Наряды на кутью

Колядки – это старинный рождественский обычай, с любовью описанный в произведениях Гоголем, дошедший до наших дней в песнях и костюмах. Вы собрались на колядки, выучили слова, нашли компанию, но. что же надеть? Статьи по теме:

Содержание
  1. Наряды на кутью
  2. Колядки на Рождество и Старый Новый год: когда и как правильно колядовать? Стихи, песни, костюмы на колядки для взрослых и детей
  3. Как и когда правильно колядовать на Рождество и Старый Новый год?
  4. Когда можно колядовать и щедровать?
  5. Как правильно колядовать и что нужно говорить?
  6. Слова, стихи и песни для колядок
  7. Как нарядиться на колядки? Колядование на Рождество
  8. История праздника
  9. Почему колядуют 7 января?
  10. Как нужно колядовать?
  11. Этапы колядования
  12. Почему нужно наряжаться?
  13. Как начать колядовать?
  14. Роли колядующих
  15. Наряд на колядование
  16. Костюмы для ряженых
  17. Почему носят кутью на Рождество? Как правильно носить и готовить
  18. Почему носят кутью на Рождество — откуда пошла традиция
  19. Количество блюд на Рождество
  20. Колядная неделя
  21. Приметы и суеверия на Рождество Христово
  22. Как приготовить настоящую рождественскую кутью из пшеницы
  23. Как сварить узвар для кутьи
  24. Как красиво украсить кутью и в чем подать
  25. Рисовая кутья с миндалем и цукатами
  26. Самая вкусная кутья из булгура с апельсиновым соком

Наряды на кутью

Колядки – это старинный рождественский обычай, с любовью описанный в произведениях Гоголем, дошедший до наших дней в песнях и костюмах. Вы собрались на колядки, выучили слова, нашли компанию, но. что же надеть? Статьи по теме:

Инструкция
1 Ряжение – типично святочное увеселение, которое сопутствует колядованию. В Белоруси, на Украине, в России накануне Рождества или Святок было принято ходить от дома к дому, петь специальные песни (колядки) и собирать дары-угощение в большой мешок. Эта традиция описана в этнографической и художественной литературе. Сегодня религиозные традиции возвращаются. Если вы решили присоединиться к колядующим, вам следует вдохновиться фильмами и литературными произведениями, где показана эта древняя традиция. Рекомендуем обратиться к творчеству Н. В.Гоголя, послушать записи рождественских колядок. 2 Выберите костюм, который подходит вам больше всего. Популярным костюмом были костюмы тотемных животных (коза, медведь, олень) и духов предков. Если вам по душе образ козы, найдите тулуп (или дубленку), наденьте его, вывернув наизнанку, и не забудьте козью маску. Такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок.

Прежде чем приступить к стихам и песням, по традиции колядники должны спросить у хозяев дома разрешение на колядование. В старину отказать ряженым на Рождество считалось недопустимым, но сегодня многие могут запросто отказать колядникам. Поэтому спросить сначала разрешение будет правильнее всего простой фразой: «Вечер добрый! Можно поколядовать?».

Колядки на Рождество и Старый Новый год: когда и как правильно колядовать? Стихи, песни, костюмы на колядки для взрослых и детей

Как и когда правильно колядовать на Рождество и Старый Новый год?

Вопрос о том, как и когда правильно колядовать и щедровать – на Рождество или на Старый Новый год – остаётся одним из самых актуальных. На самом деле, в разных регионах нашей страны и ближнего зарубежья время дня и ночи, когда колядуют и щедруют, может разниться. Это связано с местными традициями и народными обычаями. Тем не менее, числа и праздники, когда можно колядовать и щедровать, являются общими для всех.

Поэтому, чтобы вопрос о том, когда и как колядовать/щедровать правильно – на Рождество (6-7 января) или на Старый Новый год (13-14 января) больше у вас не возникал, запомните:

Когда можно колядовать и щедровать?

В большинстве регионов колядовать, а не щедровать, начинают вечером 6 числа после появления на небосклоне первой звезды. Ряженые ходят по домам, поют песни, прославляющие рождение Спасителя, и желают хозяевам благополучия и процветания. Взамен ряженые получают сладкие угощения и денежные вознаграждения за свои песни.

Утром 7 января девушки и дети рождествуют – поют обрядовые песни о рождении Иисуса Христа. В отличие от колядников, они не наряжаются в костюмы, кроме народных, и не песен про Коляду.

В ночь на Старый Новый год молодые парни и девушки ходят щедровать с песнями. Они также поют песни о благополучии в наступающем году (щедровки) и получают угощения за свои старания.

Утром 14 января принято не щедровать, а посевать – ходить по домам и щедро обсыпать хозяев зерном и монетами. Такой обряд сопровождается специальными стихами и символизирует процветание и богатый урожай в новом году. Традиционно посевать, как и щедровать, ходят мужчины, так как считается, что мужчина, переступивший первым порог хозяйского дома в новом году, приносит удачу.

Как правильно колядовать и что нужно говорить?

Представление о том, как правильно на колядовать (щедровать) и что нужно говорить хозяевам, может сильно отличаться в зависимости от конкретного региона и местных обычаев. Но есть и ряд общих традиций, например, колядники должны ходить по домам группами минимум из 3 человек. Самый главный колядник – звездарь. Традиционно звездарем назначают самого голосистого члена группы, который отлично знает колядки, щедровки и рождественские стихи. Кроме того, что он исполняет роль основного «запевалы», на его плечи возлагают и еще одну почетную миссию – ношение звезды. Звезда символизирует добрый знак рождения Иисуса и провозглашает его появление в этом мире.

Кроме звездаря, среди колядников обязательно должен быть звонарь и мехоноша. Первый несет большой колокольчик и тем самым оповещает хозяев, что к их двору подходят ряженые. Мехоноша в свою очередь несет большой красивый мешок для гостинцев – сладостей и денег, которыми поющих одаривают люди.

Слова, стихи и песни для колядок

Прежде чем приступить к стихам и песням, по традиции колядники должны спросить у хозяев дома разрешение на колядование. В старину отказать ряженым на Рождество считалось недопустимым, но сегодня многие могут запросто отказать колядникам. Поэтому спросить сначала разрешение будет правильнее всего простой фразой: «Вечер добрый! Можно поколядовать?».

После одобрения хозяев можно начинать колядовать – петь песни и читать традиционные короткие стишки. По окончании выступления хозяева одаривают поющих гостинцами, а те в свою очередь благодарят хозяев за щедрость добрыми пожеланиями мира и процветания.

Классическая колядка представляет собой небольшой рождественский рассказ об одном из самых великих событий в православии — рождении Христа.

Как нарядиться на колядки? Колядование на Рождество

Как нарядиться на колядки, важно знать всем, кто собирается отметить этот праздник. Несмотря на его языческие корни, он до сих пор остается популярным во многих городах России. В его основе лежала древняя легенда, согласно которой в самую долгую ночь в году страшное чудище Корочун съедало Солнце.

История праздника

Для наших предков было важным, как нарядиться на колядки. Ведь Корочун считался древним славянским темным божеством, которому все пытались противостоять.

Наши с вами предки ставили перед собой символическую задачу защитить новорожденного, исполняя различные магические действия. Это и стало основой этого традиционного народного праздника.

И сегодня можно увидеть колядующих, которые несут символ небесного светила на длинном шесте. Как только появлялась первая звезда, наши предки заходили во двор, будили хозяина дома, начинали петь так называемые величальные песни, в которых прославляли солнце, луну и звезды в ожидании, когда дневное светило снова взойдет.

Ученые считают, что именно эти песни были первыми колядками, которые получили свое название в честь богини неба.

Почему колядуют 7 января?

Почему происходит колядование на Рождество? Этот вопрос и сегодня ставит в тупик многих, кто узнает, что изначально праздник был приурочен к самой длинной ночи в году, то есть должен был отмечаться с 24 на 25 декабря.

Дело в том, что если считать по новому стилю, то колядки как раз выпадут в ночь с 6 на 7 января. К тому же, христианские проповедники, которые пришли на Русь в 988 году, столкнулись с сильными и весьма развитыми традициями культурных обрядов. Чтобы не рубить с плеча, было решено искать компромисс. Так и объединили Коляду с Рождеством. С тех пор появилась традиция колядования на Рождество.

Интересно, что православные священники призывают не путать народные колядки с церковными. Последние рассказывают о рождении Христа, восхваляют Спасителя. А народные называют людскими притчами. В них в песенной и полушутливой форме рассказывается о небесных светилах и домашних заботах обычных людей.

Исторически у колядок никогда не было авторов. Их сочинял народ, поэтому иногда они были безграмотными с литературной точки зрения, но всегда отличались глубоким смыслом и содержанием, поднимали настроение, доставляя радость всем окружающим.

Классическая колядка представляет собой небольшой рождественский рассказ об одном из самых великих событий в православии — рождении Христа.

Как нужно колядовать?

В современном мире колядование далеко ушло от первоначальных традиций. Сегодня это, в первую очередь, способ весело и оригинально провести свободное время. Поэтому и привлекает в основном молодежь и школьников. Для них в этом есть большой плюс. Ведь по традиции колядующих принято угощать сладостями, едой или даже поощрять деньгами.

Истинное колядование – это своеобразный спектакль, к организации которого нужно подходить со всей ответственностью. Поэтому заранее распределяются роли между всеми его участниками, готовятся костюмы и соответствующая атрибутика.

Этапы колядования

Как правило, колядование проходит в несколько этапов. Для начала колядующие просят у хозяина дома разрешения петь веселые песни на его территории. Еще только приближаясь к дому, они начинают исполнять так называемые подоконные или надворные песни, в которых как раз и содержится эта просьба.

Когда решение впустить пеструю компанию в дом принято, можно приступать непосредственно к самому колядованию. Величавые речи обращаются в адрес каждого из членов семьи.

Важно исполнять песни как можно лучше, чтобы у хозяев не возникло желания прогнать неопытных колядующих. В этом случае уместно переходить к финальной части обряда — это исполнение коротких благожелательных куплетов. В завершение можно попросить вознаграждение для себя, обязательно в той же песенной форме.

Почему нужно наряжаться?

Прежде чем отправляться колядовать, важно решить для себя, почему на колядки принято наряжаться?

Не стоит забывать, что первоначальной целью этого празднества было напугать и прогнать злого славянского бога, который посмел похитить солнце. Поэтому наши предки собирались большими компаниями, наряжались в костюмы животных или всевозможных чудищ, чтобы напугать злого Корочуна. Как нарядиться на колядки?

Как начать колядовать?

Если вы решили пойти колядовать, то прежде всего соберитесь большой компанией. Чем больше людей, тем лучше, тем быстрее злой славянский бог испугается вашей толпы и отступит.

Важно распределить роли между всеми участниками, решить, как нарядиться на колядки. В народе существуют несколько традиционных образов, которые можно встретить практически в любой группе колядующих. А можно дать простор фантазии, нарядившись в кого только заблагорассудится.

Одними из самых популярных персонажей остаются медведь и коза. Часто среди колядующих встречаются библейские герои, например, пастухи, которые принесли Христу первые дары, ангелы или царь Ирод.

Роли колядующих

Нужно выбрать человека, которому достанется главная роль в этом представлении. Его называют звездарь. Он носит на длинной палке звезду, ключевой символ Рождества. Это обязательный атрибут на колядки. Ее можно вырезать из плотного хорошего картона и украсить различными блестками. Или взять для этой цели битые игрушки. Подойдут и дождик, и разноцветные помпоны.

Еще один вариант — соорудить каркас из жесткой проволоки, обмотав его яркими разноцветными лоскутами, фольгой или же дождиком. Лучше всего добиться того, чтобы звезда была восьмиугольной, хотя бы отдаленно напоминая Вифлеемскую. В центре можно поместить классический образ Божьей Матери с младенцем.

Важный персонаж – Мехоноша. Это человек, который будет всю дорогу нести мешок для подарков, еды и денег. Этот мешок считается очень важной вещью. Его нельзя брать в руки чужим людям. Хозяева, к которым вы пришли в гости, должны класть туда дары, не дотрагиваясь до него.

Размер мешочка вы выбираете сами. Его принято делать из плотной ткани, желательно яркой и разнообразной расцветки. Но на крайний случай подойдет и темный материал. Тогда на нем гуашью нарисуйте небесные светила и обязательно Вифлеемскую звезду. Либо сделайте аппликацию из цветной бумаги.

Наряд на колядование

К выбору одежды стоит подойти тщательно. Из этой статьи вы узнаете, как нарядиться на колядки детям и их родителям. В одежде будут хорошо смотреться фольклорные элементы. Это может быть традиционный национальный костюм либо наряд популярного рождественского персонажа.

Издавна популярным персонажем остается Коза, которая символизирует достаток. Если вам досталась эта роль, то можете взять старый тулуп или дубленку, которую выверните наизнанку. В довершение образа купите маску козы или просто приделайте аккуратные рожки к своей шапке. Коза должна быть игривой и шумной.

Кстати, маска один из важных атрибутов этого праздника. Раньше их делали из подручных материалов – бересты, ткани, кожи. Сегодня чаще всего покупают в магазинах. Для колядования подойдет маска практически любого животного, которого можно встретить в лесах нашей страны.

Решая, как одеть мальчика на колядки, часто выбирают образ медведя. Его тоже можно сделать своими руками. Достаточно взять старую шубу и ушанку. А черным маркером или карандашом нарисовать усы и нос. Для образа медведя подойдет косолапая неуклюжая походка, тогда в вас точно признают классического русского Михайло Потапыча.

На двоих человек часто примеряют костюм кобылки. Его можно встретить в детских театрах, цирках, на утренниках. Смастерить несложно и дома, используя в качестве основы палку. На нее крепится картонная голова лошади и темная ткань, под которой укроются оба человека.

Вариантов нарядов для колядования множество. Какие костюмы одевают на колядки, вы теперь узнали из этой статьи. Все зависит исключительно от вашего желания, фантазии и возможностей. В наше время практически любой из перечисленных нарядов можно приобрести в магазине. А если проявить фантазию, то несложно его смастерить и своими руками из всего, что окажется дома.

В древнерусских памятниках письменности XII века есть упоминания обрядов с ряжением, которым дана негативная окраска. Это вполне понятно – все, что было связано с языческими культами, осуждалось и запрещалось христианской доктриной. Тем не менеe в народе прочно укоренились игрища предков, которые сохранялись вплоть до XX века. В XIX веке многие из них носили еще обрядовый характер, часть же стала просто забавами, которыми развлекался и стар, и млад во время народных празднеств. В основном это были масленичные гулянья, свадьбы и др.

Костюмы для ряженых

В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу. За границей русскую Mасленицу журналисты даже иногда стали называть русским Хэллоуином

В принципе, если совсем не понимать русскую культуру, то перепутать можно. Одеваются в коз и медведей и еще чего-то зубастое, мохнатое и лохматое. Кому-то может даже страшным показаться.
Вот три картинки для сравнения. Прикольно выглядят рядом. Ряженые, Хэллоуин и Крампус. Как говорится, почувствуйте разницу.

На самом деле костюм ряженого имеет свою собственную историю, и связан совсем не со страхом перед какими-то мёртвыми или чудищами, которые тебя съедят или в могилу утащат, а больше с народными играми и театрализованными постановками.

Я нашла очень интересную статью А. В. Пахомовой, профессора Московской художественно-промышленной академии им. С. Г.Строганова и обладательницы кучи всяких званий и переписала ее совсем немножко, чтобы было менее научно-академически и более читабельно. Ну и картинок от себя слегка добавила, чтоб понятней было. Материалы взяты с сайта http://www. muzcentrum. ru/ **************************************** ***

Pяженье (ряжение) – обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. По веками сложившейся традиции, русские часто надевали необычные костюмы, лицо, как правило, скрывали под масками или мазали сажей, красками, чтобы максимально изменить облик до неузнаваемости. Неотъемлемой частью костюмов многих персонажей были шумопроизводящие украшения, “музыкальные” инструменты (например, две заслонки, вдобавок необходимо было и необычно двигаться – подскакивать, вертеться, приплясывать и т. п.

Ряженых чаще всего можно было увидеть во время празднования масленицы и на святки, реже – на Троицу и праздник Ивана Купалы. В целом ряжение представляло собой обрядовое и игровое переодевание с использованием масок и других приемов изменения внешнего вида.

В древнерусских памятниках письменности XII века есть упоминания обрядов с ряжением, которым дана негативная окраска. Это вполне понятно – все, что было связано с языческими культами, осуждалось и запрещалось христианской доктриной. Тем не менеe в народе прочно укоренились игрища предков, которые сохранялись вплоть до XX века. В XIX веке многие из них носили еще обрядовый характер, часть же стала просто забавами, которыми развлекался и стар, и млад во время народных празднеств. В основном это были масленичные гулянья, свадьбы и др.

Основными персонажами, которых чаще всего изображали ряженые были:

Коза, конь, медведь, тур, аист и журавль – эту группу можно обобщить под названием “животные”;

Следующая группа – персонажи потустороннего мира и нечистой силы – смерть, покойник, “дед”, “баба”, кикимора, русалка, черт, ведьма;

Часто изображали так называемых “чужих”, т. е. представителей других народов, социальных или профессиональных групп – это солдат, барин, нищий, странник, цыган, еврей, немец, арап и т. п.;

Во многих восточно-славянских названиях ряженых отражена их потусторонняя природа, например, “кудесники”, “буки”, “черти”, “хухольники”, “окрутники”, “халявы”, “чудики” и т. п.

Приемы и материалы, которыми достигалось изменение внешности, очень просты, но та находчивость, которую применяли в народе, конечно, поражает искушенное воображение современного человека.

Подручные материалы – солома, коромысло, ухват, веник, горшок, куски рогожи, береста, тулупы, вывернутые наизнанку и мн. др. – все шло в ход и превращало в нужный персонаж, будь то ангел, кикимора или лошадь. К приемам изменения внешности, помимо чернения лица сажей, можно добавить еще обкручивание соломой рук и ног, чтобы они казались толстыми и кривыми, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, вывернутую наизнанку, ношение необычных остроконечных шапок, также нередко на костюм навешивали колокольчики, старые веники, лапти и др. Чтобы придать себе устрашающий вид, ряженые приделывали длинные клыки из репы, надевали на голову тыкву с вырезанными глазницами и прикрепленной внутри свечой, вставали на ходули, закутывались в белое полотно и так далее.

В разных местностях были свои излюбленные персонажи, образы которых создавались давно вошедшим в праздничный обиход и ставшим традицией способом. Например, в Костромской губернии на святки вовремя колядования ряженые ходили по домам в виде калек с вымазанными сажей лицами, со страшными горбами и навязанной на голове куделью, чтобы выглядеть косматыми. Такие персонажи назывались “старики” или “пугала”. Помимо ряженых страшного вида были смешные, необычные ряженые. Чтобы выглядеть чудно, мужчины переодевались в женскую одежду, а женщины – в мужскую, при этом нередко на ноги надевали непарную обувь, на голову корзину или что-нибудь из посуды.

Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты, или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову “козы”, “кобылы”, “тура”; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по избе, махали хвостом, подражая поведению изображаемых животных. Иногда два участника составляли одну фигуру “коня”, “быка”, что требовало слаженности движений и определенных навыков. Могли нарядиться “курицей” или “журавлем”.

В Московской области нарядившийся “журавлем” ходил в вывороченном кожухе, ноги продевал в рукава, а в руках держал кочергу, имитирующую клюв.

На Русском Севере популярным персонажем святочных игр на посиделках был ряженый “покойником”: его одевали в белое, натирали лицо мукой, в рот вставляли торчащие зубы, вырезанные из брюквы, клали на скамейку, оплакивали, заставляли девок целовать лежащего.
Добавлю, что ряжение воспринималось во многих местах как грех. Обычно в страшные маски “покойников” рядились лишь мужчины, реже — женщины, но ни в коем случае не девушки и уж тем более не дети. Из материалов, собранных на Русском Севере, следует, что сами участники обрядов и игр редко соглашались на эти роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Когда праздничные гулянья заканчивались, принимавшие участие в ряженье должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой.

А вот как описываются ряженые на Масленицу: “По сказаниям церковных историков в дни эти безумствовали, то есть надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее и такая костюмировка (народный маскарад) служила на маслянице поводом к самому веселому разгулу…”.

В XIX веке в среде ученых исследователей народной культуры возрастает интерес к обрядовым, фольклорным и театральным действам. Описания масленичного и святочного ряжения довольно широко представлены в дореволюционной литературе. Начиная с 1846 года, после образования Русского географического общества, началось повсеместное собирание сведений по народному быту и фольклору. Разные издания, например, “Вестник Европы”, “Современник” и другие журналы, а также периодические и этнографические издания, губернские ведомости, сборники губернских статистических комитетов печатали материалы о верованиях, обычаях, народных обрядах и праздниках.

B первый день святок ряженье не проводили, к нему готовились. Устраивали складчину и на собранные деньги нанимали просторную избу на все святки, т. е. на две недели, окропляли и освещали её. Примечательно, что в складчине принимали участие все: люди женатые, пожилые, холостые, даже дети-подростки, «…последние обыкновенно платят половину того, что приходится на долю взрослых». “Появляются здесь “тальяночки”, в иных селах – балалайки и даже скрипки, – и деревенский бал открывается!”.

Непременным развлечением деревенской молодежи на вечеринках служит переряживание. “Ряженые обыкновенно изображают цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, евреев, солдат, скоморохов с медведем, нищих-побирух и т. п.”. Излюбленным персонажем деревенской публики был “медведь”. Ряженый в медведя представлял, как правило, несколько основных сюжетов: как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало. Другой персонаж – “журав”, т. е. представляющий из себя подобие журавля. Чтобы изобразить журавля, парень набрасывает на себя вывороченную шерстью вверх шубу. В один из рукавов которой продевает палку с крючком на конце. Палка изображает клюв журавля, и этим клювом ряженый бьет присутствующих на вечеринке девушек, а те, чтобы откупиться от назойливой птицы, бросают на землю орехи, конфекты, пряники, которые журавль и подбирает». Также автор описывает игры “… непохвального свойства, и некоторые из последних отзываются даже кощунством”. К таким играм относятся “венчание” и “похороны”.

Как выглядели игры?
“…с криком и кривляниями, с корзинами снегу, перемешанного сажею, вбежали кикиморы и принялись завывать, хлестать и парить вениками во все стороны, стараясь, получше угостить грязным веником чужих ребят. Эти кикиморы были не кто иной, как туземные ребята, одетые по-старушечьи во всевозможные лохмотья и тряпки с горшком, накрытым тряпицею и заменявшим кокошник на голове, чтобы как можно более походить на кикимор, т. е. ведьм”. Вслед за кикиморами являются “торгованы” – купцы с сукнами, нанкою (грубая плотная хлопчатобумажная ткань, одна из самых дешёвых в XIX в.), китайкою (плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань, привозимая из Китая) , кумачом (xлопчатобумажная ткань полотняного переплетения) и другим “красным товаром”.

Затем следовал “стрелок”, следом “кузнец”». А за кузнецами следовали музыканты – это были крестьянские ребятишки, стучавшие в сковороды, заслонки, ухваты, кочерги и т. п. “все это шумело, стучало, звенело и выло…”. Далее разыгрывалась сценка с рыбаками, и изба превращалась в озеро. Рыбаки, обнаженные по пояс, при свете лучины ловили рыбу – девушек. За этой сценкой был “рекрутский набор”, далее следовало “соление снетков”. Роль снетков доставалась ребятишкам. В избе появлялся огромный кузов, сплетенный из сосновых драниц. В него сажали раздетых ребятишек, а сверху на них высыпали большую корзину снега – это их посолили, “ребятишки запищали, а выскочить было нельзя. В заключение для рассолу на них вылили ушат холодной воды. С визгом и неимоверной быстротой выпрыгнули ребятишки из кузова и ударились на печку и на полати одеваться и отогреваться”. После этой сценки в избу входили “какие-то личности”, одетые в полушубки, подвернутые наподобие фрака – это был ревизор и писари, последние держали куски бересты и палки (вместо бумаги и перьев). И далее разыгрывался допрос.

У мещан и крестьян города Василя бытовал ряд своих святочных развлечений.

Долгожданный праздник начинают отмечать на второй день, а в первый идут к нему приготовления. “В отношении наряда святочники представляют самое пестрое разнообразие; все они ходят группами. Одна группа, например, состоит из цыганки, турчанки и старика с непременным горбом; другая состоит из бурлака, черемисина (мариец) в белой рубахе с обшивным воротом, женщины в барском платье и кормилицы с ребенком; третья группа водит медведя на цепи, и все бывают одеты сообразно этому представлению: один изображает мишку, другой – козу, третий – скрипача или барабанщика. Эта группа особенно доставляет удовольствие девицам”. Далее в тексте акцентируется фрагмент с появлением персонажа “черт”, который предстает перед собравшимися в страшном обличье – с красными глазами, красными губами, длинными когтями, хвостом и рогами, весь обтянутый кожей. Разыгрывается сценка изгнания черта из избы. Историк пишет, что самый “обыкновенный и любимый наряд святочников составляет красная рубаха, обшитая галуном, и при этом шляпа, обвязанная лентами всевозможных цветов”.

У многих народов в обрядовых действах помимо специальных, традиционных для каждого конкретного случая костюмов, необходимым дополнением был, назовем его “волшебный” или особенный предмет. Так, например, изображая Мокошь в руке было веретено, св. Варвару или Люцию – гусиное крыло или нож. Таким особенным предметом могла стать палка, метла и др. У ряженых одним из самых распространенных атрибутов были маски, в частности берестяные. Маска-личина – обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос, приделывали бороду изо льна или конских хвостов, брови, усы, румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок.

Вот как выглядели ряженые в этнографических записках Ф. Д. Нефедова” “Показались два парня в берестяных масках и с деревянными лопатками в руках; они подходят то к одной, то к другой девице и спрашивают: “Сколько набить аршин набойки?”. Девка говорит. Ряженый бьет ее по спине лопаткой столько раз, сколько она пожелала себе аршин набойки. <…> В избе крик и хохот”.

По традиции на Рождество Христово, на столе должно быть 12 блюд, а также, узвар из сухофруктов, в центре стола находится кутья, или сочиво, которое насыпали в красивую глиняную посуду. Абсолютно все, начинают трапезу с ложечки традиционного блюда.

Почему носят кутью на Рождество? Как правильно носить и готовить

Каждый год по традиции, мы всей семьей отправляемся 6 января в гости к кумовьям, дети заходят первыми, поют колядки и преподносят кутью своим крестным. Они должны попробовать ложечку вечери.

Делают это вечером, кушать можно после первой звезды на небе. Носить можно не только крестным, но и близким родственниками, бабушка и дедушкам.

Я считаю, что нести нужно по приглашению, потому что всякое бывает, нет дома, нет настроения, или нет возможности угостить, но это лично мое мнение, и вы можете с ним не согласиться. Это так, лирическое отступление.

По традиции на Рождество Христово, на столе должно быть 12 блюд, а также, узвар из сухофруктов, в центре стола находится кутья, или сочиво, которое насыпали в красивую глиняную посуду. Абсолютно все, начинают трапезу с ложечки традиционного блюда.

Сочиво, блюдо постное, готовится оно из зерен пшеницы или ячменя, поливается сладкой водой, медом или сиропом, по вкусу можно добавить орехи и сухофрукты. Сегодня не все знают как носить и готовить, хотя традиция довольно популярна.

Почему носят кутью на Рождество — откуда пошла традиция

Эта традиция пришла к нас с юга Украины, и является православным обрядом. Самым главным посылом этой прекрасной традиции, пожелание благополучия хозяевам дома.

Так как зерно символизирует плодородие, мед, сладкую жизнь, а орехи могущество. И сама процедура приготовления не относится к легким, напоминая нам что благополучие достигается путем усердного труда и стараний.

Подношение делалась тем людям, которые заслужили уважения. А по одной из версий, более бедные крестьяне, ходили к более богатым, таким образом, те их угощали, так как в этот день не принято отказывать. С приходом христианства, традиция немного изменилась, но принцип пожелания благополучия остался неизменным.

Носить вечерю принято близким и кровным родственникам, что означает единение семье. Также крестным, их благодарили, так как они вторые родители ребенка, которые молились за ребенка и наставляли его на путь истинный.

Поэтому рождественскую кутью носят только дети, считается, что можно носить до 13-14 лет. Помимо этого стоит отметить, что дети, это духовная чистота и самая светлая надежда на лучшее будущее.

В связи с этим, есть еще одна традиция, первыми должны отведать кашу дети, а потом уже все остальные члены семьи.

Раньше, кормили кашей не только семью, но и животных. Часто возникает вопрос, когда же, какого числа ходить и носить кутью? Носят ее 6 января, после захода солнца! Помимо 6, допускается ношения 7 января, хотя пост уже заканчивается, а блюдо это исключительно постное.

Раньше, когда приносили кашу, говорили «Отец с мамкой вам передали». Эти слова говорили дети, а взрослые здоровались приветствием «Христос родился». Отвечали, такими словами: «Славим его»!

Количество блюд на Рождество

Итак, как я уже писала выше, на столе должно быть 12 блюд, считается, что 6 января они должны быть постными, а 7, уже можно подавать мясные и рыбные угощения.

Если говорить о постных, то раньше подавали борщ, голубцы с грибами, вареники с капустой, винегрет, моченые яблоки, квашеную капусту и огурцы, оладьи из фасоли или картофеля, блины, кашу, пироги, запивали компотом, сваренным из сухофруктов.

12 блюд символизирует число апостолов, на каждого по одному. А также, 12 месяцев в году, чтобы каждый из месяцев был щедрым и удачным для всей семьи.

Слот накрывали праздничной скатертью, и расставляли угощение. Алкоголь, пить было нельзя, за исключением красного вина, его можно совсем немного, и то, только пригубить.

Кутью и хлеб со стола не убирали, оставляя ее на ночь, считалось что духи приходят к столу вечерять. А утром, остатки еды выбрасывали.

Колядная неделя

Рождество не единственный праздник, в наше время принято еще и колядовать. С 7 января по 19, ходят друг к другу в гости и поют колядки.

Все это относится к Коляде. Согласно легенде, так звали богиню плодородия на Руси. Она помогала людям, родив для них новое солнце. Колядки бываю двух типов языческие и христианские. Я не буду здесь писать тексты, иначе статья получится слишком объемная.

Колядовали (щедровади) с песнями и плясками, навещали родных и друзей, одевая красивые костюмы. По традиции, их одаривали сладостями, хлебом и монетками.

Приметы и суеверия на Рождество Христово

Приметы, это всегда то, что люди помечали годами, в давние времена в них верили и передавали из уст в уста.

1. Если на Рождество первой перешагнет порог дома женщина, то к скандалам и сплетням, а если мужчина, или мальчик, то к благополучию. А если старик или старуха, то к долгой жизни.

2. Мужчине нужно нарядится в однотонную одежду, а женщине в разноцветное платье. Таким образом, вы привлечете благополучие.

3. Просите в этот день у Бога все что нужно, и дано вам будет, нужно просить 77 раз.

4. В этот день ничего не дают взаймы, иначе постигнет несчастье.

5. Работать в эти дни запрещено, любую работу нужно закончить до праздников.

6. После праздника в течение 3 дней нельзя шить, вышивать и вязать.

7. Если высмотреть в святую ночь на небе звезду, и загадать желание, оно обязательно исполнится.

8. Если во дворе очень сильно лает собака, быть беде.

9. Угощения на столе оставляют, считалось, что души, приходящую в эту ночь, будут молится за вас.

10. Если ночь 6 января будет теплая, то весна будет ранняя.

11. Если будет на праздник много снега, год будет удачным и благоприятным.

13. Рожденный ребенок в эти дни, не будет знать нужды, будет счастливым, жить в достатке и благополучие.

14. На праздник, каждый должен отведать 12 блюд, которые находятся на столе.

Есть очень много примет и суеверий, в которые народ верил и подмечал, и в одном посте все не счесть. Этот праздник один из важных, это новая жизнь, новая надежда, новое рождение. А соблюдение традиций, является одним из символов христианства.

Как приготовить настоящую рождественскую кутью из пшеницы

Раньше, православные использовали пшеницу, рис, горох и ячмень для приготовления каши. Сейчас, современные хозяйки, готовят из гречки, пшена, булгура, и других круп. Но традиционной крупой являются зерна пшеницы, символа благополучия, урожая и достатка.

Мак заливают кипятком, растирают добела, кладут в кашу, сдобрив медом, чтобы жизнь была благополучной.

На каждом столе, в каждой семье должна стоять традиционная каша в центре, что символизирует достаток и благополучие.

1. Ранее, пшеницу замачивали, заливали водой на 3-4 часа, затем варили около 30-40 минут. Заливаем крупу, чтобы вода покрывала крупу на 3 пальца выше.

2. Мак заливали кипятком, оставляли настояться, и перетирали до появления макового молочка. Перетираем в бледрере, или пропускаем через мясорубку, или в ступке.

3. Изюм обдают кипятком, орехи жарят. Отваренную кашу остужают, добавляют подготовленные продукты и заправляют медом.

4. Мед можно растопить, и украшают по своему вкусу. Сейчас в ход идут конфеты, шоколад, мармелад, и прочие сладости.

В наши дни, можно заправить любым фруктовым соком (мандариновым или апельсиновым), а также, вашим любимым, но по старым традициям, готовят с компотом из сухофруктов.

Как сварить узвар для кутьи

Залить можно узваром, это необходимый атрибут блюда. Для его приготовления сухие фрукты (яблоки, груши и ягоды) промывают, заливают водой, на одну горсть достаточно литра.

Варят, и настаивают, это самое важное в этом процессе, не менее 6-12 часов он должен настояться, чтобы стать вкуснее и красивее. Затем процеживают и заливают блюдо. А также, запивают, используя как ароматный компот.

Целью данного праздника было желание навестить и поддержать ближнего. Сам праздник сближал родных и друзей. В этот вечер нужно было надеть красивые вещи, не разрешалось кричать или ругаться, чтобы в доме не было скандалов.

Как красиво украсить кутью и в чем подать

Обычно, кутью, особо ничем не украшали, она и так была яркая, и стояла в центре стола. Но современные хозяйки пошли дальше, стали украшать, чтобы их блюдо было еще ярче и красивее, а также, запомнилось гостям.

По своему опыту могу сказать, так как мы ходим в гости, что только не придумывают: цукаты, орешки, варенье, сухие фрукты и ягоды, замороженные ягоды, кокосовая стружка и шоколад, конфеты и желе.

Посыпать можно жареными семечками, семенами льна или кунжута. Чем посыпать сверху, решайте сами.

Раньше подавали кашу в глиняном горшочке или глиняной тарелке, сейчас, уже отходят от этих традиций, и подают в мисочке, а приносят в баночке, с плотно закрытой крышкой, чтобы по дороге, ничего не пролилось.

Рисовая кутья с миндалем и цукатами

Как мы знаем, что традиционная крупа пшеница, но она жестковата, и не всем нравится ее вкус, поэтому, предлагаю заменить ее рисом, он более распространенный продукт.

Брать можно круглый или длинный, только не берите сечку, иначе будет каша, ее никак не сделать рассыпчатой.

Если нужно приготовить меньше, берите пол стакана, а то, из стакана сырого, будет около 2 стаканов вареного. Я его варю в большом количестве воды, немного присалию ее, и наливаю пару ложек растительного масла, тогда он не слипается.

Более дорогие сорта риса, жасмин, например, он и так сварится отлично и будет рассыпчатый.

1. Отварить рис до готовности, откинуть на сито. Переместить в миску и остудить.

3. Перемешать рис с медом, или сладкой водой, выкладываем в миску, добавляем цукаты и миндаль, и подаем к праздничному столу.

Самая вкусная кутья из булгура с апельсиновым соком

Все мы знаем, что булгур это пшеницы, которая лишена оболочки и пропарена, затем высушена. Она есть в продаже в магазине, посмотрите, у нас продается в крупных магазинах.

Она бывает дробленная, средняя, и крупная, я беру крупную. Варится она недолго, получается мягкая, вкусная, с ореховым ароматом и вкусом. Мне из этой крупы больше всего нравится, и съедаем мы ее до крошки.

    0.5 стакана булгура (у меня стакан 250 грамм) 30 грамм грецких орехов 50 грамм изюма 2 ст. ложки меда 3 ст. ложки апельсинового сока (можно мандариновый сок) 1 чайная ложка мака (по желанию) 0.5 чайной ложки семян льна (по желанию)

1. Заливаю крупу 1.5 стаканами воды, мыть ее не нужно, варю 15 минут до мягкости. Сцеживаю жидкость, остужаю.

2. Выкладываю в миску, заливаю соком апельсина, добавляю мак, мед, изюм и орехи, перемешиваю.

3. Выкладываю в миску и украшаю семенами льна, мандаринкой, зернами граната.

Эти рецепты простые и доступные, вы можете их использовать для приготовления лакомства на праздничный стол. Помните, что важно, поставить миску со сладостью в центр стола, и начинать вечерю с ложечки сладкой каши.

Это символ бесконечности, новой жизни, надежды на сладкую жизнь в роскоши и достатке. Чем вкуснее и слаще получится каша, тем удачнее и богаче год, поэтому к приготовлению, относились с особой ответственностью.

С Рождеством Христовым! Мира, счастья, добра вашему дому! Пусть у нас у всех, все будет хорошо!

5. Работать в эти дни запрещено, любую работу нужно закончить до праздников. 1. Заливаю крупу 1.5 стаканами воды, мыть ее не нужно, варю 15 минут до мягкости. Сцеживаю жидкость, остужаю..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector