Почему делают кутью на рождество

Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.

История и символизм кутьи

Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.

Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т. д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.

История кутьи

Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.

В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.

Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.

Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «Родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.

Символизм кутьи

Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.

Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.

Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.

В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.

Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.

Поверья связанные с кутьей

А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «Богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.

Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.

Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.

Канунная (праздничная) кутья

Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.

Кутья рождественская

Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.

Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.

А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.

Новогодняя кутья

Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.

В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.

Кутья крещенская

И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.

Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.

Православная кутья

При этом также традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста. Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.

И это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.

Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода. А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.

Вечером 6 января, после появления на небе первой звезды, внуки несли рождественскую кутью бабушкам и дедушкам, а крестники – своим крёстным. При этом обязательно пели «щедривки», в которых желали хозяевам здоровья, добра, хорошего урожая и благосостояния.
Кутья всегда являлась обязательным блюдом во многих обрядах – кологодные праздники, поминки, в канун Нового года (по старому стилю), в Сочельник, на Крещение и другие православные праздники, а потом и христианские.

Почему делают кутью на рождество

Вечером 6 января, после появления на небе первой звезды, внуки несли рождественскую кутью бабушкам и дедушкам, а крестники – своим крёстным. При этом обязательно пели «щедривки», в которых желали хозяевам здоровья, добра, хорошего урожая и благосостояния.
Кутья всегда являлась обязательным блюдом во многих обрядах – кологодные праздники, поминки, в канун Нового года (по старому стилю), в Сочельник, на Крещение и другие православные праздники, а потом и христианские.

На святвечер не садились за стол «до первой звездочки», и обед часто соединялся с ужином. Главными блюдами на рождественском столе была кутья и узвар. Готовили кутью из разной крупы в зависимости от святодня: рис, пшеницы, ячневая, ячменя (перловка), овес. Крупу измельчали в ступке так, чтоб зёрнышки не разминались, а только сдиралась с них шелуха. Кушали кутью обычно с медовым сиропом или сахарной водой.

В зависимости от праздника различают 3 вида кутьи:
Бедная кутья – постная кутья, которую готовят в Сочельник (6 января).
Щедрая (богатая) кутья – блюдо с добавлением сливочного масла, сливок или молока, которое готовится на Старый Новый год (13 января).
Голодная (водяная) кутья – блюдо, которое в основном состоит из зерновой основы и подсластителя, и готовится перед Крещением (18 января).

Обязательными ингредиентами кутьи являются зерно, мак и мёд.
Зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души.
Мёд символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни.
Мак – символ достатка и плодородия.
Считают, что чем богаче (приготовленная с большим количеством ингредиентов) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье. С кутьи начинают Рождественскую трапезу в Сочельник (6 января) и заканчивают ложкой этого блюда, обмениваясь пожеланиями и вспоминая умерших предков. В Сочельник готовят постную кутью, т. к. Рождественский пост продолжается до самого праздника.

Что касается рождественской кутьи, то в старину считалось, что чем богаче (то есть вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье.
Немыслимо рождественское застолье и без узвара. На святвечер варили узвар из сушеных плодов и ягод, добавляя сахар, мёд и изюм. По сравнению с компотом узвар получался более густым и сладким. Иногда узвар варили с рисом, случалось, добавляли пива или вина.

С древних времен принято готовить кутью из зерен пшеницы, ячменя и перловки. Но на сегодняшний день всё чаще можно встретить кутью, приготовленную из риса, хоть это и отступление от традиций.
Традиционная кутья варится из пшеницы, которую обычно вначале толкли в ступе с добавлением воды и отделяли от плевел. После пшеницу варили в печи в течение нескольких часов, до момента, когда она должна была хорошо развариться, стать мягкой и приобрести чуть беловатый оттенок.
Также к рождественской кутье принято было подавать постное молоко из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси. Для приготовления орехового и макового молока нужно распарить мак и обдать кипятком орехи, потом перетереть их в ступке, прокрутить на мясорубке, измельчить до выделения белой жидкости.

Традиционную рождественскую кутью заправляют жидким мёдом или медовой заправкой сытью – для нее мёд нужно растворить в кипячёной теплой (но ни в коем случае не кипящей!) воде. В кутью принято также добавлять разнообразные сухофрукты, распаренные и измельченные, распаренный мак и орехи.

Кутья под Рождество. Бедная кутья – из риса (самый простой рецепт)
Ингредиенты:
Рис 200 г,
Мак 100 г,
Грецкие орехи 50 г,
Изюм 50 г,
Мед 100 г,
Соль щепотка,
Кипяченая вода 200 мл.
Приготовление: Мак залить кипятком и оставить на час. Затем жидкость слить и растереть мак в ступке. Изюм помыть и залить кипятком на полчаса. Орехи подсушить и мелко порубить. Рис отварить в подсоленной воде, жидкость слить.
Перемешать рис, изюм, орехи, мед, посолить по вкусу. (Разбавить узваром или кипяченой водой.)

К праздничному столу опаздывать нельзя – “будеш весь рiк блукати”. Очень важно, чтобы в доме царили мир и покой, ведь именно в этот день хозяева призывают в семью счастье и благополучие. Кстати, готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и внуки. Недаром в народе и по сей день говорят: “Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в дружбi та злагодi”. По традиции все члены семьи должны быть в Святвечер дома.

На вечерие Рождества в ряде мест жгли костры, что связывалось с представлением о возрождении солнца, о начале нового солнечного года. По ныне объясняют этот обычай таким образом:

«Под Рождество и под Крещение жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались» (Курская губ.).

«На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая».

«Первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы», так как «умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании» (Тамбовская, Орловская губ.).

«На первый день Рождества Христова, по отходе утрени «родителей греют». Село залито огненным морем, дым большими столбами подымался кверху. все старались быть безмолвны». Среди каждого двора кладется воз или более соломы, которая после службы в церкви и поджигается. «Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы».

Накануне Рождества вновь гадают и проделывают целый ряд магических действ.
Под Рождество кладут в чашку кутью и мед, затем каждый кладет свою ложку углублением вниз, ставят поверх пирог и накрывают скатертью. Утром, придя из церкви, смотрят: чья ложка перевернулась, тот умрет (Воронежская губ.).

Семья собирается за столом, выставляют кутью с сытой, овсяный кисель. «Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин, открывает окно или выходит в сени и кличет мороз:
— Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью (или кисель). Зимой ходи, а летом под колодиной. лежи!
Таким призывом думают умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, капусты и огурцов» (Псковская губ.).

Это все отголоски почти забытых обрядов.
Мало кто помнит и знает, что в этот вечер материя между мирами утончается, и предки имеют возможность прийти к живым родичам и провести с ними вечер. Потому и становилось возможным узнать ответы на волнующие вопросы, но с пращурами могли говорить лишь единицы, и большинство прибегали к доступным методам – узнавали желаемое посредству гаданий.
Открывая дверь или окно, изначально звали не мороз, а предков. Все или многие блюда на столе были обрядовые, начиная с кутьи. Кутья, чтоб там навыдумывали представители религиозных конфессий, это одно из распространенных обрядовых блюд. По той же причине и в емкость с кутьей клали на одну ложку больше, чем людей сидевших за столом.
Потому и жгли костры, чтоб указать путь предкам в свой дом.
В наши дни можно зажечь свечу и попросить прийти предков, например, так, как рассказывала Шончалай Ховенмей.
К концу вечера поблагодарите предков и попросите уйти в те слои бытия, откуда они пришли.

Для чего нужны обряды связанные в предками?
Чтоб ушедшие видели, что не зря прожили свою жизнь и могут порадоваться за потомков.
Можно просить помощи, но это должно семьи в большей общими фразами – сплотить родичей, улучшить отношения в семье, помочь с рождением деток…
Так же делась закличка души предка для рождения новой жизни.

Не стоит просить за кого-то. Например, чтоб дочь (сын) встретила суженого. У них могут быть свои пожелания и представления на этот счет. В лучшем случае, ничего не произойдет, в худшем – могут упустить суженного, потому что встреча состоялась в не положенный срок.

Кутья – одно из обрядовых кушаний христианства. Ее готовят на большие религиозные праздники (Рождество, Крещение), а также на поминках. Для каждого отмечаемого события готовится разная кутья, отличающаяся по составу в полном соответствии с религиозными ограничениями. В январе, например, в православии используются три различных варианта этого кушанья.

Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво

Кутья – одно из обрядовых кушаний христианства. Ее готовят на большие религиозные праздники (Рождество, Крещение), а также на поминках. Для каждого отмечаемого события готовится разная кутья, отличающаяся по составу в полном соответствии с религиозными ограничениями. В январе, например, в православии используются три различных варианта этого кушанья.

Содержание статьи

В Сочельник варится богатая кутья

В старину для ее приготовления использовали зерна пшеницы, от которых отделяли шелуху. Сейчас в магазинах продается уже очищенная и обработанная пшеница, которая так и называется – «Кутья». Также для приготовления этого блюда можно использовать ячмень или рис.

Основные ингредиенты, входящие в состав кутьи, имеют символическое значение: зерно – это символ воскресшей жизни, мед – сладкой жизни (в благополучии и здоровье), а мак – достатка. Считается, что чем больше компонентов входят в состав кутьи, тем выше будут как урожай, так и достаток в семье.

Богатая кутья из пшеницы

    готовые пшеничные зерна «Кутья» – 1 стакан; мак – 70 г; мед – 1-2 ст. ложки; сахар – 1 ст. ложка; орехи – 50-100 г; изюм – 50 г; сухофрукты – 2 стакана (груши, яблоки, вишня и т. д.); конфеты карамельные – 5-7 шт.

Мак запаривают кипятком, через час воду сливают и добавляют к нему сахар. Смесь перемалывают или в ступке, или блендером. Крупу промывают, заливают 2 стаканами чистой воды и варят в посуде с толстым дном 30-35 минут на медленном огне при закрытой или слегка приоткрытой крышке. Сваренную крупу промывают в дуршлаге. Пока варится каша, готовят узвар. Сухофрукты промывают и высыпают в 2 литра кипящей воды, добиваются возобновления кипения, через 5 минут снимают и охлаждают. Затем отфильтровывают от ягод.

Орехи жарят на сковородке в течение 5-7 минут (до начала золочения), охлаждают и снимают кожицу. Изюм запаривают кипятком на 5-10 минут.

Соединяют в миске нужный объем пшеницы, мак, изюм, добавляют 1-2 ложки меда и перемешивают. Остальную часть каши можно убрать в холодильник. Кашу посыпают орехами и украшают конфетами, цукатами, шоколадом и т. д., заливают узваром и подают к столу.

Богатая кутья из риса

Мак заливают кипятком, через час воду сливают и перетирают мак в ступке. Изюм моют и заливают кипятком на 30 минут. Рис отваривают в подсоленной воде и сливают жидкость. Орехи мелко рубят и соединяют все части. Разбавляют кипяченой водой или узваром и подают к столу.

Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья

В старину обряд приготовления щедрой кутьи был священным и строго регламентированным вплоть до того, кто, что и когда должен был делать. А по готовой кутье гадали. Например, если каша вылезала из горшка или он сам лопался – это к беде, и такую кутью выбрасывали в реку. Если кутья румяная и разваренная – к здоровью (ее съедали утром), бледная и мелкая – к болезням и горю.

Процесс приготовления щедрой кутьи мало чем отличается от такового для богатой. Также варится крупа, запаривается и протирается мак, добавляются изюм, орехи, сухофрукты, узвар и мед. Отличия же в том, что заливать блюдо можно молоком, сливками, даже допустимы несколько ложек коньяка, а готовую кашу дополнительно разрешается сдобрить сливочным маслом или даже смальцем.

В канун Крещения варится голодная кутья

18 января – день строгого крещенского поста. Поэтому кутья должна быть «голодной». Кто-то допускает использование в процессе ее приготовления сухофруктов, но классическая голодная кутья не содержит ничего, кроме крупы и меда.

Приготовить ее также можно из пшеницы, риса, ячменя. Но сваренную кашу разводят только медовым сиропом (1 часть меда, 2 – воды), после чего доводят до кипения на медленном огне.

Православные христиане считают кутью блюдом поминальным, ее традиционно готовят на похороны и в Родительскую субботу. Но в Сочельник ее значение меняется. Именно кутья или сочиво дало название этому светлому празднику. И в этот день блюдо становится символом благой вести, отражением надежд и чаяний верующих, а каждый компонент приобретает собственное значение.

Как правильно готовить кутью на Рождество: 5 главных принципов

Православные христиане считают кутью блюдом поминальным, ее традиционно готовят на похороны и в Родительскую субботу. Но в Сочельник ее значение меняется. Именно кутья или сочиво дало название этому светлому празднику. И в этот день блюдо становится символом благой вести, отражением надежд и чаяний верующих, а каждый компонент приобретает собственное значение.

Вот пять главных особенностей сочива, о которых стоит знать даже людям, далеким от религиозных традиций.

1. В канун Рождества готовят «бедную» кутью

Ввиду традиционности блюда исторически сформировались три разновидности кутьи.

Водная (голодная) — на воде, с добавлением только крупы. Готовили ее в канун Крещения. Бедная — из крупы на воде, с добавлением меда и маковых зерен, готовили перед Рождеством. Богатая (щедрая) — предновогоднее блюдо, которое, несмотря на название, готовили тоже на воде, так как это время совпадало с Великим Постом. Ни молока, ни сливок в кашу не добавляли, но щедро сдабривали сладостями и вкусными ингредиентами: сухофруктами, медом, сахаром, орехами, маковым молоком.

Бедная кутья — единственное «обязательное» блюдо, которое должно стоять на столе в Сочельник, согласно церковному уставу.

Орехи жарят на сковородке в течение 5-7 минут (до начала золочения), охлаждают и снимают кожицу. Изюм запаривают кипятком на 5-10 минут. 18 января – день строгого крещенского поста. Поэтому кутья должна быть «голодной». Кто-то допускает использование в процессе ее приготовления сухофруктов, но классическая голодная кутья не содержит ничего, кроме крупы и меда..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector