Согласно Священному Писанию, Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа в Вифлееме. В тот момент, когда младенец появился на свет, на небе зажглась звезда, которая указала волхвам путь к нему. Пройдя в указанном направлении, они отыскали хлев, в котором была Дева Мария с Иисусом Христом на руках.
- Кутья
- Обряды на кутью и рождество
- Праздник Святой Вечер Сочельник: история праздника, обряды и традиции
- Содержание статьи:
- История праздника
- Традиции и обряды Святого вечера
- Что готовят на праздничный стол 6 января
- Кутья
- Узвар
- Капуста
- Грибы
- Бобовые
- Что запрщено кушать на Святой Вечер
- Подведем итог
- Рождественские обычаи и обряды
Кутья
Праздник Рождества Христова имеет особое значение для людей, исповедующих христианскую веру. Его принято отмечать «богато» и хозяйки знают, что на столе должно быть 12 блюд. Кроме этого, существуют и другие традиции и обряды, передающиеся с поколения в поколения.
Кутья на Рождество когда носят, что говорят, что готовить: история этого праздника и обрядов, посвященных Рождеству Христову
Совсем давно, когда наши предки поклонялись разным божествам, в этот день у них был праздник «Корочуна». В этот день они приветствовали солнце, просили у богов хорошего урожая в будущем году, приплода скота и здоровья. Люди верили, что в этот период они все вокруг наделяется чудодейственной силой, по этому, данный праздник всегда ожидали с особым трепетом. Приход христианства наделил давние традиции новым содержанием, христианскими идеалами, идеями правды, любви, всепрощения Слова, щедрости, совершенствования.
Согласно Священному Писанию, Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа в Вифлееме. В тот момент, когда младенец появился на свет, на небе зажглась звезда, которая указала волхвам путь к нему. Пройдя в указанном направлении, они отыскали хлев, в котором была Дева Мария с Иисусом Христом на руках.
Само Рождество Христово отмечают 7 января, но в Сочельник (канун Рождества), принято собираться всей семьей за праздничным столом. К трапезе приступают после восхождения первой звезды на небе.
Рождество Христово – это праздник, несущий в себе добро и веру в светлое будущее, он наполняет души каждого человека самыми светлыми красками.
Кутья на Рождество когда носят, что говорят, что готовить: когда несут вечерю крестным родителям
Обычай разносить вечерю, то есть, кутью, дошел до наших дней, и имеет он особое значение. Так, еще наши предки считали, что в такой светлый праздник обязательно нужно поделиться с близкими кутьей. Это символизирует и процесс крещения, поскольку происходит взаимное угощение, и присущую христианам щедрость и доброту.
Разносят вечерю своим крестным родителям в Сочельник. При этом принято произносить следующие слова: «Добрый вечер, Святой Вечер! Отец с мамкой вечерю вам предали». Традиционно, крестные принимают своих крестников и дарят подарки.
Кутья на Рождество когда носят, что говорят, что готовить: что готовить на праздничный стол, рецепты кутьи
Рождеству Христовому предшествует 40-дневных пост. Также, и праздничный ужин должен состоять из постных блюд, которых должно быть не менее двенадцати. Такое число символизирует количество Апостолов Христовых.
Традиционно, готовят пирожки с разными начинками, узвар, постные голубцы, рыбные блюда и обязательно кутью (ее еще называют колыво, канун, сочиво). У каждой хозяйки имеется свой особый рецепт приготовления основного праздничного блюда, с которого должна начинаться трапеза. Ниже приведены наиболее оригинальные рецепты, которыми с легкостью сможет воспользоваться каждый желающий.
Кутья из риса с миндалем и курагой. Для приготовления рисовой кутьи необходимо предварительно отварить рис, добавив в воду щепотку соли. К готовому рису добавить измельченный мак, миндальную крошку и мелко нарезанную курагу. Все заправить медом, или сахаром по вкусу.
Кутья с мармеладом. Перловую крупу предварительно промыть и отварить в течении 1,5-2 часов. За 10 минут до окончания варки добавить изюм. После к готовой каше добавляют измельченные орехи, мед и узвар. Перед подачей посыпают мармеладом.
Кутья из пшеницы. Пшеницу необходимо промыть, замочить в холодной воде на 3 часа, затем снова промыть и отварить до готовности в течении двух часов. После чего нужно добавить в кашу изюм, посолить и варить еще 30 минут, затем отбросить на дуршлаг. В кутью добавляют мед и грецкие орехи.
Что касается рождественской кутьи, то в старину считалось, что чем богаче (то есть вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье.
Немыслимо рождественское застолье и без узвара. На святвечер варили узвар из сушеных плодов и ягод, добавляя сахар, мёд и изюм. По сравнению с компотом узвар получался более густым и сладким. Иногда узвар варили с рисом, случалось, добавляли пива или вина.
Обряды на кутью и рождество
Вечером 6 января, после появления на небе первой звезды, внуки несли рождественскую кутью бабушкам и дедушкам, а крестники – своим крёстным. При этом обязательно пели «щедривки», в которых желали хозяевам здоровья, добра, хорошего урожая и благосостояния.
Кутья всегда являлась обязательным блюдом во многих обрядах – кологодные праздники, поминки, в канун Нового года (по старому стилю), в Сочельник, на Крещение и другие православные праздники, а потом и христианские.
На святвечер не садились за стол «до первой звездочки», и обед часто соединялся с ужином. Главными блюдами на рождественском столе была кутья и узвар. Готовили кутью из разной крупы в зависимости от святодня: рис, пшеницы, ячневая, ячменя (перловка), овес. Крупу измельчали в ступке так, чтоб зёрнышки не разминались, а только сдиралась с них шелуха. Кушали кутью обычно с медовым сиропом или сахарной водой.
В зависимости от праздника различают 3 вида кутьи:
Бедная кутья – постная кутья, которую готовят в Сочельник (6 января).
Щедрая (богатая) кутья – блюдо с добавлением сливочного масла, сливок или молока, которое готовится на Старый Новый год (13 января).
Голодная (водяная) кутья – блюдо, которое в основном состоит из зерновой основы и подсластителя, и готовится перед Крещением (18 января).
Обязательными ингредиентами кутьи являются зерно, мак и мёд.
Зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души.
Мёд символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни.
Мак – символ достатка и плодородия.
Считают, что чем богаче (приготовленная с большим количеством ингредиентов) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье. С кутьи начинают Рождественскую трапезу в Сочельник (6 января) и заканчивают ложкой этого блюда, обмениваясь пожеланиями и вспоминая умерших предков. В Сочельник готовят постную кутью, т. к. Рождественский пост продолжается до самого праздника.
Что касается рождественской кутьи, то в старину считалось, что чем богаче (то есть вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье.
Немыслимо рождественское застолье и без узвара. На святвечер варили узвар из сушеных плодов и ягод, добавляя сахар, мёд и изюм. По сравнению с компотом узвар получался более густым и сладким. Иногда узвар варили с рисом, случалось, добавляли пива или вина.
С древних времен принято готовить кутью из зерен пшеницы, ячменя и перловки. Но на сегодняшний день всё чаще можно встретить кутью, приготовленную из риса, хоть это и отступление от традиций.
Традиционная кутья варится из пшеницы, которую обычно вначале толкли в ступе с добавлением воды и отделяли от плевел. После пшеницу варили в печи в течение нескольких часов, до момента, когда она должна была хорошо развариться, стать мягкой и приобрести чуть беловатый оттенок.
Также к рождественской кутье принято было подавать постное молоко из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси. Для приготовления орехового и макового молока нужно распарить мак и обдать кипятком орехи, потом перетереть их в ступке, прокрутить на мясорубке, измельчить до выделения белой жидкости.
Традиционную рождественскую кутью заправляют жидким мёдом или медовой заправкой сытью – для нее мёд нужно растворить в кипячёной теплой (но ни в коем случае не кипящей!) воде. В кутью принято также добавлять разнообразные сухофрукты, распаренные и измельченные, распаренный мак и орехи.
Кутья под Рождество. Бедная кутья – из риса (самый простой рецепт)
Ингредиенты:
Рис 200 г,
Мак 100 г,
Грецкие орехи 50 г,
Изюм 50 г,
Мед 100 г,
Соль щепотка,
Кипяченая вода 200 мл.
Приготовление: Мак залить кипятком и оставить на час. Затем жидкость слить и растереть мак в ступке. Изюм помыть и залить кипятком на полчаса. Орехи подсушить и мелко порубить. Рис отварить в подсоленной воде, жидкость слить.
Перемешать рис, изюм, орехи, мед, посолить по вкусу. (Разбавить узваром или кипяченой водой.)
К праздничному столу опаздывать нельзя – “будеш весь рiк блукати”. Очень важно, чтобы в доме царили мир и покой, ведь именно в этот день хозяева призывают в семью счастье и благополучие. Кстати, готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и внуки. Недаром в народе и по сей день говорят: “Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в дружбi та злагодi”. По традиции все члены семьи должны быть в Святвечер дома.
На вечерие Рождества в ряде мест жгли костры, что связывалось с представлением о возрождении солнца, о начале нового солнечного года. По ныне объясняют этот обычай таким образом:
«Под Рождество и под Крещение жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались» (Курская губ.).
«На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая».
«Первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы», так как «умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании» (Тамбовская, Орловская губ.).
«На первый день Рождества Христова, по отходе утрени «родителей греют». Село залито огненным морем, дым большими столбами подымался кверху. все старались быть безмолвны». Среди каждого двора кладется воз или более соломы, которая после службы в церкви и поджигается. «Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы».
Накануне Рождества вновь гадают и проделывают целый ряд магических действ.
Под Рождество кладут в чашку кутью и мед, затем каждый кладет свою ложку углублением вниз, ставят поверх пирог и накрывают скатертью. Утром, придя из церкви, смотрят: чья ложка перевернулась, тот умрет (Воронежская губ.).
Семья собирается за столом, выставляют кутью с сытой, овсяный кисель. «Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин, открывает окно или выходит в сени и кличет мороз:
— Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью (или кисель). Зимой ходи, а летом под колодиной. лежи!
Таким призывом думают умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, капусты и огурцов» (Псковская губ.).
Это все отголоски почти забытых обрядов.
Мало кто помнит и знает, что в этот вечер материя между мирами утончается, и предки имеют возможность прийти к живым родичам и провести с ними вечер. Потому и становилось возможным узнать ответы на волнующие вопросы, но с пращурами могли говорить лишь единицы, и большинство прибегали к доступным методам – узнавали желаемое посредству гаданий.
Открывая дверь или окно, изначально звали не мороз, а предков. Все или многие блюда на столе были обрядовые, начиная с кутьи. Кутья, чтоб там навыдумывали представители религиозных конфессий, это одно из распространенных обрядовых блюд. По той же причине и в емкость с кутьей клали на одну ложку больше, чем людей сидевших за столом.
Потому и жгли костры, чтоб указать путь предкам в свой дом.
В наши дни можно зажечь свечу и попросить прийти предков, например, так, как рассказывала Шончалай Ховенмей.
К концу вечера поблагодарите предков и попросите уйти в те слои бытия, откуда они пришли.
Для чего нужны обряды связанные в предками?
Чтоб ушедшие видели, что не зря прожили свою жизнь и могут порадоваться за потомков.
Можно просить помощи, но это должно семьи в большей общими фразами – сплотить родичей, улучшить отношения в семье, помочь с рождением деток…
Так же делась закличка души предка для рождения новой жизни.
Не стоит просить за кого-то. Например, чтоб дочь (сын) встретила суженого. У них могут быть свои пожелания и представления на этот счет. В лучшем случае, ничего не произойдет, в худшем – могут упустить суженного, потому что встреча состоялась в не положенный срок.
Кушать до появления на небе первой звезды, символизирующей Вифлеемскую, которая знаменует рождение Христа, не разрешалось. Трапезу обязательно начинали с молитвы, прославляющей Христа. Во время нее можно было просить благополучия и счастья для всех людей, присутствующих за праздничным столом в Свят вечер.
Праздник Святой Вечер Сочельник: история праздника, обряды и традиции
Каждый православный христианин знает о таком празднике как сочельник. Существуют и другие его названия, точно передающие суть этого светлого дня – Святой вечер либо Святвечер. Он приходится на 6 января. Поговорим о том, что это за праздник, какова его история. Разберем традиции, которые было принято соблюдать в день перед Рождеством, а также проводимые в эту дату обряды.
Содержание статьи:
История праздника
В IV веке благодаря православной церкви праздничным днем стал считаться канун, или Навечерие Рождества Христова. Сочельником его стали называть благодаря двум блюдам – сочиву и сочням, которые были обязательными атрибутами праздничного стола 6 января.
Сочиво – это пшеница либо ячмень, из которых готовили постную кашу. Для этого злаки размачивали водой. Это блюдо было принято сдабривать соком орехов, семян конопли, подсолнечника, горчицы, мака.
Хлебным лепешкам с проделанными в них отверстиями для глаз было придумано название «сочни». Эта выпечка применялась для гаданий. Сквозь нее глядели на улицу. От того, плохого или хорошего человека увидит наблюдающий сквозь сочень, зависела степень удачности наступившего года.
Традиции и обряды Святого вечера
Православным христианам в Рождественский сочельник полагалось посещать богослужения – всенощное бдение и литургию. Святвечер было принято праздновать в кругу самых близких людей в родительском доме.
Привести жилище в порядок и выбросить все ненужное требовалось ранним утром, после чего хозяйка могла заняться приготовлением праздничных блюд. Их обязательно было не менее 12-ти, по количеству апостолов Иисуса Христа.
Перед застольем глава семьи должен был трижды обойти свои владения, держа в руках кутью (другое название сочива). Небольшое ее количество нужно было бросить за порог, этот жест помогал задобрить духов. После этого ему следовало открыть все окна и двери, имеющиеся в жилище, приглашая в дом праздник. Вместе с ним можно было позвать и мороз, чтобы весной он не уничтожил урожай.
Оформлять праздничный стол полагалось с особой тщательностью. Его застилали новой светлой скатертью, а под ней размещали пучок сена – он символизировал ясли. На углы стола клали по зубчику чеснока и денежной купюре. Этот жест помогал и злых духов отпугнуть, и привлечь в дом здоровье и благополучие для каждого из членов семьи.
Не лишними на столе были тканевые салфетки, свечи, композиции из еловых веток и новая посуда. Блюдо с сочивом размещали в центре стола. Под стол клали топор, на который гости ставили ноги, что должно было благотворно сказаться на здоровье и крепости духа. Незамужним девушкам и неженатым парням строго запрещали располагаться на углу стола, чтобы у них не возникло сложностей с созданием семьи.
Читайте также другие статьи о Сочельнике:
Охапку ржи либо пшеницы ставили возле икон, поскольку верили, что это позволит собрать щедрый урожай и в течение всего года ни в чем не нуждаться.
Кушать до появления на небе первой звезды, символизирующей Вифлеемскую, которая знаменует рождение Христа, не разрешалось. Трапезу обязательно начинали с молитвы, прославляющей Христа. Во время нее можно было просить благополучия и счастья для всех людей, присутствующих за праздничным столом в Свят вечер.
На протяжении всего праздничного ужина гости оставались за столом. Ложку, которую уже использовали для употребления пищи, не клали на стол, пока трапеза не подойдет к концу. Старались попробовать каждое блюдо, но его небольшое количество оставляли в тарелке, надеясь таким образом сохранить достаток в доме.
Во время праздничной трапезы было принято вести неспешные добрые беседы о насущных делах, погоде, быте. Весь негатив полагалось оставить в прошлом. Не забывали обязательно помянуть родных, ушедших в иной мир.
Святой вечер перед Рождеством всегда был отличным поводом попросить прощения у всех, кого обидел и мысленно простить своих обидчиков. Это помогало очистить душу от чувства вины и затаенной злобы.
В канун Рождества преимущественно в деревнях и селах молодежь собиралась дружными компаниями для того, чтобы посетить расположенные неподалеку дома и спеть колядки. Для проведения этого важного обряда ребята разукрашивали лица и наряжались в необычную одежду. Зачастую для этого мероприятия из цветной бумаги и лент сооружали Вифлеемскую звезду, в центре которой размещали икону.
В исполняемых во время колядования песнях, как правило, восхваляли Иисуса Христа и семью, в дом которой наведались. Колядующих принято было благодарить деньгами, а также конфетами, выпечкой и прочими лакомствами.
Что готовят на праздничный стол 6 января
Свят вечер наступает сразу после окончания Великого поста, поэтому блюда, украшающие праздничный стол, должны быть исключительно постными.
Кутья
Бесспорно, главное блюдо этого незабываемого вечера. В нынешнее время эта каша может готовиться из цельных зерен риса, овса, либо (как было принято в старину) пшеницы. Кутью необходимо обильно сдобрить всевозможными сладкими добавками, это благотворно скажется на финансовом благополучии семьи. Можно обогатить кутью орехами, медом, сухофруктами, вареньем и даже конфетами. Эта каша считается поминальным блюдом, поэтому не стоит убирать ее со стола по окончании трапезы, ведь духи покойных родственников обязательно заглянут в родной дом в такой важный день.
Узвар
Густой напиток, в составе которого фрукты и ягоды. Обычно это вишня, яблоко, абрикос, груша. Узвар напоминает компот. Также можно приготовить кисель с легкой кислинкой из цельных фруктов.
Она символизирует женское начало, поэтому должна обязательно присутствовать на столе. Ее можно замариновать, запечь либо отварить. Подойдет любой сорт: скумбрия, карась, сельдь, хек, минтай, камбала и другие.
Капуста
Эта овощная культура является символом достатка и удачи, поэтому тоже обязательна к употреблению в Святой вечер. Она может входить в состав какого-либо блюда, а также подаваться самостоятельно, в тушеном или квашеном виде.
Грибы
Поверья указывают на то, что этот продукт олицетворяет сочетание божественной и человеческой природы Иисуса Христа. С этим ингредиентом можно приготовить бесчисленное количество блюд – пироги, супы, рагу. Не хуже будет подать грибы в качестве самостоятельного блюда, например, в маринованном виде.
Бобовые
Фасоль и горох выступают в качестве символа финансового благосостояния. В Рождественский сочельник можно подать кашу из этих ингредиентов. Другой вариант применения бобовых – начинка для пирогов или один из компонентов салата.
Помимо перечисленных продуктов в Святой вечер желательно готовить борщ либо щи, вареники, постные голубцы (начиненные рисом, например), многочисленную выпечку. Уместными на праздничном столе будут мед, варенье и прочие сладкие лакомства.
Что запрщено кушать на Святой Вечер
6 января строго возбраняется употреблять следующие продукты:
Также ни в коем случае нельзя пить алкогольные напитки. Воздерживаться от вышеперечисленного долго не придется – все это можно будет отведать уже в день Рождества Христова. А пока оно не наступило, эти радости жизни могут стать причиной бед в ближайшем будущем.
Подведем итог
Святой вечер перед Рождеством станет для вас по-настоящему волшебным, добрым и светлым, если вы сами позволите волшебству, добру и свету наполнить вашу душу, а всякое зло, когда-либо завладевшее вашим сердцем, отпустите восвояси. Следует лишь чуточку подготовиться к этому важному дню и соблюсти несложные традиции, и вы сможете прикоснуться к бережно сохраняемой истории своего народа, а также стать еще ближе к тому, чье рождение и послужило поводом для столь значимых и долгожданных январских праздников.
В купеческих и мещанских семьях пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до “первой звезды”. Еда сочельника – кутья и взвар, ставились под иконы на подстилке из сена. Их употребляли до Всенощной.
Рождественские обычаи и обряды
В Рождественский сочельник (24 декабря/6 января), день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, “вифлеемской” звезды, возвестившей рождение Спасителя.
В Рождественский сочельник (24 декабря/6 января), день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, “вифлеемской” звезды, возвестившей рождение Спасителя. Именно этим фактом и воспользовался на ужине с императрицей в сочельник великий полководец Суворов, которому, по наветам завистников, императрица задержала пожалование звезды, ордена Андрея Первозванного. Когда сели за стол, Суворов даже не снял салфетки с тарелки. Государыня, заметив это, спросила причину.
Императрица усмехнувшись, встала из-за стола, взяла свою Андреевскую звезду и положила Суворову на тарелку, сказав:
В рождественских обрядах различаются кутья бедная и богатая. Бедная (или постная) кутья проводится в рождественский сочельник, богатая в новогодний (а иногда и в крещение). Кутья обычно варится из зерен пшеницы; но в некоторых случаях приготовление ее варьируется. Так, в Вологодской губернии, кутью приготовляли из гороха с пшеницей с примесью сока из конопляного семени или меда.
Наряду с кутьей обязательной частью сочельнической трапезы был “взвар”, (компот) из сухих плодов и ягод, развариваемых с медом или сахаром в горшке. Широкое распространение как сочельническое блюдо имеют блины. Во Владимирской губернии блины начинали печь в сочельник с утра и ими одаривали колядующих. Встречаются также в числе блюд толокно и кисель.
Однако с окончанием эпохи Петра I обычай украшенной ели был практически забыт. Вернулся он, в первую очередь в дворянские дома, во второй половине 19-го века.
В самом конце 19-го века появляются в столичных российских городах многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве – на Театральной площади (прямо перед Большим театром). Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача.
Праздник Рождества тогда справлялся в домах торжественно. Приготовления елки от младших в семье детей, как правило, скрывались. Украшалась она либо канонично после всенощной, либо (в более либеральных семьях) до всенощной, но доступа к ней не было. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забав. Один из петербургских богачей заказал “Искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материю и лентами. Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей, заиграла музыка. По окончании вечера, пустили детей срывать с елки, все то, что висело на ней.
Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая, и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы; они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи. Елка эта стоила около 50000 рублей”.
Обязательными были детские подарки под елкой. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в “передачу” (подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке). После всенощной свечи на елке зажигали для детей, но ненадолго. Детские праздники устраивались уже на второй и третий день.
“Костюмы” на детских праздниках раздавались детям хозяевами дома. Часто это был только бумажный головной убор (чепчик, шляпка, треуголка, жокейский картуз). Меняться костюмами не полагалось.
Для мужчин в первые дни Рождества были обязательны “визиты” (снизу вверх по родственной и социальной лестнице). “Визит” длился не более 10-15 минут и включал поздравление со стороны гостя и угощение (часто и подарок) со стороны хозяев.
Впрочем, подарки дарились не только детям. Канун Рождества и Святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто лишен по каким-либо причинам возможности быть причастным к празднеству. В эти дни старались посещать больных, ходить в тюрьмы с подарками. В дни, когда Господь дарит Себя в образе человеческом, должна быть внутренняя готовность к щедрости, к желанию помочь нуждающимся.
Елка в купеческих и мещанских домах наряжалась не заранее, а в первый день Рождества. С первого же дня Рождества в обычае были походы друг к другу “с поздравлением” (как и у дворян, снизу вверх по социальной лестнице).
В купеческих и мещанских домах Рождество праздновалось несколько иначе. До праздника, в Филиппов пост, в доме господствовал рыбный стол. Для состоятельных – белуга, осетрина, судак, навага. Для более бедных – сельдь, сомовина, лещ. Для более состоятельных покупателей на Рождественский стол – поросята, птица (продаваемая часто поштучно, а не на вес) и дичь.
Праздник всегда мыслился человеком одухотворенным: он “заходил”, “уходил”, его встречали и провожали. Его олицетворяли всякие вещные символы, в том числе и живые персонификации. В конце праздника их уничтожали торжественно. Переживаемые божеством-праздником “страсти” – это и есть момент его смерти и возрождения. Поэтому главный элемент всего ритуального действия – ритуальная трапеза – в качестве главного блюда обычно включала самое божество, как говорили в XIX веке, “животный образ бога”. На святки это жареный поросенок или кабан, солнечное божество. Символом рождественского же стола становилась свинина. Свиные туши в изобилии привозились в Москву прошлого века обозами. Один из благотворительных обрядов будущего разговения – раздача свиных “осколков” (мелких кусков мороженой свинины) нищим и неимущим. Умирающий и возрождающийся бог, воплощение праздника, в ритуальной еде символически умерщвлялся и возрождался в человеке. В этом был главный праздничный акт.
В русской обрядности свинья как обрядовое животное главного рождественско-крещенского празднества христиан получила прозвище святого Василия Кесаретского, праздновавшегося 1 января. Кесаретский поросенок входит в круг жертвенных животных, и символически он означал плодородие, богатство, благополучие в жизни человека. “К 1 января в каждом семействе готовится полугодовалый или несколько месяцев поросук, которого зажаривают непременно целым, какой бы величины он ни был. Вечером в этот день собираются все домашние, ставят свечу перед иконой, молятся Василю Великому, и когда помолятся хозяин ил старший в доме отделяет себе голову поросенка, затем разламывает, но не разрезывает жаркое и раздает всем по частям, смотря по возрасту. Это называется “кесаретского ломать”. Съев мясо, собирают кости, относят в “свину” и бросают свиньям. Это делает хозяйка дома”.
В купеческих и мещанских семьях пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до “первой звезды”. Еда сочельника – кутья и взвар, ставились под иконы на подстилке из сена. Их употребляли до Всенощной.
После Всенощной – обряд “прославления Рождества”. Коренные москвичи не употребляли слова “колядовать”, – говорили “славить”.
Существовало несколько вариантов “прославления”, например:
Один из вопросов, неизменно волнующих современного читателя, что дарили на Рождество в дореволюционной России. Ответ может быть абсолютно краток: “Все!”, и столько же пространен, если начать описывать безмерные возможности Москвичей в приобретении сувениров. Каких-либо особых норм на сей счет не существовало, разве что в отдельных семьях могли возникнуть свои собственные традиции, передающиеся из поколения в поколение.
Так, например, известно, что на именины, Рождество и Пасху царским дочкам обычно дарили по одной жемчужине и одному бриллианту. Таким образом, к совершеннолетию у каждой должно было быть по нитке идеально ровного жемчуга и по бриллиантовому колье. На рождение дарили образки тезоименных святых. Когда царскую семью расстреливали, с них сняли все, кроме образков и крестильных крестов.
К концу 19-го века возникла традиция дарения открыток. В 1843 году англичанин Хорслей нарисовал первую рождественскую открытку, тысяча экземпляров, которой была продана в тот год в Лондоне.
Первая поздравительная открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет рынок был завален сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. До этого обыватели поздравляли своих ближних со всеми праздниками на специальных карточках с цветочным орнаментом и одним лишь словом “Поздравляю”, к которым издавались специальные конвертики. Однако большинство карточек выпускалось и текстом на все времена “Поздравляю”.
С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе. К зимним праздникам открытки печатались с тремя типами надписей: “С Рождеством Христовым”, “С Новым годом” и “С Рождеством Христовым! С Новым годом”.
Русские сюжеты были крайне разнообразны: очаровательные детишки Бем, Лебедевой-Анохиной и Лаврова с текстами из русских пословиц, шутливые деревенские сценки Зворыкина и Верова, крестьяне Каразина, барышни XVIII века Плошинского. В изобилии изображались русские церкви, зимние пейзажи, лапки елок. Изданные в большинстве своем литографским способом, часто присыпанные блестками или давленые, открытки сразу же стали привлекательны для желающих найти не слишком дорогой подарок.
Елка в купеческих и мещанских домах наряжалась не заранее, а в первый день Рождества. С первого же дня Рождества в обычае были походы друг к другу “с поздравлением” (как и у дворян, снизу вверх по социальной лестнице). Праздник всегда мыслился человеком одухотворенным: он “заходил”, “уходил”, его встречали и провожали. Его олицетворяли всякие вещные символы, в том числе и живые персонификации. В конце праздника их уничтожали торжественно. Переживаемые божеством-праздником “страсти” – это и есть момент его смерти и возрождения. Поэтому главный элемент всего ритуального действия – ритуальная трапеза – в качестве главного блюда обычно включала самое божество, как говорили в XIX веке, “животный образ бога”. На святки это жареный поросенок или кабан, солнечное божество. Символом рождественского же стола становилась свинина. Свиные туши в изобилии привозились в Москву прошлого века обозами. Один из благотворительных обрядов будущего разговения – раздача свиных “осколков” (мелких кусков мороженой свинины) нищим и неимущим. Умирающий и возрождающийся бог, воплощение праздника, в ритуальной еде символически умерщвлялся и возрождался в человеке. В этом был главный праздничный акт..