необходимо обязательно сходить в храм, где можно помолиться и заказать панихиду и сорокоуст.

Главной считается молитва, которую произносят на литургии. Во время этого обязательно приносится бескровная жертва Господу. Проводы души на 40 день включают обязательно панихиду и этот обряд служат перед специальным столиком, который называется кануном. На нем оставляют дары на нужды храма и в память умершим. Если панихида в выпавший день не положена, то проводят литию об усопшем. Разбираясь в теме – 40 дней после смерти, как поминать, необходимо сказать о том, что важно заказать сорокоуст, который проводят со дня кончины и до 40 дня. Когда отведенный срок закончится, сорокоуст можно повторить еще один раз. Можно заказать более продолжительные сроки поминовения.

40 дней после смерти – традиции и ритуалы

На Руси сформировалось огромное количество обычаев, многие их которых дошли и до наших дней. Существуют разные приметы, что нельзя делать до 40 дней, но при этом стоит заметить, что многие из них являются выдумкой и церковь их не подтверждает. Среди известных традиций можно выделить следующие:

С древних времен на протяжении 40 дней не рекомендуется тщательно следить за своей одеждой и стричь волосы, поскольку это считается проявлением неуважения к памяти умершего. Стол на поминальный обед сервируют традиционно, но только не используют острые столовые приборы, то есть ножи и вилки. Ложки принято класть тыльной стороной вверх. Крошки, оставленные на столе, нельзя сметать со стола и выбрасывать, их собирают и относят на могилу. Так живые сообщают покойнику, что проходили поминки. Многих интересует тема – что приносят на поминки 40 дней, так вот нет правил, указывающих на подобные обязательства, но при этом не запрещается взять с собой какую-то еду собственного приготовления, например, пирожки или блины. На ночь принято закрывать крепко окна и двери, и нельзя плакать, поскольку это может притянуть душу покойника. Многие люди на столе или тумбочке оставляют рюмку, наполненную водкой и прикрытой хлебом. Если жидкость убывает, значит, душа ее пьет. Многие оставляют водку на могиле, но к православным обычаям этого никакого отношения не имеет.

Почему нельзя грызть семечки до 40 дней?

За многие годы сформировались разные обычаи, связанные с поминовением умерших людей и некоторые из них многим покажутся странными. Например, есть запрет, касающийся того, что нельзя грызть семечки до 40 дней, поскольку так можно заплевать душу умершего человека. Существует еще одно объяснение этой приметы, согласно которому, у тех, кто нарушит этот запрет, будут долгое время болеть зубы. Третий вариант толкования суеверия касается того, что щелкая семечки можно привлечь к себе злых духов и чертей.

Почему на 40 дней раздают ложки?

С древних времен существует обычай раздавать ложки из дерева, которыми люди ели на поминальном обеде. В современном мире такие столовые приборы не используются, поэтому раздают обычные ложки. Примета объясняется тем, что когда человек использует такой прибор, то он невольно вспоминает усопшего. Есть еще одно странное суеверие, согласно которому используемая на 40 дней посуда не должна раздаваться. Считается, что она является участницей ритуала прощания и если человек заберет ее домой, то навлечет на себе беду и даже смерть.

можно ли 40 дней поминать раньше

Приметы на 40 дней после смерти

Есть много разных суеверий, связанных с этой датой со дня кончины, и среди них выделим самые известные:

Рис можно замочить на 1-2 часа и всыпаем в кипящую подсоленную воду. Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша), которую подают в общей посуде и едят руками или ложками. Кутья получается сладкая с добавлением меда, изюма и мака. В современных условиях кутью можно готовить не только в качестве ритуального блюда, но и как вкусное полезное блюдо из риса для обычного ежедневного стола..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии