Этот ритуал берет начало со времен Византии, и до наших дней он дошел практически без изменений. Поминки совершаются первый раз сразу после погребения и затем еще трижды: на 9 день после смерти, на сороковой день и на годовщину. Прийти на поминальную трапезу могут все, кто хочет отдать дань уважения усопшему. Далее поминки проходят ежегодно в день смерти человека в семейном кругу после посещения могилы.
- Зачем умерших людей поминают едой
- Откуда у ритуала ноги растут
- Почему нужно есть кутью, блины и кисель
- Зачем раздавать сладости
- Кутья – главное поминальное блюдо. История и рецепты
- Традиционная поминальная трапеза
- Символы кутьи
- История рецепта и символики кутьи
- Рецепт поминальной кутьи
- Кутия «традиционная» на рисовой крупе
- Кутия «щедрая» на пшеничном зерне
- История и символизм кутьи
- История кутьи
- Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
- Символизм кутьи
- Поверья связанные с кутьей
- Канунная (праздничная) кутья
- Кутья рождественская
- Новогодняя кутья
- Кутья крещенская
- Православная кутья
- Почему на поминках едят кутью, символизм каши?
- Что такое кутья?
- Рецепт «Кутья поминальная»:
- Несколько слов о том, как варить кутью
- Символы кутьи
- Кутья поминальная из риса: рецепт классический
- Вариант 2: Быстрый рецепт кутьи из риса с изюмом
- Рисовое коливо
- Рисовая кутья с цукатами
- Кутья в мультиварке
- Коливо из перловой крупы
- Поминальное коливо из пшеницы
- Перловая кутья с черносливом
- Как приготовить поминальную кутью из риса?
Зачем умерших людей поминают едой
Похороны в православии сопровождаются специальными обрядами, одним из которых являются поминки. Их ключевой момент – коллективная трапеза, которую родственники умершего устраивают на кладбище или в доме покойного.
Откуда у ритуала ноги растут
Этот ритуал берет начало со времен Византии, и до наших дней он дошел практически без изменений. Поминки совершаются первый раз сразу после погребения и затем еще трижды: на 9 день после смерти, на сороковой день и на годовщину. Прийти на поминальную трапезу могут все, кто хочет отдать дань уважения усопшему. Далее поминки проходят ежегодно в день смерти человека в семейном кругу после посещения могилы.
Почему нужно есть кутью, блины и кисель
Далеко не в каждой культуре поминальный обряд связан с едой, но в православии принято именно так. Не стоит думать, что поминки – обычная трапеза. Ее цель – отдать дань уважения умершему, вспомнить все хорошее, что было с ним связано и помолиться об упокоении его души. Меню поминальной трапезы достаточно специфичное: кутья, блины с медом и кисель. Кутья – это каша из риса или цельных зерен пшеницы, заправленная изюмом и медом. Поскольку традиция восходит к раннему христианству, то зерна символизируют Воскресение, а мед и изюм – радостную жизнь праведников на небесах. Именно поэтому кутью обязан попробовать каждый, присутствующий на поминках. Также зернами питаются птицы, и у древних славян считалось, что душа умершего сможет вернуться на землю в птичьем образе. Кисель, который также должен выпить каждый, подается в завершении поминок перед уходом. Остальная еда должна быть простой, не праздничной. По церковным правилам нельзя поминать усопшего водкой и крепкими алкогольными напитками, но в современной практике этого мало кто придерживается. Оставшуюся от поминок еду дают с собой уходящим, с просьбой помянуть усопшего еще раз дома или относят в церковь с той же целью.
Зачем раздавать сладости
Иногда родственники раздают на кладбище различные сладости. Этот ритуал также пришел из глубины веков, когда сладкое было редкостью и ценилось высоко. Таким образом люди просили окружающих помолиться за помин души умершего. Очередные поминки совершаются на 9 день в честь 9 ангельских чинов, которые ходатайствуют о помиловании умершего перед Господом. В этот день на поминальную трапезу приглашаются только близкие умершего. Очень важны поминки на 40 день. Они призваны «загладить» грехи усопшего, поэтому на них приглашают всех, кто готов за трапезой помолиться о его душе.
Высушенные фрукты, которые будут использованы в приготовлении блюда, сперва хорошо промывают водой. После этого сухофрукты на несколько минут заливают кипятком, выкладывают на чистую сухую поверхность и мелко нарезают по мере остывания.
Кутья – главное поминальное блюдо. История и рецепты
Кутья, также ее часто называют «кутия», – традиционное поминальное блюдо, характерное для православных традиций. Широкая распространенность кутьи у христиан по всему миру привела к появлению множества рецептов этого блюда. Поминальная закуска готовится из одной или нескольких круп, чаще всего – риса. Существуют и рецепты кутьи из ячменя и пшеницы. В приготовленную кашу могут добавляться сухофрукты (чернослив, курага, сушеные яблоки или изюм), а также орехи и мед.
Кутью часто путают с другим блюдом православной кухни – коливом. Рецепты кушаний очень похожи, единственное их различие состоит в назначении. Так кутью принято подавать на поминках, а коливо является основной пищей, употребляемой православными христианами в дни Великого поста.
Традиционная поминальная трапеза
Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. Обращаясь к христианским идеям, стоит отметить, что проведение поминальной церемонии связано не только с желанием близких отдать дань памяти покойному, но и служит напоминанием о Создателе и установленном им миропорядке. В основу церемонии положена идея о существовании двух сторон жизни: земной и божественной. При этом первая мимолетна, а вторая – вечна, и именно ей отводится главенствующая роль. Проведение поминок по усопшему служит для всех его родных напоминанием о принципах мироздания, которые являются основой православной веры. Утрата близкого и встреча лицом к лицу со смертью позволяет человеку подумать и переосмыслить многие важные вещи, а кутья становится одним из инструментов «напоминания» о законах всего сущего и важным символическим узлом.
Символы кутьи
Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам.
Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.
История рецепта и символики кутьи
Исследователи утверждают, что рецепт такого блюда как кутья существует уже не одно тысячелетие. Само название блюда дословно означает «вареная пшеница», оно восходит, согласно заверениям лингвистов, к дохристианской эпохе и берет свое начало из греческого языка. Тем не менее, к традиционному рациону жителей древнегреческих государств данное блюдо не относилось. Считается, что изначально эта каша из зерновых была частью поминального ритуала у языческим племен и несла определенный смысл: попробовав кутию человек постигал грань между смертью и жизнью, ему открывался божественный смысл бытия. Не просто так был выбран и основной ингредиент для приготовления этого блюда, ведь даже после сбора урожая зерно способно долгие месяцы сохранять внутри себя жизнь для последующего цикла существования. По этой же причине у древних язычников блюдо «коливо» готовилось не только для поминания усопших, но и в качестве праздничного яства на свадьбы и по случаю рождения детей.
Считается, что этот древний языческий обычай был сохранен с переходом греков к христианству, а затем распространился вместе с ростом числа последователей православной веры.
Рецепт поминальной кутьи
Процесс приготовления кутии несколько видоизменился по прошествии тысячелетий: если изначально блюдо готовилось из зерен пшена, то в наши дни более распространенным считается рецепт каши из риса.
Кутия «традиционная» на рисовой крупе
Для приготовления поминального угощения потребуется:
Перед приготовлением кутии следует хорошенько пропарить рис. Затем крупу промывают проточной водой, чтобы избавить ее от клейкости. В отличии от других рисовых каш, кутья должна быть рассыпчатой.
Подготовленная рисовая крупа опускается в прохладную воду так, чтобы жидкость полностью покрывала рис, и ее уровень был примерно на пару сантиметров выше. Кастрюля с будущей кутьей ставится на огонь средней мощности.
После закипания кашу оставляют некоторое время «потомиться» на медленном огне.
Высушенные фрукты, которые будут использованы в приготовлении блюда, сперва хорошо промывают водой. После этого сухофрукты на несколько минут заливают кипятком, выкладывают на чистую сухую поверхность и мелко нарезают по мере остывания.
В готовый рис, помешивая, добавляют мед. После этого кашу хорошо перемешивают, чтобы рис пропитался сладостью.
Сладкая крупа смешивается с подготовленными сухофруктами и измельченными орехами.
Поминальную кашу подают в глубоких тарелках, предварительно украсив блюдо свежими или высушенными фруктами.
Кутия «щедрая» на пшеничном зерне
Более старинным считается рецепт кутьи на основе пшеницы. Для того, чтобы приготовить такое поминальное блюдо, потребуются следующие ингредиенты:
Промыть зерна пшена и замочить их на несколько часов в чистой холодной воде (желательно оставить на ночь). Из подготовленной крупы приготовить кашу: залить зерно водой так, чтобы ее уровень был на 1-2 см выше, а затем варить на среднем огне до тех пор, пока не выпарится лишняя жидкость.
Миндальные орехи ошпаривают кипятком, чтобы очистить их от шелухи. После этого ореховые ядра измельчают ножом.
Изюм следует залить горячей кипяченой водой и оставить на 5 минут. После этого сухофрукт нарезается на небольшие кусочки.
В емкость с маком необходимо добавить небольшое количество кипятка и закрыть ее крышкой, чтобы семена набухли. Затем готовые семена протирают до кашеобразного состояния в ступке или блендере.
Готовую пшеничную кашу подслащивают медом, соединяют с другими ингредиентами и хорошо перемешивают.
Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.
История и символизм кутьи
Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.
Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т. д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.
История кутьи
Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.
В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.
Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.
Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.
Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «Родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.
Символизм кутьи
Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.
Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.
Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.
В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.
Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.
Поверья связанные с кутьей
А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «Богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.
Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.
Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.
Канунная (праздничная) кутья
Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.
Кутья рождественская
Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.
Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.
А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.
Новогодняя кутья
Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.
В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.
Кутья крещенская
И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.
Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.
Православная кутья
При этом также традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста. Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.
И это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.
Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода. А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.
Дальше кутья поминальная, рецепт которой мы сейчас рассматриваем, готовится следующим образом: мак варят десять минут, потом воду сцеживают при помощи сита или марли. Скалкой растирают его до образования белого молока. Изюм и курагу перебирают, обдают кипятком и промывают. Затем сушеный абрикос нарезают на мелкие кусочки. Сухофрукты предварительно вымачивают в кипятке один час. Итак, мак и орехи смешивают, добавляют в перловку вместе с курагой и изюмом, мёдом. Готовое блюдо украшают сухофруктами и подают.
Почему на поминках едят кутью, символизм каши?
С давних времён близкие люди усопшего в определённые дни собирались вместе для того, чтобы просить через совместные молитвы у Всевышнего успокоения души умершего. После посещения кладбища родственники устраивали поминальный обед. Эти ритуалы сохранились и по сегодняшний день: поминки устраивают на третий день кончины человека, а также на девятый и сороковой дни. К огромному сожалению, сегодня поминальные обеды стараются сделать богатыми и пышными, забывая о древних традициях и обрядах. Чтобы действительно помочь душе, что отходит к Богу, необходимо правильно организовывать соответствующую трапезу.
Одним из главных блюд на столе в эти дни является кутья поминальная, или коливо. Его пробуют первым, а олицетворяет оно бессмертие усопших, веру в воскрешение и вечную жизнь.
Что такое кутья?
Коливо, или кутья, представляет собой блюдо из сваренных пшеничных зёрен или отварного риса с добавлением мёда и изюма, которые необходимо предварительно освятить во время панихиды в церкви. При этом зёрна символизируют воскресение. Чтобы получить всходы, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и человеческое тело будет предано земле, чтобы оно истлело, а затем воскресло и стало нетленным для дальнейшей жизни. Изюм и мёд представляют здесь духовные блага вечной жизни. Поэтому коливо является олицетворением уверенности живых людей в бессмертии тех, кто умер. Готовят это блюдо не только на поминки, но и на Рождество и иные православные праздники. Главное здесь — чтобы зерно, которое входит в состав кушанья, было цельным. При этом оно может быть любым: рисовым, овсяным, пшеничным, перловым и так далее.
Рецепт «Кутья поминальная»:
Рис можно замочить на 1-2 часа и всыпаем в кипящую подсоленную воду.
Символика и значение поминальной крупы. Во время поминок на стол обязательно ставят кутью. Традиция варить на поминках кутью (от греч. — «зерно») скорее всего появилась в X веке. После того, как князь Владимир сделал выбор в пользу христианства, на Русь из Византии приехали сотни священнослужителей. Они-то и познакомили наших предков с греческим обычаем есть на поминках специальную обрядовую кашу. Впрочем, известный советский этнограф Дмитрий Зеленин допускал, что традиция эта зародилась на Руси гораздо раньше, ещё в языческие времена. А вклад византийцев заключался только в том, что они дали поминальной каше название. Как и любое другое традиционное блюдо, кутья несет в себе определенное значение – прежде всего, благодаря входящим в нее ингредиентам. Зерно – в пропаренном или вареном виде – означало воскрешение из мертвых. После того, как оно попадет в землю и прорастет, из него появляется новая жизнь. Само же зерно истлевает. Примерно так происходит и телом усопшего. Мед и изюм у наших предков считались не только символами здоровья и достатка. Они символизировали сласть блаженства вечной жизни в Царствии Небесном. Таким образом, два несложных ингредиента кутьи означали бессмертие, воскресение и блаженство вечной жизни. Она всегда является первым блюдом на столе и должна освящаться в церкви после отпевания покойника или панихиды. Можно и самому окропить кутью святой водой перед тем, как подать ее на поминальный стол. По обычаю кутья всегда заедалась специально выпеченным хлебом, который ломали руками. Ножом такой хлеб резать категорически воспрещалось. (Информация из интернета)
Несколько слов о том, как варить кутью
Блюдо это всегда должно быть сладким, поэтому в его состав часто входят мёд, изюм, мак, орехи, цукаты, сухофрукты и прочее. Правильно его варить на узваре из сухофруктов. Для приготовления применяется казанок, керамический сотейник или любая другая посуда с толстыми стенками. Подаётся кутья только остывшей, при этом она должна быть украшена цукатами, мармеладом, леденцами или орехами. Кушанье не готовят в большом количестве, поскольку если оно будет долго стоять, мёд начнёт бродить. А кроме того, выбрасывать его нельзя — кутью едят, пока она не закончится.
Коливо должно быть освящено в церкви (можно провести эту процедуру дома самостоятельно, побрызгав блюдо священной водой). Перед его употреблением читают молитву.
Символы кутьи
Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам.
Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.
Кутья поминальная из риса: рецепт классический
Ингредиенты: половина стакана риса, два стакана воды, три ложки мёда, шестьдесят граммов орехов грецких, по сто граммов цукатов, орехов, чернослива, изюма.
Рисовую крупу промывают несколько раз и отваривают в воде. Цукаты, изюм и чернослив замачивают на один час в кипятке. Грецкий орех поджаривают одну минуту на сковороде. Мак промывают, выкладывают на сито, чтобы вода стекла, потом его кладут в ступку и измельчают до появления белого молочка. Сухофрукты и цукаты нарезают кубиками небольшого размера, чтоб удобнее было есть. Готовую рисовую кашу ополаскивают холодной водой и выкладывают на сито, чтобы крупинки не слипались, потом остывшую её смешивают с мёдом, маком и половиной орехов, сухофруктов и цукатов, оставшейся частью украшают готовое блюдо, выложенное горкой.
Вариант 2: Быстрый рецепт кутьи из риса с изюмом
Основой кутьи сначала было только обдирное зерно, но постепенно его заменил рис, так как он проще готовится и более привычен по вкусу. Кашу можно сварить на плите без применения духовки – это более быстрый и простой способ. Из указанного количества ингредиентов получится 8-9 порций.
Как быстро приготовить кутью из риса с изюмом
Рисовую крупу пересыпать в дуршлаг и промывать под проточной водой до тех пор, пока она не станет чистой.
В кастрюлю налить 4 стакана воды и поставить на огонь. Когда она закипит, пересыпать рис и готовить на умеренном огне, пока крупа полностью не впитает воду.
Изюм очистить от сора и хвостиков, залить стаканом кипятка и вымочить в течение 10 минут. Затем воду слить, а изюм просушить от влаги и вмешать в рисовую кашу.
В отдельную чашку положить мед, развести его небольшим количеством тепловатой воды и размешать. Перелить к рису и аккуратно размешать, чтобы сладкая смесь полностью его пропитала.
Поставить кутью на стол, разложив ее в несколько чашек, чтобы каждый гость мог отведать традиционное блюдо.
Рисовое коливо
Поскольку кутья из риса готовится на поминки чаще всего, то рецептов её приготовления можно найти огромное количество. Мы рассмотрим ещё один.
Ингредиенты: четыре ложки мака, по пятьдесят граммов светлого и темного изюма, три ложки мёда, один стакан длиннозерного риса, пятьдесят граммов вяленой клюквы, один стакан грецкого ореха, одна ложка масла оливкового.
Перед тем как приготовить поминальную кутью, рис промывают семь раз, наливают воды из расчёта один к двум, добавляют щепотку соли, масло оливковое и варят под закрытой крышкой до готовности на медленном огне. Готовую кашу остужают. Тем временем кипятят воду. Изюм перебирают, промывают и заливают кипятком. Клюкву перебирают, моют и выкладывают на салфетку. Орехи высыпают на горячую сковородку (можно прокалить в микроволновой печи). Мак растирают с одной ложкой сахара в ступке. Подготовленный рис заправляют мёдом, орехами и клюквой, маком. Готовое блюдо выкладывают на посуду горкой и украшают по своему усмотрению, используя орехи, клюкву и так далее.
Рисовая кутья с цукатами
Это блюдо будет вкуснее, если в него добавить больше мака и орехов.
Ингредиенты: пятьдесят граммов орехов грецких, пятьдесят граммов кешью, пятьдесят граммов миндаля, один стакан риса, пятьдесят граммов мака, сахар по вкусу, сто граммов цукатов.
Перед тем как варить поминальную кутью, необходимо подготовить все ингредиенты. Для этого рис тщательно промывают и заливают холодной водой (на один стакан крупы берут два стакана жидкости), добавляют соль по вкусу и варят до готовности. Можно добавить немного растительного масла, чтобы крупинки не слипались. Дальше рис охлаждают таким образом, чтобы он не подсох, а держал форму, оставаясь мягким и нежным. Потом берут мак, заливают его кипятком и оставляют настаиваться на один час. По прошествии времени воду полностью сливают, мак перемешивают с мёдом и цукатами, добавляют подготовленный рис.
Миндаль на десять минут заливают кипятком, после чего удаляют кожицу. Кешью и грецкие орехи подсушивают в микроволновой печи или на сковороде, после чего выкладывают на кутью.
Кутья в мультиварке
Мультиварка готовит нешлифованные крупы так, что они никаким образом не отличаются от тех, которые приготовлены в казанке. Кроме того, этот прибор значительно экономит время и силы кулинара. Кутья поминальная, рецепт которой мы сейчас рассмотрим, получится рассыпчатой и очень вкусной.
Ингредиенты: два мультистакана перловки, пять мультистаканов воды, одна щепотка соли, сто граммов миндаля, полстакана мака, полстакана изюма без косточки, две ложки сахара.
С вечера перловую крупу замачивают. На следующий день её промывают, кладут в чашу мультиварки и добавляют воду, соль. Крышку закрывают и включают режим «Рис» или «Гречка», варят до готовности, после чего перекладывают в другую посуду и оставляют остывать.
Тем временем воду кипятят, заливают ею мак и оставляют на один час. По прошествии времени воду сливают, добавляют сахар и хорошо растирают мак в ступке. Изюм замачивают в воде на полчаса, потом его промывают и высыпают на салфетку, чтобы лишняя влага в неё впиталась. Орехи поджаривают на сковороде. Кашу перемешивают с мёдом, изюмом и маком, небольшой частью орехов. Остальным миндалём украшают коливо, которое насыпают горкой.
Коливо из перловой крупы
Кутья поминальная из такой крупы получается рассыпчатой. Для этого необходимо варить её в казанке.
Ингредиенты: один стакан перловой крупы, сто граммов мака, сто граммов орехов грецких, сто граммов изюма, сто граммов кураги, две ложки мёда.
Прежде чем начинать готовить это блюдо, необходимо заранее замочить крупу в воде и оставить на ночь настаиваться. При этом жидкости должно быть в два раза больше, чем перловки. Утром её промывают, заливают водой, добавляют соль и ставят вариться на среднем огне до готовности. На это отводится один час, так как разбухшая крупа варится достаточно быстро. Если необходимо получить кашу рассыпчатую, то в начале её варки добавляют одну ложку масла растительного. Делается это для того, чтобы зёрна не слипались, а оставались цельными даже после остывания колива.
Дальше кутья поминальная, рецепт которой мы сейчас рассматриваем, готовится следующим образом: мак варят десять минут, потом воду сцеживают при помощи сита или марли. Скалкой растирают его до образования белого молока. Изюм и курагу перебирают, обдают кипятком и промывают. Затем сушеный абрикос нарезают на мелкие кусочки. Сухофрукты предварительно вымачивают в кипятке один час. Итак, мак и орехи смешивают, добавляют в перловку вместе с курагой и изюмом, мёдом. Готовое блюдо украшают сухофруктами и подают.
Поминальное коливо из пшеницы
Ингредиенты: один стакан пшеницы, сто граммов изюма, три ложки мёда, пятьдесят граммов мака, сто граммов грецких орехов.
Перед тем как варить поминальную кутью, пшеницу промывают, заливают холодной водой и оставляют на ночь — настаиваться. На следующий день зерно хорошо промывают, заливают водой (на один стакан пшеницы её берут три стакана), ставят на небольшой огонь и кипятят. Когда жидкость закипит, добавляют соль и варят кашу до готовности на самом медленном огне. Если пшеница шлифованная, то она варится гораздо быстрее.
Мы помним о том, что кутья на поминки должна быть сладкой. Все сухофрукты, предварительно замоченные в воде, вместе с прокаленным на сковороде орехом нарезаются и смешиваются. Мак замачивают в кипятке, обсушивают и толкут в ступке до образования белого молочка, потом его добавляют к орехам вместе с мёдом и подготовленной крупой. Всё хорошо перемешивают и выкладывают на большое блюдо горкой, украсив орехами и сухофруктами по желанию.
Перловая кутья с черносливом
Ингредиенты: двести граммов цельной перловой крупы, сто граммов мака, пятьдесят граммов орехов очищенных, пятьдесят граммов изюма, сто граммов чернослива, одна ложка масла растительного, сахар и мёд по вкусу.
Одним из традиционных обрядовых блюд является перловая кутья поминальная. Как готовить её — мы сейчас рассмотрим. Итак, сначала перловку моют и замачивают на ночь в холодной воде. Утром её промывают до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной. Затем крупу кладут в казанок, добавляют масло, два стакана воды и варят, периодически снимая пенку. Когда вся пена будет снята, кашу солят, убавляют огонь и варят до готовности (на это уходит один час), следя за тем, чтобы она не пригорела.
Как приготовить поминальную кутью из риса?
Количество порций зависит от их объема. Поминальную кашу обычно не едят как обычное блюдо, а употребляют понемногу. Но иногда такую кашу используют в качестве завтрака или обеда. Перечисленных компонентов достаточно для 4-5 порций.
Начинают работу с промывания крупы. Рис выкладывают в сито и держат под струей воды, пока она не станет прозрачной.
Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам. Тем временем воду кипятят, заливают ею мак и оставляют на один час. По прошествии времени воду сливают, добавляют сахар и хорошо растирают мак в ступке. Изюм замачивают в воде на полчаса, потом его промывают и высыпают на салфетку, чтобы лишняя влага в неё впиталась. Орехи поджаривают на сковороде. Кашу перемешивают с мёдом, изюмом и маком, небольшой частью орехов. Остальным миндалём украшают коливо, которое насыпают горкой..