Почему кутья называется кутьей

Название «сыть» имеет сродное происхождение с сочивом и означает «еда» или «пища».

Содержание
  1. Что такое кутья: история названия и кто ее должен готовить
  2. Кутья на Рождество 2022: Рождественская кутья на 6 и 7 января, какой вид кутьи выбрать? История блюда, традиции, рецепты
  3. История возникновения кутьи
  4. Разновидности кутьи и символизм ингредиентов
  5. Рождественская кутья
  6. Традиции приготовления кутьи
  7. История и символизм кутьи
  8. История кутьи
  9. Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
  10. Символизм кутьи
  11. Поверья связанные с кутьей
  12. Канунная (праздничная) кутья
  13. Кутья рождественская
  14. Новогодняя кутья
  15. Кутья крещенская
  16. Православная кутья
  17. Кутья
  18. Кутья – главное поминальное блюдо. История и рецепты
  19. Традиционная поминальная трапеза
  20. Символы кутьи
  21. История рецепта и символики кутьи
  22. Рецепт поминальной кутьи
  23. Кутия «традиционная» на рисовой крупе
  24. Кутия «щедрая» на пшеничном зерне
  25. Кутья — что это такое? Рецепты рождественской кутьи
  26. Кутья — что это такое
  27. Виды кутьи (сочиво, коливо, постная, сладкая, богатая)
  28. Основа для кутьи, заправка и дополнительные продукты
  29. Рецепты приготовления рождественской кутьи
  30. Простой рецепт кутьи из риса и изюма
  31. Кутья из пшеницы с изюмом и орехами
  32. Символы жизни. Почему кутья стала культурным брендом Русской Халани
  33. Культурный бренд
  34. Кутья постная и скоромная
  35. Три хозяюшки
  36. Обязательно с маком
  37. Здесь привольно и спокойно
  38. Побольше мёда
  39. Молодая прабабушка
  40. Подходящее блюдо
  41. Символы жизни

Что такое кутья: история названия и кто ее должен готовить

Кутьятрадиционная ритуальная каша, которую чаще всего можно увидать на поминках, готовят ее на Старый Новый год, Крещение и в обязательном порядке на Рождество в Святвечер. Кроме того, кутью готовят в Великий пост и в дни поминовения умерших.

Есть много рецептов, а также названий кутьи. В каждом регионе Украины на вопрос, что такое кутья, можно услышать разные ответы и определения: коливо, канун, сочиво, сыть и другие. Такие название появились не случайно, у каждого из них есть своя история и определенная символика.

Что такое кутья: история названия и кто ее должен готовить

В «сочиве» заложено древнеславянская основа, которая трактуется, как «сок» либо «сочиться».

Название «сыть» имеет сродное происхождение с сочивом и означает «еда» или «пища».

Однако самое старинное название кутьи — коливо. У него связь с античными традициями, когда делали поминальные дары из зерна, а также фруктов kolibo. Стоит учесть, что сочиво и коливо являются определяющими вида кутьи. Так, сочиво означает полужидкую кутью, а коливо — рассыпчатую.

Так как кутья в праздничные дни была популярной, в ее честь даже называли большинство канунов зимних праздников. А саму кутью именовали «кануном».

Традиционно кутью готовит женщина — берегиня дома. А подают ее, когда на небе появится первая звезда и вся семья соберется за праздничным столом, уставленным 12 постными блюдами, которые символизируют 12 апостолов Иисуса Христа.

Те, кто соблюдают рождественские традиции, знают, что кутья является одним из символов Рождества Христова. Как появилась кутья, какие существуют особенности ее приготовления и виды в зависимости от праздника, а также поделимся традиционными рецептами приготовления кутьи.

Кутья на Рождество 2022: Рождественская кутья на 6 и 7 января, какой вид кутьи выбрать? История блюда, традиции, рецепты

Те, кто соблюдают рождественские традиции, знают, что кутья является одним из символов Рождества Христова. Как появилась кутья, какие существуют особенности ее приготовления и виды в зависимости от праздника, а также поделимся традиционными рецептами приготовления кутьи.

История возникновения кутьи

Само слово «кутья» переводится с греческого как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме. Поэтому и получается, что в христианскую историю кутья попала из древнеязыческих культов.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Названий у этой обрядовой каши также существует множество: коливо, канун, сочиво, сыть.

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок. Но также кутью готовят в канун Нового года (по старому стилю), в Сочельник, на Крещение и другие православные праздники.

Разновидности кутьи и символизм ингредиентов

В зависимости от праздника различают 3 вида кутьи:

Какими бы не были дополнительные компоненты кутьи, всегда должны быть три обязательных ингредиента: зерно, мак и мед. И каждый из них несет свою символичность. Так, зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Мед символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни. А мак – это символ достатка и плодородия.

Рождественская кутья

В Сочельник (6 января) обязательно готовят 12 традиционных рождественских блюд, среди которых и постную кутью, так как Рождественский пост продолжается до самого праздника. С кутьи начинают трапезу в Святой вечер и заканчивают ложкой этого блюда, обмениваясь пожеланиями и вспоминая умерших предков.

По традиции в Сочельник вечером крестники носят кутью (вечерю) крестным и старшим членам семьи, которые живут отдельно. Кроме того, по старинной традиции хозяин дома подкидывал остатки кутьи из ложки вверх, и сколько из крупинок прилипало к потолку, столько и ждали снопов хлеба в новом году.

Традиции приготовления кутьи

С древних времен принято готовить кутью из зерен пшеницы, ячменя и перловки. Но на сегодняшний день все чаще можно встретить оригинальные рецепты приготовления кутьи, например, приготовленную из риса, хоть это и отступление от традиций.

Традиционная кутья вариться из пшеницы, которую обычно вначале толкли в ступе с добавлением воды и отделяли от плевел. После пшеницу варили в печи в течение нескольких часов, до момента, когда она должна была хорошо развариться, стать мягкой и приобрести чуть беловатый оттенок.

Также к рождественской кутье принято было подавать постное молоко из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси. Для приготовления орехового и макового молока нужно распарить мак и обдать кипятком орехи, потом перетереть их в ступке, прокрутить на мясорубке, измельчить до выделения белой жидкости.

Традиционную рождественскую кутью заправляют жидким медом или медовой заправкой сытью – для нее мед нужно растворить в кипяченой теплой (но ни в коем случае не кипящей!) воде. Также в Украине была традиция готовить полужидкую кутью, заливая ее узваром.

В кутью принято также добавлять разнообразные сухофрукты, распаренные и измельченные, распаренный мак и орехи.

Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т. д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.

История и символизм кутьи

Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.

Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т. д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.

История кутьи

Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.

В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.

Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.

Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «Родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.

Символизм кутьи

Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.

Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.

Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.

В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.

Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.

Поверья связанные с кутьей

А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «Богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.

Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.

Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.

Канунная (праздничная) кутья

Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.

Кутья рождественская

Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.

Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.

А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.

Новогодняя кутья

Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.

В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.

Кутья крещенская

И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.

Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.

Православная кутья

При этом также традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста. Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.

И это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.

Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода. А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.

“кушанье из риса или другой крупы с медом и с изюмом, употребляется на поминках; в церкви его святят; это кушанье едят также под рождество, в сочельник и др. праздники”, укр. кутя́, блр. куця́, др.-русск. кутья, Феодос. Печ., Пов. врем. лет, Домостр. К. 8 и др. (Срезн. I, 1382), ст.-слав. коуциѩ (Супр.)

Кутья

“кушанье из риса или другой крупы с медом и с изюмом, употребляется на поминках; в церкви его святят; это кушанье едят также под рождество, в сочельник и др. праздники”, укр. кутя́, блр. куця́, др.-русск. кутья, Феодос. Печ., Пов. врем. лет, Домостр. К. 8 и др. (Срезн. I, 1382), ст.-слав. коуциѩ (Супр.)

Заимств. из ср.-греч., нов.-греч. κουκκί(ον), мн. κουκκιά “бобы” (Дюканж) от греч. κόκκος “зерно”; см. Ягич, AfslPh 9, 168; Корш, AfslPh 9, 514 и сл.; Фасмер, Гр.-сл. эт. 106 и сл.; Бернекер 1, 654; Мурко, WuS 2, 137.

После закипания кашу оставляют некоторое время «потомиться» на медленном огне.

Кутья – главное поминальное блюдо. История и рецепты

Кутья, также ее часто называют «кутия», – традиционное поминальное блюдо, характерное для православных традиций. Широкая распространенность кутьи у христиан по всему миру привела к появлению множества рецептов этого блюда. Поминальная закуска готовится из одной или нескольких круп, чаще всего – риса. Существуют и рецепты кутьи из ячменя и пшеницы. В приготовленную кашу могут добавляться сухофрукты (чернослив, курага, сушеные яблоки или изюм), а также орехи и мед.

Кутью часто путают с другим блюдом православной кухни – коливом. Рецепты кушаний очень похожи, единственное их различие состоит в назначении. Так кутью принято подавать на поминках, а коливо является основной пищей, употребляемой православными христианами в дни Великого поста.

Традиционная поминальная трапеза

Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. Обращаясь к христианским идеям, стоит отметить, что проведение поминальной церемонии связано не только с желанием близких отдать дань памяти покойному, но и служит напоминанием о Создателе и установленном им миропорядке. В основу церемонии положена идея о существовании двух сторон жизни: земной и божественной. При этом первая мимолетна, а вторая – вечна, и именно ей отводится главенствующая роль. Проведение поминок по усопшему служит для всех его родных напоминанием о принципах мироздания, которые являются основой православной веры. Утрата близкого и встреча лицом к лицу со смертью позволяет человеку подумать и переосмыслить многие важные вещи, а кутья становится одним из инструментов «напоминания» о законах всего сущего и важным символическим узлом.

Символы кутьи

Основным ингредиентом кутьи, вне зависимости от рецепта, являются зерновые. Каждый год возвращаясь к жизни и принося плоды, эти культуры у многих народов символизируют воскрешение. В контексте смерти человека, этот символ можно трактовать как переход от земной жизни к небесной. При этом мед и сладкие фрукты, входящие в состав кутьи, являются своеобразной отсылкой к райским благам.

Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. Кушанье оставляют на особом пьедестале, так называемом «кануне», где любой прихожанин может отведать угощение и тем самым почтить память усопшего.

История рецепта и символики кутьи

Исследователи утверждают, что рецепт такого блюда как кутья существует уже не одно тысячелетие. Само название блюда дословно означает «вареная пшеница», оно восходит, согласно заверениям лингвистов, к дохристианской эпохе и берет свое начало из греческого языка. Тем не менее, к традиционному рациону жителей древнегреческих государств данное блюдо не относилось. Считается, что изначально эта каша из зерновых была частью поминального ритуала у языческим племен и несла определенный смысл: попробовав кутию человек постигал грань между смертью и жизнью, ему открывался божественный смысл бытия. Не просто так был выбран и основной ингредиент для приготовления этого блюда, ведь даже после сбора урожая зерно способно долгие месяцы сохранять внутри себя жизнь для последующего цикла существования. По этой же причине у древних язычников блюдо «коливо» готовилось не только для поминания усопших, но и в качестве праздничного яства на свадьбы и по случаю рождения детей.

Считается, что этот древний языческий обычай был сохранен с переходом греков к христианству, а затем распространился вместе с ростом числа последователей православной веры.

Рецепт поминальной кутьи

Процесс приготовления кутии несколько видоизменился по прошествии тысячелетий: если изначально блюдо готовилось из зерен пшена, то в наши дни более распространенным считается рецепт каши из риса.

Кутия «традиционная» на рисовой крупе

Для приготовления поминального угощения потребуется:

Перед приготовлением кутии следует хорошенько пропарить рис. Затем крупу промывают проточной водой, чтобы избавить ее от клейкости. В отличии от других рисовых каш, кутья должна быть рассыпчатой.

Подготовленная рисовая крупа опускается в прохладную воду так, чтобы жидкость полностью покрывала рис, и ее уровень был примерно на пару сантиметров выше. Кастрюля с будущей кутьей ставится на огонь средней мощности.

После закипания кашу оставляют некоторое время «потомиться» на медленном огне.

Высушенные фрукты, которые будут использованы в приготовлении блюда, сперва хорошо промывают водой. После этого сухофрукты на несколько минут заливают кипятком, выкладывают на чистую сухую поверхность и мелко нарезают по мере остывания.

В готовый рис, помешивая, добавляют мед. После этого кашу хорошо перемешивают, чтобы рис пропитался сладостью.

Сладкая крупа смешивается с подготовленными сухофруктами и измельченными орехами.

Поминальную кашу подают в глубоких тарелках, предварительно украсив блюдо свежими или высушенными фруктами.

Кутия «щедрая» на пшеничном зерне

Более старинным считается рецепт кутьи на основе пшеницы. Для того, чтобы приготовить такое поминальное блюдо, потребуются следующие ингредиенты:

Промыть зерна пшена и замочить их на несколько часов в чистой холодной воде (желательно оставить на ночь). Из подготовленной крупы приготовить кашу: залить зерно водой так, чтобы ее уровень был на 1-2 см выше, а затем варить на среднем огне до тех пор, пока не выпарится лишняя жидкость.

Миндальные орехи ошпаривают кипятком, чтобы очистить их от шелухи. После этого ореховые ядра измельчают ножом.

Изюм следует залить горячей кипяченой водой и оставить на 5 минут. После этого сухофрукт нарезается на небольшие кусочки.

В емкость с маком необходимо добавить небольшое количество кипятка и закрыть ее крышкой, чтобы семена набухли. Затем готовые семена протирают до кашеобразного состояния в ступке или блендере.

Готовую пшеничную кашу подслащивают медом, соединяют с другими ингредиентами и хорошо перемешивают.

К новогоднему столу обычно готовят щедрую кутью: это крупа с добавлением молока, масла, сухофруктов и орехов. Некоторые готовят это блюдо с тыквой, получается оригинально и вкусно. Или добавляют в кутью шоколад.

Кутья — что это такое? Рецепты рождественской кутьи

Всем привет, дорогие читатели! По православным традициям, прямо перед Рождеством, верующие и постящиеся люди готовят для праздничного стола главное блюдо – рождественскую кутью или, как её ещё называют, сочиво.

Раньше её готовили исключительно из пшеницы, но сейчас рецепты этого блюда разнообразны, можно готовить из любой другой крупы. Особенно популярна кутья из риса и ячменя.

Помимо крупы, в блюдо добавляют так же и некоторые другие ингредиенты, чтобы получилось вкуснее. На блоге есть 10 рецептов кутьи, можете выбрать любой понравившийся вам, и приготовить.

Раньше была даже примета, связанная с рождественской кутьей. Считалось, что если блюдо будет очень вкусное и сытное, то весь год будет богатым и удачным.

Кутья — что это такое

Перед праздником на стол готовят 12 разных постных блюд, но самое главное из них – вкусная кутья из крупы, меда, орехов, сухофруктов и мака.

Кутья – это особое блюдо для тех, кто чтит традиции и соблюдает Рождественский пост. Это сладкая каша сдобренная сухофруктами и орехами, заправленная медом и узваром.

Раньше такая каша варилась на воде, сейчас же многие готовят сочиво на узваре (так именуют компот) и даже добавляют туда халву, помимо привычных компонентов.

Богатый состав этого блюда делает его не только невероятно вкусным и полезным, но и достаточно питательным.

В некоторых странах приготовить сочиво можно даже из чечевицы или ржи. На Руси же изначально использовали для этой цели только обработанную пшеницу.

И сейчас в некоторых магазинах перед Рождеством начинают продавать специальным образом обработанную пшеницу для приготовления кутьи.

На сегодняшний день это блюдо готовится и на поминки, но в этом случае уже используют рис в качестве основы и обязательно подают с блинами.

Необходимо знать, что если соблюдается пост, то перед самым Рождеством (6 января), нужно приготовить 12 разных постных блюд для стола, а главное блюдо будет располагаться в середине стола – это именно кутья.

Традиционно сочиво готовят в Рождественский сочельник, в канун Нового года и в Крещенский вечер. Также это блюдо иногда готовится и на Родительскую субботу.

Считается, что кутья готовится не просто так, а как символ жертвы Богу. Это связано с тем, что мед олицетворяет чистоту, слово Бога, удовольствие и вечную жизнь после смерти.

Крупа – символ перерождения. Именно пшеница олицетворяет бессмертие человеческого духа. Мак и орехи – это символ плодородия. Все эти компоненты в сочиве олицетворяют блага, ожидающие человека в загробной жизни.

Виды кутьи (сочиво, коливо, постная, сладкая, богатая)

В зависимости от праздника и ситуации, готовить кутью можно разными способами. Блюдо можно сделать в жидком виде или наоборот, варить до состояния рассыпчатости.

Есть несколько видов кутьи. Сочиво – та же кутья, только с современным названием. Коливо – это наоборот, более старое название этого блюда, так кутью именовали ещё в древности.

К новогоднему столу обычно готовят щедрую кутью: это крупа с добавлением молока, масла, сухофруктов и орехов. Некоторые готовят это блюдо с тыквой, получается оригинально и вкусно. Или добавляют в кутью шоколад.

В Сочельник одно из основных блюд на столе – сочиво. Другие названия этого вида кутьи – постная и богатая.

Готовится она из пшена либо риса. По старым традициям, сочиво готовят и приносят для родственников, которые живут отдельно.

В Крещенский вечер готовится голодная кутья из постной крупы (гречка, пшено, булгур). Разрешается добавлять мед, фрукты и зерна орехов.

Основа для кутьи, заправка и дополнительные продукты

Наиболее вкусное блюдо получается из подготовленного и отобранного пшена и из риса. Сейчас многие хозяйки отдают предпочтение именно рису, так как кутья из него готовится быстро и просто.

Но можно использовать любую подходящую крупу для данного блюда: пшеницу (желательно, цельнозерновую или твердую озимую), перловку, рис, ячневую крупу, булгур, овес, гречку.

Специи при варке крупы обычно не добавляют, на вкус готовой кутьи, в основном, влияют дополнительные компоненты.

Дополнительными продуктами могут быть: изюм и другие сухофрукты, мед, орехи (чаще миндаль и грецкий орех), сладкий узвар, сливки.

Также можно добавить масло сливочное, джем или варенье, мак, ягоды замороженные или ягоды с густого варенья. Будет и вкусно, и красиво.

Иногда хозяйки вместо меда и компота добавляют в сочиво сахарный сироп. Смешивая кипяченную воду с сахаром по вкусу.

Рецепты приготовления рождественской кутьи

Простой рецепт кутьи из риса и изюма

Предложенный рецепт можно готовить как на праздник (Сочельник или Новый год), так и в дни соблюдения поста. Блюдо довольно простое, но по желанию можно регулировать ингредиенты и добавить мак, ягоды или фрукты.

Готовить рис в этом рецепте можно обычным способом: варить в кастрюле или мультиварке. Чтобы он получился рассыпчатым, его не нужно замачивать заранее, нужно лишь промыть на 2-3 раза и избавиться таким способом от крахмала.

Удобно промывать крупу с помощью мелкого дуршлага или сита. Для рассыпчатости крупу варят не до полной готовности: важно, чтобы рис был слегка не доварен, буквально на пару минут раньше его снять с огня.

Лучше использовать круглый рис – он более насыщен по вкусу и с ним кутья получится идеальной.

В завершении блюда, при подаче его на стол, можно украсить сверху орешками или мармеладками – такой вариант праздничной кутьи понравится всем, в том числе и детям.

Сначала отваривается рис до рассыпчатого состояния. Варить примерно 15 минут, периодически помешивая, чтобы крупа не подгорела. Если вовремя не снять с огня и переварить, то может получится каша.

Когда зерно практически готово, но не до конца, его нужно промыть холодной водой через дуршлаг. Это поможет сохранить рассыпчатость крупы и остановит процесс варки, что особенно важно, если вдруг рис немного переварился.

Изюм и курагу оставить в кипятке на 7-8 минут, слить воду. Орехи измельчить по желанию любым способом. Курагу нарезать.

Теперь рис смешивается с остальными компонентами и настаивается под крышкой в течение 15 минут. Ароматная кутья для праздничного стола готова!

Кутья из пшеницы с изюмом и орехами

Данный рецепт подслащен молоком и медом, имеет идеальный баланс фруктов, орехов и мака. Готовится блюдо по этому варианту долго, зато в результате получится очень вкусная, сладкая и сытная кутья для праздничного стола.

    Полтора стакана твердой озимой пшеницы 4 с половиной стакана молока (можно заменить водой, но с молоком гораздо вкуснее) 3/4 стакана мака Половина стакана меда Половина стакана изюма 2/3 стакана кураги 2/3 стакана нарезанного миндаля (или нарезанных грецких орехов) Можно добавить соль по вкусу

1. Сначала нужно промыть пшеницу в холодной воде. Необходимо делать это несколько раз, чтобы вода в итоге стала прозрачной. Затем крупу нужно переложить в любую подходящую емкость и замочить на всю ночь в теплой воде.

2. На следующий день необходимо слить воду из пшеницы и поместить крупу в кастрюлю среднего размера. Залить пшеницу молоком и довести все до кипения на сильном огне.

3. Когда молоко закипит, убавить огонь до минимума, накрыть крышкой и тушить, пока крупа не станет мягкой. Время от времени нужно помешивать кашу, чтобы не подогрела. При необходимости можно добавить ещё немного молока.

4. Пока пшеница находится на плите, нужно тщательно промыть мак через очень мелкое сито, хорошо слить воду, переложить в кастрюлю среднего размера и добавить три стакана воды. На среднем огне довести до кипения (но не кипятить).

5. Выключить плиту. Накрыть крышкой и оставить на полчаса. Теперь повторить: довести до кипения, но не кипятить, снова выключить. Накрыть крышкой и оставить еще на полчаса.

6. Далее нужно слить воду с мака: лучше всего сделать это с помощью марли, чтобы семена мака случайно не слились вместе с водой. Теперь мак нужно провернуть через мясорубку на 2 раза, либо измельчить с помощью кофемолки – так будет даже проще.

7. Следующий этап – подготовка миндаля. Необходимо разогреть духовку до максимальной температуры, выложить миндаль на противень и отправить на 5 минут внутрь.

8. Когда пшеница приготовится, нужно слить лишнее молоко. Оставить половину стакана этого молока и смешать с медом.

9. Теперь необходимо поместить пшеницу в миску, добавить мак, изюм, тщательно промытую курагу, миндаль, медово-молочную смесь и соль по вкусу.

10. Смешать все компоненты и поместить в форму для запекания. Запекать кутью в течение 15 минут без крышки при температуре 180 градусов.

После этого кутья должна настояться под крышкой или под фольгой в течение 15 минут. Теперь блюдо можно ставить на рождественский стол в горячем или холодном виде.

«Конечно, с рисом – это современный вариант приготовления. Это зерно как‑то незаметно вытеснило пшеницу. Я рис перебираю и варю. Чтобы рисинки в готовом блюде не слипались, сваренный рис нужно промыть холодной водой и опять чуть прогреть».

Символы жизни. Почему кутья стала культурным брендом Русской Халани

символы жизни. почему кутья стала культурным брендом русской халаниФото Юрия Коренько

В 1615 году дьяк из Разрядного приказа, по указанию царя Алексея Михайловича осматривавший местность, обнаружил в устье реки Халань поселение. Состояло оно всего из трёх дворов, но уже называлось Русская Халань. В переводе с татарского «халань» означает изобилие, а чтобы указать на национальную принадлежность, поселенцы добавили слово «Русская».

Культурный бренд

Вскоре село стало разрастаться, заселяясь служивыми людьми. Они вырубали лес по правому берегу реки, строились, распахивали землю. Основателями Русской Халани считают четыре семьи – Сбитневых, Сизых, Скуратовых и Домановых. Позже стали приезжать другие семьи, которые принялись осваивать левобережье. В селе были развиты овчинный, шубный, кожевенный, сапожный и другие промыслы.

Упоминается село и в справочнике «Вся Россия» (СПб, 1902 г.): «Немного выше Чернянки в Оскол с правой стороны впадает речка Халань. На ней верстах в 4 от станции расположено с. Русская Халань, имеющее до 1 200 жит., волостное правление и школу. Здешней владелицей в эпоху освобож-дения крестьян была кн. О. Ф. Трубецкая. В это время кн. Трубецкие были самыми крупными землевладельцами двух Оскольских уездов, в которых они владели 27 тыс. десятин земли».

На сегодня это центр Русскохаланского сельского округа, в который входит само село и два посёлка – Крас-ный Выселок и Красный Остров. Чис-ленность населения округа – 1018 человек.

А в январе 2016 года, когда широко и весело прошли святочные гулянья, русскохаланскую кутью назвали культурным брендом сельского поселения.

Кутья постная и скоромная

Святочное обрядовое угощение– так называют кутью. Она бывает постной (бедной) и скоромной (богатой, щедрой). По значительным праздникам, на свадьбу, на крестины и рождение ребёнка, если они не приходились на пост, готовили щедрую кутью, в которую клали много сливок, масла, молока и других «скоромных» добавок.

«Не везде сегодня варят кутью, а в сёлах нашего округа обязательно готовят это блюдо, – рассказывает глава администрации Русскохаланского сельского поселения Галина Сбитнева. – Кутья – это каша из красной пшеницы, ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, которую смешивали с мёдом, орехами и маком. Ещё издревле считалось, что чем богаче и сытнее кутья, тем обильнее будет урожай и семейный достаток».

Наши предки готовили кутью на Рождественский сочельник. Он как бы подводил черту под прожитым годом, завершал Рождественский пост, затем начинались святочные празднества.

С готовой кутьёй глава семьи выходил во двор, первую ложку блюда он «отдавал Богу» – подбрасывал её содержимое вверх, зачерпывал кашу во второй раз и съедал сам, а третью ложку скармливал скоту – телёнку, корове, козам. Считалось, что они не будут болеть и дадут хорошее потомство.

Три хозяюшки

Рассказать о том, как готовят в их селе брендовое блюдо, вызвались три жительницы Русской Халани – Вера Жилина, Галина Чеснокова и Зоя Озорнина.

Вера, Галина и Зоя – подруги. Вместе поют в хоре художественной самодеятельности при Доме культуры, вместе участвуют в спортивных мероприятиях для ветеранов. И вот теперь поделились секретами приготовления русской кутьи.

В итоге получилось не только «кулинарное повествование», но и рассказ о судьбах этих женщин.

Вера Михайловна родилась в Русской Халани. Девичья фамилия – Сизых, это её прадеды, первые поселенцы, осваивали эти места.

«Моя бабушка Марфа прожила сто лет, – рассказывает Вера. – Помню, что у неё был огромный огород, до самой речки. У всех тогда были большие огороды, на которых выращивали буряк – сахарную свёклу. Этим и жили семьи. У моей мамы Варвары Сизых было ещё две сестры и брат. И все голосистые. Как запоют – это, я вам скажу, хор так хор. Мама учила меня народным танцам. У нас тогда только радио было, как зазвучит по радио плясовая или вальс, мама тут же подхватит меня и ну отплясывать! Я на всех праздниках выступала, и все думали, что я где‑то танцам обучалась, а это мама мне своё умение передала. Мама мне и платья для выступлений сама шила, – продолжает Вера. – Помню, купила по случаю в райцентре тонкую клеёнку, белую и блестящую. И сшила мне платье очень красивое, все думали, что оно капроновое. Бедно тогда жили, но весело, никогда не унывали. А я тем более».

Обязательно с маком

Вера Жилина рассказала, как она готовит щедрую кутью:

«Конечно, с рисом – это современный вариант приготовления. Это зерно как‑то незаметно вытеснило пшеницу. Я рис перебираю и варю. Чтобы рисинки в готовом блюде не слипались, сваренный рис нужно промыть холодной водой и опять чуть прогреть».

Далее Вера Михайловна отрезает от куска сливочного масла хорошую порцию и ставит его в кастрюле на край плиты, чтобы растопить.

«Щедрую кутью обязательно поливают растопленным сливочным маслом», – рассказывает она.

Рассыпчатый рис после этого приобретает еще более аппетитный вид.

«А теперь мёд, изюм, грецкие орехи и обязательно мак, – продолжает Вера, добавляя в кашу по очереди все ингредиенты. – Мак сейчас продают в магазине, называется кондитерский или пищевой, мне хватает на кутью полстаканчика мака. Его нужно растолочь до кашицы. Мак очень важен в этом блюде, ведь он пожелание семье богатства и достатк».

Вера Михайловна осторожно смешивает все составляющие кутьи и переходит к не менее важному процессу – украшению:

«Я всегда украшаю кутью ягодой. С лета замораживаю вишню, смородину, выбираю самые красивые целые ягодки. Особенно ярко смотрится красная клюква. Стараюсь сделать так, чтобы моя кутья была яркой, нарядной, чтобы играла всеми красками жизни. Ну, вот и готово, – подводит итог своей работе Вера Михайловна. – По‑моему, на стол такую кутью поставить не стыдно».

Здесь привольно и спокойно

А как русскохоланские хозяйки готовят сытную кутью, рассказала Галина Чеснокова.

«Это был наш праздник – сочельник, – вспоминает Галина Андреевна. – Дети бегали с кутьёй по селу. Всех надо угостить, но сначала обязательно крёстную маму. Помню, с какой радостью я бежала к крёстной, приносили ей кутью. А там меня уже ждали и обязательно подарок – денежка, лента, а то и платье новое подарят».

Родственники Галины Андреевны жили в Воронеже, затем в Киргизии. В отцовской семье было шестеро детей – пять братьев и сестра. О четверых братьях, ушедших на фронт в 1941 году, до последнего времени не было никаких известий, и лишь недавно родные узнали, что все четверо погибли в боях за Родину.

«В Киргизии русские корни и обычаи не забывали, – вспоминает Галина Чеснокова. – Песни пели русские. Бабушка научила меня блины печь, пироги. Не было такого года, чтобы не варили кутью. А в 2010 году мы решили вернуться в Россию. Мы с мужем, свекровью и двумя дочерьми обосновались в Русской Халани. Здесь чувствуем себя привольно, хорошо и спокойно. У меня здесь два внука и внучка. Ещё есть сын Сергей, он живёт с семьёй на Севере, там тоже у меня два внука».

Побольше мёда

Галина Чеснокова готовит сытную кутью также из риса.

«В разваренный, рассыпчатый рис мёду надо положить побольше, не жалея, чтобы было блюдо сладким, – говорит Галина Андреевна. – Затем добавляем размягчённые сухофрукты. Их заранее замачиваем в кипяченой тёплой, но не горячей воде. Сухофрукты могут быть любыми – курага, чернослив и другие. Обязательно надо добавить изюм, промытый и тоже замоченный в воде. А потом орехи – грецкие, миндаль или другие, а также мак. Мак нужно растолочь до появления белого «молочка». Затем всё аккуратно перемешать и украсить орехами и фруктами. Можно перед подачей на стол кутью прогреть ещё минут десять в печи или духовке, желательно в глиняной посуде».

Молодая прабабушка

А как готовить постную кутью, рассказала Зоя Озорнина.

Зоя Николаевна родилась в Ездочном Чернянского района. Заочно окончила сельскохозяйственный техникум в Туле. С мужем жили в Ефремове Тульской области, воспитывали двоих детей. А потом семья решила ехать на строительство атомной электростанции в Курской области.

«Это было самое счастливое моё время, – рассказывает Зоя Николаевна. – На строительстве я работала бухгалтером и одновременно была председателем профсоюзной организации. Жизнь насыщенная, всё время с людьми, в самой гуще событий строительства».

Когда муж умер, невмоготу стало жить на прежнем месте. И Зоя вернулась на родину – в Ездочное. Там и встретился ей Виталий Озорнин, который стал ей впоследствии мужем. Теперь семья живёт в Русской Халани.

«Я молодая прабабушка, – смеётся Зоя Николаевна. – Дочка родилась, когда мне было 19, и у неё первенец появился в том же возрасте. У дочери четверо детей да у сына трое. И вот от старших внуков у нас три девочки, три моих правнученьки. Ждём теперь правнука».

Подходящее блюдо

«Варёную пшеницу с мёдом называют сочиво. Отсюда и название– сочельник. Готовят сочиво вечером 6 января перед Рождеством, – рассказывает Зоя Николаевна. – На объём пшеницы берём три объёма воды. Вначале кажется, что сваренная каша жидкая, но постоит, остынет и загустеет, станет рассыпчатой».

«Мак толчём, перетираем, смешиваем с мёдом, и всё это добавляем к немного остывшей пшенице. Перемешиваем и обязательно добавляем измельчённые грецкие орехи».

Зоя Николаевна выкладывает готовую кашу в посуду, посыпает её орехами:

«Сейчас Великий пост, и постная кутья подходящее блюдо для тех, кто постится. А можно ещё приготовить кутью на взваре. Для этого отваривают вымоченные в тёплой воде сухо-фрукты и на этом отваре готовят кашу и смешивают со всеми добавками».

Символы жизни

Русскохаланцы считают свою кутью праздничным блюдом. В этой каше заложено пожелание себе и своей семье счастья и благополучия. Каждый её ингредиент – сочетание символов и знаков.

Зерно – символ вечной жизни и перерождения. Маковые зёрна или ядра орехов – плодородие, богатство, щед-рость и достаток для всей семьи. Мёд символизирует удовольствия и сладкую жизнь.

Кутья – не просто блюдо на праздничном столе, это сочетание религиозных обычаев и традиций русского народа.

«У нас есть и такой обычай, – рассказывает Вера Жилина. – Мать, желая своей дочери жизни в счастье и достатке, на второй день после свадьбы приносит щедрую кутью в дом молодожёнов и угощает ею молодых».

С готовой кутьёй глава семьи выходил во двор, первую ложку блюда он «отдавал Богу» – подбрасывал её содержимое вверх, зачерпывал кашу во второй раз и съедал сам, а третью ложку скармливал скоту – телёнку, корове, козам. Считалось, что они не будут болеть и дадут хорошее потомство.

«Конечно, с рисом – это современный вариант приготовления. Это зерно как‑то незаметно вытеснило пшеницу. Я рис перебираю и варю. Чтобы рисинки в готовом блюде не слипались, сваренный рис нужно промыть холодной водой и опять чуть прогреть».

.

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии