Рождественская кутья происхождение

Какими бы не были дополнительные компоненты кутьи, всегда должны быть три обязательных ингредиента: зерно, мак и мед. И каждый из них несет свою символичность. Так, зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Мед символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни. А мак – это символ достатка и плодородия.

Содержание
  1. Кутья на Рождество 2022: Рождественская кутья на 6 и 7 января, какой вид кутьи выбрать? История блюда, традиции, рецепты
  2. История возникновения кутьи
  3. Разновидности кутьи и символизм ингредиентов
  4. Рождественская кутья
  5. Традиции приготовления кутьи
  6. История и символизм кутьи
  7. История кутьи
  8. Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
  9. Символизм кутьи
  10. Поверья связанные с кутьей
  11. Канунная (праздничная) кутья
  12. Кутья рождественская
  13. Новогодняя кутья
  14. Кутья крещенская
  15. Православная кутья
  16. Кутья на Рождество 2022 + символика и традиции Как правильно варить кутью?
  17. Что такое кутья и как ее готовить?
  18. Почему носят кутью на Рождество?
  19. Традиционная рождественская кутья из риса, изюма и мёда
  20. Сочиво на Рождество Христово: рецепты
  21. Что такое сочиво – история происхождения блюда
  22. Когда и как едят сочиво
  23. Как приготовить сочиво по православной традиции на Рождество
  24. Классический рецепт приготовления сочива из пшеницы
  25. Сочиво из пшена на Рождественский Сочельник
  26. Простое сочиво с рисом и изюмом
  27. Готовим рождественское сочиво из булгура
  28. Как варить сочиво из перловки
  29. Рецепт сочива из полбы на Крещенский Сочельник
  30. Как готовить традиционное сочиво на Рождество с чечевицей
  31. Приготовление сочива по-монастырски из пшеницы
  32. Как и сколько можно хранить блюдо
  33. Рождественская кутья происхождение

Кутья на Рождество 2022: Рождественская кутья на 6 и 7 января, какой вид кутьи выбрать? История блюда, традиции, рецепты

Те, кто соблюдают рождественские традиции, знают, что кутья является одним из символов Рождества Христова. Как появилась кутья, какие существуют особенности ее приготовления и виды в зависимости от праздника, а также поделимся традиционными рецептами приготовления кутьи.

История возникновения кутьи

Само слово «кутья» переводится с греческого как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме. Поэтому и получается, что в христианскую историю кутья попала из древнеязыческих культов.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Названий у этой обрядовой каши также существует множество: коливо, канун, сочиво, сыть.

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок. Но также кутью готовят в канун Нового года (по старому стилю), в Сочельник, на Крещение и другие православные праздники.

Разновидности кутьи и символизм ингредиентов

В зависимости от праздника различают 3 вида кутьи:

Какими бы не были дополнительные компоненты кутьи, всегда должны быть три обязательных ингредиента: зерно, мак и мед. И каждый из них несет свою символичность. Так, зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Мед символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни. А мак – это символ достатка и плодородия.

Рождественская кутья

В Сочельник (6 января) обязательно готовят 12 традиционных рождественских блюд, среди которых и постную кутью, так как Рождественский пост продолжается до самого праздника. С кутьи начинают трапезу в Святой вечер и заканчивают ложкой этого блюда, обмениваясь пожеланиями и вспоминая умерших предков.

По традиции в Сочельник вечером крестники носят кутью (вечерю) крестным и старшим членам семьи, которые живут отдельно. Кроме того, по старинной традиции хозяин дома подкидывал остатки кутьи из ложки вверх, и сколько из крупинок прилипало к потолку, столько и ждали снопов хлеба в новом году.

Традиции приготовления кутьи

С древних времен принято готовить кутью из зерен пшеницы, ячменя и перловки. Но на сегодняшний день все чаще можно встретить оригинальные рецепты приготовления кутьи, например, приготовленную из риса, хоть это и отступление от традиций.

Традиционная кутья вариться из пшеницы, которую обычно вначале толкли в ступе с добавлением воды и отделяли от плевел. После пшеницу варили в печи в течение нескольких часов, до момента, когда она должна была хорошо развариться, стать мягкой и приобрести чуть беловатый оттенок.

Также к рождественской кутье принято было подавать постное молоко из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси. Для приготовления орехового и макового молока нужно распарить мак и обдать кипятком орехи, потом перетереть их в ступке, прокрутить на мясорубке, измельчить до выделения белой жидкости.

Традиционную рождественскую кутью заправляют жидким медом или медовой заправкой сытью – для нее мед нужно растворить в кипяченой теплой (но ни в коем случае не кипящей!) воде. Также в Украине была традиция готовить полужидкую кутью, заливая ее узваром.

В кутью принято также добавлять разнообразные сухофрукты, распаренные и измельченные, распаренный мак и орехи.

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «Родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.

История и символизм кутьи

Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.

Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т. д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.

История кутьи

Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.

В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.

Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.

Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «Родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.

Символизм кутьи

Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.

Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.

Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.

В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.

Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.

Поверья связанные с кутьей

А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «Богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.

Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.

Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.

Канунная (праздничная) кутья

Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.

Кутья рождественская

Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.

Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.

А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.

Новогодняя кутья

Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.

В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.

Кутья крещенская

И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.

Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.

Православная кутья

При этом также традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста. Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.

И это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.

Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода. А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.

Мед символизирует сладость жизни, которая постепенно утекает. Из традиционных, старинных добавок можно назвать еще и изюм, который в данном контексте имеет то же значение, что крупа.

Кутья на Рождество 2022 + символика и традиции Как правильно варить кутью?

Рождество – один из самых ожидаемых, желанных и значимых дней для православных. Великие праздники сильны своими традициями. Именно в такие дни за столом собирается вся семья, друзья и близкие люди. Рождественские гадания, колядки и кутья – настоящие символы этого праздника.

Что такое кутья и как ее готовить?

Кутья – это ритуальное блюдо, которое в православной вере принято готовить на Рождество и на поминки. По сути это постная каша с добавками, где каждый ингредиент является определенным символом. Изначально кутья состояла из двух основных продуктов: цельного зерна пшеницы и меда.

Пшеница символизировала круговорот и бесконечность цикла жизни и смерти. Собранное, совранное с колоса зерно погибает, затем попадая в землю, прорастает, где выходит на новый цикл, давая жизнь новому колоску. Такой символизм можно приписать любой необработанной крупе, поэтому замена пшеницы при приготовлении кутьи вполне уместна.

Мед символизирует сладость жизни, которая постепенно утекает. Из традиционных, старинных добавок можно назвать еще и изюм, который в данном контексте имеет то же значение, что крупа.

Рождественская кутья несет собой светлый, праздничный посыл. Она готовится на Рождение Христа, самый светлый праздник православных. Поэтому именно это блюдо принято наполнять более радостными символами. Мак – символ богатства и благополучия добавляется в современной культуре обязательно. Орехи – тоже говорят о состоятельности, разные сухофрукты добавляют на здоровье. Поминальная кутья не делается такой праздничной, она несет в себе скорбный посыл.

Кутья обычно делается постной (называется «бедная кутья»), но начинать есть ее принято с появлением первой звезды на небе, то есть в момент Рождества, когда пост уже заканчивается.

Почему носят кутью на Рождество?

В канун Рождества принято готовить стол, печь пироги с разными начинками. Дети ходят по домам с колядками. И их принято щедро угощать. А крестники несут кутью своим крестным родителям, внуки идут к бабушкам и дедушкам. В этом есть определенный смысл. Дети, продолжатели жизни, несут символ ее цикличности своим крестным (то есть религиозным) родителям. Крестники одаривают кутьей как щедрым даром, с маком на богатство, сухофруктами на здоровье, своих духовных наставников.

Традиционная рождественская кутья из риса, изюма и мёда

Самый распространенный вариант кутьи в современной русской кухне – это каша из риса. Такая замена крупы (традиционную, описанную в источниках пшеницу меняем на рис) не противоречит церковным правилам, да и всему смыслу происходящего. При этом рис готовится быстрее и удобнее.

Промойте крупу. Залейте крутым кипятком, доведите до кипения. Посолите и варите до полной готовности на малом огне. На это потребуется около четверти часа. Зерна должны сохранить свою форму, быть упругими в меру. Отлейте около 1 стакана жидкости и сохраните — им позднее будет заправляться сочиво. Крупу отбросьте на дуршлаг, остудите.

Сочиво на Рождество Христово: рецепты

Сочиво — традиционное блюдо. Оно готовится и подается в последний день Рождественского поста.

Верующие восточной христианской традиции с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января) соблюдают Рождественский или Филиппов пост. В это время строго запрещено употреблять молочные, мясные продукты, а также яйца. Некоторые послабления допускаются в субботу, воскресенье, а еще праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Оканчивается пост Сочельником, на который готовят особенное блюдо — сочиво. Эта сладкая каша чаще варится из пшеницы. Но допускаются и другие крупы. Употреблять его разрешается не только верующим, а и мирянам.

Предлагаю короткий экскурс в историю блюда. А еще расскажу в какие дни и, самое главное, как его есть. Не обойдется дело и без традиционного православного рецепта. Для тех, кто не придерживается строгих традиций, будут интересны и другие варианты приготовления.

Что такое сочиво – история происхождения блюда

Один из символов Рождества называют кутья, сочиво, коливо. Большинству христиан известно, что кутья это поминальное блюдо, коливо — великопостное, а вот сочиво — каша, которая подается в Сочельник. Его корни находят в Древней Греции, где оно называлось “kolibo”. Дословно его переводят как “вареная пшеница”. Рецепт в его современном виде с небольшими изменениями пришел из Византии.

Трапеза стала частью христианской культуры как подражание Даниилу и трем отрокам, которые происходили из царских и княжеских родов. Они были взяты в плен царем Вавилонским Навуходоносором. Будучи способными к учению, без телесных недостатков и красивыми внешне, юноши попали на службу в царские палаты. Им было назначено трапезничать тем же, что и царь. Но Даниил и другие отроки отказались от языческих яств. Он уговорил начальника евнухов, который был приставлен к ним, дать им 10 дней доказать что даже на овощах, зернах и воде они останутся такими же, как те, что будут питаться с царского стола.

Когда и как едят сочиво

Православие предписывает употреблять блюдо исключительно вечером после полного отказа от пищи в течение дня. Приступать к трапезе разрешено как только первая звезда взойдет на небосклоне. Эта традиция отсылает к событиям, которые сопровождали рождение Иисуса Христа.

Сочивом не только начинают, но и заканчивают ужин в Сочельник. Обязательно при этом все члены семьи обмениваются пожеланиями, обязательно вспоминаются родственники, которые уже скончались. Кутью дают скоту, всем домашним животным. Детей отправляют с мисками, наполненными сочивом, к крестным, дедушкам и бабушкам, которые проживают отдельно.

Существует еще одна традиция. Во время ужина хозяин дома набирал в ложку остатки блюда и подкидывал. Подсчитывали количество крупинок, которые прилипли к потолку — полученное число говорило о том, сколько снопов хлеба удастся собрать.

Подавая сочиво, под каждую тарелку клали несколько колосков. Их нельзя было выбрасывать до следующего Рождества, поскольку они были своего рода оберегом. Угощали блюдом и умерших, для чего миску с пищей оставляли в месте, недоступном для домашних животных.

Как приготовить сочиво по православной традиции на Рождество

Многим верующим известно как сделать праздничное символическое блюдо. С давних пор для него берут зерна пшеницы. А если их не оказывалось под рукой, то ячмень или перловку. Но первый продукт — традиционен.

Пшеницу перекладывали в ступку, вливали небольшое количество воды и толкли. Так зерна освобождали от плевел. Затем ставили в печь и томили несколько часов. Признак готовности — изменение цвета с золотистого на белый. Получившаяся каша подавалась с постным молоком из орехов или мака. Для его приготовления первый ингредиент просто обдавали кипятком, а второй — распаривали. После перетирали в ступке до появления белесоватой жидкости. Заправкой служил жидкий мед. Некоторые хозяйки добавляли в блюдо сушеные фрукты.

Классический рецепт приготовления сочива из пшеницы

Такое блюдо чаще всего можно встретить на столах верующих, которые держат пост. От монастырского варианта его отличают некоторые послабления в виде сахара, соли. В дополнении рецепт взвара — напиток, который обязательно подается к сочиву.

Промойте в проточной воде пшеницу, удаляя весь всплывающий мусор. Залейте чистой водой, накройте крышкой. Доведя до кипения, проварите около 40 минут до мягкости. Через 20 минут после закипания посолите по вкусу. Готовое зерно отбросьте на мелкое сито и дайте стечь жидкости.

Промытый мак отваривайте в течение получаса. Аккуратно слейте всю воду, просушите. Затем смешайте с сахаром и растирайте в ступке, пока не появится белое молочко. Вымытый изюм заливают на 7 минут теплой водой, высушите. Орехи обжарьте на сухой сковороде, смешайте с маком, изюмом, пшеницей. Непосредственно перед подачей в блюдо влейте мед, разведенный в 1 стакане кипяченой воды. Заранее не делайте этого, так как смесь быстро закисает.

Для взвара сухофрукты промойте. Разложите по разным емкостям, залейте горячей водой. Для замачивания вишни и чернослива достаточно 20 минут, а яблоки и груши оставьте на полчаса.

В кастрюлю слейте всю жидкость от фруктов. Поместите в нее груши, яблок и проварите 20 минут с момента закипания. Добавьте вишню, чернослив. Варите еще 10 мин. Готовый взвар остудите, оставьте в прохладном месте на 3 часа, чтобы напиток настоялся.

Сочиво из пшена на Рождественский Сочельник

Эта крупа редко используется для приготовления традиционного блюда к празднику. Но ее можно использовать, поскольку она своим вкусом схожа с пшеницей, но легче для пищеварения. В рецепте предлагается готовить при помощи мультиварки, но тот же результат легко получить в казане, например.

Замочите в крутом кипятке курагу, изюм. Достаточно 20 минут. Жидкость слейте. Высушенный абрикос произвольно нарежьте, но не очень мелко. На сковороде растопите сливочное масло (25 г), всыпьте крупу и слегка обжарьте. Переложите в чашу мультиварки, влейте 3 ст. воды (около 600 мл), посолите по вкусу. Установите режим “Варка”, время — полчаса.

Оставшееся сливочное масло растопите, обжарьте на нем орехи, затем добавьте сухофрукты. Достаточно 3 минут. В конце присыпьте корицей по своему вкусу. Когда крупа сварится, добавьте в нее ранее подготовленные компоненты. Тщательно перемешайте, вливая сахарный сироп или просто засыпая сахар. Перед подачей праздничное блюдо можно украсить сухофруктами и орехами. Кедровые легко заменить грецкими или любыми другими.

Простое сочиво с рисом и изюмом

Вкус пшеницы не всем нравится. Поэтому ее все чаще заменяют рисом. Сочетание с сушеным виноградом или абрикосом очень нежное. Сладкая, ароматная каша понравится детям.
Ингредиенты:

Рис отварите в подсоленной воде до готовности. Изюм и курагу промойте в теплой проточной воде. Сушеный абрикос обязательно нарежьте небольшими кубиками. Добавьте сухофрукты к рису, заправьте медом и оставьте на четверть часа, накрыв крышкой. Этого времени достаточно, чтобы крупа пропиталась ароматами.

Готовим рождественское сочиво из булгура

В этом рецепте используется та же пшеница, только избавленная от оболочки, затем пропаренная, высушенная и раздробленная. В остальном принцип приготовления сохранен. Вкус у такого блюда очень нежный.
Ингредиенты:

В сотейнике нагрейте растительное масло. Выложите промытый и высушенный булгур. Осторожно влейте теплую воду. Дайте закипеть. Через 5 минут посолите и томите на среднем огне под крышкой до полной готовности. Остудите. На водяной бане, не доводя до кипения, растопите мед. Полейте булгур, перемешайте. Сверху выложите нарубленные орехи.

Приведенное количество ингредиентов рассчитано на 12 порций. Для приготовления сочива на 6 персон необходимы такие продукты: 1 стакан булгура, 40 г растительного масла. Процесс готовки можно перенести в мультиварку. Времени потребуется меньше, а получится даже вкуснее, чем на плите.

Как варить сочиво из перловки

В городе не всегда можно найти хорошую пшеницу. Предлагаю заменить ее перловкой. Вкус получится ничуть не хуже.

Тщательно промойте крупу, залейте холодной водой и оставьте на 1 час. Затем слейте. Отварите в чистой с добавлением соли до полной готовности. Мак запарьте в кипятке. Достаточно 60 минут. Пропустите через мясорубку не менее двух раз. Изюм заливают горячей водой и оставляют на четверть часа. Орехи мелко измельчают. Мед растапливают на водяной бане.

В миске смешайте все ингредиенты. Добавьте сахар и тщательно перемешайте. Выложите на праздничное блюдо.

Рецепт сочива из полбы на Крещенский Сочельник

Еще один вариант блюда с родственником пшеницы. Полба придает легкие ореховые оттенки. Такое сочиво можно употреблять в пищу людям с непереносимостью белка пшеницы.

Промойте крупу. Залейте крутым кипятком, доведите до кипения. Посолите и варите до полной готовности на малом огне. На это потребуется около четверти часа. Зерна должны сохранить свою форму, быть упругими в меру. Отлейте около 1 стакана жидкости и сохраните — им позднее будет заправляться сочиво. Крупу отбросьте на дуршлаг, остудите.

Очищенные орехи поджарьте на сухой сковороде. Измельчите блендером или мясорубкой. Цитрусовые очистите, разделите на дольки. Нарежьте небольшими кусочками. Гранат разберите на зерна. Чернослив выдержите 10-15 минут в крутом кипятке, затем порубите мелко.

Готовую полбу выложите в глубокую емкость. В отлитой жидкости разведите мед, заправьте этим составом крупу. Добавьте цедру лимона, орехи. Перемешайте. Выложите на тарелку и украсьте фруктами, гранатом.

Для этого блюда необязательно использовать цитрусовые. Можно взять яблоки, груши, персики, абрикосы. Не ограничен выбор и относительно орехов.

Как готовить традиционное сочиво на Рождество с чечевицей

По церковным обычаям для праздничного блюда используют только мед, сухофрукты, орехи и зерновые культуры. Но люди, у которых есть проблемы со здоровьем, не могут употреблять сочиво в традиционном виде. Чечевица не имеет жестких ограничений, поэтому ею можно заменить пшеницу. Вкус и аромат не пострадает.

Чечевицу отварите в подсоленной воде до полной готовности. Выложите на блюдо и дайте остыть. Затем полить медом, украсить орехами и изюмом.

Приготовление сочива по-монастырски из пшеницы

Каша из зерна — дань мужества, смелости отроков, которые бросили вызов царю. Если вы строго соблюдаете Рождественский пост, встречать Сочельник лучше с сочивом, приготовленным по всем правилам, которые соблюдают монахи. Поэтому их рецепт можно назвать самым аутентичным.

Промойте пшеницу. Залейте водой — ее уровень должен быть на 3 см выше. Доведите до кипения, снимите образовавшийся шум, уменьшите газ и варите около получаса. Когда жидкость практически выкипит, отключите газ и оставьте на час, не открывая крышки.

В готовую пшеницу добавьте взвар. Его точный объем зависит от того, насколько жидким вы хотите сделать сочиво. Влейте мед, всыпьте грецкие орех, изюм. Мак запарьте в кипятке, а потом также смешайте с пшеницей.

Монастырское сочиво должно быть в меру жидким. Сегодня ошибочно его подают как кашу. Но густота не свойственна для аутентичного блюда.

Как и сколько можно хранить блюдо

На срок хранения сочиво влияет то, из чего оно готовится. Традиционный вариант, который не содержит сухофруктов, может оставаться годным к употреблению на протяжении пяти дней. Для этого остатки помещают в стеклянную банку и ставят на нижнюю полку холодильника.

Сочиво с сухофруктами, разбавленное взваром, хранить нельзя. Его лучше готовить в объемах, которые можно съесть. Иначе следует на утро просто высыпать остатки птицам. А живущие в деревнях могут замесить их с тестом и отдать скоту.

Сочиво — традиционное блюдо. Оно готовится и подается в последний день Рождественского поста. Существует множество рецептов приготовления — от монастырского, подходящего для верующих и заканчивая блюдами с рисом, булгуром, чечевицей для мирян.

Обязательными ингредиентами кутьи являются зерно, мак и мёд.
Зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души.
Мёд символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни.
Мак – символ достатка и плодородия.
Считают, что чем богаче (приготовленная с большим количеством ингредиентов) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье. С кутьи начинают Рождественскую трапезу в Сочельник (6 января) и заканчивают ложкой этого блюда, обмениваясь пожеланиями и вспоминая умерших предков. В Сочельник готовят постную кутью, т. к. Рождественский пост продолжается до самого праздника.

Рождественская кутья происхождение

Вечером 6 января, после появления на небе первой звезды, внуки несли рождественскую кутью бабушкам и дедушкам, а крестники – своим крёстным. При этом обязательно пели «щедривки», в которых желали хозяевам здоровья, добра, хорошего урожая и благосостояния.
Кутья всегда являлась обязательным блюдом во многих обрядах – кологодные праздники, поминки, в канун Нового года (по старому стилю), в Сочельник, на Крещение и другие православные праздники, а потом и христианские.

На святвечер не садились за стол «до первой звездочки», и обед часто соединялся с ужином. Главными блюдами на рождественском столе была кутья и узвар. Готовили кутью из разной крупы в зависимости от святодня: рис, пшеницы, ячневая, ячменя (перловка), овес. Крупу измельчали в ступке так, чтоб зёрнышки не разминались, а только сдиралась с них шелуха. Кушали кутью обычно с медовым сиропом или сахарной водой.

В зависимости от праздника различают 3 вида кутьи:
Бедная кутья – постная кутья, которую готовят в Сочельник (6 января).
Щедрая (богатая) кутья – блюдо с добавлением сливочного масла, сливок или молока, которое готовится на Старый Новый год (13 января).
Голодная (водяная) кутья – блюдо, которое в основном состоит из зерновой основы и подсластителя, и готовится перед Крещением (18 января).

Обязательными ингредиентами кутьи являются зерно, мак и мёд.
Зерно символизирует плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души.
Мёд символизирует сладость, удовольствие и блага вечной жизни.
Мак – символ достатка и плодородия.
Считают, что чем богаче (приготовленная с большим количеством ингредиентов) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье. С кутьи начинают Рождественскую трапезу в Сочельник (6 января) и заканчивают ложкой этого блюда, обмениваясь пожеланиями и вспоминая умерших предков. В Сочельник готовят постную кутью, т. к. Рождественский пост продолжается до самого праздника.

Что касается рождественской кутьи, то в старину считалось, что чем богаче (то есть вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье.
Немыслимо рождественское застолье и без узвара. На святвечер варили узвар из сушеных плодов и ягод, добавляя сахар, мёд и изюм. По сравнению с компотом узвар получался более густым и сладким. Иногда узвар варили с рисом, случалось, добавляли пива или вина.

С древних времен принято готовить кутью из зерен пшеницы, ячменя и перловки. Но на сегодняшний день всё чаще можно встретить кутью, приготовленную из риса, хоть это и отступление от традиций.
Традиционная кутья варится из пшеницы, которую обычно вначале толкли в ступе с добавлением воды и отделяли от плевел. После пшеницу варили в печи в течение нескольких часов, до момента, когда она должна была хорошо развариться, стать мягкой и приобрести чуть беловатый оттенок.
Также к рождественской кутье принято было подавать постное молоко из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси. Для приготовления орехового и макового молока нужно распарить мак и обдать кипятком орехи, потом перетереть их в ступке, прокрутить на мясорубке, измельчить до выделения белой жидкости.

Традиционную рождественскую кутью заправляют жидким мёдом или медовой заправкой сытью – для нее мёд нужно растворить в кипячёной теплой (но ни в коем случае не кипящей!) воде. В кутью принято также добавлять разнообразные сухофрукты, распаренные и измельченные, распаренный мак и орехи.

Кутья под Рождество. Бедная кутья – из риса (самый простой рецепт)
Ингредиенты:
Рис 200 г,
Мак 100 г,
Грецкие орехи 50 г,
Изюм 50 г,
Мед 100 г,
Соль щепотка,
Кипяченая вода 200 мл.
Приготовление: Мак залить кипятком и оставить на час. Затем жидкость слить и растереть мак в ступке. Изюм помыть и залить кипятком на полчаса. Орехи подсушить и мелко порубить. Рис отварить в подсоленной воде, жидкость слить.
Перемешать рис, изюм, орехи, мед, посолить по вкусу. (Разбавить узваром или кипяченой водой.)

К праздничному столу опаздывать нельзя – “будеш весь рiк блукати”. Очень важно, чтобы в доме царили мир и покой, ведь именно в этот день хозяева призывают в семью счастье и благополучие. Кстати, готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и внуки. Недаром в народе и по сей день говорят: “Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в дружбi та злагодi”. По традиции все члены семьи должны быть в Святвечер дома.

На вечерие Рождества в ряде мест жгли костры, что связывалось с представлением о возрождении солнца, о начале нового солнечного года. По ныне объясняют этот обычай таким образом:

«Под Рождество и под Крещение жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались» (Курская губ.).

«На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая».

«Первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы», так как «умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании» (Тамбовская, Орловская губ.).

«На первый день Рождества Христова, по отходе утрени «родителей греют». Село залито огненным морем, дым большими столбами подымался кверху. все старались быть безмолвны». Среди каждого двора кладется воз или более соломы, которая после службы в церкви и поджигается. «Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы».

Накануне Рождества вновь гадают и проделывают целый ряд магических действ.
Под Рождество кладут в чашку кутью и мед, затем каждый кладет свою ложку углублением вниз, ставят поверх пирог и накрывают скатертью. Утром, придя из церкви, смотрят: чья ложка перевернулась, тот умрет (Воронежская губ.).

Семья собирается за столом, выставляют кутью с сытой, овсяный кисель. «Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин, открывает окно или выходит в сени и кличет мороз:
— Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью (или кисель). Зимой ходи, а летом под колодиной. лежи!
Таким призывом думают умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, капусты и огурцов» (Псковская губ.).

Это все отголоски почти забытых обрядов.
Мало кто помнит и знает, что в этот вечер материя между мирами утончается, и предки имеют возможность прийти к живым родичам и провести с ними вечер. Потому и становилось возможным узнать ответы на волнующие вопросы, но с пращурами могли говорить лишь единицы, и большинство прибегали к доступным методам – узнавали желаемое посредству гаданий.
Открывая дверь или окно, изначально звали не мороз, а предков. Все или многие блюда на столе были обрядовые, начиная с кутьи. Кутья, чтоб там навыдумывали представители религиозных конфессий, это одно из распространенных обрядовых блюд. По той же причине и в емкость с кутьей клали на одну ложку больше, чем людей сидевших за столом.
Потому и жгли костры, чтоб указать путь предкам в свой дом.
В наши дни можно зажечь свечу и попросить прийти предков, например, так, как рассказывала Шончалай Ховенмей.
К концу вечера поблагодарите предков и попросите уйти в те слои бытия, откуда они пришли.

Для чего нужны обряды связанные в предками?
Чтоб ушедшие видели, что не зря прожили свою жизнь и могут порадоваться за потомков.
Можно просить помощи, но это должно семьи в большей общими фразами – сплотить родичей, улучшить отношения в семье, помочь с рождением деток…
Так же делась закличка души предка для рождения новой жизни.

Не стоит просить за кого-то. Например, чтоб дочь (сын) встретила суженого. У них могут быть свои пожелания и представления на этот счет. В лучшем случае, ничего не произойдет, в худшем – могут упустить суженного, потому что встреча состоялась в не положенный срок.

На вечерие Рождества в ряде мест жгли костры, что связывалось с представлением о возрождении солнца, о начале нового солнечного года. По ныне объясняют этот обычай таким образом: «На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая»..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии