Рис можно замочить на 1-2 часа и всыпаем в кипящую подсоленную воду.
- Нужно ли делать кутью на поминки
- Ингредиенты для «Кутья поминальная»:
- Пищевая и энергетическая ценность:
- Рецепт «Кутья поминальная»:
- Кутья – главное поминальное блюдо. История и рецепты
- Традиционная поминальная трапеза
- Символы кутьи
- История рецепта и символики кутьи
- Рецепт поминальной кутьи
- Кутия «традиционная» на рисовой крупе
- Кутия «щедрая» на пшеничном зерне
- Поминальная кутья — значение, полезность и рецепт приготовления
- Традиционная поминальная трапеза
- С какими начинками делают блины на поминки?
- Блины постные с грибами
- Блины постные с грибной икрой
- Блины постные с грибами и гречневой кашей
- Блины постные с капустой
- Постные блины с картофелем
- С яблоками
- Как рассчитать количество блинов на поминки, и сколько подавать?
- Что символизируют блины на поминках?
- Символы кутьи
- Кутья из риса с изюмом, простой рецепт
- История рецепта и символики кутьи
- Что пили во время поминальной трапезы
- Рецепт поминальной кутьи
- Кутия «традиционная» на рисовой крупе
- Рецепты
- История и символизм кутьи
- История кутьи
- Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
- Символизм кутьи
- Поверья связанные с кутьей
- Канунная (праздничная) кутья
- Кутья рождественская
- Новогодняя кутья
- Кутья крещенская
- Православная кутья
Нужно ли делать кутью на поминки
Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша), которую подают в общей посуде и едят руками или ложками. Кутья получается сладкая с добавлением меда, изюма и мака. В современных условиях кутью можно готовить не только в качестве ритуального блюда, но и как вкусное полезное блюдо из риса для обычного ежедневного стола.
Ингредиенты для «Кутья поминальная»:
Пищевая и энергетическая ценность:
Готового блюда | |||
Ккал 1378 ккал |
Белки 16.4 г |
Жиры 46.5 г |
Углеводы 227.7 г |
100 г блюда | |||
Ккал 153.1 ккал |
Белки 1.8 г |
Жиры 5.2 г |
Углеводы 25.3 г |
Рецепт «Кутья поминальная»:
Рис можно замочить на 1-2 часа и всыпаем в кипящую подсоленную воду.
Символика и значение поминальной крупы.
Во время поминок на стол обязательно ставят кутью. Традиция варить на поминках кутью (от греч. — «зерно») скорее всего появилась в X веке. После того, как князь Владимир сделал выбор в пользу христианства, на Русь из Византии приехали сотни священнослужителей. Они-то и познакомили наших предков с греческим обычаем есть на поминках специальную обрядовую кашу. Впрочем, известный советский этнограф Дмитрий Зеленин допускал, что традиция эта зародилась на Руси гораздо раньше, ещё в языческие времена. А вклад византийцев заключался только в том, что они дали поминальной каше название.
Как и любое другое традиционное блюдо, кутья несет в себе определенное значение – прежде всего, благодаря входящим в нее ингредиентам. Зерно – в пропаренном или вареном виде – означало воскрешение из мертвых. После того, как оно попадет в землю и прорастет, из него появляется новая жизнь. Само же зерно истлевает. Примерно так происходит и телом усопшего.
Мед и изюм у наших предков считались не только символами здоровья и достатка. Они символизировали сласть блаженства вечной жизни в Царствии Небесном. Таким образом, два несложных ингредиента кутьи означали бессмертие, воскресение и блаженство вечной жизни.
Она всегда является первым блюдом на столе и должна освящаться в церкви после отпевания покойника или панихиды. Можно и самому окропить кутью святой водой перед тем, как подать ее на поминальный стол. По обычаю кутья всегда заедалась специально выпеченным хлебом, который ломали руками. Ножом такой хлеб резать категорически воспрещалось. (Информация из интернета)
Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.
Кутья – главное поминальное блюдо. История и рецепты
Кутья, также ее часто называют «кутия», – традиционное поминальное блюдо, характерное для православных традиций. Широкая распространенность кутьи у христиан по всему миру привела к появлению множества рецептов этого блюда. Поминальная закуска готовится из одной или нескольких круп, чаще всего – риса. Существуют и рецепты кутьи из ячменя и пшеницы. В приготовленную кашу могут добавляться сухофрукты (чернослив, курага, сушеные яблоки или изюм), а также орехи и мед.
Кутью часто путают с другим блюдом православной кухни – коливом. Рецепты кушаний очень похожи, единственное их различие состоит в назначении. Так кутью принято подавать на поминках, а коливо является основной пищей, употребляемой православными христианами в дни Великого поста.
Традиционная поминальная трапеза
Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. Обращаясь к христианским идеям, стоит отметить, что проведение поминальной церемонии связано не только с желанием близких отдать дань памяти покойному, но и служит напоминанием о Создателе и установленном им миропорядке. В основу церемонии положена идея о существовании двух сторон жизни: земной и божественной. При этом первая мимолетна, а вторая – вечна, и именно ей отводится главенствующая роль. Проведение поминок по усопшему служит для всех его родных напоминанием о принципах мироздания, которые являются основой православной веры. Утрата близкого и встреча лицом к лицу со смертью позволяет человеку подумать и переосмыслить многие важные вещи, а кутья становится одним из инструментов «напоминания» о законах всего сущего и важным символическим узлом.
Символы кутьи
Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам.
Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.
История рецепта и символики кутьи
Исследователи утверждают, что рецепт такого блюда как кутья существует уже не одно тысячелетие. Само название блюда дословно означает «вареная пшеница», оно восходит, согласно заверениям лингвистов, к дохристианской эпохе и берет свое начало из греческого языка. Тем не менее, к традиционному рациону жителей древнегреческих государств данное блюдо не относилось. Считается, что изначально эта каша из зерновых была частью поминального ритуала у языческим племен и несла определенный смысл: попробовав кутию человек постигал грань между смертью и жизнью, ему открывался божественный смысл бытия. Не просто так был выбран и основной ингредиент для приготовления этого блюда, ведь даже после сбора урожая зерно способно долгие месяцы сохранять внутри себя жизнь для последующего цикла существования. По этой же причине у древних язычников блюдо «коливо» готовилось не только для поминания усопших, но и в качестве праздничного яства на свадьбы и по случаю рождения детей.
Считается, что этот древний языческий обычай был сохранен с переходом греков к христианству, а затем распространился вместе с ростом числа последователей православной веры.
Рецепт поминальной кутьи
Процесс приготовления кутии несколько видоизменился по прошествии тысячелетий: если изначально блюдо готовилось из зерен пшена, то в наши дни более распространенным считается рецепт каши из риса.
Кутия «традиционная» на рисовой крупе
Для приготовления поминального угощения потребуется:
Перед приготовлением кутии следует хорошенько пропарить рис. Затем крупу промывают проточной водой, чтобы избавить ее от клейкости. В отличии от других рисовых каш, кутья должна быть рассыпчатой.
Подготовленная рисовая крупа опускается в прохладную воду так, чтобы жидкость полностью покрывала рис, и ее уровень был примерно на пару сантиметров выше. Кастрюля с будущей кутьей ставится на огонь средней мощности.
После закипания кашу оставляют некоторое время «потомиться» на медленном огне.
Высушенные фрукты, которые будут использованы в приготовлении блюда, сперва хорошо промывают водой. После этого сухофрукты на несколько минут заливают кипятком, выкладывают на чистую сухую поверхность и мелко нарезают по мере остывания.
В готовый рис, помешивая, добавляют мед. После этого кашу хорошо перемешивают, чтобы рис пропитался сладостью.
Сладкая крупа смешивается с подготовленными сухофруктами и измельченными орехами.
Поминальную кашу подают в глубоких тарелках, предварительно украсив блюдо свежими или высушенными фруктами.
Кутия «щедрая» на пшеничном зерне
Более старинным считается рецепт кутьи на основе пшеницы. Для того, чтобы приготовить такое поминальное блюдо, потребуются следующие ингредиенты:
Промыть зерна пшена и замочить их на несколько часов в чистой холодной воде (желательно оставить на ночь). Из подготовленной крупы приготовить кашу: залить зерно водой так, чтобы ее уровень был на 1-2 см выше, а затем варить на среднем огне до тех пор, пока не выпарится лишняя жидкость.
Миндальные орехи ошпаривают кипятком, чтобы очистить их от шелухи. После этого ореховые ядра измельчают ножом.
Изюм следует залить горячей кипяченой водой и оставить на 5 минут. После этого сухофрукт нарезается на небольшие кусочки.
В емкость с маком необходимо добавить небольшое количество кипятка и закрыть ее крышкой, чтобы семена набухли. Затем готовые семена протирают до кашеобразного состояния в ступке или блендере.
Готовую пшеничную кашу подслащивают медом, соединяют с другими ингредиентами и хорошо перемешивают.
Приготовление каши не отличается сложностью. Ниже приведены рецепты пшеничной и рисовой кутьи.
Поминальная кутья — значение, полезность и рецепт приготовления
Кутья, также ее часто называют «кутия», – традиционное поминальное блюдо, характерное для православных традиций. Широкая распространенность кутьи у христиан по всему миру привела к появлению множества рецептов этого блюда. Поминальная закуска готовится из одной или нескольких круп, чаще всего – риса. Существуют и рецепты кутьи из ячменя и пшеницы. В приготовленную кашу могут добавляться сухофрукты (чернослив, курага, сушеные яблоки или изюм), а также орехи и мед.
Кутью часто путают с другим блюдом православной кухни – коливом. Рецепты кушаний очень похожи, единственное их различие состоит в назначении. Так кутью принято подавать на поминках, а коливо является основной пищей, употребляемой православными христианами в дни Великого поста.
Традиционная поминальная трапеза
Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. Обращаясь к христианским идеям, стоит отметить, что проведение поминальной церемонии связано не только с желанием близких отдать дань памяти покойному, но и служит напоминанием о Создателе и установленном им миропорядке. В основу церемонии положена идея о существовании двух сторон жизни: земной и божественной. При этом первая мимолетна, а вторая – вечна, и именно ей отводится главенствующая роль. Проведение поминок по усопшему служит для всех его родных напоминанием о принципах мироздания, которые являются основой православной веры. Утрата близкого и встреча лицом к лицу со смертью позволяет человеку подумать и переосмыслить многие важные вещи, а кутья становится одним из инструментов «напоминания» о законах всего сущего и важным символическим узлом.
С какими начинками делают блины на поминки?
На поминальный стол можно ставить как просто пустые постные блины, полив их вареньем так и завернуть в них начинку. Если поминки проходят в пост, то не значит, что это должно как-то ограничить разнообразие поминального стола. Представляю вам разнообразные постные начинки для блинов на поминки.
Блины постные с грибами
Грибы мелко нарезать и обжарить на растительном масле. Посолить, поперчить. Когда будут готовы посыпать сухим базиликом. Завернуть блины конвертом.
Блины постные с грибной икрой
Грибы отварить. Морковь припустить на растительном масле до готовности. Помидоры, морковь и грибы перекрутить на мясорубке. Добавить специи по вкусу и перемешать. Намазать начинкой и завернуть трубочкой.
Блины постные с грибами и гречневой кашей
Грибы и гречку отвариваем до готовности. Лук мелко нарезать и пассировать до готовности на растительном масле. Грибы пропустить через мясорубку. Смешать с гречкой и луком. Начинку пропечь в духовом шкафу 10 мин. Когда остынет, добавить измельченный чеснок и завернуть.
Блины постные с капустой
Капусту мелко нашинковать и помять. Лук порезать мелкими кубиками, а морковь натереть на терке. Обжарить все на растительном масле, добавив по вкусу соль, перец и щепотку сахара. Когда будет почти готово добавить томатную пасту. Перемешать и немного протушить под крышкой. Остудить и завернуть начинку в готовые блинчики.
Постные блины с картофелем
Картофель очистить и отварить до готовности. Лук порезать мелкими кубиками и обжарить до золотистого цвета на растительном масле. Из картофеля сделать пюре, добавить обжаренный лук, специи по вкусу. Пюре хорошо держит форму, поэтому блины можно завернуть любым способом и рулетом, и конвертиком и даже мешочком.
С яблоками
В яблоках удалить сердцевину и очистить от кожуры. Порезать, добавить воду и сахар и немного корицы протушить. Когда яблоки станут мягкими начинка готова.
Как рассчитать количество блинов на поминки, и сколько подавать?
Подавать блины на поминки тоже небольшая наука. Каждая хозяйка сама решает сколько чего ей готовить. Количество блинов рассчитывают исходя из количества гостей. Обычно это составляет 2 блина на человека. Блины или выкладывают горкой на большие общие блюда, или подают каждому порционно на небольшие тарелочки.
Что символизируют блины на поминках?
Блины круглые и золотистые, на поминках являются символом животворящего солнца и возрождения.
Еще с языческих времен, через блины отражалась связь человека с небом, светом и загробным миром. Поэтому нет ничего удивительного, блины на поминки являются практически обязательным блюдом. История и традиции употребления и приготовления блинов мы обсудим в следующих статьях.
А также если, поминальные дни, которые вы устраиваете попадают на не постные дни, то можете ознакомиться, а также, что символизируют блины, и.
В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему перед святыми иконами при зажженной лампаде или свечах особую поминальную молитву (118-й псалом).
В любые дни поминок читают молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой». Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш»
. В конце стола попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память». Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
Во время поминок существует обычай оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд.
Первым блюдом, имевшим издавна на Руси повсеместное поминальное значение, была кутья. Первоначально она готовилась из зерен пшеницы, ячменя с сытой (отвар меда), а в XVI веке — с маком. В XIX веке для кутьи брали уже рис с изюмом, как это делают и в настоящее время. Предварительно кутью освящают в храме во время панихиды. Первыми отведывают кутью ближайшие родные и друзья, затем — все присутствующие.
Символы кутьи
Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам.
Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.
Кутья из риса с изюмом, простой рецепт
Для поминок нужно готовить кутью (коливо) из риса, добавлять в нее изюм и мед, остальное – по желанию и финансовым возможностям. Чем лучшего качества выбран рис, чем больше компонентов входит в состав, тем она вкуснее и сочнее. Главное – не переварить и не превратить ее в месиво, все в нужном порядке добавить.
Рис в обязательном порядке хорошенько, несколько раз промываем, используя проточную воду. В толстостенный казанок всыпаем рис, заливаем кипятком, чуток присаливаем и ставим варить. После закипания томим на слабом огне минут 10. За это время промываем изюм, запариваем немного кипятком для размягчения, сливаем воду.
В мед вливаем немного горячей воды, растворяем там его, смешиваем с изюмом. Открываем крышку, вливаем туда содержимое, смешиваем и укрываем на минут 10. Затем можно казанок открыть и коливо остудить. Подавать на тарелку, высыпав горкой, и украсить изюмом.
Э то самый простой рецепт поминальной кутьи, как ее можно усовершенствовать и сделать вкуснее и красивее, расскажем в следующем рецепте.
- чтобы рисинки не слиплись, влейте в воду, когда варить будете ложку масла без запаха растительного или кусочек сливочного маслица; с этой же целью можно воды больше влить, а после варки промыть через дуршлаг водой; если сомневаетесь, что рис может слипнуться – возьмите длиннозернистый, он точно не слипнется, но с круглым рисом кутья вкуснее.
История рецепта и символики кутьи
Исследователи утверждают, что рецепт такого блюда как кутья существует уже не одно тысячелетие. Само название блюда дословно означает «вареная пшеница», оно восходит, согласно заверениям лингвистов, к дохристианской эпохе и берет свое начало из греческого языка. Тем не менее, к традиционному рациону жителей древнегреческих государств данное блюдо не относилось. Считается, что изначально эта каша из зерновых была частью поминального ритуала у языческим племен и несла определенный смысл: попробовав кутию человек постигал грань между смертью и жизнью, ему открывался божественный смысл бытия. Не просто так был выбран и основной ингредиент для приготовления этого блюда, ведь даже после сбора урожая зерно способно долгие месяцы сохранять внутри себя жизнь для последующего цикла существования. По этой же причине у древних язычников блюдо «коливо» готовилось не только для поминания усопших, но и в качестве праздничного яства на свадьбы и по случаю рождения детей.
Считается, что этот древний языческий обычай был сохранен с переходом греков к христианству, а затем распространился вместе с ростом числа последователей православной веры.
Что пили во время поминальной трапезы
Алкоголь (брага или пиво) у славян символизировал огненную реку, которую покойный должен пересечь, чтобы оказаться в лучшем мире. Поэтому спиртное было неотъемлемой частью поминального обеда. Ещё до его начала во время похорон рядом с могилой умершего оставляли чарку водки, накрытую краюхой чёрного хлеба. Такой ритуал назывался «кормлением» покойника, сразу после погребения он считался ещё не совсем умершим. Кстати, хлеб тоже играл немаловажную роль, символизируя землю и земную пищу. Восточные славяне оставляли хлеб прямо на могиле, а северные клали кусок хлеба вместе с солью в могилу.
Алкоголь присутствовал на поминальном столе с самого начала обеда. А в его конце обязательно подавали кисель. То, из чего его изготавливали, зависело от региона. Чаще всего кисель был кислым и варили его из яблок, крыжовника, смородины, клюквы или брусники. В некоторых славянских племенах варили только молочный кисель. Он был отражением молочной реки с кисельными берегами, проплыв по которой, покойник попадал в мир иной. Наливали в конце обеда и пиво, подслащённое мёдом, или сладкую брагу.
Рецепт поминальной кутьи
Процесс приготовления кутии несколько видоизменился по прошествии тысячелетий: если изначально блюдо готовилось из зерен пшена, то в наши дни более распространенным считается рецепт каши из риса.
Кутия «традиционная» на рисовой крупе
Для приготовления поминального угощения потребуется:
Перед приготовлением кутии следует хорошенько пропарить рис. Затем крупу промывают проточной водой, чтобы избавить ее от клейкости. В отличии от других рисовых каш, кутья должна быть рассыпчатой. Подготовленная рисовая крупа опускается в прохладную воду так, чтобы жидкость полностью покрывала рис, и ее уровень был примерно на пару сантиметров выше. Кастрюля с будущей кутьей ставится на огонь средней мощности. После закипания кашу оставляют некоторое время «потомиться» на медленном огне. Высушенные фрукты, которые будут использованы в приготовлении блюда, сперва хорошо промывают водой. После этого сухофрукты на несколько минут заливают кипятком, выкладывают на чистую сухую поверхность и мелко нарезают по мере остывания. В готовый рис, помешивая, добавляют мед. После этого кашу хорошо перемешивают, чтобы рис пропитался сладостью. Сладкая крупа смешивается с подготовленными сухофруктами и измельченными орехами. Поминальную кашу подают в глубоких тарелках, предварительно украсив блюдо свежими или высушенными фруктами.
Рецепты
Приготовление каши не отличается сложностью. Ниже приведены рецепты пшеничной и рисовой кутьи.
Для пшеничной кутьи в самом начале требуется правильно подготовить ингредиенты:
Промытые зерна пшеницы залить водой и немного растолочь в ступке, чтобы твердая оболочка раскрылась и вышла питательная составляющая. Истолченные зерна замочить в воде и оставить набухать на несколько часов. Варить зерна до мягкости в воде или на молоке.
После этого готовится заправка, придающая каше вкуса. Вновь используется ступка для перетирания мака. Мак проваривается пять минут, затем толчется до тех пор, пока не появится сок. Перетертые мак, орехи, изюм смешиваются с вареной крупой, добавляются мед и другие ингредиенты. В дополнение можно использовать мармелад или засахаренные фрукты.
Важно, чтобы на столе кутья была теплой и свежей. Поэтому смешивать компоненты лучше перед непосредственной подачей, так не испортится вкус и каша не закиснет.
Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.
История и символизм кутьи
Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.
Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т. д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.
История кутьи
Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.
В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.
Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.
Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.
Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «Родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.
Символизм кутьи
Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.
Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.
Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.
В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.
Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.
Поверья связанные с кутьей
А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «Богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.
Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.
Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.
Канунная (праздничная) кутья
Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.
Кутья рождественская
Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.
Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.
А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.
Новогодняя кутья
Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.
В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.
Кутья крещенская
И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.
Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.
Православная кутья
При этом также традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста. Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.
И это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.
Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода. А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.
Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме. И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы..