Почему кутью готовят на поминки и рождество

В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.

Содержание
  1. История и символизм кутьи
  2. История кутьи
  3. Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
  4. Символизм кутьи
  5. Поверья связанные с кутьей
  6. Канунная (праздничная) кутья
  7. Кутья рождественская
  8. Новогодняя кутья
  9. Кутья крещенская
  10. Православная кутья
  11. Почему на поминках едят кутью и что она символизирует?
  12. Когда на Руси начали варить кутью?
  13. Что символизирует кутья?
  14. Кутья на Рождество 2022: Рождественская кутья на 6 и 7 января, какой вид кутьи выбрать? История блюда, традиции, рецепты
  15. История возникновения кутьи
  16. Разновидности кутьи и символизм ингредиентов
  17. Рождественская кутья
  18. Традиции приготовления кутьи
  19. Зачем на похороны готовят кутью?
  20. Кутья – христианская или языческая ритуальная еда?
  21. Основной рецепт
  22. Рецепту кутьи тысячи лет
  23. Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво
  24. Содержание статьи
  25. В Сочельник варится богатая кутья
  26. Богатая кутья из пшеницы
  27. Богатая кутья из риса
  28. Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья
  29. В канун Крещения варится голодная кутья

История и символизм кутьи

Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.

Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т. д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.

История кутьи

Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.

В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.

Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.

Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «Родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.

Символизм кутьи

Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.

Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.

Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.

В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.

Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.

Поверья связанные с кутьей

А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «Богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.

Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.

Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.

Канунная (праздничная) кутья

Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.

Кутья рождественская

Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.

Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.

А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.

Новогодняя кутья

Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.

В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.

Кутья крещенская

И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.

Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.

Православная кутья

При этом также традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста. Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.

И это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.

Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода. А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.

Традиция варить на поминках кутью (от греч. Κουκκί — «зерно») скорее всего появилась в X веке. После того, как князь Владимир сделал выбор в пользу христианства, на Русь из Византии приехали сотни священнослужителей. Они-то и познакомили наших предков с греческим обычаем есть на поминках специальную обрядовую кашу. Впрочем, Известный советский этнограф Дмитрий Зеленин допускал, что традиция эта зародилась на Руси гораздо раньше, ещё в языческие времена. А вклад византийцев заключался только в том, что они дали поминальной каше название.

Почему на поминках едят кутью и что она символизирует?

Во время поминок на стол обязательно ставят кутью. АиФ. ru разбирался, почему в России укоренился такой обычай и что символизирует эта обрядовая каша.

Когда на Руси начали варить кутью?

Традиция варить на поминках кутью (от греч. Κουκκί — «зерно») скорее всего появилась в X веке. После того, как князь Владимир сделал выбор в пользу христианства, на Русь из Византии приехали сотни священнослужителей. Они-то и познакомили наших предков с греческим обычаем есть на поминках специальную обрядовую кашу. Впрочем, Известный советский этнограф Дмитрий Зеленин допускал, что традиция эта зародилась на Руси гораздо раньше, ещё в языческие времена. А вклад византийцев заключался только в том, что они дали поминальной каше название.

Что символизирует кутья?

Зёрна кутьи являются символом воскрешения, так как, попадая в землю, они со временем превращаются в растения — так же и покойный, будучи похороненным в соответствии с церковными обычаями, воскресает к вечной жизни. Мёд же в каше символизирует то духовное умиротворение, которое ожидает усопшего в Царствии Небесном.

Также к рождественской кутье принято было подавать постное молоко из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси. Для приготовления орехового и макового молока нужно распарить мак и обдать кипятком орехи, потом перетереть их в ступке, прокрутить на мясорубке, измельчить до выделения белой жидкости.

Кутья на Рождество 2022: Рождественская кутья на 6 и 7 января, какой вид кутьи выбрать? История блюда, традиции, рецепты

Те, кто соблюдают рождественские традиции, знают, что кутья является одним из символов Рождества Христова. Как появилась кутья, какие существуют особенности ее приготовления и виды в зависимости от праздника, а также поделимся традиционными рецептами приготовления кутьи.

История возникновения кутьи

Само слово «кутья» переводится с греческого как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме. Поэтому и получается, что в христианскую историю кутья попала из древнеязыческих культов.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Названий у этой обрядовой каши также существует множество: коливо, канун, сочиво, сыть.

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок. Но также кутью готовят в канун Нового года (по старому стилю), в Сочельник, на Крещение и другие православные праздники.

Разновидности кутьи и символизм ингредиентов

В зависимости от праздника различают 3 вида кутьи:

    Бедная кутья – постная кутья, которую готовят в Сочельник (6 января); Щедрая (богатая) кутья – блюдо с добавлением сливочного масла, сливок или молока, которое готовится на Старый Новый год (13 января); Голодная (водяная) кутья – блюдо, которое в основном состоит из зерновой основы и подсластителя, и готовится перед Крещением (18 января).

Какими бы не были дополнительные компоненты кутьи, всегда должны быть три обязательных ингредиента: зерно, мак и мед. И каждый из них несет свою символичность. Так, зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Мед символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни. А мак – это символ достатка и плодородия.

Рождественская кутья

В Сочельник (6 января) обязательно готовят 12 традиционных рождественских блюд, среди которых и постную кутью, так как Рождественский пост продолжается до самого праздника. С кутьи начинают трапезу в Святой вечер и заканчивают ложкой этого блюда, обмениваясь пожеланиями и вспоминая умерших предков.

По традиции в Сочельник вечером крестники носят кутью (вечерю) крестным и старшим членам семьи, которые живут отдельно. Кроме того, по старинной традиции хозяин дома подкидывал остатки кутьи из ложки вверх, и сколько из крупинок прилипало к потолку, столько и ждали снопов хлеба в новом году.

Традиции приготовления кутьи

С древних времен принято готовить кутью из зерен пшеницы, ячменя и перловки. Но на сегодняшний день все чаще можно встретить оригинальные рецепты приготовления кутьи, например, приготовленную из риса, хоть это и отступление от традиций.

Традиционная кутья вариться из пшеницы, которую обычно вначале толкли в ступе с добавлением воды и отделяли от плевел. После пшеницу варили в печи в течение нескольких часов, до момента, когда она должна была хорошо развариться, стать мягкой и приобрести чуть беловатый оттенок.

Также к рождественской кутье принято было подавать постное молоко из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси. Для приготовления орехового и макового молока нужно распарить мак и обдать кипятком орехи, потом перетереть их в ступке, прокрутить на мясорубке, измельчить до выделения белой жидкости.

Традиционную рождественскую кутью заправляют жидким медом или медовой заправкой сытью – для нее мед нужно растворить в кипяченой теплой (но ни в коем случае не кипящей!) воде. Также в Украине была традиция готовить полужидкую кутью, заливая ее узваром.

В кутью принято также добавлять разнообразные сухофрукты, распаренные и измельченные, распаренный мак и орехи.

Важным моментом в готовке является традиция, советующая готовить блюдо именно из прорастающих злаков. По православному современному обычаю можно купить и крупы, но, если вы хотите следовать языческой обрядности, лучше раздобыть непророщенные зерна или рис.

Зачем на похороны готовят кутью?

На похороны, если точней, то на самые поминки, в славянском и даже греческом мире с древних времен готовят особое сладкое блюдо. Его нельзя есть вилкой – особенно важно, чтоб ни частица этого ритуального угощения не просыпалась, не упала наземь.

Блюдо называется кутья (у греков «коуккос», белорусов чаще «куцця», у украинцев «коливо» или «колево», в древних текстах встречается и «коуця») и считается сейчас одной из важных компонентов христианского обряда прощания с покойным. Но история этого блюда на пять веков древнее христианства. И я решила немного в ней покопаться.

Кутья – христианская или языческая ритуальная еда?

В греческих и византийских источниках упоминание о «коуккосе» авторы относят к V веку до нашей эры. О языческом символизме кутьи говорит и её состав: мёд, зерна, более поздние ингредиенты вроде изюма или орехов.

Эти два главных и важных компонента блюда являются древними языческими символами жизни, смерти и возрождения. Зерно узнало жизнь, но не может возродиться к новой жизни или породить новую, если не умрет в земле. Позднее и апостолы Павел и Иоанн прибегли к этому образу, объясняя тайну Воскрешения (Иоан.12:24 – 25; 1Кор.15:44).

В чеканной строке высказался по этому поводу и великий русский поэт прошлого века:

Таким образом, зерна символизируют непрерывность жизни на земле и продолжение её даже после «истлевания» в новом, обновленном варианте. А тающий на губах мёд – исчезающую сладость жизни. Изюм и орехи также являются символами того, что из небольших, сморщенных на вид фрагментов могут прорасти виноградники и рощицы ореховых кустарников.

Основной рецепт

В зависимости от стран и традиций рецепты кутьи могут отличаться, но в основе рецепта всегда будут лежать:

Помимо ритуального значения, кутья питательна и богата витаминами «В». В изюме или кураге (которую тоже сегодня можно использовать) много калия, а мёд помогает организму бороться с вирусами и бактериями, укрепляет иммунитет.

Важным моментом в готовке является традиция, советующая готовить блюдо именно из прорастающих злаков. По православному современному обычаю можно купить и крупы, но, если вы хотите следовать языческой обрядности, лучше раздобыть непророщенные зерна или рис.

    две десертные ложки мёда; приблизительно по 50 грамм орехов и изюма для заправки; стакан зерен или риса на два или два с половиной стакана воды (зерна предварительно толочь); варить в чуть солоноватой воде; в это время растолочь заправку из орехов, мёда и изюма; подсластить по вкусу и добавить в кашу заправку.

Остается только украсить получившуюся рассыпчатую кашу маком, цукатами, мармеладом или другими «вкусняшками» на вкус – в аспекте украшения кутьи древние традиции ничем не ограничивают ваших кулинарных фантазий!

Сейчас появилось много модных ресторанов и кафе с сервисом заказа кутьи на дом (или в то место, где будут происходить поминки). В этом случае важно обязательно лично освятить блюдо. Но оптимальный вариант – приготовить самим. Ведь даже герой знаменитого романа Катаева «Парус Одинокий», восьмилетний мальчишка Гаврик, смог справится с этой задачей и угостить рыбаков и рабочих на похоронах дедушки.

Можно предположить, что в те времена Аналог кутьи варился не из пшеницы, как сейчас, но и из семян других растений — например, полбы, ячменя, гороха. В любом случае, ритуальная каша появилась в средиземноморском (и более важном для нас черноморском) регионе в связи с культом Аполлона Таргелия. Бога солнца просили о солнечном лете и благополучной жатве, поднося конкретный намек — кашу из самого нужного. Слово «таргелиос» обозначает «горшок со священным варевом». При чем тут наша Кутья? Ну да, поминальной кашей пока даже и не пахнет, это обряды, посвященные плодородию.

Рецепту кутьи тысячи лет

В январе заканчивается Рождественский пост И подготовка к Рождеству Христову. Ни у кого не вызывает вопросов, что подать на рождественский стол — все, что угодно, постные ограничения снимаются! Но существует у православных одно удивительное сакральное блюдо, известное в связи с этим великим праздником. В Сочельник, последний день поста, принято готовить Кутью.

Как же так? Ведь эта каша ассоциируется у нас и с похоронами, Кутья на поминки варится! Каким образом сложилась традиция делать и освящать типично поминальное блюдо перед праздником рождения Господа?

Как уже говорилось, Кутья — блюдо воистину удивительное. Его, пожалуй, можно назвать одним из самых древних славянских рецептов, дошедших до нас. Скорее всего, ему. около трех тысяч лет.

Можно предположить, что в те времена Аналог кутьи варился не из пшеницы, как сейчас, но и из семян других растений — например, полбы, ячменя, гороха. В любом случае, ритуальная каша появилась в средиземноморском (и более важном для нас черноморском) регионе в связи с культом Аполлона Таргелия. Бога солнца просили о солнечном лете и благополучной жатве, поднося конкретный намек — кашу из самого нужного. Слово «таргелиос» обозначает «горшок со священным варевом». При чем тут наша Кутья? Ну да, поминальной кашей пока даже и не пахнет, это обряды, посвященные плодородию.

Но постепенно людям, похоже, начало казаться, что бог далеко, он один и за всем присмотреть не успевает. В любом случае, археологические данные показывают: многие народы решили просить помощи насчет урожая не только у какого-то божества, но и у своих собственных покойных предков. Логика, надо думать, была примерно следующая: батюшка и матушка заботились о нас при жизни — так почему бы им не помочь нам после смерти? Мы им — кашу, а они уж поспособствуют тому, чтобы у нас было, из чего эту кашу варить.

В XIII-XII веке до нашей эры на Карпатах и Дунае даже возникла традиция хоронить прах умерших в урнах, сильно напоминающих горшки для ритуальной каши, или даже просто самые обычные кухонные горшки. Оттуда она пришла и к праславянам на территорию будущих Украины и России. При раскопках погребений того периода регулярно встречаются остатки Кутьи. Обычай этот держался удивительно долго — его описал знаменитый летописец Нестор, живший уже на рубеже XI-XII веков нашей эры.

В общем, получилось так, что на момент принятия христианства славяне обзавелись устойчивой привычкой подкармливать души своих покойных предков кашей. Обратите внимание, что многие дни, имеющие отношение к поминовению умерших, по срокам близки к определенным периодам сельскохозяйственного года. Пасха, Радуница и Троицкая суббота связаны с пробуждением природы и севом, а Дмитриевская родительская суббота — с окончанием сбора урожая и полевых работ. Христианским священникам, конечно, удалось уничтожить ряд языческих традиций такого рода, но не сразу, далеко не сразу!

Еще Иван Грозный в XVI веке пенял церкви, что та не препятствует безобразному поведению прихожан, которые «. воду к Кутьи заупокойной оставляють на столци. И сметье у ворот жгуть. » Ну, если палить костры из соломы, устраивать дикие пляски ряженых и демонстративно плакать и завывать на кладбищах православных по этим дням со временем все-таки отучили, то подносить покойникам Кутью они так и продолжают до сих пор, причем даже освящаемую церковью.

Оказалось, что проще вплести эту традицию в христианский обряд, чем ее искоренить. Ритуальная каша стала благословляться святыми отцами. Впрочем, не всегда. Кое-где хозяйки еще долго продолжали тайком ставить мисочку с кашкой для домового. Это последний отголосок нехристианского использования данного блюда.

И опять мы возвращаемся к вопросу: так как же появился обычай готовить Кутью в Сочельник, который никакого отношения к поминовению мертвых не имеет? Все, что остается предположить: должно быть, когда-то давным-давно люди попытались таким образом посвятить Христа в круг своих помощников и защитников, приблизить к своим домам и семьям понятным и привычным для себя образом. Господа Всемогущего и Всеблагого сделали членом каждого рода, позвали в каждый дом. В Сочельник кутья варилась на особицу, по-праздничному. Она ставилась и на стол, и перед образами.

В наше время дело за нами. Или мы с вами решим, что не нужно нам это и забудем тысячелетний рецепт кутьи, или продолжим дело, которое до нас делали поколения наших предков.

На практике традиционная пшеничная кутья все чаще заменяется кутьей из риса. Может быть, в чем-то оно и правильно: ведь наши ближайшие покойные родственники вряд ли привыкли к каше из пшеницы, мы чаще едим рис. А Господу это и вовсе наверняка не принципиально. Но я в этом году решила, что обязательно сделаю Настоящую старинную кутью из пшеницы. Захотелось, понимаете ли, почтить память тех моих предков, которые в глаза не видели риса, а может, даже и не слышали о «сарацинской пшенице». Как и Иисус Христос.

Кутья – одно из обрядовых кушаний христианства. Ее готовят на большие религиозные праздники (Рождество, Крещение), а также на поминках. Для каждого отмечаемого события готовится разная кутья, отличающаяся по составу в полном соответствии с религиозными ограничениями. В январе, например, в православии используются три различных варианта этого кушанья.

Когда готовить щедрую, богатую, голодную кутью или сочиво

Кутья – одно из обрядовых кушаний христианства. Ее готовят на большие религиозные праздники (Рождество, Крещение), а также на поминках. Для каждого отмечаемого события готовится разная кутья, отличающаяся по составу в полном соответствии с религиозными ограничениями. В январе, например, в православии используются три различных варианта этого кушанья.

Содержание статьи

В Сочельник варится богатая кутья

В старину для ее приготовления использовали зерна пшеницы, от которых отделяли шелуху. Сейчас в магазинах продается уже очищенная и обработанная пшеница, которая так и называется – «Кутья». Также для приготовления этого блюда можно использовать ячмень или рис.

Основные ингредиенты, входящие в состав кутьи, имеют символическое значение: зерно – это символ воскресшей жизни, мед – сладкой жизни (в благополучии и здоровье), а мак – достатка. Считается, что чем больше компонентов входят в состав кутьи, тем выше будут как урожай, так и достаток в семье.

Богатая кутья из пшеницы

    готовые пшеничные зерна «Кутья» – 1 стакан; мак – 70 г; мед – 1-2 ст. ложки; сахар – 1 ст. ложка; орехи – 50-100 г; изюм – 50 г; сухофрукты – 2 стакана (груши, яблоки, вишня и т. д.); конфеты карамельные – 5-7 шт.

Мак запаривают кипятком, через час воду сливают и добавляют к нему сахар. Смесь перемалывают или в ступке, или блендером. Крупу промывают, заливают 2 стаканами чистой воды и варят в посуде с толстым дном 30-35 минут на медленном огне при закрытой или слегка приоткрытой крышке. Сваренную крупу промывают в дуршлаге. Пока варится каша, готовят узвар. Сухофрукты промывают и высыпают в 2 литра кипящей воды, добиваются возобновления кипения, через 5 минут снимают и охлаждают. Затем отфильтровывают от ягод.

Орехи жарят на сковородке в течение 5-7 минут (до начала золочения), охлаждают и снимают кожицу. Изюм запаривают кипятком на 5-10 минут.

Соединяют в миске нужный объем пшеницы, мак, изюм, добавляют 1-2 ложки меда и перемешивают. Остальную часть каши можно убрать в холодильник. Кашу посыпают орехами и украшают конфетами, цукатами, шоколадом и т. д., заливают узваром и подают к столу.

Богатая кутья из риса

Мак заливают кипятком, через час воду сливают и перетирают мак в ступке. Изюм моют и заливают кипятком на 30 минут. Рис отваривают в подсоленной воде и сливают жидкость. Орехи мелко рубят и соединяют все части. Разбавляют кипяченой водой или узваром и подают к столу.

Перед Старым Новым годом варится щедрая кутья

В старину обряд приготовления щедрой кутьи был священным и строго регламентированным вплоть до того, кто, что и когда должен был делать. А по готовой кутье гадали. Например, если каша вылезала из горшка или он сам лопался – это к беде, и такую кутью выбрасывали в реку. Если кутья румяная и разваренная – к здоровью (ее съедали утром), бледная и мелкая – к болезням и горю.

Процесс приготовления щедрой кутьи мало чем отличается от такового для богатой. Также варится крупа, запаривается и протирается мак, добавляются изюм, орехи, сухофрукты, узвар и мед. Отличия же в том, что заливать блюдо можно молоком, сливками, даже допустимы несколько ложек коньяка, а готовую кашу дополнительно разрешается сдобрить сливочным маслом или даже смальцем.

В канун Крещения варится голодная кутья

18 января – день строгого крещенского поста. Поэтому кутья должна быть «голодной». Кто-то допускает использование в процессе ее приготовления сухофруктов, но классическая голодная кутья не содержит ничего, кроме крупы и меда.

Приготовить ее также можно из пшеницы, риса, ячменя. Но сваренную кашу разводят только медовым сиропом (1 часть меда, 2 – воды), после чего доводят до кипения на медленном огне.

И опять мы возвращаемся к вопросу: так как же появился обычай готовить Кутью в Сочельник, который никакого отношения к поминовению мертвых не имеет? Все, что остается предположить: должно быть, когда-то давным-давно люди попытались таким образом посвятить Христа в круг своих помощников и защитников, приблизить к своим домам и семьям понятным и привычным для себя образом. Господа Всемогущего и Всеблагого сделали членом каждого рода, позвали в каждый дом. В Сочельник кутья варилась на особицу, по-праздничному. Она ставилась и на стол, и перед образами. В XIII-XII веке до нашей эры на Карпатах и Дунае даже возникла традиция хоронить прах умерших в урнах, сильно напоминающих горшки для ритуальной каши, или даже просто самые обычные кухонные горшки. Оттуда она пришла и к праславянам на территорию будущих Украины и России. При раскопках погребений того периода регулярно встречаются остатки Кутьи. Обычай этот держался удивительно долго — его описал знаменитый летописец Нестор, живший уже на рубеже XI-XII веков нашей эры..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector