Зачем варят кутью на поминки

Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.

Содержание
  1. История и символизм кутьи
  2. История кутьи
  3. Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
  4. Символизм кутьи
  5. Поверья связанные с кутьей
  6. Канунная (праздничная) кутья
  7. Кутья рождественская
  8. Новогодняя кутья
  9. Кутья крещенская
  10. Православная кутья
  11. Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки
  12. История
  13. Священная суть поминальной трапезы – что символизирует кутья на поминках
  14. Главные блюда поминального обеда
  15. Традиционный рецепт приготовления кутьи
  16. Современный, модернизированный рецепт поминальной кутьи
  17. Приготовление кутьи
  18. Что символизирует кутья на поминках сегодня
  19. Что такое коливо
  20. Как подают и едят кутью на поминках
  21. Откуда пришел обычай готовить кутью
  22. Поминальная трапеза
  23. Когда поминают покойного
  24. Зачем нужны поминки
  25. Кутья – сладкая поминальная каша
  26. Принципы меню поминального обеда
  27. Что приготовить на поминки
  28. Домашний борщ
  29. Котлеты

История и символизм кутьи

Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.

Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т. д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.

История кутьи

Само слово «Кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.

В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.

Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.

Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «Родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.

Символизм кутьи

Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.

Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности. Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.

Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.

В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.

Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.

Поверья связанные с кутьей

А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «Богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.

Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.

Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.

Канунная (праздничная) кутья

Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.

Кутья рождественская

Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.

Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.

А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.

Новогодняя кутья

Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.

В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.

Кутья крещенская

И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.

Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.

Православная кутья

При этом также традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста. Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.

И это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.

Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода. А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.

Теперь, чтобы готовить поминальное блюдо, не нужно заранее замачивать зерно. Весь процесс занимает не более 1 часа.

Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки

Происхождение слова «кутья» уходит корнями в древние времена. Считается, что оно появилось от греческого «бобы», что, в свою очередь, является производным от «зерно». Блюдо стали готовить еще в древности – во времена язычества. Оно было частью обычаев, связанных с жертвоприношениями, похоронами.

Древние славяне готовили кутью, чтобы оставить ее у могилы покойника. Это символизировало полноценную трапезу для него, т. к. считалось, что умершие сохраняют человеческие потребности.

Приготовление кутьи стало христианской традицией не просто так. Это позволило укрепить православную веру, т. к. славянам было сложно отказаться от многовековых обычаев. Так постепенно некоторые из них стали использоваться и в христианстве, но приобрели иной смысл.

История

Само слово «кутья» произошло от греческого kukkia – вареное зерно. Традиционное приготовление каши пришло задолго до появления христианства у славян. Большинство исследователей отмечают, что пища наделена статусом древнего языческого блюда и связана с обрядами похорон и жертвоприношения. Каша подавалась на столы во время религиозных празднований в знак поклонения усопшим. Веря в то, что умерший сохраняет все человеческие потребности, в т. ч. и в пище, древние славяне готовили кутью из пшеницы для усопшего и ставили ее рядом с могилой.

Священная суть поминальной трапезы – что символизирует кутья на поминках

Кутья считалась традиционным блюдом во время поминок неспроста. Считалось, что она символизирует рост, развитие – зарождение новой жизни. Зерно по этой причине легло в основу блюда. Необходимо было готовить его для покойного, поэтому выбор пал на такой продукт. Кроме того, в состав входит еще и сладкая добавка, чаще всего используют мед, символизирующий блаженство вечной жизни. Такие значения продукты приобрели во времена христианства, т. к. подобная символика несет в себе смысл основных догматов религии.

Главные блюда поминального обеда

Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Одновременно готовят еще несколько блюд, которые стали традиционными:

Пища может быть скоромной (мясной, жирной) или постной. Выбор блюд зависит от того, приходится ли поминальный обед на период поста. Чаще готовят порционную пищу, что делает ее удобной для употребления не только за столом, но и на ходу (например, если устраивается не традиционный обед, а планируется меню по принципу шведского стола). Блины, пирожки и котлеты соответствуют данному критерию.

Традиционный рецепт приготовления кутьи

Коливо с маком, изюмом и грецкими орехами
В разное время готовилась кутья с учетом особенностей церковного праздника/поста/поминок: бедная (постная), богатая (жирная), голодная (с водой без многочисленных добавок). Но в основе любого рецепта – зерна. Пшеница символизирует рост, развитие, поэтому лучше использовать именно ее. Традиционный рецепт требует подготовки компонентов:

    Пшеница (без плевел, очищенная) – 1 стакан; Вода – 2-3 стакана; Соль по вкусу; Добавки – любые, выбираются по желанию: изюм, грецкие орехи, мак.

Чтобы приготовить кутью, сначала нужно замочить пшеницу. Это делается вечером, чтобы к утру зерно размякло. Рецепт:

Пшеницу заливают водой. Когда она станет мягкой, зерна отваривают. Добавляют компоненты, сухофрукты предварительно замачивают в горячей воде. Ингредиенты смешивают, добавляют мед.

Современный, модернизированный рецепт поминальной кутьи

Поминальная кутья на основе риса
Очередной поворот истории мира способствовал появлению другого варианта кутьи – на основе риса. В советские времена пшеница не всегда была доступна. Люди нашли выход – стали применять рис.

Теперь, чтобы готовить поминальное блюдо, не нужно заранее замачивать зерно. Весь процесс занимает не более 1 часа.

Причем основные этапы традиционного рецепта сохранились:

Рис моют. Отваривают до готовности. Одновременно замачивают сухофрукты, чистят орехи, запаривают мак. Вареный рис и остальные ингредиенты смешивают, добавляют сладкий компонент. Это может быть мед или альтернативный вариантсахарный сироп.

Приготовление кутьи

Для приготовления угощения используется посуда с толстым дном, чтобы крупа не пригорела и не испортила вкус блюда. Идеальный способ создания колива – в духовке в глиняном горшочке, но допускается варить его в мультиварке или кастрюле на плите. Если кутья готовится заранее, то изюм, сухофрукты и мед добавляются непосредственно перед подачей на стол, т. к. могут забродить.

    Газпромбанк рефинансирование ипотеки — условия перекредитования, пакет документов и требования к заемщикам Новогодний бонус от Сбербанка для пенсионеров 7 причин вздутия живота и способы облегчить состояние

Что символизирует кутья на поминках сегодня

Современное понимание религиозных канонов практически не изменилось с давних времен. Кутья по-прежнему означает воскрешение души после смерти. Но мало кто вникает в смысл этого слова сегодня. Традиция постепенно превращается в обычай, при выполнении которого кутья стала атрибутом поминок. Причем намного чаще это блюдо ставят во время празднования Рождества.

Что такое коливо

Коливом называют постное блюдо, которое готовится из пшеницы. Это синоним кутьи, но стали употреблять такую пищу в другой местности. Дословный перевод – «вареная пшеница». Ее приправляли медом, это был традиционный рецепт колива. Считалось даже, что такое блюдо появилось изначально, как не имеющее сакрального смысла: отварную пшеницу с медом употребляли священники, когда возвращались с вечерней службы, и необходимо было быстро приготовить что-то максимально простое. Так блюдо вошло в церковную жизнь, его традиционно употребляют во время праздников и других важных событий.

Как подают и едят кутью на поминках

Когда становится понятно, почему на поминки готовят кутью, возникает желание соблюсти традицию полностью. Для этого изучаются особенности употребления кутьи на поминках:

    Пищу нужно освятить после отпевания покойника; На стол по центру ставят большую тарелку – при этом каждый будет иметь возможность взять своей ложкой нужное количество; Одновременно подаются холодные закуски, затем ставят горячие блюда – перед началом трапезы; Кутью нужно попробовать первой, рекомендуется съесть 3 ложки (минимума, но можно и больше).

Традиционная подача кутьи на поминальный стол

Откуда пришел обычай готовить кутью

Обычай поминать умерших кашей из зерен пришел к нам из античных времен. В Древней Греции это блюдо называлось «kolibo» — вареная пшеница. Это название в чуть измененном виде прижилось у восточных славян, у сербов стало называться коливо, закрепилось и в русском языке. Первое блюдо на поминальном столе имеет и символический смысл: оно обозначает бесконечность жизни, ее возрождение после смерти. Именно так происходит с зерном: оказавшись в земле, оно дает всходы, а само умирает. Этот очень древний обычай подавать кутью (колево) на стол связан и с верой в то, что человек, умирая на земле, в загробном мире продолжает жить в ожидании Второго Пришествия (воскрешения) Иисуса Христа. Цель Воскрешения Христа и возвращения его на землю состоит в том, чтобы уничтожить все злые силы, воскресить всех умерших и на Страшном суде воздать всем — и живым, и мертвым — по заслугам. Одни будут обречены на вечные мучения, другие — на вечную жизнь.

Поминальный ритуал существует во всех религиях мира. Считается, что жизнь души не прекращается со смертью тела, как и любовь живых людей к покойному. Живые могут общаться с умершим в процессе поминальных обрядов и способны своими молитвами и добрыми делами помочь его душе попасть в Рай.

Поминальная трапеза

Каждый человек живет с глубокой внутренней уверенностью в собственном бессмертии и бессмертии своих близких. Да, он понимает и даже видит – люди умирают, но подсознание хранит спокойную уверенность – с ним и его близкими этого случиться не может. Таково свойство здоровой человеческой психики.

Когда в дом приходит беда – это всегда неожиданно и очень-очень больно. Люди в растерянности. Что делать?! Куда бежать?! Кто поможет?! Необходимо переделать кучу неизвестных до того дел в предельно короткие сроки. С чего начать, как сделать правильно?

Тут на помощь приходят люди, имеющие опыт, силы и, самое главное – доброе сердце.

Похоронные обряды, правила и традиции ведут родных покойного по заданному алгоритму, который, с точки зрения православных христиан, необходим для блага и спасения души усопших.

Поминальный ритуал существует во всех религиях мира. Считается, что жизнь души не прекращается со смертью тела, как и любовь живых людей к покойному. Живые могут общаться с умершим в процессе поминальных обрядов и способны своими молитвами и добрыми делами помочь его душе попасть в Рай.

Когда поминают покойного

В день смерти, после чего душа покойного еще два дня находится с ангелами и ей позволяют ходить по земле там, где она захочет. А хочется ей домой, туда, где находится ее тело и любимые близкие. Считается, что добродетельная душа посещает места, где творила правду. На третий день, то есть, в день похорон, душа возносится на небеса для поклонения Богу. Третий, потому что умерший был крещен во имя Отца, Сына и Святого духа, веруя в Единосущую и Нераздельную Троицу. И еще потому, что в этот день меняется лицо (образ) покойного. А тем временем ангелы показывают душе умершего Рай, и на девятый день приводят ее к Богу. На девятый день, когда, с православной точки зрения, разрушается все тело, кроме сердца. А душу водят по местам, где грешил покойный, показывают Ад, демонстрируя муки грешников. Душа покойного приходит в ужас от увиденного и от осознания того, что и он тоже согрешил, о чем душа горько сожалеет и молит о прощении. Это продолжается до сорокового дня. На сороковой день, когда разрушается и сердце. А над душой покойного вершится Божий суд, определяющий, место ли ему в Раю или в Аду. В полгода и год по кончине, день рождения и день Ангела усопшего и на все соответствующие религиозные праздники ежегодно: в Троицкую, мясопустную, родительские, Дмитриевскую субботы, в канун Пятидесятницы и на Радоницу.

Зачем нужны поминки

Поминки – не просто трапеза, а обряд, в ходе которого близкие усопшего ВСПОМИНАЮТ его самого и его добрые дела, где пробуждаются воспоминания об умерших предках, к которым в молитве обращаются за помощью, и где молятся за упокоение души усопшего, стараясь облегчить ее муки. В своих молитвах, обращенных к Богу – Святой Троице, живые просят простить покойному все его прегрешения, которые были содеяны словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.

Собираясь всей семьей, души живых обращаются к помощи древних психологических механизмов, стремясь ощутить себя неотъемлемой частью своего рода, который их защитит, поддержит, наделит новыми силами. И в семейный круг вливаются новые душевные силы, любовь и сострадание, исцеляющее живых людей.

Кутья – сладкая поминальная каша

Для проведения поминальной трапезы первым делом надо заготовить Кутью (ее еще называют “коливо”) – это ритуальная каша, сваренная из зерен: пшеничных, ячменных или рисовых; подслащенная медом или изюмом; и освященная на панихиде. Зерна являются символом воскрешения души, ведь чтобы они плодоносили, их нужно вначале закопать в землю, где они истлеют, давая ростки – то есть, новую жизнь.

С православной точки зрения, тело усопшего предается земле, чтобы истлеть и появится нетленным в момент всеобщего Воскрешения. А мед и изюм выступают как символ духовной сладости благ вечной жизни в Царствии Небесном. Соединяясь в готовое блюдо – кутью, они выражают уверенность живых в грядущем воскрешении умерших и бессмертии души.

Как готовить кутью: зерна замочить на ночь или на несколько часов, сварить до готовности так, чтобы каша получилась рассыпчатой. Ближе к концу добавить сахар или подогретый мед, разведенный водой (чтобы легче впитался) и изюм (который необходимо предварительно промыть, ошпарить кипятком и подсушить). Еще в кутью можно добавлять мак. Здесь можно посмотреть рецепт кутьи (пропорции, советы). И еще вариант греческой кутьи пшеничной и рисовой (2 рецепта).

Принципы меню поминального обеда

Простым и строгим; Поддерживающим силы: физические и душевные (ведь известно, что еда – отличный антидепрессант); Приготовленным из свежих и качественных продуктов, чтобы не омрачить этот скорбный день другими несчастными случаями; Способствовать беседе и сохранению тихой душевной атмосферы, где скорбящие люди, собравшиеся для духовного общения в память об усопшем, смогут немного отдохнуть.

Конечно, состав блюд во многом зависит от традиций семьи, ее достатка и того, кто, предположительно, придет помянуть (ведь на поминки традиционно не приглашают, люди сами приходят). Если вы думаете, что пришедших помянуть окажется примерно столько, сколько бывает гостей на большой праздник, и вы сможете приготовить поминальную трапезу силами своей семьи, проведя ее дома, и нет сил, времени на продумывание и реализацию сложного меню, предложите пришедшим обычный обед (ужин). Чтобы он был примерно таким, каким вы бы накормили семью в выходной день.

Традиционно на Руси для поминального стола готовились щи, каши, блины, пирожки, кисели (твердые, желеобразные – как приготовить, можно посмотреть в конце этого рецепта киселя) и компоты. Можно предложить следующее простое и относительно недорогое меню: борщ, гречневая каша, куриные котлеты, домашние заготовки (салаты, лечо, консервированные огурцы и помидоры), компот и слойки с банановой начинкой.

Конечно, при желании можно нарезать свежих овощей и фруктов, колбасы и мясных деликатесов, подать разнообразные салаты, селедку или другую соленую рыбу, бутерброды с икрой, паштетами, шпротами.

Думаю, хозяева сами определятся, есть ли в этом необходимость. Главное, помнить, что при поминании нет цели – накормить до отвала и поразить изысканностью, дороговизной и обилием блюд. Зато есть цель – насытить гостей, поблагодарив за помощь и участие, вспомнить усопшего, помолится за упокоение его души и отпущение его грехов, и оказать друг другу психологическую помощь и поддержку. Главное – не еда, а люди – живые и умершие, объединенные горем расставания и изменением жизни – земной и загробной.

Что приготовить на поминки

Итак, приступим к приготовлению поминальной трапезы.

Домашний борщ

Некоторые считают, что Борщ на следующий день, настоявшись и загустев, становится только вкуснее. Потому, если мы решим приготовить его накануне, вкус блюда изменится, но не пострадает. Кстати, слово “накануне” произошло от греческого “канун” (корзина), в них в церковь для освящения приносили продукты, приготовленные для поминального стола.

Для борща готовим бульон из мяса с косточкой. На разогретую сковороду вливаем растительное масло, аккуратно ссыпаем мелко нарезанный лук. Как только уловили сладкий луковый дух, растекшийся по всей кухне, добавляем свеклу и морковь, нарезанные небольшими кубиками. При такой обработке свекла сохранит свой окрас, а морковь заиграет ярким оранжевым пламенем в свекольных глубинах.

Овощи будут томиться в сковороде до перехода твердого состояния в мягкое. Из кастрюли уже проливается аппетитный мясной аромат? Пора познакомить бульон с картофельными кубиками (нарезанные размером со свеколько-морковные. Компоненты блюда должны составить однородное ассорти).

Помните, что овощи сохраняют наибольшее количество витаминов и яркий вкус, когда готовятся на быстром и сильном огне. Чуть погодя засыпаем в бульон овощи со сковороды, и когда они немного проварятся, добавляем тонко нашинкованную капусту, чеснок, лавровый лист, несколько горошин черного перца, нарезанные кубиками помидоры и сладкий перец, разумеется, они должны быть размера, аналогичного остальным компонентам.

Уже осталось чуть-чуть. Пробуем. Посолили. Подсластили, если показалось, что надо. Добавили капельку лимона или уксуса, если свекла слегка потеряла свой шикарный цвет. Все.

Заранее можно Приготовить и Куриные котлеты. Это вкусное, недорогое, несложное блюдо.

Котлеты

Нам необходим куриный фарш – свежий или замороженный (если, оттаяв, он окажется слишком жидким, попробуйте слить лишнюю воду. Если не поможет, наши котлетки формой будут больше напоминать оладьи, что все равно вкусно).

В фарш добавляем натертый на крупной терке лук, чеснок, яйца (если он жидковат, яиц можно положить больше обычного) и геркулесовые хлопья.

Вымешиваем фарш, солим, можно слегка поперчить. И теперь формируем котлетки, предварительно обмакивая руки в мисочку с водой, чтобы фарш не приставал к ладошкам. Если же он был изначально жидковат, то зачерпываем ложкой будущую котлету и выкладываем ее на сковороду с горячим растительным маслом. Когда сторона, соприкасающаяся с дном сковороды, уже достаточно крепкая и изменила цвет (тут уже на любителя, кому-то нравятся зажаристые, темно-коричневые с явно ощутимой корочкой, кому-то – нежные, светлые), переворачиваем и обжариваем котлету с другой стороны.

Потом складываем ароматные мясные вкусности в кастрюлю, дно которой залито невысоким слоем растительного масла, где они остаются в ожидании все котлетной партии для дальнейшего тушения. Когда все котлетки уложены, доливаем воды примерно до середины мясной конструкции, накрываем крышкой и томим на медленном огне до появления ярких характерных ароматов. Совсем забывать о кастрюльке не стоит, иногда поглядывайте, может, стоит долить воды или немного встряхнуть, чтобы котлеты не пристали к посуде. Можно в котлетную водичку бросить лавровый лист и эстрагон.

Думаю, хозяева сами определятся, есть ли в этом необходимость. Главное, помнить, что при поминании нет цели – накормить до отвала и поразить изысканностью, дороговизной и обилием блюд. Зато есть цель – насытить гостей, поблагодарив за помощь и участие, вспомнить усопшего, помолится за упокоение его души и отпущение его грехов, и оказать друг другу психологическую помощь и поддержку. Главное – не еда, а люди – живые и умершие, объединенные горем расставания и изменением жизни – земной и загробной. Нам необходим куриный фарш – свежий или замороженный (если, оттаяв, он окажется слишком жидким, попробуйте слить лишнюю воду. Если не поможет, наши котлетки формой будут больше напоминать оладьи, что все равно вкусно)..

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector